Санкт-Петербургский университет
    1   2   3   4 - 5   6 - 7 
    8 - 9  10-11 12  С / В
   13-14  15-16  17 С / В
   18  19  20  21  22 - 23
   24 - 25  С / В   26  27
   28 - 29 30 
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 28-29 (3653-54), 12 декабря 2003 года
ставится важный вопрос

Закон
об университетах

В общем ажиотаже предвыборной кампании в Госдуму, среди огромного количества рандеву избираемых с избирателями тихо и незаметно прошла встреча, главная тема которой звучала нетипично скромно для политики: Закон об университетах.

После непосредственного мероприятия в зале Петергофского дома культуры и науки, пояснения нашему журналу согласился дать (на тот предвыборный момент) один из главных проводников закона в кулуарах власти, член фракции «Яблоко» в Государственной Думе, а когда-то выпускник биологического факультета СПбГУ, Игорь Юрьевич Артемьев.

– Игорь Юрьевич, закон об университетах разрабатывался уже довольно давно. Доработан ли текст законопроекта для внесения в Госдуму сегодня?

– Доработан и, более того, уже туда внесен. Сейчас законопроект изучается и корректируется специалистами Государственной Думы, чтобы согласовать все юридические детали и максимально сохранить содержательную часть проекта. С самим текстом каждый желающий может ознакомиться на сайте партии «Яблоко», легко найдя его по ссылкам в разделе «образование и наука».

– Какие нововведения предполагает законопроект?

– Вы знаете, что сегодня в России насчитывается более тысячи высших учебных заведений, именующих себя университетами. Всего десять лет назад их было на несколько порядков меньше. Таким образом, за предельно короткий срок произошла девальвация самого понятия «университет». Законопроект, подготовленный экспертами из СПбГУ совместно с представителями партии «Яблоко», предполагает расставить точки над i. Согласно проекту, объектом самого пристального внимания предлагается сделать небольшую группу классических университетов и крупных научно-образовательных центров, наподобие СПбГУ или Санкт-Петербургского Политехнического университета. Выделив такие университеты из огромного числа новообразованных вузов и бывших институтов, мы считаем необходимым предоставить им целый ряд привилегий. Одним из главных нововведений является восстановление полноправной автономии больших научно-образовательных центров. Ведь что происходит сегодня? Для минимального изменения учебного плана университету приходится пробиваться сквозь 10-12 бюрократических инстанций. Очень часто на половине пути движение вверх становится просто невозможным. И это при сегодняшнем расширении рынка образовательных услуг и вступлении России в европейское образовательное пространство! Нужна мобильность. Поэтому согласно законопроекту практически все учебные вопросы переходят в ведение самого университета и смогут решаться на его Ученом совете. То же самое справедливо и для защиты кандидатских или докторских диссертаций. Располагая крупнейшими отечественными учеными, университет имеет полное право без вмешательства ВАК решать, достойна ли присуждения степени та или иная работа. Кроме того, университеты с новым статусом должны получить более широкий бюджет и возможность полнее распоряжаться собственным имуществом. Решения относительно этих и многих других нововведений по законопроекту об университетах должны коллегиально приниматься на сильном Ученом совете, прообразе внутреннего университетского парламента. Право принимать участие в его заседаниях получат и студенты – через органы студенческого самоуправления. Таким образом, речь идет о восстановлении крепких демократических традиций в университетах, свободных от излишнего государственного вмешательства.

– Вы коснулись вопроса финансирования таких образовательных центров. Однако получат ли дополнительную поддержку научные подразделения при университетах? Ведь сегодня по сравнению с учреждениями Академии наук университетские НИИ не только финансируются по остаточному принципу, но и не имеют юридического статуса научных учреждений.

– Действительно, одна из главных идей законопроекта – единство образования и науки в той категории университетов, о которой мы говорим. Для проведения успешных исследований университет должен иметь хорошую материально-техническую базу. С улучшением общего финансового положения в университете должен улучшиться и этот аспект его деятельности. Вместе с тем, сегодня налицо абсурдный разрыв между двумя во многом дублирующими и нуждающимися друг в друге структурами – Академией наук и университетами. Очень хочется верить, что разрыв этот удастся преодолеть. Тогда уже университетские студенты смогут более плодотворно работать и на базе АН, а ее структуры получат прямой доступ к высокоподготовленным кадрам.

– Кто может препятствовать прохождению закона об университетах через Государственную Думу? И насколько велики, на ваш взгляд, шансы на его успешное претворение в жизнь?

– В первую очередь, против законопроекта могут выступить представители тех вузов, которые не проходят в привилегированный список. Их количество велико, статус и положение они терять не хотят, поэтому может возникнуть достаточно сильное лобби противников. Кроме того, ни для кого не секрет, что успех или неуспех любого законопроекта при сегодняшнем положении дел во многом определяется позицией центристских партий. Однако мы собираемся проводить большую разъяснительную и пропагандистскую работу относительно реальных нужд и перспектив поддержки обсуждаемой группы университетов, причем не только в Госдуме, но и на уровне правительства и президента. И если такая работа окажется успешной и нас услышат и поймут, то для превращения законопроекта об университетах в Закон об университетах потребуется совсем немного времени.  

Беседовал Игорь Макаров

Подпись

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2003 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков