Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6   7
   С/В  8   9  10  11  12
   13  14  15  16  17  18
   19               
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 1 (3749), 30 января 2007 года
образование

Кавказоведение на восточном факультете:
проблемы и перспективы

Немного истории

Преподавание кавказских языков началось в Санкт-Петербургском университете в 1818 г. Первым из языков, который вошел в учебный план императорского университета, был армянский язык, который преподавал профессор Ж.Деманж. Тогда курс кавказоведения не выделялся в самостоятельную дисциплину, как не существовало и особого подразделения университета, специализирующегося на сугубо кавказских языках. Политическая ситуация 20–30 гг. XIX в., долгое военное противостояние с Ираном и Османской империей побудили власти пристальным образом рассмотреть возможности усиления позиции Российской империи на Кавказе, который совершенно резонно воспринимался ими как ключ ко всей политике на Среднем Востоке. Именно такие соображения заставили графа С.С.Уварова включить в проекты Азиатской академии грузинский и армянский языки.

А.К.Алексеев

А.К.Алексеев

В 1844 г. Николай I издал специальный указ о преподавании в Императорском университете на восточном отделении грузинского, армянского и татарского языков. Впоследствии эти языковые специализации были объединены в общий разряд, который занял свое место среди 5 разрядов образованного по высочайшему повелению в 1854/1855 гг. факультета восточных языков. Иными словами, изучение Кавказа началось в университете раньше, чем возник восточный факультет, юбилей которого мы отмечали в прошлом году.

Судьба направлений кавказского разряда сложилась по-разному. Татарский разряд, под которым подразумевался азербайджанский язык, вошел в состав кафедры тюркской филологии, а грузино-армянский разряд существовал довольно долго как самостоятельное подразделение факультета, которое было преобразовано в кафедру. На этом поприще трудились такие известные ориенталисты, как профессор Н.Я.Марр, академик И.А.Орбели, являвшийся одновременно и заведующим кафедрой, и директором Государственного Эрмитажа, профессор Н.Адонц, профессор И.Джавахов и другие. В 1929 г. кафедра была ликвидирована. Такое положение вполне укладывалось в русло советской национальной политики. Однако с другой стороны, кафедра на тот момент исчерпала себя как сугубо лингвистическое подразделение университета. Последующие тяжелые годы репрессий и войны также не обошли стороной кавказоведческую петербургскую школу.

В 1944 г. восточный факультет был воссоздан, и в его структуре вновь открылась кафедра кавказской, а точнее армяно-грузинской филологии. Кафедра существовала очень недолго, и в 1959 г. была ликвидирована. В конце 50-х гг. считалось, что изучение Кавказа и Средней Азии должно быть сосредоточено в самих республиках Советского Союза. Насколько ошибочным оказалось это решение, мы почувствовали после распада СССР, когда пришлось все начинать практически с белого листа.

На распутье

Кафедра Центральной Азии и Кавказа была образована в 1995 г. Идею формирования такой кафедры как ответ на изменение геополитической и геостратегической ситуации в мире и на постсоветском пространстве высказали такие видные ориенталисты, как профессор, академик РАН И.М.Стеблин-Каменский, профессор В.Г.Гузев, профессор Н.Н.Дьяков. Заведующим кафедрой стал крупнейший ученый-источниковед профессор Т.И.Султанов. Кафедра изначально мыслилась как комплексное историко-филологическое подразделение восточного факультета. История существования кафедры кавказоведения (армяно-грузинской филологии), ее постоянные преобразования показывали несостоятельность кавказоведения как сугубо истории или лингвистики. Такой подход не соответствует ни современному состоянию востоковедения как комплексной дисциплины, ни современному состоянию науки в целом.

Если читатель внимательно смотрел наш материал, он задастся совершенно справедливым вопросом: почему кафедра появилась в 1995 г., а отделение кавказоведов-филологов только в 2001?

Не скрою, что отделение кавказоведения прошло долгий и сложный путь, полный дискуссий, смены направлений и подходов. В условиях 1995 г. появление центральноазиатских отделений было более осуществимо. При этом ни руководство кафедры, ни руководство факультета не оставляли идеи восстановить преподавание языков и культур не только Центральной Азии, но и Кавказа. Первое кавказское отделение на восточном факультете появилось в 2001 г. – отделение истории Кавказа и Турции. Столь необычное название легко объяснимо самим геополитическим положением Кавказа на границе трех мощных этнокультурных влияний: российского, турецкого и иранского. В дальнейших планах кафедры стояло появление отделений истории Армении и Ирана, истории Грузии и Ирана, истории Грузии и Турции и других. К сожалению, в силу разных обстоятельств этим планам не суждено было сбыться. В 2002 г. открылось отделение кавказоведения, но, правда, не на кафедре Центральной Азии и Кавказа, где оно должно было бы быть, а на кафедре иранской филологии. За год до этого появилось и отделение иранской филологии (алановедения). Возникновение этих специализаций было несколько поспешным. Факультет еще не располагал тогда соответствующими ресурсами, что и привело к системному кризису, который, в конечном счете, вынудил перевести студентов 2 и 4 курсов кафедры иранской филологии, обучавшихся по специализации кавказоведение, на кафедру Центральной Азии и Кавказа, за что единогласно проголосовал ученый совет факультета. Не случайно во всех университетах мира, где есть подобные специальности, объединяют данные направления. Парадигма развития Кавказа и Центральной Азии в постсоветскую эпоху обнаруживает большое число сходных черт. Мир един и движется по пути все большего слияния культур, формирования единой цивилизации. События в одной из стран, скажем в Иране, затрагивают не только соседние страны, но вызывают ответную реакцию всего мирового сообщества. Поэтому комплексный региональный подход лежит в основе подготовки по всем специализациям, обеспечиваемым кафедрой.

Кафедра разработала новые учебные планы для студентов 2 курса, а студентам 4 курса (Анне Чугуновой и Василисе Крыловой) было решено сохранить доминирование филологической составляющей в учебных планах. Таким образом, на кафедре Центральной Азии и Кавказа в настоящее время обучаются 15 студентов по трем специализациям, которые охватывают изучение всех стран Южного Кавказа. Образовательный процесс по данным специализациям курируется специально созданным Центром кавказоведения, который структурно входит в состав восточного факультета.

Безусловно, остается целый комплекс проблем, связанных с обеспечением учебного процесса. Не хватает учебников и учебных пособий, предстоит большая работа по систематизации библиотеки Центра, которая формировалась за годы существования специализации. Необходимо подготовить собственных преподавателей армянского и грузинского языков. В этой связи опасения преподавателя-почасовика Л.С.Ермолаевой, видимо, просто не знакомой с общей ситуацией на кафедре и на факультете в целом, выглядят просто безосновательными. Любовь Степановна волнуется за будущее студентов-кавказоведов 4 курса, поскольку, якобы, в прошлом году магистратура по направлению кавказоведения не открывалась. Это совершенно не соответствует действительности. На восточном факультете в настоящее время действуют 8 магистерских программ, и студенты-кавказоведы могут выбрать ту из них, которая будет им по душе. В прошлом году просто не нашлось студентов, которых можно было бы рекомендовать в магистратуру. Отказ в рекомендации на продолжение обучения в магистратуре – неотъемлемое право кафедры. В этом году складывается диаметрально противоположная ситуация, студенты-кавказоведы, завершающие образования в бакалавриате, вполне достойны рекомендации кафедры для продолжения обучения в магистратуре.

Центр кавказоведения: наши цели

Для координации учебного и научного процесса по кавказоведеческим специализациям был сформирован учебно-научный центр с широкими функциями. Появление центра обуславливалось новыми задачами, поставленными перед кафедрой Центральной Азии и Кавказа деканом восточного факультета профессором Е.И.Зеленевым, который считает данное направление одним из приоритетных для факультета. Большую помощь в работе центра оказывают генеральные консульства государств Южного Кавказа, диаспоры и национальные культурные объединения. Так, консул-советник Республики Армения Т.Б.Балаян ведет занятия со студентами по армянскому языку и истории Армении, а генеральный консул Республики Азербайджан кандидат исторических наук Г.Т.Османов принимает самое действенное участие в проектах, проводимых факультетом и центром. Постоянный представитель парламента Грузии в МПА СНГ кандидат исторических наук П.А.Сургуладзе ведет занятия по новой и новейшей истории Грузии. С 2002 г. на факультете грузинский язык преподает кандидат филологических наук М.Ш.Квачадзе, усилиями которой поддерживаются связи факультета с вузами Грузии. Одна из опытнейших сотрудниц восточного факультета кандидат исторических наук, доцент Г.С.Харатишвили преподает этнографию и различные аспекты грузинского языка. Для чтения специальных курсов по истории и культуре Северного Кавказа кафедра приглашает ведущих специалистов в этой области: заведующего отделом Кавказа МАЭ РАН профессора Ю.Ю.Карпова и заведующего сектором тюркологии и монголистики профессора С.Г.Кляшторного. Традиционно большое участие в подготовке кавказоведов принимает профессор К.Н.Юзбашян, который читает курсы по армяноведению с 60-х гг. прошлого века.

Генеральной линией в развитии центра как образовательной структуры, по нашему мнению, должен стать выход на три самостоятельные специализации (языки и культура Армении и Грузии, языки и культура Азербайджана, история Кавказа) однако, при обязательном сохранении комплексного подхода к кавказоведению. Пока мы только в начале пути, но уже есть результаты работы, которую последовательно проводят преподаватели и сотрудники Центра. В перспективе видится расширение специализаций Центра до четырех направлений, в число которых обязательно должен войти и Северный Кавказ. Таково требование современной политической ситуации.

Центр не замыкается исключительно на образовательной деятельности. Он функционирует как культурный мост между нашим университетом и вузами государств Южного Кавказа, свидетельством чего является подготовленный к подписанию договор о сотрудничестве между историческим и филологическим факультетами Ереванского университета, с одной стороны, и восточным факультетом – с другой. При активном содействии М.Ш.Квачадзе проведен целый ряд мероприятий по организации летней школы для студентов 2 курса в Грузии, а также программы специальных курсов по фонетике, грамматике грузинского языка и различным аспектам истории Грузии.

Сотрудники Центра часто выступают в роли экспертов и аналитиков. К нам обращаются различные организации и частные лица, которым нужны рекомендации, как вести в нашем регионе экономическую деятельность, каковы последствия того или иного события и так далее, а иногда людям нужна просто помощь, ибо в их документы закралась какая-либо ошибка, и без акта лингвистической экспертизы они не могут устроиться на работу, отдать детей в школу, то есть не могут вести нормальную жизнь.

Иными словами, Центр не является сугубо дотационным проектом факультета, а скорее наоборот, в тех условиях, которые создаются для его работы администрацией факультета, он может вырасти в мощную структуру, способную не только обеспечить себя, но и помогать факультету.

Один из главных вопросов любого студента, заканчивающего факультет, – его будущая работа. Конъюнктура рынка рабочей силы прямо или косвенно откладывает отпечаток на учебный процесс. Однако в отношении кавказоведения данная проблема не стоит. Многим государственным учреждениям, таким как Министерство иностранных дел, Министерство торговли и экономического развития, силовым ведомствам всегда были необходимы квалифицированные востоковеды, подготовка которых уже свыше полутора веков осуществляется на восточном факультете.  

А.К.Алексеев,
заместитель декана по учебной работе

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2007 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков