Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6   7
   С/В  8   9  10  11  12
   13  14  15  16  17  18
   19               
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 1 (3749), 30 января 2007 года
образование

Классический университет:
время перемен

Брифинг для петербургских журналистов провели ректор СПбГУ Л.А.Вербицкая, проректор по учебной работе СПбГУ И.А.Дементьев и главный специалист по стратегическому развитию СПбГУ, руководитель Дирекции проекта Н.Р.Тойвонен.

Инициирование указанной программы явилось своевременным шагом правительства Российской Федерации по созданию условий, обеспечивающих формирование российской экономики, построенной на знаниях. Следует отметить расстановку приоритетов, а именно поддержку проектов, включающих разработку новых образовательных программ и подготовку высококвалифицированных специалистов, востребованных современным обществом, в том числе и инновационных менеджеров, а также создание и развитие инфраструктур региональных инновационных систем.

В мае 2006 года Санкт-Петербургский государственный университет, представив проект «Инновационная образовательная среда в классическом университете» (далее проект), стал одним из 17 высших учебных заведений России – победителей открытого конкурса программы поддержки вузов, внедряющих инновационные образовательные программы в рамках национального проекта «Образование».

Данный проект нацелен на формирование и развитие в классическом университете инновационной среды, с одной стороны, стимулирующей разработку новых и развитие действующих образовательных программ, учебно-методической и научно-исследовательской базы, отвечающих новым вызовам времени и быстро изменяющимся условиям российского и международного образовательного пространства, и, с другой стороны, обеспечивающей приоритетное развитие фундаментального образования, базирующегося на исследованиях, преемственности традиций и достижениях российского образования и науки. Общий объем финансовой поддержки проекта на 2 года составил 970 млн рублей. По условиям программы средства проекта могут быть направлены исключительно на поддержку трех направлений: приобретение лабораторного оборудования, разработку и приобретение научно-методического и программного обеспечения учебного процесса и на повышение квалификации преподавателей.

– Такого внимания к высшему образованию, какое мы наблюдаем последние два года, не было в новейшей истории страны, – особо подчеркнула Л.А. Вербицкая. – Президент призвал правительство не жалеть денег на национальные приоритеты в области образования, и мы уверены – правительство отнесется к словам В.В.Путина как к президентскому поручению. Для нас и МГУ – двух ведущих вузов России – наиболее полно и адекватно отозвавшихся на призыв участвовать в национальном проекте, работа в течение минувшего года привела к внутренним переменам, позволила открыть резервы и осуществить более тонкую настройку всех структур. Мы были внутренне готовы к переменам, к модернизации и, уверена, придем в конце следующего года к созданию инновационной образовательной среды. Это отвечает нашим потребностям и потребностям общества.

– Мы попали в сложную ситуацию, поскольку в предельно сжатые сроки – в течение февраля-марта 2006 г. надо было разработать проект, – отметил проректор по учебной работе СПбГУ И.А.Дементьев, на плечи которого, по словам ректора, легла основная тяжесть по организации работы по проекту, – включающей как содержательную работу по формированию новых образовательных программ, так и развитие материально-технической базы – приобретение лабораторного оборудования, программных средств и прочего. Общее число вузов, подавших заявки на конкурс, составило 200; из них на первом этапе были отобраны 28, и 17 на втором. Убедительную победу СПбГУ проректор объяснил тем, что университет в своем проекте предложил свои варианты поиска ответов на три важных вопроса:

Чего хотят работодатели?

Чего хотят преподаватели?

Чего хотят студенты?

Идеи были сформулированы в виде трех системных проектов, во-первых, системы внедрения инновационных образовательных технологий, включающей, в том числе и организацию эффективного и взаимовыгодного сотрудничества с органами власти, профессиональным и бизнес-сообществами; во-вторых, системы развития проектного менеджмента, включающего формирование инновационно-предпринимательской культуры в молодежной среде; и в третьих, системы внедрения информационно-коммуникационных технологий в управление и организацию научно-образовательной деятельности вуза, включающей создание элементов «электронного кампуса» и системы дистанционного обучения.

Первый системный проект по внедрению инновационных образовательных технологий, по словам руководителя Дирекции проекта Н.Р.Тойвонена, направлена на разработку и внедрение образовательных и педагогических технологий, обеспечивающих повышение качества подготовки в СПбГУ, в том числе и с учетом современных международных инициатив: формирования европейского пространства высшего образования и требований рынка труда и услуг.

Проект направлен, в частности, на:

  • развитие кредитно-накопительной системы и, на ее основе – разработку и внедрение совместных образовательных программ с другими высшими учебными заведениями страны и мира;
  • внедрение программно-аппаратной платформы реализации дистанционных методов обучения;
  • развитие системы управления качеством образования, как на уровне университета, так и с привлечением экспертизы профессиональных и бизнес-сообществ;
  • развитие механизмов системы «индивидуальных образовательных траекторий»;
  • развитие академической и студенческой мобильности и так далее.

Второй системный проект посвящен широкому внедрению и использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности всех научно-образовательных, административных и других подразделений университета и призван обеспечивать условия эффективного функционирования единого информационного пространства, в частности иерархической системой ввода и использования различной служебной информации, необходимой для обеспечения учебного процесса и научных исследований.

В числе наиболее важных задач университета проректор по учебной работе СПбГУ И.А.Дементьев назвал контакт с работодателями.

Очевидно, что работодатели хотят минимизировать затраты на переподготовку выпускников. Хотят, чтобы молодой специалист уже через неделю включился в работу и начал приносить прибыль предприятию. «Дообучение на рабочем месте» – самый затратный момент. Задача вуза -– оптимизировать учебные программы, дать необходимый объем практик. Половина пилотных проектов, инициированных факультетами, посвящены именно этому. Власти подталкивают университетское сообщество к более тесному контакту с потенциальными работодателями, – подчеркнул И.А.Дементьев. – И нам удается принимать векторные интересы бизнеса как социальный заказ. Классические университеты представляют существенную часть общества, формирующую само общество. Являясь при этом – парадокс – достаточно закрытой структурой. Нужно искать механизмы, которые позволят университету «раскрутиться» изнутри, изменить менталитет своих сотрудников и студентов. Участие в национальном проекте – один из таких механизмов.

 

Третий проект нацелен на развитие системы проектного менеджмента в университете. В частности, Ученый совет университета на своем заседании 25 декабря 2006 г. принял решение «рекомендовать использовать опыт, приобретенный в ходе реализации проекта, в других направлениях деятельности университета». В значительной степени это касается вопросов реализации общеуниверситетских проектов и организации проектного менеджмента. Особо следует отметить результаты, полученные в ходе формирования инновационно-предпринимательской культуры в студенческой среде, – отметил Н.Р.Тойвонен. За истекшие полгода был создан Молодежный бизнес-инкубатор на базе ПУНК СПбГУ, на базе факультета журналистики создан Центр студенческих инициатив, проведено апробирование новых курсов по инновационному менеджменту на физическом факультете.

Проректор И.А.Дементьев обратил внимание собравшихся на определенную спешку и недостаточную подготовленность федеральных органов власти к реализации обсуждаемой программы.

В частности, университет подписал контракт с Рособразованием 4 июля 2006 г. и вынужден был потратить два летних месяца и сентябрь на формирование нормативно-правовой базы, подготовку к использованию средств, отвечающих российскому законодательству, отладку отчетной документации. Если в первые месяцы от ниверситета требовалась ежемесячная отчетность, то с сентября – еженедельная, а с ноября – ежедневная. Следует отметить, что все координаторы пилотных проектов на факультетах работали активно и квалифицированно.

В результате именно в 2006 году создана база для реализации национального проекта и созданы условия для решения стратегической задачи – создания до конца 2007 года инновационной образовательной среды СПбГУ. Если сегодня в университете реализуется 108 программ высшего профессионального образования, то в следующем году к ним прибавится еще 29. Поэтому третий системный проект «Развитие системы проектного менеджмента» предназначен для построения в университете системы проектного управления, включающей в себя организационное, нормативно-правовое, информационное, кадровое и финансовое сопровождение проектов. В следующем году предполагается перенести основной акцент деятельности в области проектного менеджмента на соответствующие структуры на факультетах. Подобная двухуровневая система, по мнению Н.Р.Тойвонена, обеспечит «конвейерное» прохождение и взаимоувязывание университетских и факультетских проектов, как образовательных, так научно-исследовательских и инфраструктурных.

 

Итоги брифинга подвела ректор СПбГУ Л.А. Вербицкая. Она поблагодарила журналистов за внимание к университету, назвала цифры (университет получил в рамках проекта 485 млн. Более 70% от объема субсидий направлено на модернизацию материально-технической базы. При общих потребностях СПбГУ – не менее 2,5 млрд рублей). И отметила сильные и слабые стороны инициированного властью проекта.

– Государственная политика в области образования, отношения к языку, культуре радует, – заключила Л.А. Вербицкая. – Но опыт нашего участия в проекте показал, что ее воплощению мешает недостаточно проработанная нормативная база. Университет хоть завтра готов перейти на инновационные формы обучения, но кредитно-накопительная система не предполагает привязки к семестрам и годам обучения. Отсутствуют правовые установления на реализацию инновационно-образовательных программ. Не выстроена система отчетности. Нужен новый образовательный кодекс. Но шаг очень хороший. Потому что до этого вообще ничего не было. Уверена, – тем, кто победит в 2007 году, будет легче.  

Подготовил Игорь Евсеев

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2007 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков