Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6   7
   С/В  8   9  10  11  12
   13  14  15  16  17  18
   19               
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 1 (3749), 30 января 2007 года
культура

Сколько лет Деду Морозу?

Наряженное еловое деревце, стоящее в доме под Новый год, кажется настолько естественным, что и вопросов не возникает. Мы верим, что оно было всегда — так же, как новогодний праздник или Рождество. А уж тем более — Дед Мороз и Снегурочка... Но я с удивлением узнал, что они появились в России совсем недавно. Ни Пушкин, ни Лермонтов в детстве не читали под елочкой стихи. И маленький Левушка Толстой не водил хороводы, не звал Деда Мороза и не кричал: “Елочка, зажгись!..” Когда же елка пришла в Россию? Сколько лет Снегурочке и Деду Морозу? Откуда они родом?

— Новогодняя елка пришла к нам из Германии. И пришла она прежде всего в столичный Петербург, — рассказала Елена Владимировна ДУШЕЧКИНА, профессор кафедры истории русской литературы филологического факультета СПбГУ. Несколько лет назад она написала уникальную книгу “Русская елка: история, мифология, литература”, в которой исследовала трехвековую историю новогодней елки в России. Но разговор о «рождественском дереве» мы начали не с елки, а с… березы. Ведь именно береза была особо почитаемым деревом у восточных славян, а потом и у русских.

— История рождественской елки до сих пор не восстановлена. Многие исследователи считают, что этот обычай восходит к гораздо более древней традиции «майского дерева»… Символизируя возрождение жизни, береза у славян превратилась в объект особого почитания поздней весной, в период весенних (или зеленых) святок. Участники действа, в основном молодежь, украшали только что распустившиеся ветви березы и с песнями водили хороводы. После принятия христианства на Руси этот праздник совпал с Троицкой неделей.

А вот ель в русской народной традиции, в русском фольклоре не пользовалась особым почетом — об этом писал, например, В.Я.Пропп, анализируя русские аграрные праздники. Ель связывали с образами низшей мифологии, с лесной нечистью…

— И это, кстати, отражается в многочисленных детских спектаклях, которые устраивают теперь во время новогодних праздников. Всегда какая-то нечисть или злые звери противостоят Деду Морозу и Снегурочке… И все же ель стала новогодним деревом в России, стала «елочкой» и для нас, и для наших родителей, и для наших детей. Как же это произошло?

— Не произошло, скорее, а происходило — и не одно десятилетие… Культ деревьев, одухотворение и почитание деревьев издревле свойственно всем народам. Ель была особо почитаема в Германии, где во времена язычества она отождествлялась с мировым деревом. У древних германцев ель и стала новогодним, а затем, гораздо позже, — и рождественским символом. Сначала германцы ходили в лес наряжать ель на Новый год, а позже стали приносить дерево в дом. К нему прикрепляли зажженные свечи, вешали на него яблоки и сахарные изделия.

О происхождении рождественского дерева существует множество легенд. По одной из них, в ночь Рождества Христова все деревья в лесу расцвели и дали плоды. Возможно, именно поэтому укоренился обычай вешать на новогоднюю елку яблоки, мандарины и другие фрукты… Согласно другой легенде, все деревья отправились в рождественскую ночь в Вифлеем поклониться младенцу Христу. Первыми пришли растущие недалеко пальмы, затем чужестранные буки, магнолии, эвкалипты, клены, дубы, березы, тополи, кедры. А с дальнего холодного севера пришла маленькая елочка — она выглядела скромной Золушкой на фоне других деревьев, которые скрывали ее от глаз Святого Младенца. И вдруг свершилось чудо! Звезды начали падать на землю и, звезда за звездой, опускались на ветви маленькой елочки. Вся она засияла блеском сотен огней!..

Есть и легенда о том, как в сочельник семья лесника услышала робкий стук в дверь. На улице у порога стоял продрогший изможденный ребенок. Семья обогрела, накормила, приютила малютку. А утром все проснулись от звуков ангельского пения. В своем ночном госте они признали младенца Христа. Прощаясь с семьей лесника, Господь отломил еловую ветку, воткнул ее в землю и сказал: «Зрите, я принял ваши дары, а это мой подарок вам. Впредь это дерево будет плодоносить на Рождество, и вы всегда будете жить в довольстве и достатке…»

— Вы сказали, что новогодняя елка пришла в Россию из Германии…

— Да, ведь в столице было очень много немцев. И поначалу Weihnachtsbaum (рождественское дерево) считалось немецким обычаем. В русских семьях елки не устраивались. Так, например, в повести “Испытание” А.Бестужев-Марлинский изображает святки 1820-х годов в Петербурге, и в том числе пишет о елочке, стоящей на столе в немецком доме “в углу залы”…

Будущая царица Александра Федоровна (прусская принцесса Фредерика-Луиза-Шарлотта-Вильгельмина) вышла замуж за великого князя Николая Павловича в 1817 году. По ее инициативе на Рождество 1818 года была устроена первая елка в Москве, а в 1819-м — в Петербурге в Аничковом дворце. Но в те годы елки еще не стали публичными, это был семейный детский праздник. Подарки для детей клади под елку или же на столик рядом с ней.

— Елена Владимировна, вы говорите о XIX веке. А как же известный указ Петра Первого о перенесении Нового года на 1 января и об украшении домов елками?

— Действительно, обычай новогодней елки в России ведет свое начало с петровской эпохи. Петр I познакомился с рождественской елкой во время своего путешествия по Европе в 1698-99 годах. А после возвращения домой Петр изменил календарь. Согласно царскому указу от 20 декабря 1699 года, впредь предписывалось летоисчисление не от Сотворения Мира, а от Рождества Христова, а день «новолетия», до того отмечавшийся на Руси 1 сентября, следовало отмечать 1 января «по примеру всех христианских народов». В том же указе давались рекомендации по организации новогоднего праздника. В этот день было велено пускать ракеты, зажигать огни и еще велено украсить столицу (тогда еще — Москву) хвоей: «пред воротами поставить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и мозжевелевых…»

Но к будущей рождественской елке указ Петра имел весьма косвенное отношение. Первое: город декорировался разными хвойными деревьями, а не только еловыми. И второе: дома украшались хвоей (целыми деревьями и ветками) не внутри, а снаружи — предписывалось украшать ворота, крыши трактиров, улицы и дороги. И елка в то время была скорее деталью городского пейзажа, а не рождественского интерьера. Но для Петра во вводимом им обычае важной были эстетическая (хвоей велено было украсить дома и улицы) и символическая (декорации из хвои следовало создавать в ознаменование Нового года) стороны… А после смерти Петра его рекомендации были основательно забыты.

— Неужели совсем забыты?..

— Если рассказывать подробнее, они имели довольно забавные последствия. Царское предписание сохранилось лишь в убранстве питейных заведений — перед Новым годом их продолжали украшать елками. По этим елкам издалека опознавались кабаки — деревья, воткнутые в землю у ворот или привязанные к колу на крыше, стояли аж до следующего года! Этот обычай сохранился не только в XVIII, но и в XIX веке.

Пушкин в «Истории села Горюхина» упоминает кабак, украшенный «елкою и изображением двуглавого орла». Кабаки в народе даже стали называть «елками» или же «Иванами-елкиными». Эта характерная деталь была хорошо известна и время от времени отражалась во многих произведениях русской литературы. Скажем, в стихотворении М.Михайлова «Кабак» 1848 года:

К той елке зеленой
Своротит детина…
Как выпита чарка —
Пропала кручина!

Из-за склонности к замене «алкогольной» лексики эвфемизмами, практически все понятия приобрели «елочные» синонимы: «елку поднять» — значило: пьянствовать, «елка упала, пойдем поднимать» — идти в кабак, «быть под елкой» — находиться в кабаке…

На протяжении всего XVIII века ель как элемент новогоднего или святочного декора не фигурирует нигде, кроме питейных заведений. Но позднее, в конце XIX и начале ХХ века, когда новогодняя елка стала очень популярна, на иллюстрациях не раз повторялась ошибка: рисовали праздничную разукрашенную елку в обстоятельствах … сто лет тому назад. Например, такой рисунок появился в одном из рождественских номеров журнала «Нива» за 1889 год. Но подобная сцена для конца XVIII века была просто немыслимой!

— Когда же елка пришла в Россию — как массовый праздник?

— Судя по газетам, только к концу 1830-х годов елки в Петербурге начинают появляться вначале в богатых домах, а потом и в домах среднего достатка. В декабрьских выпусках “Северной пчелы” Фаддея Булгарина в 30-е годы XIX века писалось о приближении Рождества, о том, где какие подарки можно купить, но не говорилось о елке. И лишь накануне 1840 года газета сообщила о продаже в кондитерской “прелестно убранных и изукрашенных фонариками, гирляндами, венками елках...”

Первая публичная елка была устроена в 1852 году в Екатерингофском вокзале. Установленная в зале огромная ель «одной стороной… прилегала к стене, а другая была разукрашена лоскутами разноцветной бумаги». Вслед за нею публичные елки начали устраивать в дворянских, офицерских и купеческих собраниях, клубах, театрах и других местах. Москва не отставала от невской столицы: с начала 1850-х годов праздники елки в зале Благородного московского собрания также стали ежегодными. Вслед за этим рождественские стали устраиваться: в дворянских собраниях, народных домах, институтах благородных девиц.

В 1850-е годы обычай рождественской елки все больше проникает в провинциальные города и помещичьи усадьбы. Дети Льва Толстого в мемуарах с удовольствием вспоминают о елках в Ясной Поляне в 1860-70-е годы. Они рассказывают о том, как Софья Андреевна привозила из Тулы игрушки и материал для елочных украшений, и как они сами делали корзиночки, одевали “скелетики” (деревянных куколок) в национальные костюмы... В конце XIX века распространился обычай устраивать благотворительные елки для бедных. Так, жившие в Петербурге братья Нобели ежегодно организовывали такие праздники с елкой для детей рабочих.

— Елки устраивали везде?

— Нет. Их не было в избах крестьян (чеховский Ванька ездил с дедом в лес за елкой — но для господ) и в домах священников. Православная церковь возражала против немецкого обычая. Священный Синод запрещал проведение елок в гимназиях, но праздник этот так быстро распространился и так полюбился и детям, и взрослым, что отменить его было уже невозможно. Впрочем, противники елки уже тогда писали о том ущербе, который наносился лесу перед Рождеством, когда вырубались тысячи елок. А елочных плантаций, за границей появившихся уже в середине XIX века, в России долго еще не было. В начале ХХ века елка окончательно «привилась» на русской почве. Перед Рождеством в Петербурге устраивались огромные елочные базары около Гостиного Двора, у Академии художеств и во многих других местах столицы.

— А в советское время?

— Сначала пытались вытеснить старые праздники новыми и праздновали комсомольское Рождество и комсвятки: после праздника елки устраивали шествия с факелами и портретами врагов революции. С середины 1920-х началась антирелигиозная кампания. В 1929 году день Рождества стал рабочим днем, а новогодняя елка была причислена к старорежимным обычаям. Одни ставили елку, плотно занавешивая окна, а другие следили, кто елку поставил, чтобы донести. Рассказывают, что в эти годы елку привозили из лесу тайно в мешках, в распиленном виде, а потом делали ее снова «целенькой», накладывая на ствол лубки.

И только 28 декабря 1935 года елку реабилитировали: в “Правде” появилась статья кандидата в члены политбюро П.П.Постышева “Давайте организуем к новому году детям хорошую елку!” В два-три дня была организована продажа елок на рынках, изготовление игрушек, согласно партийной рекомендации устроили праздники елки в школах и детских садах. Это произошло через месяц после знаменитой фразы Сталина: “Жить стало лучше, товарищи. Жить стало веселее”, сказанной на I Всесоюзном совещании стахановцев. По мнению советских идеологов, елка могла послужить укреплению режима, возвращая людям привычные радости жизни...

— Дед Мороз и Снегурочка появились в России вместе с елкой?

— Попозже. На Западе был культ Св. Николая, покровителя моряков, скотоводов и детей. В день своего тезоименитства (5 декабря) он приносил детям подарки, опуская их в трубу камина или кладя в чулки. Потом случилось так, Санта-Клаус стал приходить на Рождество. В России елку и подарки детям вначале приносил младенец Иисус. Но постепенно вырабатывался новый персонаж праздника. В сказке В.Ф.Одоевского “Мороз Иванович” (1840) герой живет в лесу в ледяном доме. Но с елкой к детям он еще не приходит. Девочки сами идут к нему (причем не на Новый год и не на Рождество, а весной), а Мороз Иванович по заслугам наказывает Ленивицу и награждает Рукодельницу. Его подарки — это лишь плата за службу… Возникнув почти одновременно, на рубеже 1830-1840-х годов, Дед Мороз и елка, принадлежавшие к разным культурным традициям, пока совершенно разведены: Дед Мороз был родом из русской деревни, а елка — из Западной Европы. Но образ уже узнаваем, и через два десятилетия сказка Одоевского будет включена в состав «елочных» текстов.

В литературе образ Мороза мифологизировался по двум направлениям. С одной стороны, это был вредный атмосферный дух, любящий «кровь вымораживать в жилах, / И мозг в голове леденить…» (как в поэме Н.А.Некрасова «Мороз, Красный нос» (1863)), царь Мороз, злой мороз сердитый... А с другой стороны, в поэзии для детей зарождался его положительный двойник, творивший «здоровую» погоду и зимние «волшебства», дававший возможность веселиться, развлекаться, закаляться… Этому же образу стал служить и урезанный некрасовский «Мороз, Красный нос», от которого остался только отрывок «Не ветер бушует над бором…», где герой поэмы предстает как Мороз-воевода, властитель зимнего леса и волшебник.

Одновременно и независимо в городской среде возникает и развивается мифологический персонаж, «заведующий» новогодней елкой — чтобы ответить на детские вопросы: кто приносит елку в дом? кто дарит подарки?.. Среди украшений на елке стали появляться лесные обитатели, в том числе и старик Мороз в шубе и с мешком. Позже, возведенный в ранг главной елочной игрушки, он был поставлен под елку. А потом на елочных праздниках стали появляться ряженые старики — как ожившие елочные игрушки. Старик и елка, а потом старик с елкой стали обязательными и неразлучными атрибутами детского новогоднего праздника. В конце XIX века Дед Мороз уже существовал. Дети знали, что именно Дед Мороз приносит им елку, хотя он оставался для них невидимым. Участником праздника (и то не всегда) Дед Мороз стал только с начала ХХ века.

Но персонаж, которому дети обязаны елкой и подарками, выступал под разными именами. Это был Мороз из русского фольклора, святочный старик, Ёлкич, добрый Морозко, лесовик или ряженый дед с мешком. В борьбе за имя победителем оказался Дед (или Дедушка) Мороз. У него как бы два имени. С одной стороны, это Мороз (повелитель зимы и холода), а с другой стороны, Дед (как приходящий в сочельник предок, отсюда введение термина родства). Аналога этому имени нет ни у одного западного елочного персонажа.

С конца 1920-х до середины 1930-х годов с Дедом Морозом боролись, считая его «религиозным пережитком», а потом разрешили, вместе с елкой. После 1935 года он стал приносить елку и подарки (всем стандартные, в одинаковых пакетах — на общественных новогодних праздниках). В послевоенное время появился обычай посещения Дедом Морозом домашних елок. Сформировались ритуалы его ожидания, вызывания, приглашения, зажигания елки, традиционных выступлений детей на концерте для Деда Мороза и наконец, процедура одаривания детей.

Дед Мороз обычно был одет в белую шубу, белую шапку и валенки. Красная шуба появилась позже, от Санта-Клауса (который, как и положено Св. Николаю, был в церковном облачении)... Считалось, что летом Дед Мороз спит под колодой или уходит на север, в тундру, на Северный полюс. А Великий Устюг родиной Деда Мороза стал лишь в 1990-е годы, с легкой руки московского мэра Ю.М.Лужкова…

— А где родина Снегурочки?

— За право называться родиной Снегурочки спорят три российских города. Хочется надеяться, что победит Кострома, связанная с местами, где жил и работал А.Н.Островский (в Щелыкове под Костромой находится Усадьба-музей А.Н.Островского). В 1873 году он существенно переработал образ Снегурочки или Снегурушки народной сказки. В его «весенней сказке» Снегурочка, дочь Деда Мороза и Весны, тает от любви, а не только от солнца. Поставленная в Большом театре, пьеса Островского была принята тогдашними зрителями с недоумением, над текстом «Снегурочки» издевались. Но время изменилось, и опера Н.А.Римского-Корсакова, поставленная в 1882 году по этой пьесе, имела громадный успех.

В стихах символистов все чаще встречаются лики некой «снежной девы», неуловимой для героя. С начала ХХ века Снегурочка появляется и в стихах для детей. В это же время Снегурочка уже иногда бывала участником праздника елки, куклы-снегурочки вешались на елку. Ее обычно окружало лесное зверье. Но если Дед Мороз успел войти в сценарии детских елок еще до революции в качестве главного персонажа, то со Снегурочкой этого не произошло, в те годы она еще не была ведущей на празднике. Возможно, «дедушка» опередил «внучку» из-за того, что у него были западноевропейские двойники, дарители елки и подарков. А Снегурочка — чисто русский персонаж, ее нет ни в одной западной мифологии.

Лишь в январе 1937 г. Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на елку в московский Дом Союзов. А в 1940-е годы Снегурочка стала внучкой Деда Мороза — в стандартных сценариях новогоднего праздника. Отныне в каждом школьном классе перед праздником выбиралась или назначалась Снегурочка — хорошенькие девочки и отличницы боролись за право стать «внучкой» деда Мороза.

— Чем елки украшали?

— О культе дерева, распространенном повсеместно, мы уже говорили. У древних германцев вначале елку украшали в лесу тряпочками, свечами, плодами. Потом деревце стали приносить домой и ставить на стол. Украшали его зажженными свечами, облатками (в России их заменили пряниками) и фруктами. Позже для усиления игры света использовали блестки, мишуру, стеклянные игрушки. Дед Мороз и Снегурочка, лесные звери вначале были игрушками на елке, позже, как мы знаем, стали персонажами праздника.

Коммерциализация елки началась у нас недавно. И теперь уже в ноябре витрины полны елками и елочными игрушками. Главное — как можно больше продать подарков. Но к светлому детскому празднику елки это имеет весьма косвенное отношение.  

Евгений Голубев

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2007 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков