Санкт-Петербургский университет
    1   2   3   4 - 5   6 - 7 
    8 - 9  10-11 12  С / В
   13-14  15-16  17 С / В
   18  19  20  21  22 - 23
   24 - 25  С / В   26  27
   28 - 29 30 
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 30 (3655), 30 декабря 2003 года

Ощущение
внутренней
независимости

Вручение премии имени Б.В.Раушенбаха

Первого декабря в Петровском зале СПбГУ состоялось награждение лауреатов премии имени Б.В.Раушенбаха. Первый председатель правления Фонда Сороса – Россия, крупнейший ученый в области космических исследований, он в то же время огромную часть своей жизни посвятил искусствоведению, создав, например, оригинальные работы по интерпретации обратной перспективы в иконописи. Вот почему ежегодная премия, в 2001 году учрежденная Институтом «Открытое общество» (Фонд Сороса), а с 2003 года поддерживаемая Фондом имени Д.С. Лихачева, присуждается студентам старших курсов, добившимся значительных успехов в гуманитарных дисциплинах на базе методов естественных и точных наук. Размер премии составляет две тысячи долларов, а сама награда вручается победителям крупнейшими представителями научной и культурной общественности России.

Проректор по научной работе СПбГУ В.Н.Троян поздравляет лауреатов.

Проректор по научной работе СПбГУ В.Н.Троян поздравляет лауреатов.

В этом году в церемонии награждения приняли участие президент Института «Открытое Общество» (Фонд Сороса) — Россия, сопредседатель правления Международного благотворительного фонда имени Д.С.Лихачева Е.Ю.Гениева, сопредседатель Фонда имени Д.С.Лихачева писатель Д.А.Гранин, члены семьи Б.В.Раушенбаха. Лауреатами стали Евгения Кошелева (социологический факультет Алтайского ГУ), Нина Тюрина и Марина Филева (Институт иностранных языков и факультет психологии и социальной работы Дальневосточного ГУ соответственно), Николай Бабич и Иван Батыков (факультет истории, социологии и международных отношений Кубанского ГУ), Максим Шульмин (факультет психологии Томского ГУ), Ирина Рябикина и Ирина Демчук (факультеты психологии и социально-политических наук Ярославского ГУ соответственно). Джордж Сорос, называвший Бориса Викторовича Раушенбаха «последним энциклопедистом XX века», мечтал, чтобы на пути его детей когда-нибудь встретилась фигура подобной величины. Лауреатам нынешнего года повезло — они попали в орбиту деятельности Раушенбаха, и, кто знает, может быть, именно кого-нибудь из них в будущем назовут первыми энциклопедистами третьего тысячелетия.

Нина Тюрина

Дипломная работа «Российская и американская картины мира на примере экономической терминологии: этносемантический и когнитивный аспекты»

– Нина, как вы «вышли» на свою тему?

– Очень просто: я одновременно училась на экономическом и лингвистическом факультетах, поэтому у меня возникло естественное желание объединить сферы моей деятельности. То, что началось на третьем курсе со стремления посмотреть на вещи под новым углом, сейчас переросло в дипломную работу, которую я буду защищать летом.

– И что, картины действительно сильно разнятся?

– Да. Хотя наша экономика постепенно тоже превращается в рыночную, пока можно говорить лишь о тенденции к схожести. Мы только учимся. А все происходящие процессы, естественно, отражаются в языке. На уровне терминологической лексики можно проследить много занимательных вещей. Например, американское отношение к деньгам ярко выражается забавным, на наш взгляд, экономическим термином dear money (что-то вроде «любимые, дорогие денежки»). В русском языке подобных аналогов не существует.

– А как вы сами собираетесь распорядиться «дорогими деньгами», полученными в качестве стипендии за интеллектуальный труд?

– Пока еще не решила. В любом случае, я собираюсь продолжить свое образование, поэтому деньги, скорее всего, инвестирую в свое будущее.

Марина Филева

Дипломная работа «Разработка методического пособия для развития памяти студентов»

– Очень практичная работа!

– Да уж. Сама будучи студенткой, я была вынуждена каждый день обрабатывать огромные массивы информации. Те же проблемы были и у моих друзей. Для студента ведь что главное? Чтобы побыстрее и полегче. А я постаралась, чтобы мое пособие помогло получать, сохранять и при необходимости стирать из памяти ненужную информацию еще и грамотно.

– Поделитесь каким-нибудь ноу-хау.

– Ничего революционного. Например, вам, наверное, по долгу службы каждый день приходится запоминать новые имена. Для того чтобы процесс этот происходил рефлекторно, вам нужно выработать определенный навык. Например, когда вы встречаете нового человека, постарайтесь связать его имя с внешностью, физической конституцией, преобладающими чертами характера: скажем, Павел Добрый, Голубоглазая Света.

– Планы на будущее?

– Будете смеяться, но хочу приехать в Петербург и поступить в аспирантуру на ваш факультет психологии.

Евгения Кошелева

Дипломная работа «Трансформация мотивационного поля любви: от юности к зрелости»

– Женя, ну а вас что подтолкнуло к поверке чувств алгеброй?

– Первая любовь. Сначала-то были только чувства, а уже в университете пришлось добавить к ним системный анализ и психо-семантические дифференциалы. Так что на основе обобщенного опыта большого количества школьников и студентов получилась работа, выявившая основные образы влюбленности.

– С этого момента, пожалуйста, подробнее.

– Прочитайте работу, здесь всего не расскажешь. Однако самое интересное, это, пожалуй, трансформация сложившихся образов с течением времени. Так, если для девушек образ понимающего и чуткого мужчины-друга остается неизменным идеалом как в школьные, так и студенческие годы (за таких мужчин хочет выйти замуж большинство представителей прекрасной половины человечества), то, например, образ «мужчины-каменной стены», за которую школьницы охотно прячутся, у студенток превращается в первую очередь в прототип исполнителя капризов, спонсора, с которым можно лишь играть в любовь. У мужчин же образ девушки-друга, в школьные годы необходимый для социализации и утверждения уверенности в себе, со временем, будучи дополненным чертами идеальной любовницы, формирует представление об идеальной жене. В то же время, если такого дополнения не происходит, образ «простого друга» в университетские годы трансформируется в представление о такой «правильной девочке-интеллигентке», с которой можно до самозабвения говорить о высоких материях, но не воспринимать как женщину. Вместе с тем как в школьные, так и в студенческие годы мужчины a priori ставят крест на образе «бизнес-леди». Женщина, избравшая карьеру, у сильного пола подсознательно ассоциируется с проституткой, ради денег готовой на все. Какие-либо отношения с такой женщиной строить не захотел практически никто из опрошенных. Любопытно также наблюдение, что и мужчины, и женщины в первую очередь воспринимают любовь именно как платформу для будущей семьи, что говорит о том, что у россиян еще есть шансы на выживание.

– Женя, как вы распорядитесь премией?

– Одну ее часть я точно потрачу на то, чтобы исполнить давно данное самой себе обещание посвятить свою первую зарплату родителям, а другую, наверное, потрачу на продолжение образования. Думаю, сил поступить в аспирантуру у меня хватит, но ведь могут возникнуть новые проекты. А для молодого исследователя возможность мобильно откликаться на новые вызовы и ощущение собственной независимости — это очень важно. 

Игорь Макаров

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2003 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков