Санкт-Петербургский университет
    1   2   3   4 - 5   6 - 7 
    8 - 9  10-11 12  С / В
   13-14  15-16  17 С / В
   18  19  20  21  22 - 23
   24 - 25  С / В   26  27
   28 - 29 30 
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 28-29 (3653-54), 12 декабря 2003 года
точка зрения декана

Дорога к диплому
длиною в десять лет

На страницах журнала продолжается обсуждение стратегии развития университета и возможностей, которые сегодня открываются перед каждым его факультетом в связи с присоединением России к Болонскому процессу.

На вопросы корреспондента журнала «СПУ» отвечает декан медицинского факультета С.В.ПЕТРОВ.

— Сергей Викторович, расскажите, пожалуйста, о перспективах развития факультета.

— На базе факультета образован Медицинский центр университета, который существует уже несколько месяцев, и перспективы развития факультета прежде всего связаны с ним. Помимо факультета в этот центр должны войти все медицинские учреждения СПбГУ. Прежде всего, это вновь образованная структура — медицинское АНО «Поликлиника СПбГУ». Она, мы надеемся, будет лицензирована в ближайшее время, получит необходимое оборудование и вместо закрывающейся городской поликлиники №1 будет обеспечивать лечение и обслуживание сначала студентов и аспирантов очной формы обучения, а в перспективе — и всех универсантов. Планируется также открытие консультативного центра для профессорско-преподавательского состава на базе этой поликлиники, но это событие, думаю, состоится уже в 2004 году. Отремонтировано помещение поликлиники в Петергофе, но пока нет средств на оборудование. Бюджетом они предусмотрены, но до настоящего времени не поступили. Как только появится оборудование, мы начнем работать. Лицензирование мы надеемся пройти в течение 2-3 месяцев. В Студенческом городке, на Кораблестроителей, 20, идет капитальный ремонт, там и будет функционировать Лечебно-диагностический центр, прежде всего для проживающих здесь студентов. Сроки ввода в эксплуатацию назвать сегодня трудно, но думаю, что к лету 2004 года центр будет готов.

Если говорить непосредственно о самом факультете, то мы планируем освоение площадей на 21-й линии Васильевского острова, где мы сейчас находимся. В частности, уже сегодня в цокольном этаже ведутся большие ремонтные работы. Мы закончим ремонт к февралю и будем оснащать новые учебные аудитории оборудованием, необходимым для занятий по анатомии, физиологии и патологии. Уже сейчас закупаем нужные нам препараты. Хотелось бы получить еще одно здание под нашу учебную деятельность, поскольку в этом мы уже не помещаемся, не хватает учебных аудиторий, нет помещений под кафедры, научные отделы.

— Выступая в нашем журнале, вы неоднократно говорили о том, что самый больной вопрос для факультета – отсутствие собственной клинической базы. Что-нибудь изменилось?

— Сейчас мы сотрудничаем с 20 больницами, что нас совершенно не устраивает. Мы заинтересованы в том, чтобы были всего 2-3 стационара, где можно было бы сосредоточить клинические кафедры. Это вопрос вообще трудный, поскольку связан с большими финансовыми затратами. Мы разрабатываем несколько вариантов его решения. Первый вариант – это создание клинической базы на основе одной-двух городских больниц, где у нас уже сегодня существуют серьезные партнерские отношения. Второй вариант – передача одной больницы университету как клинической базы. Третий вариант – строительство собственной клиники. Это реально, так как есть целый ряд иностранных инвесторов, которые готовы вложить средства в проект. В течение года один из этих вариантов мы планируем осуществить.

— Произойдут какие-либо изменения в учебных планах?

— Мы не собираемся увеличивать прием студентов. Он будет составлять порядка 150 человек на курс по всем специальностям, которые у нас существуют. Начнем преподавание на английском языке, у нас планируются группы иностранцев по специальности «лечебное дело», а в будущем – и по стоматологии. Будем расширять и программы последипломного образования.

— В своих планах вы каким-либо образом учитываете реалии Болонского процесса?

— Проблемы медицинского образования настолько сложны, что европейские страны не могут договориться о единой схеме подготовки специалистов в этой области до сих пор.

До сих пор никто и нигде не перешел на систему 3+2 (бакалавриат и магистратура), потому что медицинское образование изначально пятилетним нигде не было. Пока оно остается классическим. Его хотят унифицировать, но сделать это, как я уже говорил, достаточно сложно. Право врачебной деятельности формируется в каждой стране по своим меркам: критерии свои, экзамены свои; где-то какие-то дипломы признаются, где-то не признаются. Так что работа в этом направлении только начинается.

Реформа отечественного медицинского образования нам требуется не в связи с Болонским процессом, а по объективным причинам. До сих пор здесь много неясностей. «Врач» — единственная специальность, которая при наличии диплома специалиста не дает права профессиональной деятельности после окончания вуза. Это принципиально неверно, так как если специалист имеет диплом, то должен иметь право профессиональной деятельности.

— Только после интернатуры?..

— Здесь тоже есть «разночтения». Есть интернатура, а есть классическая ординатура, одна предполагает год учебы, другая – два. Обе дают возможность получить сертификат специалиста. Почему можно идти кому-то в интернатуру, а кому-то — в ординатуру, никто не понимает. Законы это не объясняют, поскольку в них фигурируют программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры, других обучающих программ нет. В стандарте образования записано, что выпускник медицинского вуза не имеет права самостоятельно работать – только под руководством сертифицированного специалиста. Закон же о сертификатах Минюстом отменен. Поэтому, что такое сертифицированный специалист, тоже непонятно.

Медицинское образование во всех европейских странах следующее: примерно шесть лет учатся основам медицины, а потом (в разных странах имеются различия) от трех до пяти лет занимаются своей будущей специальностью (резидентура) – работают помощниками врача. Получается, что на медицинское образование в общей сложности требуется 9-10 лет, и только потом специалист получает допуск к самостоятельной врачебной деятельности. Если учесть весь этот период, то двуступенчатость у нас тоже возможна, но для ее внедрения нужно, чтобы два министерства – здравоохранения и образования нашли общий язык. Пока это, к сожалению, не случилось, хотя процесс сближения начался и наш факультет принимает в нем самое непосредственное участие.. 

Материал подготовила
Ирина Словцова

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2003 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков