Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6   7
   С/В  8   9  10  11  12
   13  14  15  16  17  18
   19               
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 1 (3749), 30 января 2007 года
выпускники

Запад есть Запад –
а Восток есть Восток?

Молодой человек в меховой шапке вышел из дверей Московского вокзала. Появилась незнакомка с чемоданом и привязанными беговыми коньками.

– Как пройти на Невский проспект?

Он ответил шуткой, подобающей моменту.

– Сначала присказка: господин спросил, как проехать… Извозчик: «Садись», развернулся на 360 градусов и говорит «Слезай! Ты спросил место, на котором стоишь». Так и вы, глядя на Невский: где он?

– Спасибо. – И пошла прочь.

Он догоняет:

– А что надо на Невском?

– Гостиницу.

Пока кружили по городу до гостиницы «Юность», героиня поняла, что рядом с ней – эрудит! Он спросил, как фамилия. «Как у трёх сестёр Чехова». Он улыбнулся: у меня однокурсник Прозоров.

Так, исписав полстраницы, я направилась к первой читательнице за обратной связью. Она слушала, но смотрела поверх меня, наверное, видела тот, самый первый день в Ленинграде и встречу с неизменным спутником жизни.

 

Ю.П.Смирнов с дочерью Светой у пирамиды в Гизе.

Ю.П.Смирнов с дочерью Светой у пирамиды в Гизе.

– Я надеялась на путёвку. «Мест нет». Тогда взгляну на Невский – и домой, в Ярославль! К вечеру в «Юности» освободилось место. И каток рядом, вот удача! Я не знала, что на городской каток нельзя с беговыми коньками. Дома стадион был через дорогу от нас, по утрам я успевала сделать два круга на беговых. В номере заснула быстро, ноль переживаний. Наутро телефон: разрешите быть вашим гидом на сегодня…

Стоял конец декабря. Надо было что-то делать с Новым годом. Эльза предпочла бы театр, но Юра давно не был дома. Там, в Ираке, в Багдаде соскучился по домашнему очагу. Новый год встретили с мамой в комнатке ленинградской коммуналки. А на вокзале он наводил справки о багаже.

Незримый дух Востока сопутствовал молодой чете с первых шагов, а спустя годы вызвал к себе.

Три года в Багдаде. Вот оно что. Это не туризм. Юрий Петрович Смирнов, воспитанник исторического факультета Ленинградского государственного университета, избрал судьбу востоковеда. Ещё в школе он пристрастился к чтению. Сыграло роль небрежное отношение к новым башмакам на футбольном поле. Мама наказала по заслугам. Пришлось переквалифицироваться в сына библиотеки. Юрий в Багдаде – переводчик при советнике по экономическим вопросам посольства СССР в Иракской Республике. Эта деятельность завершилась благодарностью советника «в связи с отъездом на Родину, за длительную добросовестную работу в Ираке и активное участие в общественной жизни коллектива».

Получив багаж и встретив Новый год в обществе мамы и будущей супруги, Юрий Петрович окунулся в ленинградскую действительность шестидесятых, где не нашлось места для переводчика с арабского языка, как не найдётся места и в 70-х, и в 80-х годах. Полиглот не растерялся и принял работу с немецким языком в конструкторском бюро Кировского завода. Что касается арабского, то забыть язык так и не довелось. Москва заинтересовала новой перспективой: сотрудничать в издании серии «Классики письменности Востока». Посредник в письме обращается к Юрию Петровичу: «Очень рад, что Вы согласились заниматься астрологической главой «Канона Мас Уда» ал-Бируни. И полетела почта.

Из Ленинграда в Москву – бандероль с переводом трактата «Канон».

Из Москвы – новая работа, фотокопии арабской книги «Оптика» Ибн ал-Хайсама. Такая фото-страница была шириной менее 5 см, а в высоту около 11 см. Из Москвы писали о сверке текстов с оригиналами с точки зрения высшего филологического мастерства, о гонорарах, которые редко доходили до автора. Предложили стать редактором и автором комментариев по математике и физике. Самое время вспомнить о внимании Смирнова к точным наукам. Его страсть к познанию определила широкую эрудицию, что стало крепкой основой в работе над переводами трудов арабских учёных. До конца своих дней историк решал математические уравнения, любил и знал химию, интересовался физикой, что было легко осуществимо рядом с Эльзой Ивановной, физиком-радиологом.

«Глубокоуважаемый Юрий Петрович! Получил перевод 1-й макалы (книги) «Оптики». Поздравляю с завершением этого колоссального труда!»

«Дорогой Юрий Петрович! Наконец находится в печати XI книга «Канона Мас Уда» ал-Бируни в Вашем переводе».

Особенной заслугой отметили устранение разночтений с латинским переводом книг, условие, необходимое, чтобы издание считать классическим.

Параллельно с почтой усердствовал и телеграф, но с другой целью. В Москве не забыли первоклассного специалиста в сфере экономических переводов и продолжали соблазнять зарубежными командировками. А Юрий Смирнов, посвятив любимому делу три года, добровольно отказывается, объясняя коротко: «Климат не по духу». Соблазнители не унимались. Последний довод: «Вы же совсем забудете язык! Шесть лет без арабского…»

Супруга вела переговоры с Москвой. Она размечталась. Увидеть дальние страны! Как ей удалось развернуть минус на плюс – останется её тайной. Наконец Смирновы летят в Каир, втроём с маленькой Светланой.

Ленинград-Каир, 3015 км, всего 3,5 часа лёту, за бортом –50, в Каире +15 в декабре.

 

Каир – «Ворота на Восток», место встречи трёх цивилизаций, Азии, Африки, Европы. Столицей Египта он стал в VII веке. Древние историки называли Египет «Дитя Нила». Цветущая долина Нила лежит посреди тропических пустынь, вода – это источник процветания страны. Современное имя Нила – Эль-Бахр. Вершина дельты как раз в точке Каира. В XIX веке в западной части Каира введена европейская система прямых улиц и многоэтажных зданий. Роскошные магистрали по соседству с густонаселёнными кварталами бедноты. В восточной части, в Старом Каире, как сотни лет назад, кривые улочки приводят к восточным базарам. Громкие молитвы раздаются на весь город. На севере города, между главными рукавами дельты, есть цветущий остров Замалика, где в аристократических особняках расквартированы посольства всего мира. Поблизости от нашего посольства, в здании изысканной архитектуры на берегу Нила, так, что ограждающая территорию стена омывается водами Нила, разместился Госкомитет экономических связей при посольстве СССР, ГКЭС, самый важный из отделов посольства.

Юрий Петрович Смирнов переводил экономические материалы, для чего отслеживал вопросы экономического развития данной страны. Советник посла в Каире Василий Дмитренко представлял Смирнова на приёме: «Юрий Петрович не просто переводчик, он у нас переводчик-экономист». Работа в основном кабинетная, иногда на объекте. Могли вызвать ночью в англо-американский госпиталь. Переводил в вопросах жизнедеятельности, на приёмах, визитах. На фото из каирского журнала Юрий Петрович стоит в группе непосредственного окружения председателя президиума Верховного Совета СССР Н.В.Подгорного.

Во времена английского правления на аристократический остров Замалика через мосты стража не пускала простонародье. Времена новые. На тротуаре у великолепных витрин поодиночке и целыми семьями стоят, сидят, лежат с протянутой рукой. В то же время на парадную лестницу нет хода для шофёра, даже в блестящих ботинках и с напомаженными волосами. Утром из окон, выходящих на Нил, видно: в лодке ночевали, греются у огонька, дети танцуют под хлопки родителей после холодной ночи. На окраинах острова возникли глинобитные кубики с плоской крышей, без окон.

Я, конечно, надоедаю Эльзе: что было первым сильным впечатлением?

— Чистый воздух, озон в аэропорту, при спуске с трапа самолёта – воздух пустыни.

В первые же дни мы отправились в Национальный музей. Это было самое ошеломляющее из всех впечатлений о памятниках. Статуи в огромном количестве, таком, что в городе скульптура уже не удивляла.

Музей основан в 1858 году французским египтологом Огюстом Мариеттом во дворце в Гизе. В 1900 г. построили здание Музея в Каире. На двух этажах Музея выставлена самая богатая в мире коллекция произведений искусства Древнего Египта. Современного человека встречают фигуры фараонов из дерева, меди, алебастра, известняка. Рядом цветные статуэтки изображают писца со свитком папируса на коленях, рабочих, строивших пирамиды, пекаря, прачку. И, конечно же – сфинкс. Есть и знаменитая скульптурная голова царицы Нефертити, но не та, копии которой разошлись по всему миру. Та – раскрашенная, в праздничном головном уборе – живёт в ФРГ.

Экскурсоводом была дочь русского эмигранта, начитанная, преданно, с любовью относившаяся к египетской культуре и искусству. Смирновы шли на экскурсию вместе с дочкой. Та увлечённо разглядывала фараоновы перчаточки, букетики. Но стоило экскурсоводу подойти к столику-экспонату, как Света вспоминала, что для неё родители держат чай с кружечкой, значит, столик-экспонат немедленно надо использовать по прямому назначению.

Самостоятельный зал посвящён мумиям, расположенным тесным строем по периметру стен и в центре. Мумия Рамзеса II частично разбинтована, как живая; видны кончики пальцев, волосы только что вымыты шампунем. Изменения наиболее заметны у женских мумий — из-за обилия душистых трав. Есть и ребёнок. Из рассказа гида: однажды в разгар обозрения у Рамзеса II поднялась рука. Ужас объял живых людей, стоявших вокруг, все бросились бежать. Это перепрели бинты и создали движение.

Один из шедевров Египетского музея, золотая маска, которая покрывала голову мумии фараона Тутанхамона, была принята как высокий гость в Ленинграде, в Эрмитаже летом 1974 г. Я хорошо помню смесь восхищения и растерянности перед золотой гостьей. Ну и очередь закручивалась у входа в ленинградский Эрмитаж! Хорошо хоть солнце светило в тот день.

Эльза Смирнова возле Сфинкса

Эльза Смирнова возле Сфинкса

Тутанхамон стал фараоном в девятилетнем возрасте, был женат на дочери царицы Нефертити и правил всего 9 лет. Гробница Тутанхамона была открыта в 1922 г. В поисках её пять лет перерывали скалы, а потом ещё пять лет перевозили драгоценности и дворцовую утварь из гробницы в Каирский музей.

Смирновы по выходным дням знакомились с городскими диковинами. Над Каиром возвышается цитадель XII века. В 1176-79 гг. халиф Саладин построил на холмах цитадель, она обнесена несколькими ярусами стен. В центре, на самой высокой точке – мечеть Мухаммеда Али, привет из XIX века. Стены и колонны мечети из египетского алебастра дали ей название Алебастровая мечеть. Посреди центрального двора – фонтан для ритуальных омовений. Со стены мечети виден город и плато Гизе с пирамидами. Ансамбль цитадели и мечети является символом Каира.

Египет, испытав гнёт владычества нескольких империй, в том числе Римской империи, Византии, Турции, с 1805 года, в правление Мухаммеда Али, начал своё самостоятельное развитие. Правда, эту самостоятельность омрачило английское вмешательство. Пройдёт ещё полтораста лет, и в 1952 году будет перевёрнута новая страница в истории Египта: образование Республики, признанной странами ООН.

Увидеть своими глазами, обойти вокруг, вдохнуть аромат, пройтись по средневековой улочке – это так же реально, как мы сами. Через столетия всё же находит путь к нам своеобразная эстафета. Но цивилизация, занесённая песками, письменность, похожая на детские рисунки – как они шли к нам? Мы – к ним? С чего началась встреча с посланцами из глубины тысячелетий? Когда? Кем?

 

19 мая 1798 г. Экспедиционный корпус Наполеона отправился завоёвывать Египет.

В бухте около Александрии высадились 38000 солдат, 2000 пушек и 175 учёных. Надо было обеспечить морской путь в Индию, добиться поражения Англии. Рядом с армией шли географы, археологи, языковеды, поэты. Их задачей было возвеличить императора как покровителя наук и искусств. Флот Наполеона разгромлен адмиралом Нельсоном. 7000 солдат лежат в песках пустыни. Император тайно бежал. И только учёные возвращались с трофеями. 26 томов описаний, 12 атласов рисунков и один драгоценный камень.

Доменик Виван Денон оставил свои впечатления о пирамидах: «Цвет пирамид прозрачно-ясный благодаря окружающему их огромному воздушному пространству… Издалека они кажутся как бы окрашенными в голубой цвет неба, который придаёт им совершенство и чистоту линий».

В Египет началось паломничество учёных и авантюристов. Одни искали следы прошлого, другие – клады. Начались раскопки храмов. Возникла новая отрасль археологии – египтология. До середины XX века изучение древностей было привилегией европейцев и американцев. После 1954 года была создана школа египтологов под эгидой департамента древностей Египта. С тех пор изучение прошлого страны в руках самих египтян.

 

1799 год. Наполеоновский офицер нашёл камень с начертанным указом царя Птолемея. Надпись выполнена греческими буквами и египетскими иероглифами. Надо было прочесть… Сначала взялся англичанин. Его сменил француз Шампольон. По нескольким таинственным иероглифам он разгадал мёртвый язык, это было его заветное желание.

Война ли, торговля, культурный обмен – возникает критическая минута; все взгляды устремлены на того, кто объединит партнёров, и фигура эта – толмач, переводчик. Жан Франсуа Шампольон стал поистине отцом египетской филологии.

Письменность в Египте родилась более пяти тысяч лет назад. Иероглиф – от греческих слов «священный» и «вырезано»: священными греки назвали их за то, что тексты вырезаны на стенах храмов и гробниц. Иероглифы изображают фигуры людей. Часть тела: глаз, ухо, рука, нога. Предметы обихода, явления природы, животные и растения. Последние найденные в Асуане иероглифические надписи датированы 394-м годом нашей эры.

Швейцарский учёный Буркхардт обнаружил засыпанный песком храм Абу-Симбел, посвящённый победам фараона Рамзеса II. На стене храма есть запись об обстоятельствах заключения мирного договора между Рамзесом II и царём хеттов Хаттушилем. В 1296 году до нашей эры появился самый древний из всех известных мирный договор на двух языках, египетском в иероглифах и для хеттов в вавилонской клинописи: «Благой договор о мире и братстве, устанавливающий мир навеки». 18 пунктов обязывали не воевать, разрешая споры мирным путём; оказывать друг другу военную помощь при нападении извне и тому подобное.

Небольшой кусок глиняной плитки с договором можно увидеть в Эрмитаже, за стеклом хорошо освещённой витрины в центре Египетского зала. Но чей это голос нарушает музейную тишину? Оглядываюсь. Две школьницы с фотоаппаратом. Одна щёлкает кадры, другая командует: здесь! Там! Слева! Прямо. Отлично, теперь целую ночь буду рисовать. То есть? Уж не готовишь ли ты себя в египтологи, Василиса Прекрасная?

Не так ли в промозглую ленинградскую ночь студент университета Юра Смирнов в окружении словарей и хроник заполняет рисунками листы тетради и подписывает с юмором? На первом – студент у подножия горы с найденными предметами, «Пришёл… Увидел!... Победил!» На другом Ю.Смирнов и памятники материальной культуры: он сидит в восточной феске с кинжалом за поясом на восточном ковре и подушках, с кувшином в руках, вокруг разбитые кувшины, черепки. «В полдневный жар в пустыне Туркестана» почти по Лермонтову, как Смирнов от жары умирал: лежит с лопатой в руках, с салфеткой на груди, голова на камне… «Откопал!» – с лопатой в руке и кинжалом в другой перед разбросанными словарями и книгами по истории Востока.

В разгар учёбы его, сталинского стипендиата, командируют в столицу республики Йемен в должности младшего научного сотрудника. Переводчиков не хватало. Столица похожа на деревню, крытую соломой.

Получив боевое крещение и завершив учёбу, Ю.Смирнов в 1958 г. назначен старшим преподавателем с окладом 1200 руб. сроком на один год.

 

Далеко завела нас экскурсия выходного дня. После выходного тут как тут будни советских специалистов в Каире.

– Встаём в 6-30, на столе всегда букет роз. В 7-45 – на работу. Гулять можно в 10-11 утра. В 3 часа дня улицы пустеют. По неопытности сунешься на улицу – как в духовке жар.

Работали в аэропорту, в геологических партиях, на алюминиевых заводах, на строительстве. Колония русских насчитывала не одну тысячу человек. Речь идёт о семидесятых годах XX века. Работали на Москву и на Каир. Из всех начинаний россиян в Египте это самое звонкое, так что и мы дома, в Ленинграде, были наслышаны – Высотная Асуанская плотина. Она избавляет египтян от вековечной зависимости от паводковых затоплений, запасает воды Нила вперёд на годы и обеспечивает дешёвой электроэнергией.

По мере расширения контактов с Египтом, число сотрудников увеличилось. В результате – несколько квартир, арендуемых в одном из самых фешенебельных домов, в двух шагах от здания ГКЭС, превращались в коммуналки. Общими были только кухни, и у каждой хозяйки были своя газовая плита и холодильник. На крыше дома был устроен бассейн, освещение. Гараж в 1-м этаже, он считается нулевым, а 1-й – это по-нашему 2 этаж. Баваб – швейцар – завозит машину, оставленную у дороги, в гараж, управляя рулём через открытое окно. Баваб отворяет вход в широкий мраморный подъезд. На лестнице – ни окон, ни света. Но встань на ступеньку – и включается свет, а погаснет, когда закроется дверь квартиры.

В доме можно услышать речь немецкую, японскую, английскую, русскую.

– На территорию сада ГКЭС мало кого пускали. Нашу семью, да ещё 2-3-х женщин с детьми. Вилла была весьма нарядна, стены из красного кирпича с белыми пилястрами украшены белой лепниной. Садовник обметал всю эту красоту цветным опахалом на уровне второго этажа. На территории виллы разбит грунтовый сад с плантациями цветов. Это создаёт необычайную свежесть, что особенно ценно в сухом жарком климате. Садовник по нескольку часов в день поливал кусты роз и другие, красные и жёлтые цветы. В открытом кинозале под соснами в лицо зрителей идёт воздух с Нила. И это после знойного дня! Показывали советские фильмы. Перед сеансами крутили любимые пластинки киномеханика с песнями Николая Сличенко. На сеансы приходили болгары, поляки. Вахтёром у входа в сад работала дама со степенью кандидата наук. Жёны советских сотрудников не обеспечивались работой. Им оставалось изучать быт современного Египта, и самым наглядным источником служили витрины магазинов.

Надо бы для дочки платье и подходящую обувь. В магазине отзыв продавцов: ваш муж прекрасно владеет арабским. А сами свободно говорят по-русски, каждый в сфере своей деятельности, ещё и поправят, и объяснят, что называть «тесьма», а что – «шнур». Ни разу не пришлось заглянуть в словарь-разговорник. И ещё пекут для нас русские пирожки. И любят фотографироваться, взгляните: сразу десять человек, взрослые и дети в ряд, а здесь гурьбой. В белых рубахах, кто в феске, кто с непокрытой головой. И улыбки у всех.

Была русская школа, своя поликлиника, вилла для занятий с детьми. Пока дети развивались, безработные мамы вязали на скамейках. Витрины – сплошная невидаль для советских женщин: обувь с золотой и серебряной отделкой. Разноцветные водопады фруктовых соков. В витринах готовят мясо на жаровнях. Курочки трепетали, как балеринки. Но когда в точно назначенный час весь этот театр в корзине привозили на велосипеде на дом, наступало лёгкое разочарование. Интрига таилась в свойствах местной земли. Бифштексы от коровы, которая пасётся на египетской травке, не так аппетитны для уроженца северных широт. Привыкали полгода. Вот радость – посылки из России по Внешторгу! Клюква в сахаре, колбаса, икра, шампанское.

А что заказывает на обед легендарная царица Нефертити? Как там с одеждой? С украшениями? В списках приношений в гробницы Древнего царства первыми названы 15 сортов хлеба и пирожных, потом идут корзины с луком, девять сортов мяса, гуси, голуби, сыр, вино, пиво, солёная и сушёная рыба. Найдены иголки. Все платья были сшиты. Изо льна. 1500 лет до н. э. вошла в моду встречная складка. Рамзес II носил платье в складку с короткими рукавами. Несомненно, оно было скроено и сшито.

Ю.П.Смирнов с дочерью Светланой у входа в Сад кактусов

Ю.П.Смирнов с дочерью Светланой у входа в Сад кактусов

На рисунках к XIX династии садовники поливают сад. Для поднятия воды из канала они использовали шадуф точно так же, как египетский феллах сейчас поднимает воду для орошения полей. Рисунки часто изображают вазы с лотосом. Излюбленным был голубой лотос, из-за аромата. Украшаться очень любили. Глаза красили сурьмой. В красивых баночках хранили краску, ресницы подкрашивали круглой палочкой. Не жалейте сурьмы! Пусть все видят, человек – дитя косметики.

 

Светлана по-своему откликалась на субтропический образ жизни. Непривычно ранний подъём? Вцепившись руками в свою кровать, она приговаривает: кроватка, кроватка, перенеси меня в Ленинград! Жарко? «Мама, вон-вон видишь немного снега и мои саночки, а снег сбрасывают в Нил, чтоб рыбкам не жарко». Мама раздаёт милостыню направо-налево? Света помнила, что у нас, в Ленинграде это было не принято, монетки не уходили из дому. Её вывод был утешительным для мамы: «Вот вернёмся домой, будем богатыми».

 

Пересекая временные границы, мы с Эльзой смотрим друг на друга, как два сфинкса у Академии художеств. Те, небось, тоже вспоминают что-то далёкое. Аллею сфинксов, где они со своими каменными близнецами встречали шествие фараона на пути от Карнакского храма к Луксорскому храму. Большая часть пятикилометровой аллеи спрятана под современным городом Луксором. Лишь у входов в храмы частично отрыли, освободили сфинксов.

ГКЭС снимает виллу в Александрии, у самого моря, для отдыха сотрудников. Весь песчаный берег застроен, бунгало стоят стеной, одни двери видны. Взрослые и дети увлекаются запуском бумажного змея.

Когда мне говорят Александрия,
я вижу белые стены дома.

Я вижу себя за работой над проектом зданий для александрийской судоверфи. Жаркое солнце приказывает: защищай от моих лучей тех, для кого ты строишь. Спасительны жалюзи из стальных рёбер. Вертикальные, горизонтальные, решётчатые – солнцезащитное оперение окон украсит фасады. Эстетика эстетикой, но работы невпроворот, задерживаемся до полуночи. А наутро вошла театральный курьер: есть билеты на спектакль «Египетские ночи». Мы покатываемся со смеху, а курьер рвёт от обиды.

Нет, в Египте я не была. Стояла на границе со стороны Израиля. Граница. Черта. Переступить? Я покосилась на блок-пост. Всё равно Александрию не увижу.

 

Весь мир – Египту. Шампольон. Верди. Высотная Асуанская плотина. Лёгкий поклон за все дары древних. За первый карандаш и бумагу с чернилами. За первый храм. За первую статую. За первый город с прямыми улицами. За то, что год делится на 12 месяцев, на 365 дней, а в сутках 24 час а. За первый флакон духов. За географическую карту.

Центр Каира прозвали «Восточный Париж». Одно из чудес – Площадь Оперы с конным памятником. Театр Оперы возвели ради постановки оперы Джузеппе Верди «Аида» на сюжет из египетской истории. Опера посвящена открытию Суэцкого канала.

Африка и Азия соединены узкой полоской земли. Первый канал на перешейке провели ещё в древности. Он часто приходил в негодность, но польза была велика, и многие правители восстанавливали его. Наполеон начал было строительство. Наконец, в XIX веке работы, начатые в апреле 1859, года завершились открытием канала 17 ноября 1869 года. Большие торжества – открыт кратчайший путь на Восток. Местность здесь равнинная, а разница между уровнем Средиземного и Красного морей невелика, всего 25 см. Так что Суэцкий канал не имеет шлюзов. Начинаясь у маяка Порт-Саид на Средиземном море, канал устремляется на юг, то раздваиваясь на два рукава, то соединяясь в одно русло. Конечная точка – город Суэц на Красном море.

Увы, памятники не застрахованы от стихии. Смирновы помнят пожар здания Оперы.

Необычное, редкостное всегда остаётся в памяти. Таковым был один из способов озеленения. Цветы высаживаются в керамических небольших горшках, каждый цветочек в своём горшочке. Из этих зелёных «единиц» образованы длинные полосы из нескольких рядов, целые плантации. Их можно увидеть во дворах, на улицах вдоль аллей, в парках.

На улицах Каира много камня, чёрный дым выхлопных газов, пробки, сигналы – целая симфония, очень напряжённое движение. Метро наземное. Оазисы Каира, газоны, аллеи, цветники – это заслон не только камню и чёрному дыму. В парке, на зелёных лужайках горожане готовят завтрак из лепёшек с зеленью. Аристократический парк с бассейном мало кому доступен. Цветущий зелёный мир противостоит избытку солнечной энергии, когда летом жара до +52 оС, а дождь выпадает раз в году на пять минут. Иловые ручьи текут с деревьев. Цветные тротуары моют с порошком.

Работая близко от дома, Юрий Петрович прибегал к услугам шофёра, только чтобы прислать домой записку о задержке в офисе. Если служебный водитель замечал на улице кого-то из семьи Смирновых, то гудком приглашал подвезти.

Удивительная доброта, деликатность были природным свойством Юрия Петровича. Маленькую зарплату – не в руки жене – в ящичек. У него было исключительно ясное понимание того, что главное для устойчивого быта в чужом краю. Так, он убеждал не оставлять дочь одну ни при каких обстоятельствах… Отдых всегда проводили вместе; поездки, экскурсии, театр, прогулки.

Пальмовая аллея приводит в кактусовый сад. Кактусы цветут в разное время года, так что любознательные Смирновы заглядывали сюда часто. Кактусы, стелющиеся как змеи, карликовые, высокие древоподобные, окружены газонами и цветниками. Служитель сдувает пылинки с кактусов, а с посетителей снимает пылинки пинцетом. Кактус-веер, с красными цветами, мимозоподобный, и всё так продумано, так ухожено. Но любимым местом прогулок оставался свой сад на острове Замалик с видом на центр Каира. Стена сада купается в водах Нила, дорожки вымощены плитами. Стриженая аллея с глубокой тенью укроет от зноя в любое время дня. Под пальмой, сидя в садовом кресле, Юрий Петрович заводит рассказы о фараонах.

– Более пяти тысяч лет назад основана столица Мемфис.

Принц услышал предсказание Сфинкса и освободил его от песка, за что и стал фараоном – Тутмосом III. На берегу Нила толпа встречает фараона. Он сам стоит у руля. Под гром приветствий он выходит на берег. Укрощает дикую лошадь, впрягает её в колесницу. На полном скаку стреляет по мишеням. Происходит сцена коронации. Фараон на троне, увенчан короной, затем отправляется в храм на поклонение. После смерти мумию фараона в гранитном саркофаге захоронят в сердце пирамиды.

Слушать легенды не обязательно под пальмой. Можно и на кухне под звон кастрюль. История не изменится. Но кулинарные тонкости отвлекают. Надо вовремя вставить подходящий вопрос, чтобы спасти беседу.

– Кофейно-коричневые воды Нила приносят с верховьев плодородный ил. Считалось, что только от фараона зависит плодородие полей, А значит, и жизнь египтян. Так что фараон был посредником между египтянами и их богами. Он был живым богом. И египтяне строили пирамиды для бессмертных душ фараонов.

Амонемхет III построил знаменитый Лабиринт, нечто вроде государственного департамента почти по современной системе. Для управления провинциями было 12 залов и 3500 комнат. При государственных учреждениях устраивали школы для детей служащих.

Юрий Смирнов – знаток истории стран Африки и Малой Азии. Его отношение к истории и искусству Египта – это знания энциклопедиста.

 

– Царица Хатшепсут была красива, но крутого нрава. Чтобы подчеркнуть божественное происхождение, она изображалась в статуях в виде мужчины, с бородой.

Женщины в Египте занимали особое положение. Земельное наследство передавалось от матери к дочери. Муж мог пользоваться землей до тех пор, пока была жива жена, а наследниками земли становились её дочь и зять. Фараон, чтобы обеспечить себя землёй, женился на очередной наследнице. Четыре профессии были для женщин: жрица, акушерка, плакальщица, танцовщица.

После смерти душа Благородного уходит на запад, в сторону заката солнца. Поэтому «Город мёртвых» близ Асуана строится на западном берегу Нила, – начинает Юрий Петрович рассказ о своей поездке в Асуан. В своё время он посетил многие города Европы и Азии, участвовал в раскопках на территории Средней Азии.

– Храм Абу-Симбел, тот самый, на стене которого есть запись о мирном договоре фараона Рамзеса II, был высечен из массива песчаниковой скалы. Безукоризненно исполнены четыре двадцатиметровые фигуры сидящего на троне фараона. У ног колоссов – скульптуры его многочисленных чад, сыновей и дочерей, меньших размеров, в соответствии с канонами изображения фараона и простых смертных. Чуть крупнее, у правой ноги фараона, фигура его жены, Нефертари. Царевич в фараонской юбочке, со шкурой пантеры на плече – эмблема жреца. Рельеф изображает портрет дочери фараона. Изящные линии фигуры просвечивают через свободное платье, в руках музыкальный инструмент.

Как удавалось в те времена отразить и реализм, и красоту, держа в руках каменное или бронзовое зубило? А скульптура фараона? От уха до уха больше четырёх метров. Черты лица говорят о красоте, величии, мужественности. Голова ещё и улыбается.

В большом зале стены и колонны покрыты рельефами и текстами с прославлением дел фараона. Вот главные боги Египта вручают полномочия фараону для свершения земных дел. Вот рукопашная схватка фараона с врагами. Войска египтян на марше в полном вооружении. Фараон сбрасывает врагов в реку. В центре – осаждённая крепость. И всё сопровождается подробными описаниями.

Рельефы и росписи на стенах святилищ – главные источники сведений о повседневной жизни египтян Древнего царства – энергичных, мудрых, объединённых идеей божественности фараона: сцены уборки урожая, охоты в пустыне, снующие по реке лодки и морские корабли. Как веяли зерно, как изготовляли пиво. Гиппопотамы и утки, лотос и папирус изображены точно и реалистично.

 

– А единственное из семи чудес света, дошедшее до нас, Эльза, ну, пожалуйста. На десерт.

У пирамид мы бывали, и не раз.

Из Каира три пирамиды видны, как горные вершины над пустыней. После плотной городской застройки открывается пространство песка.

 

Некрополь Гизе на известняковом массиве – это погребальный комплекс Великой пирамиды, гробницы фараона Хеопса, второго правителя IV династии Древнего царства, повелителя Верхнего и Нижнего Египта середины III тысячелетия до нашей эры.

Египетские правители считали, что великолепие и изолированность плато Гизе как нельзя лучше подходит для упокоения души великого фараона.

В некрополе всегда полно народу. Очень популярны прогулки перед Сфинксом и пирамидами верхом на верблюде, ведомом арабом в традиционной арабской одежде. Сфинкс – это самая большая скульптура, созданная руками человека. Сохранились подземные захоронения священных коров в саркофагах, крышки которых уже не поднимаются. «Священные» – это те, у которых пятна под языком.

Стены пирамид ориентированы строго по сторонам света.

Для обозрения открыта только одна пирамида Хеопса. Сначала она была вскрыта, а позже нашли вход. Саркофаг находится в верхней части пирамиды. Лестница почти вертикальная. Внутри стены исписаны иероглифами. Впечатление, что комната хорошо вентилируется, хотя вентиляционные ходы не были обнаружены.

На пирамиду легко взобраться с помощью проводника за двадцать минут, но спуск гораздо сложнее.

Пока мама высматривает экскурсовода, Светлана знакомится с верблюдом, он интереснее, чем пирамида; так нам сохранил фотоснимок.

 

Но вот рабочий день туриста идёт на убыль. Вместе с сумерками наступает час феерии «Звук и свет» у подножия пирамид. Расставлены зрительские ряды. Под звуки увертюры световые эффекты отбрасывают покров ночи. Постепенно проясняются контуры пирамид и храмов. Блики света играют в воздухе. Зеленоватое свечение создаёт иллюзию толпы, шествие египтян, въезд фараона, сцены охоты, войны.

У входа в Храм вблизи пирамид

У входа в Храм вблизи пирамид

Голоса рассказчиков знакомят с историей цивилизации. Современные звуки музыки окончательно примиряют зрителя с седой древностью, делая их соучастниками событий.

 

Голос рассказчика:

– Сегодня вы посетили одно из самых знаменитых и фантастических мест в мире. Создание разума человека выиграло битву со своими врагами – песком и ветром. И глас пустыни дошёл до нас через века.

Появляется лицо Сфинкса в лучах зари. Грубоватый голос человека-льва:

– Каждое утро я вижу Бога Солнца над берегом Нила. Его первые лучи касаются моего лица. Пять тысяч лет я встречаю восходы солнца. Я был свидетелем начала расцвета Египта.

Завтра я увижу новый расцвет Востока. Люди, которые приходили сюда на поклон, давали мне разные имена. Греческий путешественник, отец истории Геродот назвал меня Сфинксом, будто я родился в его стране. И теперь это имя стало моим навечно.

 

Освещается пирамида Хеопса. Высота её 137 м, а была – 146. Землетрясения отняли верхние 9 м. У подножия хранились барки ночи. В них фараон продолжал путь в вечность. Одну царскую ладью обнаружили в 1954 году. Первое, что увидели археологи – весло длиной шесть с половиной метров из ливанского кедра. Оно находилось там же, куда было положено около пяти тысяч лет назад служителями некрополя. Отдельные части разобранной ладьи были уложены в определённом порядке. Это позволило восстановить Солнечную ладью в первозданном виде. Теперь самое древнее из известных судов красуется в музее Некрополя.

Освещается пирамида Хефрена. На ней надпись «Хефрен Великий». Из уважения к отцу, Хеопсу, Хефрен строит пирамиду меньших размеров, сторона основания 216 м.

Третья пирамида – Микериноса: «Божественен Микеринос».

 

Сфинкс, окружённый бликами света:

– Я – выразитель воли Хеопса, бросившего вызов времени. Мой девиз – арабская пословица: мир боится времени, а время боится пирамид.

 

Лучи вспыхивают вокруг пирамид. Голос рассказчика:

– Мечта о бессмертии…

Ради исполнения мечты тело умершего фараона бальзамировали два месяца.

Мумия, в которую вот-вот вселится душа, лежит в саркофаге, готовая к заупокойному существованию. Не удержать жизнь, так хоть воплотить в образах. И вершиной всему – вершина пирамиды, словно вверх по наклонной плоскости сходится всё в точку над миром.

Посмотрите на пирамиду сверху. Она подобна солнечным лучам, прошедшим сквозь тучу.

Пирамиды и плато как бы приподнялись в золотистых лучах.

– Простота и величие. Гармония формы и объёма достигается соотношением углов. В основе проекта лежали только прямые линии. Около трёх миллионов блоков по 2,5 тонны каждый, по одному волокли по земляным насыпям. Считают, что на строительстве Великой пирамиды работало не менее 2500 человек, плюс к тому художники, скульпторы, каменотёсы и подсобные рабочие.

Строили из известняковых блоков. Облицовка белыми плитами выложена так искусно, аккуратно и точно, что между ними не просунешь и почтовую открытку.

Пирамида – это и место обитания усопшего фараона, и памятник в его честь, и ритуальный храм, где молились о вечной жизни фараона и тем самым о благоденствии всего Египта. Чтобы построить пирамиду, мало было одного усердия и рабского страха. Это была вера в то, что смерть будет побеждена.

В тёмно-красных лучах появился Сфинкс:

– Победители склонялись головами к моим ногам. Александр Великий, красивый, как дикарь, мудрый, как пророк, спит в этой земле и ждёт, когда воскреснет. Я видел Цезаря. Последняя царица наша, Клеопатра, от него наследника родила. (Играет музыка из кинофильма «Клеопатра».) Но настоящим фараоном Цезарь так и не стал. Видел я и Наполеона с безумными глазами. От этих воинов остался только прах. (Лучи освещают обезображенное лицо Сфинкса) Изведал я отчаяние. В средние века один эмир улыбку невзлюбил мою. И приказал обезобразить выстрелами пушек моё лицо. И даже дети считают, что лик уродлив мой.

Никто уж больше не приходит к ногам моим. Утеряны ключи от Древнего Египта. Песком пустыни меня заносит. Все наши тайны хранятся в тёмных и прохладных склепах. (Играет музыка, сцена окрашивается золотым светом. )

Но чудо всё-таки случилось! Рассказчик напоминает о находке камня с указом Птолемея на двух языках, греческом и древнеегипетском. О разгадке языка древних египтян французом Шампольоном, что было похоже на воскрешение. Как будто в ответ на небесный зов, Древний Египет поднялся юный, бессмертный и прекрасный, как сама Нефертити. Цветы лотоса, птицы – все таинственные звуки затрепетали, запели; иероглифы из склепов и вершин пирамид заговорили человеческим голосом; папирусы зашептались тысячами голосов. Слышны даже голоса первых школьников. Они устали и боялись палки:

– О, господин Учитель! Ты бьёшь меня, и потому я выучил урок.

Учитель: Дитя, за всё ты должен благодарить бога. И с тобой всегда будет благодать божья.

 

Голоса:

– Не отвечайте на добро злом. Сначала справедливость, сила после.

Всё вокруг пронизано лунно-голубым светом.

 

– Что может быть приятней, чем идти по полю перед мужчиной, которого ты любишь?

Лишь только голос твой услышу, печаль мне грудь теснит. Вся жизнь моя на жертвенный алтарь твоих прекрасных губ поднесена навечно.

Куда бы я ни шла, ты здесь, со мной. Моя рука покоится в твоей.

Сфинкс один, озарён красным светом:

– Об этом я поведал из глубины веков. (Голоса девушек, мудрецов, детей. Голоса Древнего Египта. )

И если эти голоса знакомы вам, это потому, что отголоски их достигли нас из Греции и Рима, из христианства и ислама.

Тысячи других солнц взойдут, а древнейшая культура человечества останется такой же чистой и высокой.

Человеческие творения разрушаются. Не исчезнет только мысль, которая задумала и создала эти монументы навечно.  

Софья Дубовская

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2007 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков