Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6   7
   С/В  8   9  10  11  12
   13  14  15  16  17  18
   19               
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 3 (3751), 28 февраля 2007 года
образование

Искусство здравого смысла – наука сострадать

К 10-летию кафедры терапии медицинского факультета

Кафедра терапии ? одна из крупнейших на медицинском факультете. Сегодня на кафедре работают 13 штатных преподавателей, 7 преподавателей-совместителей, 8 аспирантов, 4 соискателя, 35 клинических ординаторов и 10 интернов. В составе кафедры 4 профессора, 9 доцентов. На кафедре было защищено 10 кандидатских диссертаций, в этом году готовятся к защите три кандидатские и две докторские диссертации.

Торжественное заседание открыл декан медицинского факультета С.В.Петров

Торжественное заседание открыл декан медицинского факультета С.В.Петров

26 января 2007 года в университете прошло торжественное празднование 10-летия кафедры терапии, а также состоялась научно-практическая конференция “Внутренние болезни – интегральная дисциплина современной медицины”, посвященная этому юбилею.

 

На вопросы нашего журнала отвечает главный детский нефролог Санкт-Петербурга, заведующий кафедрой педиатрии медицинского факультета, профессор Михаил Владимирович ЭРМАН:

– Каково место терапии среди других медицинских дисциплин?

– Терапия – это область медицины, изучающая внутренние болезни. Терапия – основа всех клинических дисциплин. Специалист любого профиля, любой медицинской специальности исходит из терапии. Мы исповедуем концепцию не лечения болезни, но лечения болезни у данного больного, – поэтому необходимо знать, как он живет, чем он страдает. Невозможно просто излечить какую-то отдельную болезнь. Необходимо принимать меры по оптимизации режима, диеты, – всем этим занимается терапия. Много больших прорывов в изучении внутренних болезней было сделано в последнее время.

Главная задача, которая стоит в области терапии перед нашими кафедрами – это доведение средней продолжительности жизни россиянина до приемлемого в цивилизованном мире уровня. Сегодня у нас безобразно рано умирают люди, особенно, мужчины. Много отведенного человеку времени съедают вредные привычки, алкоголь, неправильный образ жизни.

Заведующий кафедрой педиатрии медицинского факультета, профессор Михаил Владимирович Эрман отвечает на вопросы нашего корреспондента

Заведующий кафедрой педиатрии медицинского факультета, профессор Михаил Владимирович Эрман отвечает на вопросы нашего корреспондента

– В чем специфика медицинского образования в университете?

– Специалисты, которые готовятся на медицинском факультете университета, имеют принципиальное отличие от выпускников многих других медицинских вузов, в первую очередь тем, что имеют очень серьезные базовые знания. На кафедре физиологии три академика РАН – и все они непосредственно работают со студентами. Безусловно, это не может не давать своих результатов.

Нельзя не сказать о высочайшем профессионализме сотрудников кафедры терапии. Студентам преподаются все новейшие достижения в области диагностики и лечения.

В отличие от всех других медицинских вузов, на медицинском факультете СПбГУ практикуется защита курсовых работ. Это самостоятельные исследовательские работы, над которыми студенты работают более года, приобретая опыт в том числе и врачей-исследователей.

Еще одна особенность факультета – тесное общение между кафедрами. Если, например, человек специализируется на взрослой эндокринологии, то он будет более глубоко изучать и детскую эндокринологию, ведь педиатр передает ребенка другому врачу в восемнадцать лет. Мы не можем проводить между ребенком и взрослым резкой границы.

В декабре у нас была защищена первая в городе диссертация по двум шифрам: педиатрия и терапия. Подобного рода исследования, позволяющие проследить начало заболевания в детском периоде и его дальнейшую эволюцию у взрослого, очень важны. Они позволяют устанавливать закономерности и уже в детском возрасте предсказывать, как у данного ребенка будет развиваться это заболевание и когда наступают неблагоприятные этапы заболевания, требующие заместительной терапии. Опыт этого исследования уже взят на вооружение врачами-нефрологами города.

 

Надежда Ершова

Надежда Ершова

Рассказывает Надежда ЕРШОВА, студентка 6 курса медицинского факультета:

– Какое место заняла кафедра терапии в вашем медицинском образовании?

– Для любого врача терапия – это очень важная дисциплина.

На кафедру терапии мы пришли на втором курсе: здесь нам читали курс «уход за больными». На третьем курсе у нас начались занятия по пропедевтике внутренних болезней – нас учили, как правильно обследовать разные системы органов, чтобы выявить заболевания, как общаться с пациентом. На четвертом и пятом курсах мы начали уже непосредственно заниматься выявлением заболевания и его лечением. После четвертого курса мы проходили практику в качестве помощника врача-терапевта.

Я очень благодарна профессорам и преподавателям терапии – замечательному лектору и педагогу Александру Николаевичу Шишкину, Владимиру Яковлевичу Плоткину, преподающему нам ревматологические болезни, Ирине Сергеевне Шергиной, преподающей пропедевтику внутренних болезней, Людмиле Алексеевне Слепых…

Занятия на кафедре дают нам очень многое. Терапия – это прежде всего помощь пациенту, и подход к каждому пациенту должен быть индивидуальным. Терапевтические заболевания во многом зависят от того, как человек воспринимает свое заболевание. Помимо знаний по предмету в узком смысле слова, нам также преподают манеру общения с пациентом: как правильно подойти к человеку, как оценить его психологическое состояние, что важно сказать пациенту в данный момент, а что сейчас говорить не стоит.

– То есть терапевт выполняет и важную психологическую функцию.

– Как и всякий врач. В нашей стране пациент попадает, прежде всего, на прием к терапевту. Очень важно, что на прием к терапевту приходят люди, не боящиеся, что их сразу же начнут “резать”, – люди приходят и рассказывают о своих проблемах, а терапевту важно дать этим людям правильные советы.

 

Иван Пчелин

Иван Пчелин

Иван ПЧЕЛИН, студент 6 курса кафедры терапии:

– Студенты кафедры терапии, принимавшие участие в юбилейном капустнике, производят впечатление людей с богатырским здоровьем. Терапевты, наверное, очень здоровые люди?

– Учёба в университете отнимает очень много сил, но мы стараемся не унывать и с радостью смотрим на наши трудовые будни. Учёба на медицинском факультете – это не только необходимость, не только ступень карьеры. Учёба сама по себе доставляет большое удовольствие.

– Как вы выбрали для себя медицинский факультет и почему выбрали именно кафедру терапии?

– Я всегда любил ставить перед собой сложные задачи. В школе увлекался химией, но в итоге остановил свой выбор на медицине, и не жалею об этом. Я с уважением отношусь к фундаментальной науке, но мне всегда хотелось видеть, как моя работа отражается на жизни конкретных людей. Мне всегда хотелось работать с людьми, помогать людям. Кроме того, медицинское образование – очень широкое, и выпускник медицинского факультета университета может найти себе применение в самых различных областях.

Кафедра терапии – одна из старейших на нашем факультете. Она обладает своими славными традициями. А сама терапия – очень интересная область медицины.

– Каков предмет ваших научных интересов?

– Первые годы я больше учился, чем занимался конкретной исследовательской деятельностью, так как существует довольно много базовых дисциплин, которые должен знать каждый врач. В последний год я занимался гематологией, наукой о заболеваниях крови, а именно, изучением острых лейкозов. Я изучал различные клинические и биологические параметры, которые влияют на результаты лечения и показатели выживаемости больных; каким образом в начале заболевания можно предсказать его течение и осложнения, как лучше выбрать терапию, как сделать её эффективной.

– Вы будете продолжать это исследование?

– Мне бы хотелось попробовать себя в различных областях. Возможно, в будущем моя деятельность будет связана с кардиологией, с актуальными сегодня междисциплинарными вопросами. Например, – связь заболеваний сердца и других внутренних органов с психикой человека, в частности, связь ишемической болезни сердца, гипертензии, с депрессиями и психологическими стрессами.

– Вы планируете заниматься в будущем и наукой, и медицинской практикой?

– Мне кажется очень продуктивным сочетать научную и практическую деятельность.

 

Рассказывает ассистент кафедры терапии Ирина Сергеевна ШУРГИНА:

– Как состоялся ваш профессиональный выбор?

– Я пришла в медицину вполне осознанно. В значительной степени мои взгляды на медицину сформировала моя старшая приятельница, окончившая медицинский институт.

Мне хотелось быть хирургом, но со временем я поняла, что это не очень женская специальность, и сегодня я занимаюсь пропедевтикой – наукой об изучении больного.

– Как развивается пропедевтика сегодня?

– Исследовать больного со времен Гиппократа и по сей день начинают с одного и того же: с расспроса больного. Однако лабораторные методы исследования сегодня уже совсем не те, что даже в прошлом веке. Сегодня мы используем уже не только глаз, палец и ухо (чему учили еще наше поколение), но и дополнительные методы исследования, применяя на практике все последние достижения химии, физики.

Пропедевтика никогда не потеряет своей актуальности, и основные её принципы, я думаю, не изменятся. Но технический прогресс не может не сказаться и на развитии нашей дисциплины.

 

Александр ТИХОМИРОВ, интерн кафедры терапии:

– Как вы выбрали именно кафедру терапии?

– Терапия – это одна из базисных дисциплин медицины. Получив здесь образование, человек может работать в самых разнообразных областях…

– С чем вы связываете свое будущее?

– Я хотел бы работать на скорой помощи или заниматься кардиологией. Меня привлекает такая работа, которая связана с экстренной помощью людям, и мне хочется всегда быть в движении.

 

Анна Князева

Анна Князева

Анна КНЯЗЕВА, ординатор кафедры терапии:

– Почему медицина, почему терапия?

– Вспоминаю, что когда я была еще маленькой, я думала о том, что обязательно пойду в медицину, – и вылечу всех на свете: никогда и никто уже не будет болеть, все будут счастливы.

Шло время, и я осознала, что целый свет я, конечно, не вылечу. И всё-таки кому-то помочь я смогу. По крайней мере, улучшить качество жизни. А качество жизни – это значит уже очень многое. Поэтому мы и работаем, и делаем всё возможное – для того чтобы человек жил, жил хорошо и думал: «хорошо, что я живу!»

Какие-то мои детские мечты навсегда ушли в прошлое, но для меня сегодня очень важно осознание того, что кому-то я всё же могу сделать жизнь легче.

– Чем вы занимаетесь сейчас?

– Как врач-ординатор кафедры терапии, я работаю в Четвертой городской больнице на отделении кардиологии, где люди лежат с инфарктами, со стенокардиями, – и вылечиваются, и живут дальше.

– Вы довольны своей профессией?

– Конечно, довольны. Вы слышали, как мы пели?! (Речь идёт о праздничном юбилейном концерте – корр.) Ну разумеется, мы довольны тем делом, которым мы занимаемся.

 

Профессор Александр Николаевич ШИШКИН, заведующий кафедрой терапии, в юбилейные дни также ответил на вопросы нашего журнала:

– Что значит быть терапевтом, врачом?

– Профессия врача предполагает наличие ряда неотъемлемых качеств. Это и способность к логическому мышлению, ясность мысли, и умение по крупицам восстанавливать картину целого... Я люблю напоминать, почему прообразом конан-дойлевского Шерлока Холмса стал доктор Белл из эдинбургской больницы. Именно потому, что это был врач, умевший по мельчайшим признакам составить цельный образ больного человека.

– Почему вас когда-то заинтересовала именно терапия и какое место занимает терапия среди других медицинских дисциплин?

А.Н.Шишкин, заведующий кафедрой

А.Н.Шишкин, заведующий кафедрой

– Мне кажется, что терапия привлекательна тем, что это – одна из центральных, наиболее общих медицинских специальностей. Она включает в свой состав и элементы других дисциплин (терапевту, например, приходится выполнять некоторые хирургические манипуляции: пункции, биопсии; знать психотерапевтические тонкости, уметь лечить соматические болезни у беременных и кормящих, знать кожные проявления заболеваний). Наша кафедра долгое время отвечала и за курс фармакологии, поскольку наука о лекарствах, фармакология, очень близка к лечебной деятельности, к терапии.

Кафедра терапии, по определению, занимает одно из центральных мест на факультете. Терапия включает в себя много разделов, и сегодня наша кафедра – одна из самых больших кафедр медицинского факультета. На кафедре терапии преподают более 20 человек. Мы стараемся, чтобы все наши преподаватели были во многом универсальными специалистами, – но, конечно, у кого-то большая склонность к лечению болезней желудочно-кишечного тракта, к гастроэнтерологии; у кого-то – к кардиологии, или к лечению почек, или к гематологии...

– Из ваших слов о субъективных предпочтениях преподавателей, по-моему, очень ясно становится, в какой степени медицина – это еще и искусство.

– Действительно, медицина – это во многом именно искусство. Факультеты университета принято делить на гуманитарные и естественнонаучные, но я затрудняюсь отнести медицинский факультет к естественнонаучным. В медицине в целом очень значительна гуманитарная составляющая. А если, например, взять такие области, как психиатрия и психотерапия – то мы практически полностью окажемся на гуманитарной территории.

Медицина соединяет самые различные области – химию, психологию, физику (поскольку есть физические методы лечения и диагностики), историю (ведь есть история медицины). И при этом медицина – это искусство.

– Как же можно научить этому искусству – медицине? И что позволяет человеку стать врачом?

– Научить, конечно, очень непросто. Но на медицинский факультет поступают талантливые люди.

Нужно отметить, что в медицинских вузах, к сожалению, до сих пор не выработаны чёткие критерии отбора студентов (подобные творческому конкурсу на факультете журналистики, благодаря которому можно проверить профессиональную пригодность поступающих). Склонность к медицине, способности будущего врача – проверить очень трудно.

– Много ли студентов отсеивается за время обучения?

– К счастью, люди, идущие на медицинский факультет, как правило, соизмеряют свои силы с предстоящей работой. Немногие попадают на медицинский факультет случайно.

Но встречаются и те, кто ошибся в своем выборе. И дело даже не в страхе перед анатомическими препарированиями. Мало кто не выдерживает анатомии. А вот не выдержавшие контакта с больным человеком встречаются чаще.

Дело в том, что образ врача окружен героическим ореолом. А ведь труд врача – это очень трудная, часто нудная, каждодневная тяжелая работа, заставляющая порой не считаться с личным временем и не приносящая больших денег. Многих это сегодня разочаровывает – альтруистов становится всё меньше…

Для того чтобы стать врачом, непременно нужно – помимо, разумеется, знаний, – обладать целым рядом качеств. Это, в первую очередь, здравый смысл; причём врачу необходимо именно то самое, особое, «конан-дойлевское» клиническое мышление. И, конечно, врач должен обладать чувством сострадания. Когда во враче, пусть даже очень знающем, нет сострадания к пациенту – это беда. Врач без сострадания – плохой врач.

– В чём специфика медицинского образования?

– Как и в любом серьезном деле, в медицине очень важна преемственность опыта. Врачу необходимо не только воспринимать определенную информацию, но и очень внимательно следить за старшими коллегами, перенимая их навыки.

Человек, закончивший медицинский вуз, имеет диплом о высшем образовании, – но это еще не врач. Для того чтобы стать врачом, нужно получить постдипломное образование. Год интернатуры и два года клинической ординатуры делают человека с высшим медицинским образованием врачом. Всё это время он не только слушает лекции, углубляя свои знания по специальности, но и работает под руководством старшего товарища. Это тяжелый труд. Но для того чтобы быть хорошим врачом, человек всю жизнь должен учиться.

Очень многое из того, чему учили нас, сегодня уже устарело – начиная от препаратов и заканчивая некоторыми концепциями. С того времени, как я окончил вуз, открыли множество интереснейших вещей. Открыли, например, бактерию геликобактер, от которой очень многое зависит в организме человека: бактерия эта сидит у нас в желудке и с нею связано, в частности, развитие язвенной болезни, гастритов и так далее. За открытие этой бактерии не так давно была присуждена Нобелевская премия.

Появилась сложная компьютерная техника – спиральная компьютерная томография, магнитно-резонансная томография. С ее помощью мы можем осуществлять тончайшие исследования. Объектом изучения стали стволовые клетки, – впрочем, информация о них бежит впереди по-настоящему серьезных исследований. Появилось и многое, многое другое. Например, различные виды аппаратной детоксикации (искусственная почка), трансплантация органов, искусственных суставов, водителей сердечного ритма, экстракорпоральное оплодотворение.

Медицину принято ругать, но я вижу явный прогресс медицины за последние 30 лет. Очень важно уметь воспользоваться этими достижениями прогресса. К сожалению, руководители от медицины в нашей стране очень часто этого не умеют. Вспоминается анекдот: «Если хорошо учился – хорошим врачом будешь, если плохо – главным»... Руководители здравоохранения, несомненно, должны сегодня более внимательно прислушиваться к ведущим специалистам в различных областях медицины.

Сегодня медицина очень интегральна, и со временем интеграция только усиливаются. Так, сегодня развивается институт семейных врачей (в значительной степени соединяющих в одном лице и хирургов, и терапевтов, и педиатров). Идея семейных врачей – неплохая, ведь врач непременно должен хорошо знать области, смежные со своей узкой специализацией. И вместе с тем, институт семейных врачей пока что трудно оценивать. Хорошие по своей сути идеи не всегда находят у нас достойное воплощение.

– Как бы вы охарактеризовали тот круг проблем, с которыми сталкиваются врач и пациент именно сегодня?

– Сегодня многие терапевтические заболевания развиваются и протекают субклинически, когда у пациентов практически нет никаких жалоб и симптомов вплоть до тяжелых стадий болезни, или эти заболевания скрываются «под масками» других болезней, что осложняет диагностику и лечение. Кроме того, болезни эволюционируют, изменяются во времени. Так, ревматизм, или, как сейчас говорят, «ревматическая лихорадка», сегодня – это уже не совсем то заболевание, что лечили пятьдесят лет назад. И всё это необходимо учитывать врачу.

Сегодня распространяются болезни, ранее встречавшиеся крайне редко. Например, септический эндокардит – распространение его связано не только со всплеском наркомании и грязными шприцами, но и со значительно увеличившимся в последнее время числом операций на сердце.

Еще одна проблема – это лекарства. Люди, да и некоторые врачи, часто злоупотребляют лекарствами, в частности, антибиотиками. Это вызывает лекарственные поражения печени, почек. Через 10-15 лет употребления анальгина у человека развивается анальгетический синдром. Неразумное, неумеренное употребление антибиотиков подавляет собственную флору пациента, что влечет за собой тяжелые дисбактериозы, грибковые поражения внутренних органов.

Нужно помнить и еще об одной стороне дела. Распространены не только соматические заболевания. Люди сегодня болеют душой. И нельзя лечить, к примеру, печень или почки, не думая о человеке в целом – не зная условий его жизни, его проблем. Как говорят французы, «не важно, что ест человек, важно что ест человека!»

Коллектив кафедры терапии ощущает себя настоящим именинником.

Коллектив кафедры терапии ощущает себя настоящим именинником.

– Каждодневный контакт с больными людьми – это, действительно, очень серьезная нагрузка. Как вам удается избегать негативных сторон профессиональной деформации личности? Есть ли у вас какие-то рецепты?

– Дело в том, что на кафедре нам приходится заниматься одновременно несколькими видами деятельности – и это в значительной степени положительный фактор. Мы и врачи, так как занимаемся лечебной работой, и преподаватели, поскольку читаем лекции, и авторы учебных и научных книг. За последнее время на кафедре вышло три основательных учебника, несколько учебных пособий; готовится выпуск еще четырех книг. Кроме того, как говорят, утомляет не любимая работа, а бесконечное хождение по лестницам.

– Каковы перспективные направления развития кафедры?

– Это, прежде всего, дальнейшее внедрение передовых технологий в учебный процесс, открытие новых специальностей в последипломном образовании, углубление научных исследований и расширение контактов, в том числе и международных. Кафедра развивается не только сама по себе, она, конечно же, совершенствуется в рамках прогресса всего медицинского факультета и всего университета. Сегодня факультет или медицинский лечебно-профилактический учебно-научный центр развивается очень динамично. Я вижу перспективу, прежде всего, в межкафедральной и межфакультетской интеграции. Интеграционные процессы довольно успешно идут сегодня, – наши преподаватели, например, нередко участвуют в конференциях на других факультетах. Очевидно, что всем нам необходим более интенсивный обмен информацией.  

Вопросы задавал Вадим Хохряков
Фото Сергея Ушакова

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2007 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков