Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6   7
   С/В  8   9  10  11  12
   13  14  15  16  17  18
   19               
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 3 (3751), 28 февраля 2007 года
образование

Программы дополнительного образования

Существует множество правительственных программ, направленных на развитие социально-экономической сферы, одной из ключевых целей которых является модернизация образования. Внедрение программ дополнительного образования (инновационных методов образования, новых образовательных технологий и программ подготовки и переподготовки специалистов) является наиболее важным шагом на пути формирования эффективной системы подготовки специалистов высшей квалификации. Однако на этом пути есть определенные сложности, в основном связанные с недостатком опыта развития сферы дополнительного образования. Довольно часто приходится слышать о формировании сети университетов и бизнес -школ и о расширении числа организаций, реализующих образовательные программы непрерывного профессионального образования за счет привлечения в эту сферу различных необразовательных организаций, имеющих ресурсы для осуществления разнообразных дополнительных профессиональных программ в рамках внутрифирменного обучения. Для достижения таких целей основной проблемой все-таки остается нахождение источников финансовой поддержки, на которую, в свою очередь, можно рассчитывать только при достаточной аргументации целесообразности проведения подобных программ. Поэтому речь пойдет об уже имеющемся опыте в сфере проведения программ дополнительного образования, и результатом должно стать формирование понимания необходимости внедрения программ внутрифирменного обучения и желания развивать сферу неформального образования с целью повышения качества подготовки специалистов.

Наш опыт

Сегодня мы вправе говорить о пользе стажировок, проведенных экономическим факультетом СПбГУ совместно с Европейским Технолого-Информационным центром (Плзень, Чешская республика) летом 2006 года, так как к настоящему моменту удалось подытожить результаты и прийти к выводу о необходимости сотрудничества с зарубежными партнерами в сфере дополнительного образования.

Стажировка студентов на предприятиях Чешской республики представляла собой образовательную программу Европейского Технолого-Информационного центра, в рамках которой участникам предоставлялась возможность получить знания и информацию в экономической области. С целью решения комплекса образовательных задач Центр реализует программы дополнительного образования, используя новые технологии образования. Стажировка проводилась на предприятиях, работающих в различных сферах экономики, находящихся в сотрудничестве или конкурирующих друг с другом, и студенты могли оценить состояние экономики ЧР, выявить наиболее явные отличительные черты и особенности развития.

Почему Чехия?

Чехия, став членом Европейского Союза, сейчас находится в периоде адаптации к изменениям, перехода на новые стандарты. При этом, являясь центром аккумуляции бизнес-кругов, где представлены все сферы деятельности, Чехия является приемлемым вариантом для реализации неформальных образовательных программ РФ. Не существует языкового барьера для участников, Чешская республика близка России по истории развития. Чехия так же, как и Россия, развивалась от капиталистического строя к социализму, но более интенсивными и уверенными шагами, благодаря чему уже сейчас видна разница и по темпам роста, и по уровню жизни граждан. В этом убеждаешься не только глядя на статистические данные, но и благодаря увиденному, то есть по тем фактам, аргументация которым не требуется. Достаточно сказать, что большинство чехов имеют хорошо оплачиваемую работу, жилье соответствующего уровня, стабильную и достойную социальную поддержку – пенсия выше нашей средней заработной платы, бесплатное не только высшее образовании, но и курсы переподготовки специалистов и повышения квалификации. Усиленное внимание уделяется именно образованию. По статистике, люди с соответствующим стажем и чешским образованием без проблем находят работу. Тем более что акцент делается на соответствие требуемых рынком труда кадров и предлагаемых образовательных программ. Поэтому, как и во всех европейских странах, в Чехии достаточно развита практика проведения курсов, тренингов, различных программ подготовки и переподготовки кадров. Хорошо развитая лизинговая система позволяет иметь жителям этой небольшой, но развитой страны как минимум один автомобиль, причем, как правило, марки Skoda, но здесь дело не только в патриотизме граждан, а в особой политике государства, направленной на поддержку производства компаний. Отмечу, что подобные факты стимулируют участников стажировки в будущем к действиям, позволяющим в долгосрочной перспективе развивать и экономику нашей страны, а значит – достигнуть подобного уровня жизни. Полученная в чешских компаниях информация о методах работы крупных предприятий и принципах использования и развития технологий применима для развития системы отечественного менеджмента. Неоднократно участники стажировки подчеркивали для себя тот факт, что в Чехии особое внимание уделяется именно развитию и применению различных технологий, соответственно, развитие страны происходит вертикально. Здесь стоит отметить, что развиваться горизонтально чехи позволить себе не могут, учитывая масштабы страны, чего не скажешь о России – у нас пока еще есть ресурсы “расширяться”, а не развиваться, но это только пока. Поэтому тема технологического развития сейчас актуализируется в России все чаще и чаще, и именно поэтому имеет смысл знакомить студентов, то есть тех, кто в недалеком будущем непосредственно может влиять на процессы в стране, с политикой технологического развития. Фирмы в Чешской республике обладают актуальной информацией в различных сферах экономики, так как все происходящее в стране в последнее время стимулирует не только внутренний рынок Чехии к развитию, но и к размещению предприятий крупных зарубежных компаний именно в Чехии, а дешевое производство (по сравнению с остальными странами Европейского Союза) и наличие огромного числа центров инновационных исследований и развития технологий позволяют компаниям, расположенным в Чехии, наращивать производственные мощности гигантскими темпами. Поэтому неудивительно, что Чехия, по оценкам независимых мировых экспертов, – отличник Центральной Европы по темпам роста.

Высокий уровень образования, соответствующий уровню ЕС и мировым стандартам, сосредоточение глобальных фирм – это факторы, указывающие на то, что Чехия является наиболее привлекательной средой для достижения целей программ дополнительного образования. Раньше Чехия привлекала иностранный капитал благоприятным инвестиционным климатом в стране, сейчас – специалистами высокого уровня, работающими на предприятиях. Приятно осознавать, что именно эти специалисты проводят стажировку для студентов в рамках внутрифирменного обучения.

Таким образом, находясь в центре Европы, участники стажировки получали возможность присутствовать на предприятиях, имеющих область влияния, зону охвата и рынки во всем мире. Поэтому стажировка носила глобальный характер, давала возможность ознакомиться с процессами, происходящими в мире, с правилами предпринимательства, действующими во многих странах.

Чехия – страна с развитой экспортной политикой. После вступления в Европейский Союз в 2004 году Чешская республика получила доступ не только к новым рынкам сбыта, но и к структурным фондам ЧР и ЕС, благодаря чему она эффективно развивает промышленность и достигает поставленных социально-экономических целей, в том числе и в сфере проведения образовательных программ. Поэтому сотрудничество с таким партнером позволяет заручиться поддержкой не только чешского правительства, но и Европейского Союза. Остается решить вопрос поддержки с российской стороны.

Какой была стажировка?

Ожидания студентов относительно стажировки, безусловно, оправдались, а если и нет, то, по словам участников, все оказалось лучше, чем предполагалось ранее. Многие отметили полезность полученной информации о специфике и методах организации бизнеса, о политической и экономической ситуации в ЧР. Также понравились не только предложенные программы стажировки, но и возможность побывать на нескольких предприятиях, работающих в одном секторе экономики, благодаря чему можно было осуществить сравнительный анализ чешских предприятий и получить разностороннюю картину методов ведения бизнеса в ЧР и управления крупными компаниями. Кроме того, посещение предприятий позволило расширить практические знания во многих сферах экономики. За время стажировки удалось посетить такие организации, как Esa Logistica (член союза экспедиторов), Skoda TS a.s. (реализация долгосрочных проектов производства тяжелого оборудования), Skoda Machine Tool s.p.o. (тяжелое машиностроение), Zimny Stadion (крупная холдинговая структура), CSOB (Чешский национальный банк), Kiss Proton (радиостанция), Skoda JS a.s. (сервис атомных электростанций), FALCO International s.r.o. (производство и реализация строительных материалов и конструкций), CONULTING ceske sporitelny (инвестиционно-консалтинговая компания).

Согласно целям стажировки, основными исследуемыми областями были темы в рамках программных модулей «Экономика производства» и «Управление финансами». Исходя из того, что участники группы имели разные научные интересы, к первоначальным целям были добавлены и другие:

1. Сравнительный анализ российских и чешских предприятий;

2. Получение информации о методах и специфике ведения предпринимательства в ЧР;

3. Получение знаний в области управления крупными чешскими компаниями;

4. Приобретение навыков работы в команде;

5. Получение информации по темам программных модулей;

6. Знакомство с техническими средствами, применяемыми на предприятиях ЧР (программное обеспечение и другое);

7. Получение информации в сфере законодательства ЧР, без чего не будет возможным проводить сравнительный анализ.

Для достижения поставленных целей проводились не только стажировки на предприятии, но и вечерние занятия в команде; использовались такие методы подачи информации, как презентации, интервью, дискуссии, выставки, работа со специалистами различных сфер экономики. В рамках образовательных целей организаторами Европейского технолого-информационного центра была предложена игровая модель, которая предполагала возникновение некоторой структуры (предприятия средней величины) и распределение между участниками стажировки должностных обязанностей, имеющих отношение к экономике. Разработанная схема в дальнейшем позволила получать детальную информацию на стажировках. Все предложенные методы позволили получить знания в области многих вопросов. Например, стратегическое планирование, структура управления предприятием, управление в холдинге и бизнес-группе, управление качеством, планирование продаж, логистическая система, планирование каналов дистрибуции. Также удалось проработать такие темы, как управление проектами, бизнес-планирование на предприятии, аутсорсинг, расчет себестоимости продукции, ценообразование, денежные потоки предприятия, бюджетирование, маркетинговый анализ, PR. Некоторые из изученных методов компаний, действующих в Чехии, было интересно сопоставить с методами российских предприятий.

Результаты

Можно заметить, что участниками стажировки был получен массив ценной и полезной информации по различным темам. Таким образом, представилась возможность повысить образовательный уровень в сфере именно своих научных интересов. Немаловажной деталью стало то, что стажировка оказалась полезной и для тех, кто уже имеет опыт работы и может проводить сравнительный анализ российских и чешских предприятий, и для тех, кто еще не владеет практическими навыками, но благодаря стажировке уже может определиться со сферой своих интересов.

По оценке всей группы, условия пребывания в Европейском технолого-информационном центре очень хорошие. Особое внимание в отзывах уделяется гостеприимству и обстановке непринужденности в центре, что также благотворно повлияло на эффективность стажировки.

Сводная характеристика посещаемых предприятий.

Сводная характеристика посещаемых предприятий.

Следует отметить, что в экскурсионном плане возможности Чехии безграничны. За то небольшое время, которое оставалось, удалось посмотреть лишь часть исторического наследия. Посещение Праги вызвало множество положительных эмоций, а экскурсия в Чешски Крумлов оставила незабываемые впечатления. Организаторам удалось продемонстрировать нам не только крупные исторические центры, но и не менее интересные места (замки, крепости и так далее).

Благодаря предложенным методам проведения стажировки участники получили большой объем знаний в различных сферах экономики. Получен не только практический опыт, но и при таком подходе существует возможность обучения, поэтому в рамках подобных программ можно разрабатывать образовательные модули, отражающие учебные цели тех или иных кафедр. На стажировке достигались не только образовательные цели, но и удовлетворялись индивидуальные потребности каждого в сфере научных интересов.

Программа является очень эффективной, если говорить о дальнейшем сотрудничестве в области длительных стажировок по индивидуальному плану, потому что участник уже имеет некоторый опыт пребывания в стране и знает основные особенности и предостережения, более подготовлен и настроен на стажировку. Подобные программы являются эффективным дополнением образовательных программ университета, так как повышается качество подготовки специалистов.

То, что подобные стажировки являются эффективными и интересными программами кадровой подготовки, соответствующими ЕС-стандартам, и в рамках реализации целей правительственных программ РФ по повышению качества специалистов и внедрения новой образовательной технологии (дополнительное образование), подтверждает и оправдывает желание студентов участвовать в подобных программах.

Радует уже то, что мы сейчас имеем возможность видеть, изучать и привыкать к эффективному способу ведения дел и производства. Являясь потенциальными кадрами будущих компаний, студенты, прошедшие подобную программу, могут корректировать развитие менеджмента российских компаний, применяя уже проверенные и эффективные методы и внедряя в уже существующую среду принципы работы крупных зарубежных компаний. Таким образом, программы дополнительного образования не только играют роль дополняющей информации к учебному модулю, но и существенно расширяют знания участников и развивают умение работать на результат с дальнейшим положительным эффектом для страны в целом. Подготавливаемые кадры действительно готовятся для работы, для того, чтобы приносить пользу предприятиям, которым в последнее время не хватает соответствующих кадров. А именно сотрудников с фундаментальными знаниями о принципах работы.

Нередко приходится слышать, что каждая из наших компаний настолько уникальна по своей структуре, что ей приходится (и будто даже выгодней) набирать неквалифицированных людей и воспитывать их в своей структуре. По этой причине мы теряем уйму времени на введение работника в принципы работы, ознакомление его со стандартами, а чего стоит разбор ошибок? На самом деле стоит задуматься: ведь работник, обладающий фундаментальным набором знаний и знающий фундаментальные принципы работы, гораздо быстрее приспосабливается к любой уникальной структуре, а если он еще и обладает знаниями международного менеджмента, то его привыкание к индивидуальным особенностям компании проходит еще быстрее, а результаты работы становятся еще качественнее (технологическое развитие, а не горизонтальное расширение).

Зачастую развитие наших компаний характеризуется увеличением штата, а не развитием самой структуры. Поэтому все чаще приходится слышать о нехватке кадров. Но здесь опять же следует сделать акцент на формировании принципиально новых подходов менеджмента российских компаний, и начинать развитие не с увеличения штата, а с технологического развития. И здесь нам есть у кого поучиться – Чехия действительно демонстрирует эффективный менеджмент своих предприятий. И если говорят, что ученик превосходит своего учителя, то, будучи старательными в этой области, мы сможем рассчитывать на гораздо более выраженный результат.

Таким образом, становится необходимым применение значительных усилий и ресурсов в развитии образования, для того чтобы создать целостную систему, способную быстро и адекватно отвечать требованиям современного общества. Ориентируясь на конкретные образовательные запросы различных социальных групп, дополнительное образование в силах предшествовать появлению новых образовательных стандартов и в то же время придает гибкость системе образования в целом. Большинство развитых стран (Германия, Франция, Италия, Чехия, Великобритания и так далее) в настоящее время проводят активную политику в сфере неформального образования.

Если следовать концептуальным основам “Конкурентоспособность человека – конкурентоспособность бизнеса – конкурентоспособность государства”, становится необходимым принятие мер, нацеленных на адекватное восприятие программ дополнительного образования и организаций, их реализующих, так как именно они в силах разрешить пока еще присутствующее несоответствие подготавливаемых методами стандартного образования кадров и конъюнктуры спроса на ту или иную профессию.

От лица всей группы могу сказать: мы очень рады были принять участие в подобной программе и надеемся, что полученный опыт поможет развивать сотрудничество с зарубежными партнерами в реализации программ дополнительного образования.  

Ольга Тыщук,
руководитель группы “Август 2006”

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2007 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков