Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6   7
   С/В  8   9  10  11  12
   13  14  15  16  17  18
   19               
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 1 (3749), 30 января 2007 года

Европейский студенческий совет
заговорил по-русски…

Кардинальные перемены, произошедшие в России в 90-е годы, связанные с распадом Советского Союза и затронувшие все сферы общественной жизни, потребовали адекватных ответных шагов в области образования, в том числе и высшего. Модернизация, переход образования на новые рельсы, переосмысление концепций системы были необходимы, прежде всего, как ответ на новые вызовы неумолимо текущего времени и необратимых перемен, произошедших и происходящих до сих пор на планете. Теперь уже общепризнано, что конкурентоспособность государства на мировой арене, в глобализирующемся мировом сообществе государств, в нынешнем веке будет напрямую зависеть от уровня образованности нации, ее способности развивать новые технологии, ее «образовательной» открытости.

Система образования СССР практически не менялась с середины 60-х годов, и даже в течение существования Союза многие педагогические и образовательные приоритеты были утрачены, не говоря уже о полной «закрытости» и, в известной степени, самодостаточности системы. Советская система, при всех признаваемых ее преимуществах, отнюдь не способствовала прогрессивному развитию образовательных учреждений.

Долгое время высшее образование было достоянием внутренней политики государства (причем не только советского), институтом национальным, опирающимся на местные и, в некоторой степени, религиозные традиции, но ситуация изменилась в конце ХХ столетия. Сейчас можно говорить об активных интеграционных процессах и интернационализации образования, создании единого образовательного пространства.

Активизирующиеся и перетекающие в новую – духовную – плоскость процессы глобализации также способствовали возникновению и развитию новых направлений реформ в сфере образования и науки. Международные образовательные процессы и связи сегодня многие относят к наиболее важным, перспективным и быстроразвивающимся направлениям не только международных отношений, но развития всего человечества. Так, первым ответом на вызовы, связанные с этими изменениями, стало Постановление правительства РФ от 31 марта 1994 года «О неотложных мерах по поддержке системы образования». Согласно этому указу, ставилась задача направлять ежегодно за рубеж для учебы, обучения, стажировки, повышения квалификации не менее 10 тысяч учащихся, студентов, аспирантов, преподавателей и научно-педагогических работников. Однако долгое время эти положения оставались лишь номинальными. Реальная цифра отъезжавших за рубеж «новых российских школяров» не превышала 2 – 2,5 тысяч. Но годы экономического и политического лихолетья постепенно миновали. И новый виток развития интеграции российской системы образования в европейскую пришелся на первый год века XXI, тогда Россия заявила о присоединении к Болонской декларации, то есть о своем намерении участвовать в формировании единого образовательного пространства на территории Старого света, предоставляющего равные образовательные возможности гражданам без различия национальных, языковых и религиозных отличий.

В настоящее время Болонский процесс стал лейтмотивом развития высшего образования нашей страны. А Санкт-Петербургский государственный университет стал лидером среди вузов России по внедрению новой концепции развития образования.

Так сложилось исторически, что Северная Пальмира была самым западноориентированным регионом страны; задуманный как «окно в Европу», Петербург в течение вот уже трех столетий является местом пересечения исконно русского и европейского, традиционного и революционного, консервативного и либерального, и здесь, где православный Казанский собор стоит почти напротив католического костела, где главный дворец страны окнами выходит на главную тюрьму, «волею судеб» суждено было получить свое начало процессу вестернизации отечественной системы образования, одной из самых консервативных не только среди других стран, но и среди прочих сфер.

Сейчас уже три факультета нашего университета полностью перешли на Болонскую систему, которая заключается не только в создании двухуровневой системы подготовки специалистов. Важным аспектом этой системы – а возможно, даже первостепенным – является внедрение программ академической мобильности.

В связи с этим, а также с заинтересованностью многих европейских университетов в сотрудничестве со старейшим в России университетом, ректор СПбГУ Людмила Алексеевна Вербицкая подписала приказ о проведении мероприятий по вхождению нашего вуза в действующую вот уже на протяжении нескольких лет организацию Campus Europae. «Наведением мостов» и непосредственным сотрудничеством с организацией занялся проректор по международным связям Станислав Леонидович Ткаченко.

В течение сентября–октября 2006 года были достигнуты договоренности о полноправном участии Санкт-Петербургского университета в этой программе. Официальная процедура вхождения СПбГУ в Campus состоится в апреле 2007 года. Но уже в декабре года 2006 двое студентов нашего университета приняли участие в работе Европейского студенческого совета, функционирующего под эгидой и в рамках Campus Europae.

Но, прежде всего, несколько слов об идее Campus Europae. Основной целью этой организации является обеспечение студенческой мобильности в Европе. Сейчас в организацию входят 12 университетов из Португалии, Испании, Люксембурга, Италии, Австрии, Германии, Польши, Литвы, Белоруссии, Сербии. Основополагающая идея заключается в том, что любой студент, изъявивший желание, а впоследствии и каждый студент, сможет, практически безболезненно для получения своего диплома на родине, провести год обучения в другой стране. При этом гарантируется сохранение всех или практически всех полученных кредитных единиц. В целях координации образовательных программ были созданы консультативные комитеты, в работе которых участвуют профессора и студенты университетов, задачей которых является поиск оптимального решения проблем, связанных с разницей учебных планов, программ и так далее, и зачетом зарубежного обучения в родном вузе.

Включившись в эту программу, Санкт-Петербургский университет создал прекрасный задел для дальнейшего «открытия» нашей страны, ее рынков Европе и миру. В совокупности с возможностями, появляющимися в процессе реализации требований Болонской декларации, проект Campus Europae предоставляет нашим студентам широкий выбор образовательных программ и специальных возможностей по обучению за рубежом и даже получению диплома одного из европейских университетов. Рациональное использование этой системы позволит совместить огромное богатство нашей системы – ее уникальные педагогические традиции и одну из лучших мире научно-педагогических систем Российской Академии образования и вузовского обучения – с широтой европейских перспектив.

Зарождение в России системы мобильности студентов, взаимное признание странами дипломов дает все основания надеяться на успешную модернизацию отечественной образовательной системы.

Отрадно, что студенчество не остается в стороне от проблем образования. Постепенно происходит процесс вовлечения студентов в решение самых различных проблем, стоящих перед высшей школой.

Как уже отмечалось выше, два студента нашего университета приняли участие в работе Европейского студенческого совета, заседания которого проходили 15 – 17 декабря в польском городке Лодзь.

Чести представлять СПбГУ в работе Совета удостоились студентка второго курса кафедры политического управления факультета философии и политологии Виктория Елкина и студент второго курса кафедры североамериканских исследований факультета международных отношений Олег Федоров.

Повестка дня содержала самые разнообразные вопросы: начиная от отчетов о состоянии дел в университетах и заканчивая мастер-классом по лоббированию интересов в alma-mater. Поскольку сейчас Campus Europae проходит процесс становления и самореализации, много времени заняло обсуждение актуальных проблем, связанных с признанием ее деятельности в разных странах, а также вовлечение широкого круга потенциальных участников проекта. Ведь организация студенческого обмена отнюдь не ограничивается лишь студентом и ректоратами двух вузов, родного и принимающего, но и включает подготовительную работу по организации изучения языка страны пребывания, процесса преодоления «культурного шока», где необходимо задействовать достаточно широкий круг студентов, а также помощь в размещении и решении бытовых проблем студентов-по-обмену.

Другим важным отличием организации Campus Europae от других международных образовательных программ является то, что одной из целей ставится способствование изучению так называемых малых европейских языков – то есть языков стран, на территории которых находятся принимающие университеты.

Campus Europae предлагает для участия в международном образовательном обмене широкий спектр специальностей и направлений подготовки: начиная от медицины и заканчивая педагогикой и правом.

Безусловно, в России программа будет иметь свои специфические черты, одной из которых будет, по всей видимости, особо острый вопрос с финансированием. Как возможный вариант решения этой проблемы – потенциальное налаживание связей между образованием и бизнесом. Вариант кредита и меценатства будет обсуждаться с представителями крупного бизнеса Санкт-Петербурга на встрече генерального секретаря организации в конце января. Нам остается надеяться, что диалог будет продуктивен и будет установлено успешное сотрудничество.

Итогом работы наших представителей в Совете стал заслуженный ими высокий авторитет среди коллег, проявившийся в номинировании одного из россиян на должность вице-президента Совета. Проведенная информационная работа позволила сформировать у представителей разных стран живой интерес в сотрудничестве с нашим университетом.

Нельзя не сказать о теплой атмосфере заседаний Студенческого совета и искренних личных взаимоотношениях, завязавшихся у многих членов. Лодзь оказался очень приветливым и красивым городом, как говорилось в одном фильме, «кривые улочки, средневековые здания». Самым запоминающимся городским впечатлением остался городской торговый центр – «Мануфактуры», и основной общественный транспорт Лодзи – трамваи, с реактивной скоростью летающие по всем улицам и проспектам и готовые доставить пассажиров в считанные минуты в любой конец города. Думаю, что по объему пассажиропотока лодзинские трамваи могут сравниться с нашим метрополитеном.

Хочется также отметить, что с включением Санкт-Петербургского университета в число официальных участников проекта Campus Europae вторым языком общения студенческого совета стал русский, которым владеют многие из представителей.

И в заключение хочется выразить надежду на светлое будущее программы Campus Europae в нашей стране. Хочется верить, что в ближайшие год-два будут решены все сложные моменты организации обмена, особенно специфические для России, и мы сможем принять для обучения первых студентов этой программы и, что более важно, отправить для обучения за рубеж наших коллег-универсантов. Поскольку студенческой среде, как никакой другой, присущи мобильность и коммуникабельность, стремление к перемене мест и путешествиям, постоянному поиску новых знаний и встреч с новыми людьми, а также стремление к изучению других языков и культур, то программы обмена, на мой взгляд, будут иметь будущее и в нашей стране.

 

P.S. Подробности о проекте вы можете узнать на официальном сайте – www.campuseuropae.org или связавшись с автором статьи по электронной почте.  

Олег Федоров, студент
(oleg_fedorov@inbox.ru)

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2007 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков