Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6   7
   С/В  8   9  10  11  12
   13  14  15  16  17  18
   19               
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 1 (3749), 30 января 2007 года
социум

Да здравствует СРЕДА!

Сколько себя помню, среда всегда была для меня самым тяжелым днем недели. Казалось, дела, равномерно распределенные на все шесть рабочих дней, стекались в чуть приспущенную середку, подтверждая постулаты физики, но отрицая законы справедливости – стекались и наваливались сразу и вместе, не оставляя минут на выбор цели, на обед, передвижение простым шагом. Только и, как правило, полу-голодный полу-бегом и в пол-восприятия второстепенного, не стоящего в списке дел дня.

А.Г.Ширяев со своими студентами

А.Г.Ширяев со своими студентами

Еще в школе уроков в среду почему-то было больше, чем в любой другой день; после них два урока по теории и специальности в школе музыкальной; потом тренировка, в которой традиционно в середине недели по всей стране тогда и сейчас проводятся спарринги в соревновательной обстановке, что добавляло головную боль, с которой в высшей степени счастливым поздним вечером засыпал на лету в недоразобранную постель.

Позже, в институте, после четвертой пары по средам нам устраивали ненужные обеим сторонам «встречи с администрацией и общественностью».

И так остальные четверть жизни: заседания, собрания, часовые минутки-пятиминутки, обсуждения с осуждениями, субботники, дни здоровья, неповиновения…и так далее, и тому подобное – все в среду.

Дошло до того, что я начал в своих еженедельниках среду зачернять и искренне недолюбливать …

Однако. Вот уже с десяток лет скоро, как мои добрые друзья-соратники, безусловно, по причине крайне уважительного ко мне отношения, настоятельно предложили принять под начало основными днями учебной нагрузки среду и субботу.

Сначала я, ощущая известное ограничение своих гражданских прав насчет выходных дней, посопротивлялся немного, но – присмотрелся к контингенту занимающихся (а это студенты филологического и юридического факультетов), заменил в режиме недели субботу понедельником, постарался по возможности объективно оценить среду в целом и, в итоге, согласился с ситуацией внешне, а потом и внутренне.

Дальше – больше!

Знак от «–» в начале стал символом «=» по причине безысходности, который я сам для себя превратил через два месяца в «+», стал расти и вырос в «+» большой…

Математики вряд ли смогут объяснить такую динамику знаков состояния вообще и столь быструю – в особенности.

Мы же – легко: приглашаем посетить наши занятия. А поскольку разговор зашел о среде, то и продолжим его, усилив вдвое – о среде и в среду.

Среда: в 13.15 подхожу к залу. «Мои» уже здесь. Единицы пока, но подтянутся, еще 15 минут до начала.

– Привет, двоечники!

– Здрассьте! А мы не двоечники.

Называю я их так иногда в шутку, поэтому улыбаются. Конечно же, в шутку. Добрая половина на одни пятерки учатся, четверки случаются, а тройка – вообще событие.

– Ну, ладно-ладно, я пошутил, не обижайтесь. Переодевайтесь, копите эмоции.

– Какие: положительные или отрицательные? (Это филологи умничают.)

– Только полоцательные! С другими отчислю без суда и следствия.

– Следствие ведется раньше суда! (Это уже юристы хором перехватывают инициативу.)

– А у нас суд раньше. Следствие потом Нина Леонидовна (Кузнецова – заместитель декана юрфака по физвоспитанию) проведет. Так что копите соответствующие нашему занятию эмоции, друзья мои!

– Какая тема у нас сегодня, чтобы знать – какие эмоции копить?

– Прямой удар правой.

– Значит – эмоции «приземления». (Комментирует общий авторитет Глушаков – как правило, улыбающийся добродушный здоровяк.)

13.30. Построение. Парни впереди, девушки – на левом фланге.

Девушки в боксе – нонсенс (сидело у меня в подкорке всегда), но время вносит свои коррективы, и вот они – в боксерском строю, как меня убеждают все, по исключительно личным желанию и выбору, и разрешению администрации, естественно. Что ж, против рекомендаций времени, а тем более – администрации, идти не следует…

– Равняйсь! Смирно! Здравствуйте, товарищи студенты!

– Здрасс! – в ответ.

– Молодцы, хорошо поздоровались сегодня. Прибавляете. К зачету, надеюсь, созреете окончательно?

Улыбаются. «К зачету, надеюсь» уже стало привычным у нас. Приходилось слышать ненароком, как они между собой «перемывают»: «К зачету, надеемся». Пускай «поперемывают», это за рамки не выходит…

– Итак, наша главная задача на сегодня и еще 100 лет вперед – прямой удар правой. Тема очень серьезная, потому что требует от каждого из вас предельной собранности и внимания. Это самый сильный удар в боксе. А чем более мощное оружие попадает в руки человека, тем большая ответственность на него ложится. Тем выше он должен быть нравственно, чтобы, не дай Бог, не пустить это оружие в ход без достаточных к тому оснований.

– Что же это могут быть за основания? (Феликс – хороший парень, мыслитель.)

– Самые крайние, когда мирное сосуществование с оппонентом невозможно, то есть исключается. Но и тогда, напоминаю, ваши действия должны быть в ответной форме, то есть ваши действия возможны только после его (агрессии оппонента).

– Почему еще на 100 лет?

– А потому, что предела совершенствованию нет. Олимпийский чемпион, двукратный чемпион Европы и многократный победитель СССР, ваш коллега по специальности (к юристам обращаюсь) Геннадий Шатков в 50-60-х годах лучше всех в мире выполнял прямой правой. И все равно на каждой тренировке по 15-20 минут работал над техникой этого удара. Как-нибудь устрою вам с ним встречу, чтоб знали, как выглядят люди-легенды. Однако, вперед, ребята! Нас ждут великие дела!

– Направо, марш. Сегодня поэкспериментируем немного: первый по ходу выполняет свое любимое упражнение, а все за ним повторяют. Потом второй, потом – третий и так далее. Пошли, Швецов! Хорошо! Так, Емельянов! Молодец! Кочкин, не знаешь? Плохо!

13.50. Разминка закончена. Каждый принял в ней участие со своим любимым упражнением, которое остальные повторяли за ним.

– Хорошо! Нормальные упражнения были, и в сумме получилась прекрасная разминка. Особо отметил бы Емельянова, Помещикова, Черных, а также наших красавиц со славного филфака – Гильбо, Зайцеву и Казанскую. Теперь, в основной части, программная тема занятия – прямой удар правой или, повторюсь, удар Шаткова.

– Кстати еще немного о нем, точнее о цивильной стороне его жизни: Геннадий Шатков – коренной ленинградец, сын интеллигента, доцента Ленинградского инженерно-строительного института Ивана Григорьевича Шаткова, учился на нашем, вашем (!) юрфаке, который закончил в 1956 году с «красным» дипломом. Потом была аспирантура, потом (1962 год) защита диссертации, и в 1964-м он – проректор нашего университета.

Это наш Геннадий Иванович Шатков, удар прямой правой которого знала планета по имени Земля.

– Итак, приняли положение боевой стойки…

14.30. Заключительная часть.

– Хорошо! Будем считать, что вы в «правом прямом» уже не двоечники, но и не отличники пока. Поэтому советую всем без исключений постоять дома перед зеркалом и поповторять, что учили. Не забывайте и другие приемы, которые уже прошли, но которые без повторения забудутся через три дня. Тогда придется начинать каждое занятие с нуля. В этом случае мы останемся на нуле навсегда. Понятно я говорю?

А сейчас: мальчики – силовые упражнения, скакалка и расслабление, а девочки – упражнения на потягивания мышц, скакалка и релаксация.

– Можно вопрос? (это меня «достает» великий правдоискатель Правдухин с юрфака) – чем отличается релаксация от расслабления?

– Тем же, чем расслабление от релаксации. Понятно?

– Ха-ха-ха! Хе-хе-хе! Хо-хо-хо! Очень понятно!

Закончено занятие. Ребята переодеваются, расходятся; хороший, добрый говорок с шутками и смехом пополам доносится. Про себя с удовольствием отмечаю, что никто мимо тренерской комнаты не проходит молча – все с «до-свиданием».

И вроде устал немного (зал-то вон какой; накричишься до хрипоты за полтора часа), а какое-то, уже ставшее привычным, чувство внутри – будто вовремя и нужным, жизненно необходимым поделился с хорошим человеком…

Когда там у нас следующая встреча?

О, через два дня! Через целых ДВА дня!! 

А.Г.Ширяев,
доктор педагогических наук,
профессор кафедры физической культуры и спорта,
мастер спорта СССР по боксу

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2007 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков