Санкт-Петербургский университет
    1   2   3   4 - 5   6 - 7 
    8 - 9  10-11 12  С / В
   13-14  15-16  17 С / В
   18  19  20  21  22 - 23
   24 - 25  С / В   26  27
   28 - 29 30 
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 26 (3650), 14 ноября 2003 года
обсуждаем проект «Стратегия развития университета...»

Формирование здорового образа жизни студентов —
стратегическая задача СПбГУ

Абсолютно убежден в том, что подавляющее большинство универсантов, ознакомившихся с проектом «Стратегия развития Санкт-Петербургского университета на период до 2012 года», опубликованным в журнале «СПбУ» № 13-14 от 5 мая 2003 года, не осталось равнодушным. Каждый из нас в этом документе, конечно же, нашел что-то новое и интересное, значительное и обнадеживающее. Особенно привлекательным в преамбуле проекта является утверждение о том, что «…университету необходимо сохранить позиции лидера российского высшего образования и одного из ведущих университетов мира, внести свой вклад в решение задач, стоящих перед страной». В этом утверждении заложен не только высокий уровень университетских стратегических притязаний, но и увлекательная перспектива нашей дальнейшей профессиональной деятельности.

Подпись

Разработка стратегии развития и ее реализация – дело ответственное и сложное. В орбиту интересов стратегии вовлечены коллективы 20 факультетов, 13 научно-исследовательских институтов, 267 кафедр, семьи около 35 тысяч преподавателей, сотрудников и студентов университета. И учесть интересы и запросы каждого универсанта, каждого университетского подразделения чрезвычайно трудно. Но стремиться к этому нужно. Именно поэтому в стратегических проработках должны найти отражение все наиболее общие проблемы развития, определены пути улучшения и повышения эффективности воспитательной, образовательной и научно-исследовательской деятельности. Крайне важно, чтобы в стратегии развития были бы обоснованы и аргументированы вопросы улучшения жизненного уровня универсантов — преподавателей и сотрудников, студентов и аспирантов.

При разработке стратегии развития СПбГУ следует всесторонне и взвешенно учитывать основные общероссийские проблемы и тенденции. В настоящее время наша страна переживает весьма трудный период. В России продолжается острейший социально-демографический кризис. Смертность значительно превышает рождаемость. Депопуляция охватила практически всю территорию России и, по существу, все этнические группы. Численность коренного населения в стране уменьшается ежегодно почти на миллион человек. Физическое развитие молодежи призывного возраста вызывает обоснованную тревогу. Второй Всероссийский Пироговский съезд врачей отметил, что в России «только 10% школьников здоровы». Председатель Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга В.Е.Романов в марте 2002 года на заседании городского правительства подчеркнул, что «…среди поступивших в вузы 30% больны, а выходит из стен альма матер почти 70% нездоровых молодых людей». Все вышеприведенные факты – не только повод для раздумий, а настоятельный, кричащий призыв для незамедлительного поиска реальных путей выхода из современной кризисной обстановки.

Всероссийская конференция «Здоровье россиян в третьем тысячелетии», прошедшая 14—15 сентября 2002 года в стенах СПбГУ и по инициативе Ученого совета и ректората, при активном участии университетских ученых, сыграла заметную роль в поиске решений российских оздоровительных задач и проблем.

Здоровье было и остается важнейшей жизненной ценностью. Его нельзя ни купить, ни приобрести ни за какие деньги. Здоровье нужно оберегать и охранять, улучшать и совершенствовать. Оно зависит от множества социальных, природных и биологических факторов. Ныне в научных кругах господствует утверждение о том. что здоровье народа на 5—55% определяется образом жизни, на 20—25% — экологическими, на 20% — биологическими (наследственными) факторами и на 10% — медициной.

Из приведенного видно, что здоровье человека (общества) в основном предопределяется образом жизни, то есть всей той повседневной жизнедеятельностью, которую он осуществляет и которая его окружает.

Формирование здорового образа жизни граждан – объективная необходимость, которую государство обязано беспрекословно реализовывать.

В связи с этим необходимо подчеркнуть, что здоровый образ жизни — свод проверенных и отобранных историей и практикой норм и правил жизнедеятельности, нацеленных на то, чтобы человек умел высокоэффективно и экономично трудиться, рационально расходовать свои силы, знания и энергию в процессе своей профессиональной, общественно-полезной деятельности; владел знаниями, умениями и навыками восстановления и оздоровления организма после напряженного труда; постоянно углублял свои нравственные убеждения, духовно обогащался, развивал и совершенствовал свои физические качества и способности; самостоятельно поддерживал и укреплял свое здоровье. Добровольный отказ от вредных привычек, связанных с табакокурением, пьянством, наркоманией и токсикоманией — важное и абсолютно необходимое условие полноценной и полнокровной жизнедеятельности человека XIX века.

Образ жизни современного россиянина еще весьма далек от вышеотмеченных требований. И сущность всех этих перемен состоит в том, что воспитательная работа среди молодежи резко ухудшилась, что государственные организации стали отмежевываться, самоустраняться от нее. Они перестали считать ее своей основной, главной, первоочередной проблемой. Анализируемый нами Проект стратегии, к сожалению, не является исключением из этой негативной тенденции. В нем конечные цели воспитания и подготовки студенчества не получили, с нашей точки зрения, должного освещения.

Ухудшение воспитательной работы среди детей, подростков и юношества в Российской Федерации в конечном счете привело к тому, что насилие и побои, грабежи и убийства стали практически повседневной реальностью нашей действительности. Жизнь еще и еще раз убеждает нас в том, что без организации нравственного воспитания не может быть действенного образования.

Вся наша система образования (в том числе и вузовского) должна способствовать целеустремленному формированию (а значит, и воспитанию) гражданина и патриота России, созидателя и творца, строителя и защитника Отечества. Иначе говоря, она должна способствовать формированию здорового образа жизни россиян.

Именно эта идея получила поддержку на заседании Государственного Совета Российской Федерации 30 января 2001 года во время обсуждения вопроса «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян». На Госсовете со всей определенностью было подчеркнуто, что громадный социальный потенциал физической культуры и спорта «…необходимо в полной мере использовать на благо процветания России», что развертывание массовой физкультурно-спортивной работы является наименее затратным и наиболее эффективным средством «форсированного морального и физического оздоровления нации».

На основании вышеизложенного мы считаем необходимым:

  1. 1. В раздел «Миссия СПбГУ», где сформулированы четыре стратегические цели университета до 2012 года, внести пятую стратегическую цель и записать ее следующим образом: «Формирование норм и правил здорового образа жизни универсантов, активных граждан и патриотов России, созидателей и творцов, строителей и защитников Отечества.
  2. 2. В раздел 2 «Развитие образовательных программ» внести дополнительно п.2.8 и записать его следующим образом: «Разработать программу «Здоровый образ жизни универсантов», в которой предусмотреть коренное расширение возможностей для овладения универсантами нормами и правилами здорового образа жизни, а также решительное повышение требований по их соблюдению».
  3. 3. В раздел 4 «Обеспечение учебного и научного процесса» внести дополнение и записать его в п.4.5 следующим образом: «Добиться к 2008 году полного соответствия материально-спортивной базы СПбГУ (стадионы, манежи, бассейны, спортивные залы и т.п.) стандартам Минобразования (1 кв.м на одного студента).
    К 2012 году довести материально-спортивную базу СПбГУ до уровня лучших университетов мира». 

И.С.Краснов, профессор кафедры физической культуры и спорта,
заслуженный тренер России

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2003 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков