Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6   7
   С/В  8   9  10  11  12
   13  14  15  16  17  18
   19               
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№2 (3750), 15 февраля 2007

Аэробика.
Аэробика?
Аэробика!!!

Сегодня едва ли найдется человек, которому незнакомо это слово. А ведь всего 15 лет назад в нашей стране мало кто представлял, что из себя представляет данный вид оздоровительных занятий.

Нам довелось жить в непростую эпоху перемен, быть свидетелями формирования современной России с новым менталитетом и системой ценностей. Сейчас кажется невероятным, что когда-то в нашем городе не было многочисленных фитнес-клубов и магазинов фирменной спортивной одежды, что не проводились ставшие сегодня традиционными конференции, освещающие новые тенденции в оздоровительной аэробике и позволяющие ведущим специалистам в данной области обмениваться опытом.

Неизменным было и остается одно: люди хотят выглядеть хорошо. Причем желательно без вмешательства пластических хирургов. Различные направления фитнеса, и прежде всего оздоровительная аэробика, предлагают целый спектр возможностей для достижения поставленных целей.

Сегодня оздоровительная аэробика признана одним из самых популярных видов занятий, включающим оздоровительные уроки различной направленности (классическая аэробика, танцевальная аэробика, силовые уроки и так далее), различной степени интенсивности, проводимые под фонограмму с использованием (или без использования) специального оборудования (степ-платформы, фитболы, скакалки, гантели, тренажёры и так .далее). Они рассчитаны на удовлетворение потребностей в активном двигательном режиме разных категорий занимающихся, число которых с каждым годом увеличивается.

Однако большинство поклонников данного вида занятий даже не подозревают, что начало развития аэробики в нашей стране было положено в стенах СПбГУ. А началось все с того, что в 80-е гг. XX в. некоторые учебные заведения (в частности, СПбГУ) отстояли право проведения учебных занятий по дисциплине «физическая культура» по специализациям. В

1989 г. преподавательский состав отделения гимнастики решился на смелый педагогический эксперимент, преобразовав свое отделение в отделение аэробики.

Более того, инициаторы эксперимента, осознавая проблему нехватки информации в данной области, впервые в нашей стране стали проводить семинары для желающих приобрести специальность инструктора по аэробике. В мае 1989 г. был проведён первый международный семинар по проблемам развития аэробики с участием золотых чемпионов США. Прибывшую делегацию возглавлял Ховард Шварц, известный как основоположник первых неофициальных чемпионатов мира по аэробике, проводимых, начиная с 1990 г. , при поддержке компании «Rееbок».

За несколько лет тысячи человек прошли стажировку на базе отделения аэробики СПбГУ. Итогом явился своеобразный «бум» аэробики, прокатившийся по нашей стране в 90-х годах. Конечно, это был только первый этап её формирования. Тем не менее колоссальный к ней интерес со стороны инструкторов и занимающихся способствовал её быстрому распространению и развитию.

В июне 1989 г. состоялся ответный визит российской делегации в США. В ее состав вошли преподаватели отделения аэробики СПбГУ и ведущие специалисты нашей страны в области оздоровительной аэробики. Целью поездки являлось участие в работе международного конгресса, на котором впоследствии была подписана конвенция об организации аэробики как вида спорта и был официально введён термин «спортивная аэробика». Таким образом, уже начиная с

1989 г. спортивная и оздоровительная аэробики начинают развиваться по двум самостоятельным направлениям. При этом в спортивной аэробике намечается тенденция к развитию лиги любителей и профессионалов, с одной стороны, и к формированию детских и взрослых возрастных категорий – с другой, а в оздоровительной аэробике начинают формироваться различные направления.

Отделение аэробики успешно функционирует на кафедре физической культуры и спорта СПбГУ уже более 16 лет. Данная спортивная специализация пользуется неизменным успехом среди студентов, и это вполне закономерно, поскольку занятия оздоровительной аэробикой позволяют реализовать двигательный потенциал, развивают быстроту, силу, выносливость, укрепляют функциональные системы организма, позволяют повысить уровень самооценки, дают уверенность в своих силах. А способность успешно овладевать заданным двигательным действием достигается включением в оздоровительные занятия различных упражнений (главным образом, общеразвивающих), которые в процессе обучения становятся всё более разнообразными и трудными для повторения.

Количество желающих попасть на отделение постоянно в несколько раз превышает количество мест, однако идя навстречу пожеланиям студентов, преподаватели набирают в свои учебные группы до 40 студентов. В общей сложности количество студентов, обучающихся на отделении аэробики, превышает 1300 человек.

Учебное занятие по оздоровительной аэробике состоит из нескольких частей.

С первого практического занятия студенты знакомятся с основой оздоровительной аэробики – названиями базовых «шагов» («шаг» в аэробике – это совокупность движений, выполняемых на определённое количество счётов), техникой их выполнения. «Шаги» изучаются только в течение первых двух семестров обучения (то есть в течение первого года обучения). Студенты второго курса, уже владея названиями и техникой выполнения «шагов», обучаются комбинировать их и в конце семестра демонстрируют составленный ими «блок» (для III семестра – на 16 счётов, для IV – на 32 счёта). Эта часть урока длится 15 мин.

Далее следует урок аэробики, в процессе которого студентами выполняются «блоки» на основе пройденных шагов, а также различные сочетания прыжков, неглубоких выпадов, бега, движений руками. В урок включается большое количество самых разнообразных комбинаций и вариантов движений. По мере их усвоения, на базе более простых построений разучиваются более сложные, которые впоследствии при необходимости заменяются новыми движениями. Широко применяющаяся в подобных видах занятий вариативность движений создаёт наиболее благоприятные условия для совершенствования и развития координационных способностей занимающихся. Поскольку обучение идёт от простого к сложному, в конце семестра преподаватель может только называть «шаги» и первый раз их показывать, а дальнейшую работу студенты выполняют самостоятельно. Эта часть длится 30 мин.

После аэробной части следует поэтапное разучивание зачётной композиции, которая составляется в соответствии с версией FISAF и длится 1 мин. 50 с. Она включает ряд специальных требований к движениям, демонстрируемых студентами, и оценивается по десятибалльной системе (минимальное количество баллов, которое необходимо набрать для получения зачёта – 7,5; 9 баллов и выше означают выход в финал) и на основании результатов оценки композиции определяется чемпион СПбГУ по аэробике. Эта часть урока длится 25 мин.

Четвёртая часть урока – партерная, она проводится на гимнастических ковриках и включает в себя шейпинг (силовые упражнения преимущественно динамического характера для укрепления основных групп мышц) и стретчинг (упражнения на растягивание мышц, в том числе удержание различных положений непродолжительное время). После завершения этой части урока преподаватели отмечают присутствующих студентов.

Студенты старших курсов осваивают более сложные виды оздоровительной аэробики – степ-аэробику, фитбол-аэробику, силовые и интервальные уроки. Однако относительно этого контингента занимающихся хочется сделать оговорку. Дело в том, что в течение довольно длительного периода времени (в связи с колоссальной загруженностью студентов учебными дисциплинами и по причине санкционирования учебной программой факультативной формы проведения занятий физической культурой для студентов старших курсов) занятия для студентов старших курсов носили факультативный (необязательный) характер. Только с 2002 года три факультета Василеостровского комплекса – восточный, биолого-почвенный, социологии – ввели в учебное расписание III и IV курсов физическую культуру в качестве обязательного предмета. Однако, несмотря на факультативный статус подобных занятий, они пользуются популярностью среди студентов разных факультетов, поскольку проводятся в вечернее время, после окончания лекций, и позволяют поддерживать хорошую физическую форму без материальных затрат.

Преподаватели отделения аэробики сочли более целесообразным совмещать лекционный и практический курсы, поскольку подобная подача информации оказалась весьма эффективной и лучше усваивается студентами. Поэтому на одном занятии студенты получают полезные сведения теоретического характера, с одной стороны, и необходимый объём двигательной активности – с другой.

Такова, в общих чертах, схема работы отделения аэробики СПбГУ, преподаватели которого стараются не только повысить уровень физической подготовленности студентов, но и сформировать у них устойчивую мотивацию к занятиям физической культурой, научить самостоятельно составлять комплексы упражнений с учетом индивидуальных особенностей, которые занимающиеся смогут использовать в дальнейшем, после окончания обучения в университете. Студентки – выпускницы отделения аэробики – нигде не остаются незамеченными: они отличаются хорошей осанкой, двигательной культурой, музыкальным слухом, уверенностью, аккуратностью.  

С.М.Лукина,
доцент кафедры физической культеры и спорта,
мастер спорта по спортивной акробатике,
М.О.Ступкина,
старший преподаватель

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2007 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков