Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6   7
   С/В  8   9  10  11  12
   13  14  15  16  17  18
   19               
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 1 (3749), 30 января 2007 года
официальный отдел

С.Г.Еремеев:
«Вместе мы можем всё!..»

Профсоюзная организация сотрудников университета 17 января в 17-00 в Центре питания и досуга СПбГУ торжественно праздновала Новый год. Только во время этого веселого и шумного торжества нам удалось поговорить со Станиславом Германовичем ЕРЕМЕЕВЫМ, проректором по экономике и социальному развитию СПбГУ. До этого, и в декабре, и в начале января, мы не раз пытались с ним встретиться — но, увы, все усилия были тщетны. И редакция прилагала к этому усилия, и Станислав Германович был не против побеседовать, и время назначали — но наши встречи всё откладывались… Каждый раз у проректора находились какие-то более срочные дела и заботы, из-за которых интервью приходилось переносить. На новом посту загруженность С.Г.Еремеева возросла очень сильно…

С.Г.Еремеев

С.Г.Еремеев

Пришлось звать на выручку праздник. И даже праздник двойной: в этот день профсоюзная организация чествовала своего лидера, поздравляла председателя профсоюзного комитета Станислава Германовича Еремеева с 55-летием. И поздравления редакции органично влились в общий хор тостующих… Но разговаривали мы, по большей части, не о праздниках, а о буднях. О каждодневной работе проректора по экономике и социальному развитию СПбГУ. О тех переменах, которые полным ходом идут в университете. О перспективах экономического и социального развития нашей альма матер. О том, что мы имеем на сегодняшний день, и что нас ждет завтра и послезавтра…

Оглядываясь на год ушедший

— В октябре ректор СПбГУ Людмила Алексеевна Вербицкая пригласила меня на должность проректора по экономике и социальному развитию СПбГУ. Должность новую — прежде такой не было в университете. Ее создание было логично и обусловлено теми процессами, которые происходят сегодня в университете, в обществе вообще и в российской высшей школе в частности. Университет как классическая образовательная структура не может развиваться без учета тех изменений, которые происходят вокруг нас — в городе, в стране, в мире. И та модернизация российского общества, которая идет последние 20 лет, затрагивает, естественно, и коллектив Санкт-Петербургского государственного университета.

Да, мы федеральное учреждение. И мы живем по тем правилам, законам и нормам, которые формирует наш учредитель — правительство Российской Федерации. От нас сегодня ждут выполнения поставленных перед университетом задач: подготовки высококвалифицированных специалистов и проведения высококачественных научных исследований, исходя из сегодняшних возможностей российского государства. Они реализуются в виде бюджетных средств, которые отпускает Федеральное агентство по образованию на нужды нашего университета. Этого финансирования явно недостаточно — любой универсант скажет, что средств, выделяемых на содержание образования и науки в СПбГУ, существенно не хватает. Каждый из нас может привести массу конкретных примеров на эту тему…

— Особенно если заглянуть в собственный кошелек. Не зря же говорят: денег всегда не хватает. Но, с другой стороны, в 2006 году наметились сдвиги в области финансирования университета со стороны государства… И поскольку мы с вами беседуем в начале нового года, давайте, по традиции, вспомним, чем был отмечен год ушедший.

— Всего три месяца прошло, как я стал проректором. Это небольшой срок для того, чтобы вникнуть в процессы, которые происходят внутри такого многомерного, многопланового коллектива, как Санкт-Петербургский университет. Не могу сказать, что мне непонятно то, что было в университете. Но все зависит от точки отсчета, от того, с какой высоты ты смотришь на проблемы. Сегодня, когда идет глубокое ознакомление с финансовым положением дел в университете, с материально-техническим, организационным, управленческим аспектом жизнедеятельности СПбГУ, понимаешь, насколько это гигантская, мощная организация! Многие даже представить не могут масштаб тех задач, которые решает коллектив университета.

Если же говорить об ушедшем, 2006 годе, то главный позитив, который необходимо отметить, — университет стал участником важного национального проекта «Образование». СПбГУ стал одним из 17 российских вузов, внедряющих инновационные образовательные программы. Это не может не радовать нас. И согласитесь, что выделение средств в рамках национального проекта «Образование» было существенной поддержкой для бюджета университета. Если мы успешно справимся с поставленной перед нами задачей, то финансирование по этой линии будет увеличиваться. Надеемся, что у нас появится положительная динамика по оснащению учебного и научного процесса современными приборами, оборудованием, возможность создавать новые образовательные программы и кейсы. Но этот проект требует и нашего адекватного ответа, приложения усилий со стороны сотрудников университета, напряженной работы всего университетского коллектива.

В рамках национального проекта «Образование» создается Высшая школа менеджмента СПбГУ. Заложен первый камень в строительство загородного кампуса на территории дворцово-паркового ансамбля «Михайловская дача» под Стрельной. Это яркий пример государственно-частного партнерства на самом высоком уровне.

Но говоря об успехах, о плюсах, не будем забывать и о минусах. Во многом те перемены, которые происходят сегодня в руководстве университета, приход новых людей, обусловлены таким понятием, как «антикризисное управление». Может, кому-то это слово не понравится, но это та реальность, в которой мы с вами живем. И есть необходимость выстраивания долговременной стратегии развития университета. И важно недопущение ситуации, когда имиджу университета наносится урон… А давайте прямо скажем: то, что произошло в первой половине 2006 года, — это удар по имиджу университета. Та информационная атака в СМИ, которая была связана со скандалом вокруг ремонта крыши Главного здания и вокруг деятельности административно-хозяйственных служб, во много обусловила необходимость принятия достаточно жестких, непростых, но продиктованных самой жизнью решений, в том числе и кадровых.

Могу в очередной раз сказать, что у нас полным ходом идет «работа над ошибками», если будет позволено применить такой термин в образовательном учреждении. И мы надеемся, что принимаемые сегодня меры (не принятые, а принимаемые) позволят нам достойно выйти из той непростой ситуации, в которую мы попали. Здесь и создание новых структур, усиление ревизионной службы университета — работает старый принцип «доверяй, но проверяй», который очень важен в управлении. Здесь и разделение финансовых потоков между заказчиком и строителями. Здесь и создание дирекции строительства СПбГУ с привлечением сторонних специалистов, рекомендованных нам городскими службами. Здесь и пересмотр многих ранее действовавших в университете нормативных актов и положений. И введение, кстати, должности проректора по экономике и социальному развитию, введение должности проректора по правовым вопросам, укрепление правовой службы университета. Здесь и попытка сделать университетский бюджет гласными и прозрачным, доведение всей информации, которой обладает сегодня руководство университета, до руководителей структурных подразделений, деканов факультетов и директоров институтов.

Происходит очень много системных шагов, которые не всем видны. Это требует каждодневной работы по 10-12 часов в день. По крайней мере, рабочий день мой и моих коллег по ректорату именно такой. Зимой вы можете легко в этом убедиться, взглянув, когда зажигается свет в моем кабинете и в кабинетах моих коллег-проректоров, и когда он гаснет. Именно в таком напряженном режиме мы сегодня и живем. Мы понимаем: нам многое доверено сегодня, но с нас много и спросится.

Проблемы и решения

— И теперь с вашей новой точки отсчета, с новой высоты мы имеем возможность посмотреть на проблемы, экономические и социальные, которые стоят перед университетом в начале 2007 года. Какие из них самые острые?

— За эти три месяца одной из моих целей как раз и было определение наиболее актуальных, болевых проблем. Проходит этап внутреннего аудита, профессиональное знакомство с ситуацией. Одну из насущных проблем, которые мы решаем, я уже назвал: недостаточное финансирование университета. Факты вопиющие: в образовательном процессе зачастую нашим основным инструментом остаются доска и мел! Согласитесь, в XXI веке это уже отжившая архаика… И порой получается абсурд: мы сидим во дворце и выпрашиваем у государства три копейки. Университет — богатейшая структура (у какой другой организации в городе имеется 400 зданий и 260 гектаров земли?), но мы не можем этим пользоваться. Вот в чем парадокс!

Или возьмем хотя бы морально и технически устаревшее оборудование, которое давным-давно исчерпало свой ресурс. Как можно вести исследовательскую деятельность без приборной базы? Единственное направление в обеспечении оборудованием, которое университет активно и успешно решает в последние годы, — это компьютеризация. Да, парк компьютеров постоянно обновляется на всех факультетах, кафедрах, во всех лабораториях. А о таком же обновлении всех других видов оборудования мы сказать не можем.

Поэтому один из самых важных сегодня — вопрос адекватности нашей материально-технической базы тем задачам, которые мы решаем. Задачам учебным и научно-исследовательским. Мы имеем самое главное — умных, талантливых, образованных специалистов, преданных университету и государству. Но этого недостаточно. Для того чтобы сотрудник университета реализовал свой потенциал, необходимо создать ему условия, сначала приемлемые, а затем и комфортные. Это первое.

Второе: говоря о тех изменениях, которые происходят, надо сказать, что решение стоящих перед нами проблем невозможно без повышения качества управления. Проблема адекватности тех или иных управленческих структур задачам, которые стоят перед университетом, встает сегодня во главу угла. А откуда берется неадекватность, из-за чего так происходит? Из-за того, что среднегородская стоимость специалиста любого уровня на рынке труда в Санкт-Петербурге (выраженная в его доходе или зарплате) намного выше, чем реально платят в университете. Поэтому трудно обеспечить нахождение на тех или иных должностях тех людей, которые по своим квалификационным характеристикам соответствуют нашим требованиям. Отсюда задача номер один для нас: создание адекватных условий оплаты труда сотрудников Санкт-Петербургского государственного университета. Моя важнейшая задача как проректора по экономике и социальному развитию вместе с коллегами по ректорату во главе с ректором — поднять благосостояние каждого конкретного человека, работающего или учащегося в университете. Идет поиск ресурсов и средств для совершенствования системы оплаты труда, поиск механизмов стимулирования университетских сотрудников за эффективное решение вопросов их трудовой деятельности. Ситуация здесь тревожная и непростая, да и возникла она не сегодня…

— Как эти проблемы решаются? Какие направления можно выделить?

— Направлений решения финансовых проблем несколько. Но первое, что мы сделали (работа еще не завершена, продолжается), — проводим внутренний университетский аудит наших ресурсов и возможностей, с одной стороны, а с другой, наших потребностей. Учет механизмов реальности затрат, которые мы осуществляем, эффективность вложений.

Университет — федеральный вуз, и принципиальное решение финансовых вопросов состоит в увеличении заботы государства о системе образования и науки, в увеличении внимания государства к нашему университету. Один из путей — закрепление особого статуса Санкт-Петербургского государственного университета (вместе с Московским), и значит, нашего морального права претендовать на иные условия. В этом направлении ректором университета Людмилой Алексеевной Вербицкой был предпринят ряд шагов. Результат обнадеживает: есть поручение президента В.В.Путина правительству Российской Федерации по разработке закона о двух национальных университетах. Мы рассчитываем, что в рамках этой нормативно-правовой базы увеличится финансирование нашего университета.

Второе: мы должны научиться разумно хозяйствовать. Денег никогда не бывает много, ресурсов всегда не хватает. И одна из проблем, которую мы решаем, — оптимизирование системы управления, системы хозяйствования университета в поисках внутренних резервов. Необходимо создать грамотный менеджмент, культуру управления. Это непростая задача, она связана с необходимостью изменения менталитета руководителей университета разных звеньев, изменения психологии. Отсюда — тот болезненный процесс по смене кадров, который происходит сегодня. Кадров, которые будут соответствовать новым целям и задачам. Процесс, повторяю, болезненный, поскольку затрагивает конкретных людей, их интересы, но процесс неизбежный.

Третье: поиск дополнительных источников финансирования, новых материальных возможностей. В первую очередь, это касается взаимодействия университета c городcкой администрацией. Если учесть, что городской бюджет растет, а за последние годы он утроился, — то здесь очевидны позитивные действия администрации Петербурга. И нам бы хотелось, чтобы университет активно привлекался к решению задач, которые стоят перед нашим крупным мегаполисом. А поле деятельности широкое — здесь найдется работа и для экологов, и для экономистов, и для юристов, и для специалистов в области естественных наук. Включенность в решение проблем, стоящих перед городским хозяйством, может привести к тому, что мы будем помогать городу, а город будет помогать нам. Залогом успешности этого направления являются наши хорошие взаимоотношения с губернатором Санкт-Петербурга Валентиной Ивановной Матвиенко, с руководителями разных направлений города — в том числе с Комитетом по науке и высшей школе. У нас есть много точек соприкосновения, в том числе наукоград «Петергоф» и другие…

— И плюс, наверное, к финансированию университета можно подключить и бизнес?

— Да, еще одно направление нашей деятельности сегодня — преодоление корпоративной замкнутости, которое порой свойственно высшей школе, и наш диалог с предпринимательским сообществом. Поиск взаимных интересов, адресация тех или иных инновационных проектов на нужды реальной экономики. В этом заинтересованы и научные сотрудники, и преподаватели университета, с одной стороны, а с другой стороны, бизнес-сообщество. В этом направлении сделано много шагов. Здесь и визиты руководителей целых отраслевых направлений (например, министра связи Российской Федерации Л.Д.Реймана, который предложил ряд конкретных проектов — их могут реализовать наши математики), здесь и проекты, связанные с утилизацией отходов, здесь и проекты в сфере здравоохранения. Есть конкретные интересы, и мы нужны друг другу. Чем раньше российские предприниматели начнут говорить на одном языке с университетскими коллегами, тем быстрее и больше выиграет каждая из сторон.

— Но для решения внутренних университетских проблем важны и внешние условия. Видимо, они не совсем соответствуют нашим желаниям, раз вы говорите о том, что живем мы во дворце, а просим копейки у государства… Откуда такое несоответствие?

— Вопрос внутренний — повышение финансовой и исполнительской дисциплины в университете — напрямую связан с проблемами внешними. Это можно подтвердить рядом примеров. Сегодня многие вопросы в университете, к сожалению, решаются неоперативно, неэффективно. Вот, скажем, новые условия потребовали от нас организации работы по закупке необходимых материалов, оборудования, техники. Согласно новому законодательству, эти затраты производятся через тендерные комиссии. Представьте себе: любая покупка свыше 60 000 рублей может осуществляться только на конкурсной основе, через тендер! А это проводит к тому, что мы теряем оперативность. Для того чтобы организовать этот тендер, сделать конкурс публичным, подготовить необходимую документацию, уходит как минимум полтора-два месяца. Сегодня вы говорите: мне нужно прибор, оборудование или нужно привлечь какую-то внешнюю организацию для решения назревшей проблемы, а я отвечаю: согласен, но только через два месяца! Это уже достаточно серьезная проблема.

И эта проблема заставила нас по-иному взглянуть на вопросы прогнозирования, планирования. Чтобы мы могли работать не в «пожарном варианте», а выстроить деятельность на уровне системы. А это опять-таки требует повышения уровня культуры управления — от всех нас, снизу доверху. От отделов, лабораторий — до ректората, до университетского руководства. Эту задачу мы пытаемся сейчас оптимизировать.

Но есть еще одна проблема. Университет как хозяйственная структура работает через Казначейство. Мы не можем сегодня адресоваться к коммерческим банкам, которые за годы модернизации в России научились быть эффективными рыночными финансовыми инструментами. К сожалению, темпы изменения казначейской системы значительно отстают пока от темпов изменений в аналогичных банковских структурах. Это видно в системе прохождения счетов, платежек и тому подобном. И это создает массу проблем. Вот, например, мы с вами разговариваем в середине января, а информацию о проведенных платежах Казначейство может выдать только на конец декабря. Представляете: задержка идет на 10-15 дней! А в то же время, вышестоящие организации и ведомства (будь то администрация города, будь то Федеральное агентство по образованию) или различные статистические органы запрашивают от нас отчеты об итогах исполнения сметы, бюджетов, других финансовых обязательств университета в реальном режиме. Как разрешить это противоречие? Добавить университету финансовой свободы и прозрачности. Нужно меньше проверять в процессе, давать больше свободы и потом спрашивать по результатам.

Проекты

— Сегодня университет включается в ряд крупных проектов на уровне не только города, но и страны.

— Прежде всего, стоит отметить весьма позитивную тенденцию — рождение внимания со стороны государства к образованию, выраженного в виде крупномасштабного национального проекта. Здесь мы должны поддерживать деятельность выпускника юридического факультета нашего университета Дмитрия Анатольевича Медведева по реализации национальных проектов. И у Санкт-Петербургского университета очень ответственная миссия — достойно реализовать пилотный инновационный проект. На нас смотрят не только вузы Петербурга, но и вузы России. Сделать предстоит немало — этот проект потребовал максимальной концентрации усилий факультетов, институтов и ректората. Здесь я бы отметил особую координирующую роль проректора по учебной работе Ильи Александровича Дементьева. Мне кажется, что такие молодые эффективные менеджеры сегодня очень нужны в системе управления высшей школы.

Если говорить о другом нашем проекте — чтобы Высшая школа менеджмента СПбГУ вошла в десятку лучших мировых школ бизнеса — это очень амбициозная задача. Мы получили подарок от администрации президента — более 100 гектаров земли в прекрасном месте за Константиновским дворцом. Реставрация дворцово-паркового ансамбля «Михайловская дача» под Стрельной требует огромных усилий не только факультета менеджмента и всего университета, но также и предпринимательского сообщества и российских госструктур по поиску средств. Создается Фонд развития ВШМ, который не имеет аналога в России. Фонд, который будет аккумулировать средства на развитие этого крупного образовательного проекта. Мы надеемся, что предпринимательское сообщество услышит голос университета. Для нас приятно, что председателем попечительского совета ВШМ стал наш выпускник Сергей Борисович Иванов, министр обороны и вице-премьер РФ. Это говорит о том, что на уровне высшего руководства России уделяется повышенное внимание к этому проекту.

— Есть ли другие примеры сотрудничества университета и бизнеса, кроме Высшей школы менеджмента?

— Конечно, есть. Например, университетский Институт IT-технологий (директор — профессор Андрей Николаевич Терехов) совместно с математико-механическим факультетом успешно продвигает проект создания IT-парка в университете. В реальной работе находится проект реализации нанотехнологий в рамках наукограда «Петергоф», и государство поддержало университет и выделило в 2007 году более 150 млн (пока еще рублей, а не долларов) на развитие этого проекта. Мы успешно реализуем проект реконструкции дворца Бобринских в центре города, и я надеюсь, что к концу этого года наши филологи, наши коллеги из Смольного института свободных искусств и наук смогут явить городу восстановление одной из петербургских архитектурных жемчужин. Это пример, когда складываются вместе как деньги государственные, так и привлеченные, наших партнеров из Бард-колледжа (США).

Примером живого партнерства университета и бизнеса является также работа экономического факультета СПбГУ, который собственными силами в непростых условиях аккумулирует средства, заработанные самим коллективом, и ведет реконструкцию нового корпуса факультета — в центре города рядом с Таврическим дворцом. Это само по себе уникально, поскольку развитие корпусов университета в исторической части города сопряжено с многочисленными проблемами — высокая стоимость земли, престижность территории. Экономическому факультету было весьма непросто отстаивать право на реализацию этого проекта. Экономисты молодцы, они сами, собственными силами, за счет заработанных средств реализуют этот интересный и столь нужный для университета проект. Ведь стране сегодня нужны эффективные и грамотные специалисты экономического профиля.

«Точки роста»

— Кроме проблем, в вашей повседневной работе есть и «просто» задачи (которые пока еще не переросли в проблемы…)?

— Последние 15 лет, не скрою, были годами сохранения того человеческого потенциала, который накапливался университетскими научными школами. Стояла трудная проблема — выжить. Сегодня уже иной этап жизни. Сегодня наша перспектива — двигаться дальше, развивать этот потенциал, дать возможность реализовать возможности наших выдающихся ученых и педагогов. И здесь мы должны четко наметить «точки роста».

И первая задача, которую мы ставим сегодня, — сохранение уникальной университетской научной библиотеки. Вы спросите: чего ж тут нового? Этот вопрос ставился еще 100 лет назад — в служебных записках на имя ректора Императорского университета обозначались проблемы, которые стоят перед библиотекой: перегруженность фондов, невозможность введения в оборот тех или иных книг и так далее. Так вот, эти проблемы усилились в сотни раз за прошедший век. Многие не представляют реальность и масштаб тех проблем, которые сегодня существуют у Научной библиотеки им. М.Горького. Это не просто отсутствие книгохранилищ, гораздо важнее — необходимость спасения уникальных книжных коллекций университета. Здесь и борьба с грибком, микробами, которыми заражены книги. Здесь и создание адекватных условий для работы уникального научного коллектива библиотеки. Здесь и возможность книгопользования студентов, аспирантов и сотрудников всех факультетов и многое другое… Сегодня проблема библиотеки не случайно лежит в плоскости первоочередного внимания руководства университета.

— Будут ли в Библиотеке имени М.Горького переводить книги в электронный вид, как это сделали в свое время в библиотеке юридического факультета?

— За годы, прошедшие с того времени, как мы принимали решение о реконструкции университетского библиотечного комплекса, многое изменилось. За это время на ряде факультетов создали свои мощные отраслевые библиотеки — на юридическом факультете, экономическом. На факультете менеджмента предусмотрена крупная библиотека. Это мы не можем не учитывать, разрабатывая концепцию университетской библиотеки… Но есть проблемы прозаического плана, когда огромный книжный фонд у нас во многом недоступен для читателей — из-за того, что книги негде расставить, они хранятся в связках, и поэтому нужные книги просто не найти. Я уж не говорю об отдельных (но не менее острых) проблемах, связанных с нашим национальным достоянием — отделом редких книг, где хранятся уникальные коллекции, которые настолько ценны, что их невозможно даже оценить деньгами. Это пласт российской культуры, мировой культуры. И здесь наша задача — сохранить эту уникальную библиотеку, задача даже не перед сегодняшним временем, а перед потомками. Это проблема, требующая четких выверенных решений в условиях ограниченных финансовых ресурсов... Приоритеты в решении этой проблемы расставлены, и мы активно занимаемся этим вопросом.

С задачей реконструкции библиотеки корреспондирует проблема университетского архива. Она тоже очень важна: каждый сотрудник университета сталкивается с проблемой подготовки документов для оформления пенсии, для получения каких-то справок. И архив — то подразделение, которое охватывает жизнь не только сегодняшних сотрудников, но и ветеранов, отдавших университету не один десяток лет.

Не меньшее значение имеет и то, в каких условиях мы принимаем пришедших к нам студентов. Отсюда еще одна задача: создание приемлемых условий для организации учебного и научного процесса в университете. В 2006 году мы сделали непростой шаг в день завтрашний. Продолжается строительство второй очереди естественнонаучных факультетов — недавно в Петродворце было торжественное открытие учебного корпуса факультета прикладной математики – процессов управления. В 2007 году планируется строительство корпуса учебных аудиторий, больших и малых, которых так сегодня не хватает нашим математикам для организации учебного процесса.

Важна также подготовка зданий и сооружений к осенне-зимнему сезону, к нормальному функционированию в течение учебного года. А вы знаете нашу разбросанность по всему городу, знаете состояние зданий и сооружений. Есть здесь и свежий аспект, который высветился недавно. Мы всегда делили университет на «старый» (находящийся на Васильевском острове и в центральной части Петербурга) и «новый» (в Петергофе). Но пока мы так говорили, так называемые новые корпуса в Петродворце состарились! Здания Физического и Химического учебно-научных центров требуют капитального ремонта. Срок их эксплуатации давно превышен. Здания ПУНКа требуют значительных средств для поддержания структуры учебного и научного процесса. Об этом сегодня приходится думать — в условиях ограниченности ресурсов.

Поэтому при составлении плана ремонтных работ на 2007 год мною была поставлена жесткая задача перед главными инженерами Василеостровского и Петродворцового комплексов: при подготовке проекта плана ремонтных работ работать в теснейшем контакте с руководителями подразделений — для того чтобы в условиях дефицита ресурсов определить наиболее важные точки адресной программы ремонта. Чтобы работы проводились с учетом мнений самих подразделений.

Но было бы неправильно заниматься только латанием дыр, поддержанием на плаву университетского корабля. Надо думать и о дне завтрашнем, думать о том, что определяет наше развитие. И здесь важная задача: создание структур, которые поддерживали бы наукоемкие технологии. Это все вопросы, связанные с Наукоградом. Они требуют материально-технической поддержки и тоже находятся в зоне нашего внимания.

Социальные вопросы

— Станислав Германович, вы стали проректором не только по экономике, но и по социальному развитию…

— Рассказывая о проблемах и нерешенных задачах, я не случайно затрагиваю разные структуры университета, потому что среди проектов, которые мы реализуем, есть амбициозные, даже уникальные. Примером уникальности проекта, который был реализован в нашем университете в 2006 году, является проект социального партнерства администрации СПбГУ по добровольному медицинскому страхованию сотрудников университета. Других примеров такого охвата ДМС преподавателей, сотрудников и студентов вуза нет ни в Санкт-Петербурге, ни в Москве! То, что делает наш Медицинский центр — инициатива редчайшая. Этот факт еще свидетельствует о том, что принятое в свое время решение о создании медицинского факультета в СПбГУ возвращается нашему коллективу той неоценимой помощью, которую сотрудники Медицинского центра оказывают всему коллективу университета в организации медицинского обслуживания в рамках ДМС и ОМС. И это на фоне достаточно слабого и низкоэффективного обслуживания нас городской медициной, которое мы видим в районных поликлиниках. Это показывает, что стратегически верным было выбранное направление. Тот коллектив специалистов, который собрал вокруг себя декан медицинского факультета (и руководитель Медицинского центра) Сергей Викторович Петров, оказался очень эффективным. Хотя этот проект финансово емкий, он потребовал огромных затрат от коллектива университета, но вложения того стоили.

В этом году опыт по медицинскому страхованию сотрудников университета будет продолжен. А в условиях стареющего коллектива это особенно важно. Как ни горько это сознавать, но средний возраст сотрудников университета сегодня очень высок, на целом ряде факультетов больше половины преподавателей перешли границу пенсионного возраста (например, на химическом факультете). В этих условиях качество организации медицинского обслуживания дорогого стоит! Это не какие-то абстрактные слова, а забота о людях. В университете сложилась целая совокупность социальной сферы. И я не случайно об этом говорю — как проректор по экономике и социальному (подчеркну это слово) развитию СПбГУ я не могу не думать об этих важных вопросах, решать их, они для меня столь важны, как и вопросы чисто экономические.

И прекрасно, что университет, несмотря на все трудности прошедших лет, сумел сохранить социальную инфраструктуру. Это и университетская поликлиника, и великолепный оздоровительный комплекс «Университетский» (во главе с П.В.Воробьевым), и ежедневная забота о сотрудниках со стороны И.Н.Гагариновой и отдела социальной защиты СПбГУ по организации санаторного лечения, отдыха сотрудников. В этом году мы, например, попытались расширить географию отдыха — и многие получили возможность отдохнуть на курортах Болгарии в условиях невысоких цен…

— Многих сотрудников, вы правильно заметили, волнует собственная зарплата. Какими способами будет решаться этот вопрос?

— Как только в университете появляется больше денег, сразу возникает больше возможностей для доплат сотрудникам. Ведь у нас с вами есть финансовые ограничения по заплате — университет как федеральный вуз живет в условиях ЕТС (единой тарифной сетки). И надо понимать, что наш базовый оклад определяет государство. Поэтому не случайно я назвал вопросом номер один увеличение государственного финансирования. От этого зависит вся система оплаты труда в университете. Но в то же время, мы ищем дополнительные источники — в виде различных стимулирующих добавок за счет фонда внебюджетных средств. Это сегодня наш рычаг компенсационных выплат сотрудникам университета. Конечно, нам хотелось бы, чтобы наши возможности были шире и больше, но если исходить из сегодняшних условий, то по некоторым категориям сотрудников мы сделали неплохой шаг. На целом ряде факультетов, институтов уже появилась неплохая заработная плата — благодаря усилиям администрации этих подразделений.

Конечно, в оплате труда у нас есть дифференциация. Есть более или менее хорошо оплачиваемые сотрудники, а есть категория малообеспеченных работников. Это так. Здесь есть над чем работать. И мы, работники ректората, можем сказать честно: сделан только первый, маленький шажок в улучшении положения. Предстоит преодолеть очень многие препятствия…

Оплата труда сотрудников университета не может быть ниже оплаты в эффективных отраслях экономики. На что мы должны ориентироваться? Ориентир был обозначен в одном из выступлений президента Российской Федерации В.В.Путина: в системе Академии наук надо добиться, чтобы оплата труда ученых была не ниже 25-30 тыс. рублей. Столько же должны получать и наши квалифицированные сотрудники университета. Это тот рубеж, маячок, который стоит перед нами. Но мы сегодня пока далеки от этого…

Мне не хотелось бы никого пугать сокращениями и тому подобным. Главное направление — увеличение фонда оплаты труда. Второе — оптимизировать штатное расписание: лучше меньше да лучше. Меньше — если говорить о количестве сотрудников, и лучше — с точки зрения оплаты труда... И третье направление — комбинированная оплата труда на основе внутривузовского совместительства, исходя из поиска вовлеченностей сотрудника в разные проекты, чтобы получать дополнительные источники из проектного финансирования.

В проблеме оплаты труда нет простых решений, быстрых решений, легких решений. Это видно, если проанализировать систему финансирования высшей школы России. Но здесь, по крайней мере, ясен вектор: коллектив университета должен научиться искать источники, чтобы зарабатывать деньги, и научиться рационально расходовать средства. Но надо понимать: проблема родилась не сегодня и не вчера, ее невозможно решить сиюминутно — это только вектор действий. Поэтому нам предстоит непростая, кропотливая, но, как мне представляется, конструктивная работа. Верю, что мы в состоянии решить проблемы, которые стоят перед университетом, основой тому — наш дружный университетский коллектив.

Сегодня университет использует много нетрадиционных методов в своей работе. Мы очень рассчитываем на наших выпускников. И они нас не забывают. Это друзья и в Москве, которые работают в разных структурах федеральной власти, это друзья в бизнесе, в различных научных и академических учреждениях. Это позволяет нам быть уверенными: вместе мы можем всё!

И о личном…

— Станислав Германович, мы с вами беседуем в необычной обстановке — за стенкой шумит праздник… Как я вижу, должность проректора отнимает у вас много времени и сил. Но тем не менее, Центр русского языка и культуры СПбГУ вы не бросаете. И профсоюз тоже на ваших плечах. Я уж не говорю о том, что многие в городе знают С.Г.Еремеева как крупного политического лидера… Как вам удается везде успевать?

— Вы затронули очень непростой для меня вопрос, потому что каждый из этих проектов — значительная часть моей жизни. Это и столь любимый мною Центр русского языка и культуры, все работающие там сотрудники — это мои товарищи не одного года. И было бы несправедливо по отношению к ним сказать: «Всё, ребята! Один проект завершен — начинается новый…» Я абсолютно уверен, что у Центра русского языка и культуры есть все основания и дальше динамично развиваться. Сегодня Центр продолжает решать ту задачу, которая перед ним стоит, — он является частью европейского образования в стенах нашего университета. Вокруг столько говорят о Болонском процессе, о включенности российских вузов в европейскую систему образования. А мы давно уже в нем — у нас есть и кредит-часы, и совмещенные программы, и адаптационные курсы. Иностранные студенты, обучающиеся у нас, прекрасно понимают, что мы — часть общемирового образовательного процесса. А главное, там, за моей спиной, есть прекрасный дружный коллектив (больше двухсот человек), мои коллеги и друзья — и здорово, что они есть!

А сегодняшний профсоюзный новогодний праздник — это показатель того, что в масштабах нашего университета очень важно наличие цементирующего начала. И университетское единство во многом осуществляется через профсоюзное братство. Сегодня представители разных факультетов и институтов чувствуют себя единым целым, чувствуют себя членами единого профсоюзного коллектива…

Идея социального партнерства всегда была мне близка. И между администрацией университета и профсоюзом я не вижу никакого противоречия или, тем более, антагонизма. Есть просто разделение труда, у каждого своя ниша, свои задачи — и есть общие цели. В прошлом году, я считаю, мы сделали немало в этом направлении. Заключили на три года новый коллективный договор между администрацией университета и профсоюзом. Приняли соглашение по охране труда и технике безопасности. И для меня профсоюзы — не какие-то монстры из дня вчерашнего (как некоторые пытаются представить), а та объективная реальность, которая ведет нас к цивилизованному рынку труда. Есть работодатель, есть работники и есть необходимость оптимизации отношений между ними. Поэтому когда осенью этого года Ученый совет университета согласился с предложением ректора о назначении меня проректором по экономике и социальному развитию СПбГУ, это было для меня еще и признанием той роли, которую играет в жизни университета наша профсоюзная организация. Было отмечено наше понимание, наша включенность в университетские проблемы.

— И вы, работая в администрации университета, по-прежнему остаетесь на посту председателя профсоюзного комитета…

— Да, совсем недавно у нас была отчетная конференция профсоюзного комитета сотрудников СПбГУ. И я ставил перед своими коллегами вопрос о доверии. И на этой конференции коллектив поддержал мою деятельность как председателя профсоюзного комитета — и теперь у меня просто нет морального права бросить этих людей… Здесь нет конфликта интересов: у нас специфический работодатель, в связи с тем что СПбГУ — федеральный вуз. Наш работодатель — правительство Российской Федерации. И в этой ситуации администрация университета и профком имеют совместные интересы во взаимоотношениях с нашим работодателем, с Федеральным агентством по образованию.

Тут нет искусственного разделения, нет конфликта. И ректорат, и профком заинтересованы в увеличении оплаты труда, в улучшении условий труда, в создании оптимальных условий для развития коллектива. И здесь у нас гармония. Мы можем расходиться в тактике, можем спорить по тем или иным вопросам, но мы едины в понимании общих университетских целей. И это главное. Поэтому профсоюз в университете не рассматривает себя антагонистом администрации, а наоборот, считает, что у каждого есть своя зона ответственности, и мы должны взаимно дополнять друг друга.

Как проректор по экономике и социальному развитию СПбГУ, я ощущаю постоянную поддержку коллег из профсоюзных организаций факультетов и институтов. Более того, общение с ними — это еще один канал обратной связи. Чуткий индикатор настроений коллектива: что думают люди, что их волнует, чем они озабочены. А вы же знаете, что управление без обратной связи невозможно. И мы очень дорожим этим каналом, потому что именно такие индикаторы позволяют оперативно решать назревшие проблемы… Иногда пытаются наложить искусственную кальку противостояния. Но это не наша идеология. Я вообще сторонник поиска взаимных договоренностей, а не конфликтов. Путь к оптимальному решению той или иной проблемы всегда лежит через многостороннее обсуждение и поиск компромиссов. Поэтому для меня должность председателя профсоюзного комитета — это возможность иметь устойчивый канал обратной социальной связи с сотрудниками университета.

— Что вы еще не успели сделать?

— Да очень многое, ведь мы делаем лишь первые шаги. Например, нам предстоит заново выстроить информационную составляющую нашей работы, чтобы каждый шаг был понятен не только каждому руководителю подразделения, но и каждому сотруднику университета. Только при поддержке всего коллектива мы сможем достигнуть того результата, которого от нас ждут. А именно: чтобы Санкт-Петербургский университет соответствовал своему высокому статусу ведущего вуза России. Это не дань моде, это объективная необходимость: ежедневное информирование всего коллектива университета о тех шагах, которые предпринимает ректорат, администрации факультетов, институтов.

Осенью этого года мы открыли весь бюджет университета перед руководителями учебно-научных комплексов университета и деканами. Показали те реальные цифры, из которых складывается университетский бюджет. Раньше они этого не видели, каждый знал только свою «полянку». И когда они увидели общую картину, сразу разрушились многие мифы! Начался процесс согласования финансовых интересов абсолютно разных — по объему, по характеру — подразделений в поисках взаимных интересов.

Мы сделали бюджет университета прозрачным. Но сегодня не менее важен следующий шаг — чтобы в каждом подразделении люди знали о бюджетах своих факультетов, институтов, четко представляли, из чего складываются доходы и каковы расходы подразделений. Здесь нам предстоит еще поработать. Только осознанное понимание сотрудниками университета всех шагов, предпринимаемых ректоратом, гарантирует нам успешность результата. Отсюда наше внимание к информации.

На мой взгляд, одна из важнейших задач сегодняшнего дня — разрушение мифов о противостоянии гуманитариев и естественников. Только совместная работа и общие интересы порождают те преимущества, которые есть у нас, университета в целом. И в этом направлении идет согласованная работа деканов и директоров институтов. В еженедельном режиме руководство университета общается с руководителями подразделений, как непосредственно на совещаниях в ректорате, так и факультетах и институтах.

Мы очень благодарны нашим коллегам из так называемой «библиотечной комиссии», созданной из числа деканов. Они высказали целый ряд очень дельных, практичных советов по решению проблем с реорганизацией Научной библиотеки имени М.Горького. Таких примеров я могу привести много. Вот сейчас работает комиссия по оптимизации работы наших студенческих городков. Одна из проблем университета — острейший дефицит мест в общежитиях Василеостровского комплекса. А этот дефицит, по цепочке, тянет за собой следующую проблему: многих иногородних абитуриентов мы не можем принять в университет. А сейчас на уровне страны идет борьба за каждого молодого человека, который пришел в тот или иной вуз. Потому что основная тенденция дня завтрашнего — за каждым студентом пойдут бюджетные деньги. И мы должны быть к этому готовыми… Таких примеров в нашей текущей жизни предостаточно.

И это очень важный момент: привлечение к системе управления университетом как можно большего числа сотрудников. Так можно сделать через механизмы разного рода комиссий — комиссий Ученого совета, деканских комиссий по тем или иным направлениям, комиссий из состава руководителей институтов по разным вопросам университетской жизни. Это даст, мне кажется, кумулятивный эффект в решении важных вопросов. Потому что одна из проблем, которая стоит в университете, — согласование интересов достаточно разных подразделений, разных научных направлений, разных людей. Искусство руководства как раз и состоит в том, чтобы найти точки соприкосновения, гармонизации интересов.  

Вопросы задавал Евгений Голубев
Фото Сергея Ушакова

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2007 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков