Санкт-Петербургский университет
    1   2   3   4 - 5   6 - 7 
    8 - 9  10-11 12  С / В
   13-14  15-16  17 С / В
   18  19  20  21  22 - 23
   24 - 25  С / В   26  27
   28 - 29 30 
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 28-29 (3653-54), 12 декабря 2003 года

Встреча с ректором



Семнадцатого ноября в помещении Большой химической аудитории состоялась встреча студентов университета с ректором Людмилой Алексеевной Вербицкой. На встрече присутствовали: проректор по учебной работе Людмила Петровна Громова, проректор по безопасности Александр Анатольевич Чернов, директор Василеостровского студенческого городка Магомед Османович Мухудадаев и директор Петергофского студенческого городка Анатолий Станиславович Еркулов. Студенты, среди которых можно было заметить множество активных членов различных студенческих ассоциаций и союзов, заготовили обширный список вопросов, некоторые из которых заранее попали в руки Людмилы Алексеевны, так как были «озвучены» на официальном сайте университета. Уходящий год был наполнен самыми различными событиями и проблемами, требующими совместного обсуждения.

Людмила Алексеевна, поблагодарив всех студентов, нашедших время прийти на эту встречу, начала разговор с краткого перечисления главных событий текущего года. Болонский процесс и бисистема обучения – вот что занимает умы администрации университета и в скором времени должно занять умы студентов. В этом году Россия, в первую очередь благодаря твердой позиции СПбГУ, начала процесс постепенного входа в европейское образовательное пространство. Процесс адаптации к новым стандартам образования должен проходить естественно и цивилизованно, причем основным приоритетом России в этом случае становится сохранение всего образовательного багажа, накопленного предыдущими поколениями. Европа отводит нам не менее восьми лет на процесс, итогом которого станет решение проблемы диплома европейского образца для российских университетов и ввод бисистемы бакалавр-магистр. Людмила Алексеевна упомянула о проведении в 2004 году единого экзамена (ЕГЭ) по русскому языку, что уже можно назвать шагом к сближению с мировыми образовательными стандартами.

Затем ректор напомнила аудитории о приближающемся праздновании 280-летия со дня основания университета, которое состоится в начале будущего года. Людмила Алексеевна вкратце коснулась организационных моментов празднования. Собравшееся студенчество узнало, что помимо праздничных мероприятий в пределах университета ожидается концерт в Мариинском театре. В настоящий момент рассматривается идея о проведении части торжественных мероприятий на одном из спортивных стадионов, расположенных в центральной части города.

Перефразируя пословицу о корабле, успешное плавание которого напрямую зависит от его габаритов, можно сказать: «Большой организации – большие проблемы». В настоящее время в Санкт-Петербургском университете обучается около 40 000 человек. А если прибавить к ним работников университета, профессоров, доцентов, преподавателей, аспирантов, поваров в столовых, охранников на вахтах, в общежитиях, при этом не забывая об их родителях, братьях-сестрах и друзьях, наконец, детях, получится внушительная цифра. И все эти люди определенным образом связаны с университетом, а университет напрямую зависит от них. Университет, в конце концов, можно назвать предприятием по изготовлению интеллектуального потенциала не только культурной столицы России, но и всей страны в целом. И работа этого предприятия в настоящий момент практически целиком зависит от него самого.

По словам ректора, университет, являющийся объектом национального достояния, на сегодняшний день получает из федеральной казны только 35%-37% своего бюджета. Как сказала Людмила Алексеевна, «остальное университет должен зарабатывать сам». Но и при столь скудном финансировании университет неплохо, учитывая всеобщий системный кризис, справляется со своими задачами. Медленно, но верно идет ремонт основных зданий. «Конечно, можно было бы и побыстрее», – скажут некоторые. «Конечно, можно было бы и увеличить финансирование», – можно ответить им. Но проблемы остаются проблемами, и никто не собирается скрывать их или замалчивать. Устаревает оборудование, морально и физически изнашивается запас учебной литературы, молодежь не сильно стремится пополнить ряды преподавателей. Пока университет делает все, что в его силах, взять хотя бы обеспечение отопления на историческом факультете, где год назад по причине его отсутствия на неделю были остановлены занятия. Людмила Алексеевна спросила у собравшихся – а как сегодня, не замерзают ли они? «Не замерзаем», – с энтузиазмом ответила аудитория.

Помимо места непосредственного обучения, студентов, в особенности иногородних, интересовал и вопрос проживания. Слово было предоставлено директору Василеостровского студенческого городка Магомеду Османовичу МухУдадаеву. Сразу посыпались вопросы. Будут ли селить в общежитие студентов-вечерников? Будут, но только после полного поселения студентов дневных отделений. Почему увеличиваются цена на проживание в общежитиях? Потому, что город увеличивает цены на коммунальные услуги. В общем, проблемы жилищного фонда университета, как всегда, остались его проблемами, и даже ударные ремонтные работы по подготовке города к юбилею прошли стороной, мимо многочисленных корпусов университетских общежитий.

Очень скоро нить разговора покинула город на Неве и перенеслась на 41 километр юго-западнее. Петергофские проблемы диктовали настроение оставшейся части встречи. (В самом начале Людмила Алексеевна предупредила петергофцев, что она знает об их проблемах, и 9 декабря проведет встречу со студентами ПУНКа.) Студенты-петербуржцы знают Петергоф как одну из мировых столиц фонтанов, самые же продвинутые рискуют посетить петергофский клуб со спортивным названием «Шайба». Переезд факультетов математическо-механического, физического, прикладной математики и процессов управления и химического произошел

в 70–80-х годах. С тех пор эти, пожалуй, самые активные факультеты, надежными километрами отгороженные от общего симбиоза университета, стали, с одной стороны, полигонами новейших научных разработок, а с другой стороны, если говорить об общежитиях, местом выселения наиболее «отличившихся» студентов. В этот вечер собравшиеся узнали, что жить в Петергофе не спокойно. В последние время участились случаи нападения на студентов и кражи в общежитиях. По этому поводу слово дали главе службы безопасности СПбГУ А.А.Чернову. Александр Анатольевич попросил студентов быть предельно бдительными и предупредительными. Тут же встал вопрос об организации добровольных студенческих дружин, и выяснилось, что они созданы, и в день проведения встречи со студентами уже вышли на свою боевую вахту. Можно надеяться, что отныне студентам-петергофцам жить станет чуть спокойней. В продолжение петергофской тематики слово было предоставлено директору петергофского студенческого городка Анатолию Станиславовичу ЕРКУЛОВУ. И тут все, кто до этого был не в курсе, узнали о самом животрепещущем вопросе жизни петергофского студенчества, или, как назвали его сами студенты, «заборе». «Забор», он же необходимая комплексная мера защиты территории общежития от проникновения посторонних элементов, петергофскому общежитию необходим. Как известно, Петергоф еще никто на объявлял столицей галантного обращения со студентами, и местные жители, хотя, конечно, не все, к студенчеству относятся не самым самаритянским образом. Вдобавок ко всему, общежития стоят на отшибе, примыкая к району с самой неблагонадежной репутацией. Исходя из всего этого, петергофское студенческое начальство приняло решение – «надо строить». Единственным недостатком этого решения стало отсутствие согласования его с непосредственным объектом защиты, то есть с вольным студенчеством. При этом самое большое недовольство вызвала не сама постройка как таковая, а то, что никто не спросил студента. И возроптало студенчество. Основные претензии студентов-петергофцев заключались в сомнениях относительно качества работы контрольно-пропускной системы на объекты ПУНКа и в невозможности пребывания в общежитии родных и гостей студентов. Попытки Юркова парировать эти обвинения только подлили масла в огонь, и в конце концов ректору было передано обращение студентов, подписавшихся против строительства.

После обсуждения вопросов о строительстве «забора» был задан вопрос о проведении мероприятий, связанных с проверкой паспортного режима на территориях общежитий университета. В начале осени такие проверки обыкновенно проводились либо поздним вечером, либо ранним утром, причем проверяемый, в буквальном смысле, мог быть вытащен из своей постели. Людмила Алексеевна сказала, что расценивает это как проявление насилия и, дабы впредь подобные акции стали достоянием прошлого, пообещала лично связаться с главой городского МВД.

Медицинское обслуживание стало заключительной темой разговора.

Здесь, как и практически везде в университете, ощущается недофинансирование и недоукомплектованость. Известно, что существует две университетские поликлиники: одна в Санкт-Петербурге, другая в Петергофе, причем обе недоукомплектованы кадрами и оборудованием более чем на 80%. Настало время принимать самые решительные меры, и они принимаются, но стоит помнить и о тех максимальных 37 процентах бюджета университета, которые обеспечивает федеральная казна: можно только представить, на какую мизерную их часть должны функционировать оба здравоохранительных учреждения. Тут, к сожалению, невозможен принцип «остальные деньги зарабатывайте сами», так как он может привести к естественной коммерциализации поликлиник, ибо таким образом полностью перекроется доступ студенчества к их услугам.

Конечно, встречи с ректором, даже если они будут проводиться каждый месяц, не смогут переломить существующей ситуации. «Работа, работа и еще раз работа», – как завещал великий Эйнштейн; пожалуй, это единственно правильное решение в сложившийся ситуации. Более активное вовлечение студентов в социальную жизнь своих факультетов и университета в целом, изменение образа администрации в глазах студенчества, налаживание общения между верхами университета и его непосредственно движущей силой – вот что подразумевают такие встречи. На таких встречах студент, может, впервые видит занятого человека, который, не боясь открытой дискуссии, выделяет несколько часов своего времени на непосредственное общение со своими студентами и, стоя несколько часов, без микрофона беседует с оживленной аудиторией. И постепенно молодой человек понимает, что его ректор не чиновник, говорящий умные слова, а живой, интересный человек, в это непростое для всех время всю душу отдающий развитию СПбГУ. Именно здесь студент наконец понимает, что такое университет, как велики его традиции и как прекрасно быть его студентом – студентом Санкт-Петербургского государственного университета. 

Дмитрий Фадеев, студент

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2003 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков