У меня в руках карта Нижнего Новгорода, которая была выпущена в прошлом году во время выборной кампании. Она оплачена из фонда кандидата в депутаты, имеющего, кстати, юридическое образование… Среди прочих условных обозначений есть на ней значок со шприцем и подпись: “Районы повышенной концентрации наркоманов”. Это я к вопросу о понимании чиновниками и другими официальными лицами смысла фразы “наркогенная информация”. Еще один фрагмент: у нас в городе поступает в продажу мороженое под названием “Герда и кайф”, а в одном из ресторанов в центре города вам предложат коктейль с не менее звучным названием “Героин”. В нем нет наркотических веществ, но составляющие его компоненты вводят в напиток у вас на глазах при помощи шприцев. С точки зрения законности, придраться не к чему, но это противодействие нашим с вами усилиям защитить детей от наркогенной информации. Наша организация решила отследить частотность наркогенной информации в сюжетах на телевидении. Один из ярких примеров – передача по НТВ с участием депутата Государственной Думы Валерия Гальченко, актера (?) Артема Троицкого и певца Степанца, рекламировавшая полезность марихуаны. Троицкий, например, заявил, что он уже пять лет курит марихуану, и на его здоровье это не отразилось. Вот так: никто нас не спрашивает, нравится нам такая откровенная пропаганда наркотиков или нет. Наши наблюдения и анализ содержания ряда телевизионных программ мы отправили областному прокурору. Пусть “поломает голову” над тем, как ими распорядиться. Я привожу эти примеры, чтобы обратить ваше внимание на важное обстоятельство: школа существует в социуме, и если этот социум болен, то раковые клетки попадут (закономерно) в саму школу. У нас сейчас остается нерешенной проблема преподавания в школе курса “Православная культура” (название пока приблизительное). Кто должен вести этот предмет? Специалистов светских нет, а у церкви нет финансов, чтобы оплачивать эту работу. И потом, вы, пожалуйста, не обижайтесь, представители учительского корпуса, но многие школы препятствуют появлению православных священников в классах. Сегодня же по ходу дискуссии неоднократно прозвучало, что православная культура – серьезный барьер наркотикам. Общественной организации “Родители против наркотиков” совместно с представителями церкви удалось на территории Борского района, недалеко от заброшенного старообрядческого скита, открыть профилактический центр для реабилитации бывших наркоманов. Содержать его на стабильном уровне очень сложно из-за отсутствия финансирования. Разработали мы и городскую программу профилактики употребления наркотиков, надеемся, что все у нас получится, несмотря на большие организационные и финансовые сложности. Наркотики пришли не в школу, а в подростковый возраст!Алла Ивановна Антонова, зав. центром профилактики УПН, член межведомственной городской комиссии (Санкт-Петербург):
Если говорить о медицинском подходе к проблеме, я согласна с мнением Георгия Васильевича Зазулина – они будут тратить их (деньги – ред.) вечно! К сожалению, сегодня мы должны констатировать: система помощи наркологам развалена. Наркологических кабинетов для подростков в городе нет. Центр профилактики при Комитете образования занимается переподготовкой педагогов всех категорий. Мы считаем, что сначала нужно научить учителя видеть проблему, а затем действовать. Эта программа существует два года. Когда говорят, что только 40 процентов учителей видят проблему, я говорю: «УЖЕ 40 процентов видят и умеют реагировать!» В конце 90-х годов взрослые вообще не реагировали на предметное содержание наркомании. Наркотики пришли не в школу, а в подростковый возраст! Главный фактор употребления наркотиков в подростковом возрасте – любопытство. Оно должно удовлетворяться каким-то делом. Поэтому комитет по образованию в 2003 году львиную долю финансирования отдал программам развития домов творчества. Очень удачно, на наш взгляд, у нас проходит работа по программе «Классы, свободные от курения». Ею заинтересовались коллеги из Саратова, Москвы, мы им ее подарили. В каждом ПМС-центре работают кабинеты профилактики, ведется мониторинг ситуации. У нас индивидуальный подход в работе с группами риска. Реплика: Для меня индивидуальный подход означает, что если десятиклассник попался на наркотиках, что с ним стало? Сколько денег конкретно потрачено на его лечение? Кто с ним работает? От него же «волны» пойдут!.. Антонова: Межведомственная комиссия получает сведения, сообщает в комитет по образованию, далее информация спускается в район, затем ребенок попадает в группу школьного учета… По сей день с трудом преодолевается позиция родителей, выросших «в стране, где о детях заботилось государство». Нужны кадрыАлександр Вячеславович ДЫБИН, начальник отдела межведомственного взаимодействия в сфере профилактики Главного управления Госнаркоконтроля России по Северо-Западному федеральному округу (Санкт-Петербург):
За последние годы наркоситуация в России не претерпела существенных изменений. Основные негативные тенденции ее развития по-прежнему сохранились. Остается высоким уровень наркопреступности и наркотизации населения. Так, по экспертным оценкам, количество лиц, допускающих немедицинское употребление наркотических средств, составляет 3–3,5 млн человек. Уровень распространенности наркомании особенно быстро возрастает среди женщин и подростков. Поэтому объективно назрела необходимость создания в государстве сильной правоохранительной структуры, способной эффективно решать задачу контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. В соответствии с Указом президента Российской Федерации №306 от 11.03.2003 года «Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации», 01 июля 2003 года образован Государственный комитет Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее Госнаркоконтроль России). Госнаркоконтроль России является федеральным органом исполнительной власти, одной из основных задач которого является выявление, предупреждение и пресечение преступлений, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Однако одними правоохранительными мерами задачу борьбы с наркоманией решить просто невозможно. Организация системы профилактической работы на всех уровнях, направленной на предотвращение начального употребления наркотиков, информирование, воспитание и просвещение населения, раннее вмешательство, консультирование, лечение и реабилитация наркозависимых, а также организация межведомственного взаимодействия в этой сфере позволит эффективно и качественно решить проблему наркомании. Для решения таких задач в структуре Госнаркоконтроля России созданы подразделения межведомственного взаимодействия в сфере профилактики, деятельность которых в первую очередь будет направлена на координацию деятельности и организацию взаимодействия всех органов исполнительной власти, общественных и религиозных организаций, работающих в сфере профилактики наркомании. В настоящее время в Северо-Западном федеральном округе отсутствует четкая система межведомственного взаимодействия в сфере профилактики. Остро стоит проблема повышения эффективности региональных антинаркотических программ, которые в большинстве случаев не адаптированы к конкретной наркоситуации в регионах. Программы в основном разработаны на срок от 3 до 5 лет. Думаю, что на 4–5 лет планировать работу по противодействию наркомании нецелесообразно, с учетом того, что в настоящее время ситуация в сфере незаконного потребления наркотиков быстро меняется. Это касается видов наркотических средств, способов их употребления, каналов доставки и сбыта. Финансовые средства, выделяемые из бюджета регионов на реализацию этих программ, расходуются неэффективно. Распределение средств по-прежнему носит отраслевой, а не целевой характер. В некоторых регионах округа (Республика Коми и Ленинградская область) антинаркотические программы в настоящее время находятся только в стадии разработки. Учитывая, что нижняя граница возраста лиц, допускающих употребление наркотиков, за период с 1991 года снизился на 6 лет (с 17,6 до 11,3 лет), общеобразовательная средняя школа сегодня должна стать центром профилактической работы. Любую работу, в том числе и в сфере профилактики, необходимо начинать прежде всего с оценки ситуации по существующей проблеме. Поэтому на начальном этапе работы необходимо знать, сколько учащихся допускают употребление наркотиков в школе (классе), какие это учащиеся (возраст, семья, социальное окружение, интересы, уровень успеваемости и т.д.), какие виды наркотиков употребляют, где покупают и т.п.). Для получения такого рода информации необходима система работы по раннему выявлению лиц, употребляющих наркотики, которая должна включать в себя как меры организационного, так и педагогического и медицинского характера. Сегодня в большинстве школ такая система отсутствует, в результате наркоситуация в школах контролируется слабо, а профилактические мероприятия планируются и проводятся без ее учета. Существующие диагностические методики, разработанные психологами и наркологами, не применяются на практике. Кроме того, для проведения обследования школьников на предмет предрасположенности и употребления наркотиков, обязательно требуется согласие родителей. В настоящее время отделом межведомственного взаимодействия Главного управления Госнаркоконтроля России по Северо-Западному федеральному округу рассмотрен ряд методик раннего выявления лиц, допускающих употребление наркотиков. Скоординирована деятельность государственных учреждений здравоохранения в работе по оценке эффективности таких методик с целью рассмотрения вопроса об их дальнейшем использовании в различных сферах деятельности, в том числе и в образовательных учреждениях. Координирование деятельности государственных органов исполнительной власти, общественных и религиозных организаций в сфере профилактики наркомании – сложная задача, успех которой во многом зависит не только от органов Госнаркоконтроля, но и в первую очередь от инициативы комитетов, ведомств и организаций совместными усилиями противодействовать наркомании – чуме XX века. «Учителя не умеют разговаривать со школьниками»Ольга Колпакова, студентка 5 курса психологического факультета СПбГУ, менеджер проекта «Здоровый образ жизни»: Наш проект существует с 1998 года. Мы решили, что прежде всего нужно научить учителя. Хочет он этого или нет, но проблема сексуальных отношений в подростковой среде есть, проблема употребления наркотиков есть. Поэтому он должен знать, о чем и как с определенным уровнем компетентности общаться с той или иной категорией подростков, и в нужный момент суметь представить необходимую информацию им или их родителям. Наша программа заключается в том, чтобы подобрать кадры для занятий по курсу «Здоровый образ жизни» (мы считаем, что не все люди способны вести занятия с данной тематикой). Обучение проходит в форме лекций, тренингов по выработке навыков общения с детьми, посещений организаций, специализирующихся в антинаркотической работе. После этого учитель создает программу, которую затем будет реализовывать в своей школе, а мы оцениваем ее эффективность и вносим, если необходимо, поправки. Мы проводили анкетирование старшеклассников по поводу таких программ и получили положительные отзывы. В арсенале – 27 проектовАндрис Андерсон, заместитель директора Центра профилактики наркозависимости, г.Рига:
Ежегодно у нас реализуется около 27 проектов. Много внимания уделяем первичной профилактике, чтобы оказывать влияние на информационную среду, окружающую подростка; особо разрабатываем программы для просвещения и обучения родителей, молодежных лидеров и учителей. В особую категорию выделили учителей, чтобы обучать их различным методикам работы с подростками. Львиную долю внимания уделяем сотрудничеству с масс-медиа. Социальные работники Центра много работают непосредственно с семьями, где выявлены наркоманы, с группами риска. У нас также действуют программы поддержки тех, кто хочет отказаться от потребления наркотиков; для тех, кто находится в ремиссии. Продуманы программы ночных маршрутов по городу, к которым мы подключаем общественную организацию «Родители Риги», работаем по «сезонным» программам, организуя летние лагеря отдыха. В нашем ведении – служба «Телефон доверия». Я думаю, что обмен опытом, который проходит у нас сегодня на семинаре, мы сможем продолжить, обменявшись телефонами и адресами электронной почты. С нашими проектами подробнее можно познакомиться на сайте: www.narcomania.lv; телефон 7 037 333. Профилактику надо начинать с детского садика
Марина Викторовна Ковбинь, консультант по вопросам противодействия злоупотреблению наркотиками администрации г.Вологды: Важным средством первичной профилактики считаем работу с родителями детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения. Разработали также обучающие программы для педагогов и воспитателей. В противовес привычной ассоциации подвал – наркотики, действительно, оборудовали подвальное помещение, назвали его – «Новый подвал» и сделали его базовым для профилактической, тренинговой работы с детьми. В освоении и распространении целевых программ используем зонтичную систему: область–город–район. Организовали в Вологде некоммерческий профилактический центр и консультации наркологов при поликлиниках.
Дети Бога зрятЛюдмила Александровна Червинская, председатель правления СПб благотворительного фонда “Выбираю жизнь”:
© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2003 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков |