№ 3 (3751), 28 февраля 2007 года
|
|
|
образование
|
|
|
Искусство здравого смысла – наука сострадать
К 10-летию кафедры терапии медицинского факультета
Кафедра терапии ? одна из крупнейших на медицинском факультете. Сегодня на кафедре работают 13 штатных преподавателей, 7 преподавателей-совместителей, 8 аспирантов, 4 соискателя, 35 клинических ординаторов и 10 интернов. В составе кафедры 4 профессора, 9 доцентов. На кафедре было защищено 10 кандидатских диссертаций, в этом году готовятся к защите три кандидатские и две докторские диссертации.
|
|
Торжественное заседание открыл декан медицинского факультета С.В.Петров |
|
26 января 2007 года в университете прошло торжественное празднование 10-летия кафедры терапии, а также состоялась научно-практическая конференция “Внутренние болезни – интегральная дисциплина современной медицины”, посвященная этому юбилею.
На вопросы нашего журнала отвечает главный детский нефролог Санкт-Петербурга, заведующий кафедрой педиатрии медицинского факультета, профессор Михаил Владимирович ЭРМАН:
– Каково место терапии среди других медицинских дисциплин?
– Терапия – это область медицины, изучающая внутренние болезни. Терапия – основа всех клинических дисциплин. Специалист любого профиля, любой медицинской специальности исходит из терапии. Мы исповедуем концепцию не лечения болезни, но лечения болезни у данного больного, – поэтому необходимо знать, как он живет, чем он страдает. Невозможно просто излечить какую-то отдельную болезнь. Необходимо принимать меры по оптимизации режима, диеты, – всем этим занимается терапия. Много больших прорывов в изучении внутренних болезней было сделано в последнее время.
Главная задача, которая стоит в области терапии перед нашими кафедрами – это доведение средней продолжительности жизни россиянина до приемлемого в цивилизованном мире уровня. Сегодня у нас безобразно рано умирают люди, особенно, мужчины. Много отведенного человеку времени съедают вредные привычки, алкоголь, неправильный образ жизни.
|
|
Заведующий кафедрой педиатрии медицинского факультета, профессор Михаил Владимирович Эрман отвечает на вопросы нашего корреспондента |
|
– В чем специфика медицинского образования в университете?
– Специалисты, которые готовятся на медицинском факультете университета, имеют принципиальное отличие от выпускников многих других медицинских вузов, в первую очередь тем, что имеют очень серьезные базовые знания. На кафедре физиологии три академика РАН – и все они непосредственно работают со студентами. Безусловно, это не может не давать своих результатов.
Нельзя не сказать о высочайшем профессионализме сотрудников кафедры терапии. Студентам преподаются все новейшие достижения в области диагностики и лечения.
В отличие от всех других медицинских вузов, на медицинском факультете СПбГУ практикуется защита курсовых работ. Это самостоятельные исследовательские работы, над которыми студенты работают более года, приобретая опыт в том числе и врачей-исследователей.
Еще одна особенность факультета – тесное общение между кафедрами. Если, например, человек специализируется на взрослой эндокринологии, то он будет более глубоко изучать и детскую эндокринологию, ведь педиатр передает ребенка другому врачу в восемнадцать лет. Мы не можем проводить между ребенком и взрослым резкой границы.
В декабре у нас была защищена первая в городе диссертация по двум шифрам: педиатрия и терапия. Подобного рода исследования, позволяющие проследить начало заболевания в детском периоде и его дальнейшую эволюцию у взрослого, очень важны. Они позволяют устанавливать закономерности и уже в детском возрасте предсказывать, как у данного ребенка будет развиваться это заболевание и когда наступают неблагоприятные этапы заболевания, требующие заместительной терапии. Опыт этого исследования уже взят на вооружение врачами-нефрологами города.
|
|
Надежда Ершова |
|
Рассказывает Надежда ЕРШОВА, студентка 6 курса медицинского факультета:
– Какое место заняла кафедра терапии в вашем медицинском образовании?
– Для любого врача терапия – это очень важная дисциплина.
На кафедру терапии мы пришли на втором курсе: здесь нам читали курс «уход за больными». На третьем курсе у нас начались занятия по пропедевтике внутренних болезней – нас учили, как правильно обследовать разные системы органов, чтобы выявить заболевания, как общаться с пациентом. На четвертом и пятом курсах мы начали уже непосредственно заниматься выявлением заболевания и его лечением. После четвертого курса мы проходили практику в качестве помощника врача-терапевта.
Я очень благодарна профессорам и преподавателям терапии – замечательному лектору и педагогу Александру Николаевичу Шишкину, Владимиру Яковлевичу Плоткину, преподающему нам ревматологические болезни, Ирине Сергеевне Шергиной, преподающей пропедевтику внутренних болезней, Людмиле Алексеевне Слепых…
Занятия на кафедре дают нам очень многое. Терапия – это прежде всего помощь пациенту, и подход к каждому пациенту должен быть индивидуальным. Терапевтические заболевания во многом зависят от того, как человек воспринимает свое заболевание. Помимо знаний по предмету в узком смысле слова, нам также преподают манеру общения с пациентом: как правильно подойти к человеку, как оценить его психологическое состояние, что важно сказать пациенту в данный момент, а что сейчас говорить не стоит.
– То есть терапевт выполняет и важную психологическую функцию.
– Как и всякий врач. В нашей стране пациент попадает, прежде всего, на прием к терапевту. Очень важно, что на прием к терапевту приходят люди, не боящиеся, что их сразу же начнут “резать”, – люди приходят и рассказывают о своих проблемах, а терапевту важно дать этим людям правильные советы.
|
|
Иван Пчелин |
|
Иван ПЧЕЛИН, студент 6 курса кафедры терапии:
– Студенты кафедры терапии, принимавшие участие в юбилейном капустнике, производят впечатление людей с богатырским здоровьем. Терапевты, наверное, очень здоровые люди?
– Учёба в университете отнимает очень много сил, но мы стараемся не унывать и с радостью смотрим на наши трудовые будни. Учёба на медицинском факультете – это не только необходимость, не только ступень карьеры. Учёба сама по себе доставляет большое удовольствие.
– Как вы выбрали для себя медицинский факультет и почему выбрали именно кафедру терапии?
– Я всегда любил ставить перед собой сложные задачи. В школе увлекался химией, но в итоге остановил свой выбор на медицине, и не жалею об этом. Я с уважением отношусь к фундаментальной науке, но мне всегда хотелось видеть, как моя работа отражается на жизни конкретных людей. Мне всегда хотелось работать с людьми, помогать людям. Кроме того, медицинское образование – очень широкое, и выпускник медицинского факультета университета может найти себе применение в самых различных областях.
Кафедра терапии – одна из старейших на нашем факультете. Она обладает своими славными традициями. А сама терапия – очень интересная область медицины.
– Каков предмет ваших научных интересов?
– Первые годы я больше учился, чем занимался конкретной исследовательской деятельностью, так как существует довольно много базовых дисциплин, которые должен знать каждый врач. В последний год я занимался гематологией, наукой о заболеваниях крови, а именно, изучением острых лейкозов. Я изучал различные клинические и биологические параметры, которые влияют на результаты лечения и показатели выживаемости больных; каким образом в начале заболевания можно предсказать его течение и осложнения, как лучше выбрать терапию, как сделать её эффективной.
– Вы будете продолжать это исследование?
– Мне бы хотелось попробовать себя в различных областях. Возможно, в будущем моя деятельность будет связана с кардиологией, с актуальными сегодня междисциплинарными вопросами. Например, – связь заболеваний сердца и других внутренних органов с психикой человека, в частности, связь ишемической болезни сердца, гипертензии, с депрессиями и психологическими стрессами.
– Вы планируете заниматься в будущем и наукой, и медицинской практикой?
– Мне кажется очень продуктивным сочетать научную и практическую деятельность.
Рассказывает ассистент кафедры терапии Ирина Сергеевна ШУРГИНА:
– Как состоялся ваш профессиональный выбор?
– Я пришла в медицину вполне осознанно. В значительной степени мои взгляды на медицину сформировала моя старшая приятельница, окончившая медицинский институт.
Мне хотелось быть хирургом, но со временем я поняла, что это не очень женская специальность, и сегодня я занимаюсь пропедевтикой – наукой об изучении больного.
– Как развивается пропедевтика сегодня?
– Исследовать больного со времен Гиппократа и по сей день начинают с одного и того же: с расспроса больного. Однако лабораторные методы исследования сегодня уже совсем не те, что даже в прошлом веке. Сегодня мы используем уже не только глаз, палец и ухо (чему учили еще наше поколение), но и дополнительные методы исследования, применяя на практике все последние достижения химии, физики.
Пропедевтика никогда не потеряет своей актуальности, и основные её принципы, я думаю, не изменятся. Но технический прогресс не может не сказаться и на развитии нашей дисциплины.
Александр ТИХОМИРОВ, интерн кафедры терапии:
– Как вы выбрали именно кафедру терапии?
– Терапия – это одна из базисных дисциплин медицины. Получив здесь образование, человек может работать в самых разнообразных областях…
– С чем вы связываете свое будущее?
– Я хотел бы работать на скорой помощи или заниматься кардиологией. Меня привлекает такая работа, которая связана с экстренной помощью людям, и мне хочется всегда быть в движении.
|
|
Анна Князева |
|
Анна КНЯЗЕВА, ординатор кафедры терапии:
– Почему медицина, почему терапия?
– Вспоминаю, что когда я была еще маленькой, я думала о том, что обязательно пойду в медицину, – и вылечу всех на свете: никогда и никто уже не будет болеть, все будут счастливы.
Шло время, и я осознала, что целый свет я, конечно, не вылечу. И всё-таки кому-то помочь я смогу. По крайней мере, улучшить качество жизни. А качество жизни – это значит уже очень многое. Поэтому мы и работаем, и делаем всё возможное – для того чтобы человек жил, жил хорошо и думал: «хорошо, что я живу!»
Какие-то мои детские мечты навсегда ушли в прошлое, но для меня сегодня очень важно осознание того, что кому-то я всё же могу сделать жизнь легче.
– Чем вы занимаетесь сейчас?
– Как врач-ординатор кафедры терапии, я работаю в Четвертой городской больнице на отделении кардиологии, где люди лежат с инфарктами, со стенокардиями, – и вылечиваются, и живут дальше.
– Вы довольны своей профессией?
– Конечно, довольны. Вы слышали, как мы пели?! (Речь идёт о праздничном юбилейном концерте – корр.) Ну разумеется, мы довольны тем делом, которым мы занимаемся.
Профессор Александр Николаевич ШИШКИН, заведующий кафедрой терапии, в юбилейные дни также ответил на вопросы нашего журнала:
– Что значит быть терапевтом, врачом?
– Профессия врача предполагает наличие ряда неотъемлемых качеств. Это и способность к логическому мышлению, ясность мысли, и умение по крупицам восстанавливать картину целого... Я люблю напоминать, почему прообразом конан-дойлевского Шерлока Холмса стал доктор Белл из эдинбургской больницы. Именно потому, что это был врач, умевший по мельчайшим признакам составить цельный образ больного человека.
– Почему вас когда-то заинтересовала именно терапия и какое место занимает терапия среди других медицинских дисциплин?
|
|
А.Н.Шишкин, заведующий кафедрой |
|
– Мне кажется, что терапия привлекательна тем, что это – одна из центральных, наиболее общих медицинских специальностей. Она включает в свой состав и элементы других дисциплин (терапевту, например, приходится выполнять некоторые хирургические манипуляции: пункции, биопсии; знать психотерапевтические тонкости, уметь лечить соматические болезни у беременных и кормящих, знать кожные проявления заболеваний). Наша кафедра долгое время отвечала и за курс фармакологии, поскольку наука о лекарствах, фармакология, очень близка к лечебной деятельности, к терапии.
Кафедра терапии, по определению, занимает одно из центральных мест на факультете. Терапия включает в себя много разделов, и сегодня наша кафедра – одна из самых больших кафедр медицинского факультета. На кафедре терапии преподают более 20 человек. Мы стараемся, чтобы все наши преподаватели были во многом универсальными специалистами, – но, конечно, у кого-то большая склонность к лечению болезней желудочно-кишечного тракта, к гастроэнтерологии; у кого-то – к кардиологии, или к лечению почек, или к гематологии...
– Из ваших слов о субъективных предпочтениях преподавателей, по-моему, очень ясно становится, в какой степени медицина – это еще и искусство.
– Действительно, медицина – это во многом именно искусство. Факультеты университета принято делить на гуманитарные и естественнонаучные, но я затрудняюсь отнести медицинский факультет к естественнонаучным. В медицине в целом очень значительна гуманитарная составляющая. А если, например, взять такие области, как психиатрия и психотерапия – то мы практически полностью окажемся на гуманитарной территории.
Медицина соединяет самые различные области – химию, психологию, физику (поскольку есть физические методы лечения и диагностики), историю (ведь есть история медицины). И при этом медицина – это искусство.
– Как же можно научить этому искусству – медицине? И что позволяет человеку стать врачом?
– Научить, конечно, очень непросто. Но на медицинский факультет поступают талантливые люди.
Нужно отметить, что в медицинских вузах, к сожалению, до сих пор не выработаны чёткие критерии отбора студентов (подобные творческому конкурсу на факультете журналистики, благодаря которому можно проверить профессиональную пригодность поступающих). Склонность к медицине, способности будущего врача – проверить очень трудно.
– Много ли студентов отсеивается за время обучения?
– К счастью, люди, идущие на медицинский факультет, как правило, соизмеряют свои силы с предстоящей работой. Немногие попадают на медицинский факультет случайно.
Но встречаются и те, кто ошибся в своем выборе. И дело даже не в страхе перед анатомическими препарированиями. Мало кто не выдерживает анатомии. А вот не выдержавшие контакта с больным человеком встречаются чаще.
Дело в том, что образ врача окружен героическим ореолом. А ведь труд врача – это очень трудная, часто нудная, каждодневная тяжелая работа, заставляющая порой не считаться с личным временем и не приносящая больших денег. Многих это сегодня разочаровывает – альтруистов становится всё меньше…
Для того чтобы стать врачом, непременно нужно – помимо, разумеется, знаний, – обладать целым рядом качеств. Это, в первую очередь, здравый смысл; причём врачу необходимо именно то самое, особое, «конан-дойлевское» клиническое мышление. И, конечно, врач должен обладать чувством сострадания. Когда во враче, пусть даже очень знающем, нет сострадания к пациенту – это беда. Врач без сострадания – плохой врач.
– В чём специфика медицинского образования?
– Как и в любом серьезном деле, в медицине очень важна преемственность опыта. Врачу необходимо не только воспринимать определенную информацию, но и очень внимательно следить за старшими коллегами, перенимая их навыки.
Человек, закончивший медицинский вуз, имеет диплом о высшем образовании, – но это еще не врач. Для того чтобы стать врачом, нужно получить постдипломное образование. Год интернатуры и два года клинической ординатуры делают человека с высшим медицинским образованием врачом. Всё это время он не только слушает лекции, углубляя свои знания по специальности, но и работает под руководством старшего товарища. Это тяжелый труд. Но для того чтобы быть хорошим врачом, человек всю жизнь должен учиться.
Очень многое из того, чему учили нас, сегодня уже устарело – начиная от препаратов и заканчивая некоторыми концепциями. С того времени, как я окончил вуз, открыли множество интереснейших вещей. Открыли, например, бактерию геликобактер, от которой очень многое зависит в организме человека: бактерия эта сидит у нас в желудке и с нею связано, в частности, развитие язвенной болезни, гастритов и так далее. За открытие этой бактерии не так давно была присуждена Нобелевская премия.
Появилась сложная компьютерная техника – спиральная компьютерная томография, магнитно-резонансная томография. С ее помощью мы можем осуществлять тончайшие исследования. Объектом изучения стали стволовые клетки, – впрочем, информация о них бежит впереди по-настоящему серьезных исследований. Появилось и многое, многое другое. Например, различные виды аппаратной детоксикации (искусственная почка), трансплантация органов, искусственных суставов, водителей сердечного ритма, экстракорпоральное оплодотворение.
Медицину принято ругать, но я вижу явный прогресс медицины за последние 30 лет. Очень важно уметь воспользоваться этими достижениями прогресса. К сожалению, руководители от медицины в нашей стране очень часто этого не умеют. Вспоминается анекдот: «Если хорошо учился – хорошим врачом будешь, если плохо – главным»... Руководители здравоохранения, несомненно, должны сегодня более внимательно прислушиваться к ведущим специалистам в различных областях медицины.
Сегодня медицина очень интегральна, и со временем интеграция только усиливаются. Так, сегодня развивается институт семейных врачей (в значительной степени соединяющих в одном лице и хирургов, и терапевтов, и педиатров). Идея семейных врачей – неплохая, ведь врач непременно должен хорошо знать области, смежные со своей узкой специализацией. И вместе с тем, институт семейных врачей пока что трудно оценивать. Хорошие по своей сути идеи не всегда находят у нас достойное воплощение.
– Как бы вы охарактеризовали тот круг проблем, с которыми сталкиваются врач и пациент именно сегодня?
– Сегодня многие терапевтические заболевания развиваются и протекают субклинически, когда у пациентов практически нет никаких жалоб и симптомов вплоть до тяжелых стадий болезни, или эти заболевания скрываются «под масками» других болезней, что осложняет диагностику и лечение. Кроме того, болезни эволюционируют, изменяются во времени. Так, ревматизм, или, как сейчас говорят, «ревматическая лихорадка», сегодня – это уже не совсем то заболевание, что лечили пятьдесят лет назад. И всё это необходимо учитывать врачу.
Сегодня распространяются болезни, ранее встречавшиеся крайне редко. Например, септический эндокардит – распространение его связано не только со всплеском наркомании и грязными шприцами, но и со значительно увеличившимся в последнее время числом операций на сердце.
Еще одна проблема – это лекарства. Люди, да и некоторые врачи, часто злоупотребляют лекарствами, в частности, антибиотиками. Это вызывает лекарственные поражения печени, почек. Через 10-15 лет употребления анальгина у человека развивается анальгетический синдром. Неразумное, неумеренное употребление антибиотиков подавляет собственную флору пациента, что влечет за собой тяжелые дисбактериозы, грибковые поражения внутренних органов.
Нужно помнить и еще об одной стороне дела. Распространены не только соматические заболевания. Люди сегодня болеют душой. И нельзя лечить, к примеру, печень или почки, не думая о человеке в целом – не зная условий его жизни, его проблем. Как говорят французы, «не важно, что ест человек, важно что ест человека!»
|
|
Коллектив кафедры терапии ощущает себя настоящим именинником. |
|
– Каждодневный контакт с больными людьми – это, действительно, очень серьезная нагрузка. Как вам удается избегать негативных сторон профессиональной деформации личности? Есть ли у вас какие-то рецепты?
– Дело в том, что на кафедре нам приходится заниматься одновременно несколькими видами деятельности – и это в значительной степени положительный фактор. Мы и врачи, так как занимаемся лечебной работой, и преподаватели, поскольку читаем лекции, и авторы учебных и научных книг. За последнее время на кафедре вышло три основательных учебника, несколько учебных пособий; готовится выпуск еще четырех книг. Кроме того, как говорят, утомляет не любимая работа, а бесконечное хождение по лестницам.
– Каковы перспективные направления развития кафедры?
– Это, прежде всего, дальнейшее внедрение передовых технологий в учебный процесс, открытие новых специальностей в последипломном образовании, углубление научных исследований и расширение контактов, в том числе и международных. Кафедра развивается не только сама по себе, она, конечно же, совершенствуется в рамках прогресса всего медицинского факультета и всего университета. Сегодня факультет или медицинский лечебно-профилактический учебно-научный центр развивается очень динамично. Я вижу перспективу, прежде всего, в межкафедральной и межфакультетской интеграции. Интеграционные процессы довольно успешно идут сегодня, – наши преподаватели, например, нередко участвуют в конференциях на других факультетах. Очевидно, что всем нам необходим более интенсивный обмен информацией.
Вопросы задавал Вадим Хохряков
Фото Сергея Ушакова
|