Санкт-Петербургский университет
    1   2   3   4 - 5   6 - 7 
    8 - 9  10-11 12  С / В
   13-14  15-16  17 С / В
   18  19  20  21  22 - 23
   24 - 25  С / В   26  27
   28 - 29 30 
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 30 (3655), 30 декабря 2003 года
клуб выпускников – студентам

Хаос нельзя
уменьшить,
зато его можно
структурировать

В 1991 году по заказу Московского фонда развития предпринимательства собрали будущих студентов разных вузов Петербурга. Проводили занятия по программе “Тэнгрис” в форме бизнес-колледжа – хотя такого понятия тогда не знали. Обучение шло по трем направлениям: креативное, подготовка управленцев и подготовка функционеров административного ресурса. Многие выпускники сделали удачную карьеру: уехали в Москву, здесь получили хорошие должности. Сергей Васильевич Бычков был директором этого бизнес-колледжа.

С.В.Бычков

С.В.Бычков

У Бычкова два высших образования: ЛЭТИ, информационные системы, и ОГУ, социальная психология. В советское время работал в информационно-аналитической группе идеологического отдела Ленинградского обкома партии. В студенческие годы был дипломантом Всесоюзного конкурса авторской песни. Года два-три вел “Весну в ЛЭТИ”, два срока был президентом Английского клуба ЛЭТИ. А еще раньше, в школьные годы, пел в хоре Дворца пионеров и школьников, был солистом – и даже исполнял песню в фильме “Зеленые цепочки”...

Занимался различными информационными проектами развития социальной жизни города: создал с единомышленниками несколько удачных проектов: журнал “Телевик” и газету “Программка”, издательскую корпорацию “Северная столица”, “газету “Деловая панорама”, продюсерский центр “Медиа-Стелс” (сериал “Бандитский Петербург”). Был руководителем департамента персонала банка “Национальный кредит”, разработчиком идеи и первым руководителем департамента масс-медиа Банкирского дома. По складу характера сам себя он считает прогрессором (если пользоваться терминологией братьев Стругацких). То есть создателем образов.

– В своей деятельности я бы выделил три направления, – рассказывает Сергей Васильевич Бычков, генеральный директор компании PROstranstvo PR. – Первое – креативное: новые идеи, новые проекты. Например, работа над проектом “Дипломат” для ЛИВИЗа – начиная с создания легенды под этот сорт водки, разработки слогана и т.д. Работа над этим проектом велась в том числе и в форме студенческого НИОКР, на самом деле... И тут мы переходим ко второму направлению: уже два-три года у нас работает постоянная студенческая субботняя школа.

Искусство сохранения образа

– Чему и как вы их учите?

– Процесс обучения организован в виде двух колец (рингов). Первый связан с понятиями PR, межчеловеческих отношений и их продуцированием. А второй – уже с технологиями PR. Принцип такой: студенты учатся ровно столько, сколько нужно. Каждое занятие – самодостаточное, при желании его можно посетить еще раз, в следующем цикле. Круг рассматриваемых вопросов широк: от личного пространства и уровней реальности до системных построений, сетевого планирования и планетарного мышления.

Но самое главное: мы учим искусству сохранения образов. Этому в России никто нигде не учит! Везде обучают имиджмейкингу – т.е. как образ создавать. А что дальше – даже не задумываются порой. Представьте: фирма платит огромные деньги, чтобы ей создали образ мороженого, скажем, или водки “Дипломат”, сети магазинов или человека. Специалисты-имиджмейкеры работают три-четыре месяца. Наконец, создали, запустили – образ живет. А что дальше? Нужно его удерживать в сознании потребителя. А этим никто не занимается. Происходит “таяние” образа, он стирается или разрушается, его начинают забывать.

Разговор с профессионалами
   – Идея семинаров для студентов возникла у членов Клуба выпускников СПбГУ, куда входят люди, состоявшиеся в профессиональной сфере, получившие социальное признание своих заслуг. Они хотели “отдать свой долг” университету, помогая студентам сориентироваться в жизни, – рассказала Татьяна Александровна КУЛАКОВА, председатель исполкома Ассоциации выпускников СПбГУ. – Объявление об этих семинарах мы поместили на университетском сайте, в новостях. Сотрудники отдела по трудоустройству Учебно-методического управления развесили объявления по факультетам. Заместители деканов были проинформированы на совещании.
   Первой перед студенческой аудиторией выступила Екатерина Румянцева, генеральный директор рекрутинговой компании “НЕО-Стафф”. Ребята были очень довольны встречами с ней, забросали вопросами, которые их волнуют. На второе занятие пришло даже больше народа, чем на первое. Мы планировали проводить такие семинары два раза в месяц, но студенты настояли на встречах каждую неделю. Даже перед сессией. Это значит: такие встречи с профессионалами им нужны!
   Потом перед студентами выступила Елена Черкасова, начальник информационного отдела редакции городской газеты “Биржа труда”. Она рассказала о динамике рынка труда в Петербурге, который она хорошо знает, поскольку занимается этой темой больше 10 лет, со дня основания газеты. Охарактеризовала деятельность Департамента по занятости населения Санкт-Петербурга, некоторых рекрутинговых фирм, Студенческой биржи труда. Это занятие тоже прошло успешно.
   Ребятам нравится стиль общения на этих встречах – не такой, как на привычных им занятиях. Ведь приходят практики и рассказывают о своей работе, о самом главном, что необходимо знать новичкам в профессии. Естественно, на студенческих семинарах Клуба выпускников происходит не только узнавание, но и “пробы себя”. Некоторые из студентов, как я заметила, пообщавшись с Екатериной и Еленой, договорились с ними о дальнейшем сотрудничестве – уже в качестве стажеров.
   В ближайшее время состоится встреча с психологом Марией Глуховой, сотрудницей отдела по трудоустройству. Она проведет тренинги по выработке практических навыков, необходимых выпускникам. Как готовиться к собеседованию с работодателем? Как писать резюме? Как разговаривать при приеме на работу? Эти и многие другие вопросы студенты смогут обсудить с нею.
   А после зимней сессии будут встречи с Сергеем Бычковым, генеральным директором компании PROstranstvo PR. Из первых рук, от профессионала студенты смогут узнать, что такое пиар (о котором все слышали), зачем нужен мониторинг прессы, как работают креаторы и т.п. Ведь задача наших семинаров – показать профессию “изнутри”. Показать, что работа – это не только возможность зарабатывать деньги. Но, и это не менее важно, работа – это возможность реализации своего потенциала.

Е.Г.

На Западе уже поняли, что нужно учить людей бросать взгляд на старый брэнд снова и снова. Чтобы его помнили, чтобы он не становился скучным и забытым. А у нас по-прежнему тратят большие деньги на создание образа и совсем мало – на его поддержание. Есть сильные политические креаторы, они создают образы политиков, депутатов во время предвыборной кампании, ведут их и сопровождают. А что потом? Выбрали – и забыли до следующих выборов... А с другой стороны, уже сколько лет, даже десятилетий существует “Кока-Кола” – все та же и все время новая. Ее образ не стирается в сознании потребителя!

Название специальности “имиджмейкер” есть, а тут пока и названия нет. Я бы предложил: “хранители образов”. Но сохранить образ – значит, сохранить отношения. И необходимо корректировать отношения, чтобы удержать старый образ. Чем у нас занимаются пиармены? Ну, проведут стандартную пресс-конференцию, разошлют факсы по редакциям, закажут несколько постеров... А на Западе крупная фирма тщательно подбирает себе PR-фирму – такую, которая ведет ее 10-15-20 лет. Иначе мы бы не увидели шедевров поддержания образа, скажем, “Форд Моторс”, IBM или той же “Кока-Колы”.

Пиар духовный и бездуховный

– Настала пора спросить, каким вы видите пиар в России, в Петербурге? И каким он должен быть?

– А вы посмотрите, как сегодня в России готовят пиарменов. Учат терминам, западной системе построения образов и отдельным, самым популярным технологиям. Причем обучают на базе групп журналистов, а психологи и социальные психологи (в отличие от Запада) оказываются совсем не у дел. Отсюда – бездуховные технологии. Согласитесь: раздавать флаерсы на улице – у метро или прямо на проезжей части, водителям остановившихся машин – можно и просто так, не вкладывая ничего одухотворенного. А можно сделать так, что вся улица будет танцевать от вашего присутствия...

В пиаре нужно думать, как в шахматах, на три-четыре хода вперед. А многие PR-специалисты даже в “классики” играть не умеют. Потому что в отдельных вузах готовят – узких, плоских и функциональных, как линейки. Не как калькулятор или компьютер, даже не как логарифмическая линейка, а как обычная, ученическая... Отсюда такие рекламные “находки”, как “Двоечки у Вовочки...” или “Милиционер под елочкой...” И это в городе Пушкина, Достоевского, Ахматовой... Вы знаете, что рекламу “Пятерочки” в Москве запретили? По той причине, что образ молодого поколения или стража порядка, даваемый этой рекламой, асоциален. Бездуховный образ. Гете недаром говорил: “Бессодержательную речь легко в слова облечь...” Но есть примеры и духовной рекламы. Например, помните девочку, которая просит папу налить соку. “Ты же лопнешь!” – говорит отец. “А ты налей – и отойди,..” – отвечает дочка... За этой сценкой встает теплый образ семьи, внутрисемейных отношений. А не только привлекательный образ соков “Моя семья”.

И вообще, я считаю, что пиар нужно делить не на черный и белый, а на духовный и бездуховный. Понятна разница? Духовный пиар построен на серьезной творческой основе, развивает креативное мышление. И главное – в результате применения духовных технологий людям хочется общаться друг с другом. А бездуховный пиар сжимает ваше личное пространство, навязывает вам конкретные решения.

– Так, может, у вас просто своя терминология. И белый пиар – это духовный, а черный – бездуховный?

– Нет, это другое измерение, другая плоскость, другой взгляд, а не просто замена терминов. И белый пиар вполне может быть бездуховным: например, создают образ квартиры, которая вам, в принципе, нужна. Но только после применения бездуховного пиара каждый начинает думать о деньгах. О том, чтобы обобрать ближнего, где-то что-то утащить... А духовный пиар создает творческое настроение. Например, “Праздник молока”, который мы устраивали этой осенью в центре Санкт-Петербурга. Фестиваль общения, где жители города встречаются, вместе поют песни, им хорошо вместе. Этот праздник был так организован, что для общения людям не надо было напиваться, как это происходит на пивных фестивалях. Так же можно устроить праздник мороженого, праздник хлеба. Любое PR-мероприятие должно нести положительный заряд общения – будь то мастер-класс с участием Пиотровского, Говорухина или ярмарка воздушных шаров.

Мосты через хаос

– И вы этому обучаете своих студентов?

– И этому тоже. А еще проводим, к примеру, тренинги – как вести переговоры в кризисных ситуациях в случае глобальных катастроф. И у ребят появляются серьезные навыки поведения. Вообще мы проводим многие действия, помогающие социальной стабилизации – это принципиально. Хаос, который царит в нашем обществе, не надо увеличивать. Нельзя разрушать внутренний мир человека много раз (увольнением, дефолтом, социальными встрясками...) – психика может не выдержать. Известно, что большое количество неопределенностей (больше 50%) и множественность вариативности вызывает усиленное беспокойство у людей, требует много нервной энергии.

Надо уходить от “царства толпы”, помогая обществу стать более стабильным. Поэтому моя личная задача (миссия, если хотите) – принять участие в создании системы социально стабильных объектов и проектов в Петербурге, на Северо-Западе. Тогда все большая часть социума будет стабильной. Хаос нельзя уменьшить, но зато его можно структурировать. Вначале мы создадим несколько стабильных островков, их будет все больше, между ними будут налаживаться переправы, мосты через хаос. Но для решения этой задачи, я считаю, в городе должен существовать некий PR-совет. Возможно, в форме Общественной городской палаты (по аналогии с Торгово-Промышленной палатой).

Нестабильность вызывают нерешенные национальные, межпартийные, социальные вопросы. В рамках празднования 300-летия Санкт-Петербурга мы проводили недавно российско-американский симпозиум на эту тему. С участием Джорджа МакДауэлла, известного своим участием в налаживании бизнес-контактов между странами. А с компанией “РосГосСтрах Северо-Запад” мы отрабатываем позиции, связанные с защитой личности. Разрабатывали специальные программы для страхования детей-школьников, страхования от пожаров, автострахования. Ведь страхование способствует установлению стабильных отношений. И наше PR-сопровождение имеет долгосрочный характер.

– Кто обучается в вашей субботней школе?

– В основном, конечно, студенты – не только из университета, а также студенты финансовых вузов, технари. Есть и школьники с 14 лет, а одна девочка – даже 12-летняя. Приходят и люди среднего возраста, в том числе специалисты, которые работают в PR-компаниях – им тоже интересны и полезны наши занятия. Технология сетевого планирования позволяет им легко ориентироваться: занятия расписаны на месяц, семестр, год вперед. И они могут найти интересующее их занятие и придти именно в тот день и час.

Субботняя школа существует более трех лет. И по идее, мы представляем дополнительную сервисную программу для студентов, обучающихся на профильных PR-факультетах. Наше обучение позволяет им осуществить процесс запуска индивидуальных дополнительных ресурсов, развернуть свои знания полномасштабно. Они многое знают, но часто не умеют пользоваться тем, что знают. Наша школа активизирует эти знания, систематизирует их.

Мне, как практику, легче заинтересовать студентов, чем вузовскому преподавателю. Скажем, недавно на PR-фестивале в ЛЭТИ я проводил мастер-класс и рассказывал о базовых моделях информационной войны – на аудиторию в 300-400 человек. Подобные выступления заставляют преподавателей и студентов самих искать дополнительные знания. Студенты начинают задавать вопросы – а преподаватели вынуждены формировать ответы на них! То, чему мы обучаем, в сегодняшних учебниках не найти. И нам самим некогда писать учебники. Я уже пробовал: пишу, а информация стареет на глазах. Например, технологий поддержания визуальных образов больше тысячи!.. Система отношений настолько бурно развивается, что ухватить и запечатлеть ее на бумаге невозможно. Ну, скажем, еще полгода назад кто мог предположить, что Шварценеггер будет проводить свои губернаторские выборы из... автобуса?

Многие наши студенты прошли стажировку внутри конкретных проектов – от нескольких дней до нескольких лет. И в результате обучения у нас они получили способность отличать духовный пиар от бездуховного. И такие “духовные” пиарщики работают в петербургских компаниях и принимают решения, исходя не из денег, а из смысла, содержания деятельности. Все дела, по-моему, должны идти на благо обществу и человеку. А не по принципу “лишь бы денег платили побольше...”

А то ведь сейчас, посмотрите, как люди оценивают кандидатов в депутаты. Не по идеям, которые он несет, а по карману. Спрашивают не о том, что он предлагает, а – какой у него избирательный фонд, хватит ли у него денег на избирательную кампанию. Городу нужен фонд, организация, какая-то структура, которая бы занималась социальными инвестиционными проектами, и PR-совет, регулирующий отношения на различных уровнях. Я предложил уже свое видение – Общественная городская палата. Горожане, общественные организации, политические партии и даже чиновники должны иметь общую площадку — возможность высказать свои мысли и предложения по поводу наболевших проблем. Это поможет указать нам всем узловые точки: что и где напрягает отношения в обществе. Для того чтобы гармонизировать эти отношения. 

Вопросы задавал Евгений Голубев

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2003 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков