Санкт-Петербургский университет
    1   2   3   4 - 5   6 - 7 
    8 - 9  10-11 12  С / В
   13-14  15-16  17 С / В
   18  19  20  21  22 - 23
   24 - 25  С / В   26  27
   28 - 29 30 
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 24—25 (3648—49), 1 ноября 2003 года

Горизонтальное
и вертикальное

Краткий сравнительный анализ
студентов исторического факультета
и факультета международных отношений
(по их же собственным рассказам)

Много-много лет тому назад римский полководец Гай Юлий Цезарь плодотворно завоевывал Галлию. И это были международные отношения. Затем он написал книгу, как он завоевывал Галлию. И это стало историей. Таким образом, Гай Юлий Цезарь оказался признанным классиком, как международных отношений, так и истории. И это практически единственный случай в мировой практике. Современный российский студент, как адепт узкой специализации, не будет мешать все в одну кучу и выберет или – или: или МО, или истфак.

Говоря вообще, оба эти факультета обучают примерно одному и тому же, только с разными векторами направленности. Будучи студентом факультета международных отношений, вы будете обучены конструированию будущего; на истфаке вы проведете 5 лет, по крупицам воссоздавая прошлое. На вопрос «Что такое история?» даже доктора исторической науки будут, по крайней мере, минут десять морщить морщинистые лбы, на аналогичный вопрос о предмете своего обучения студент-международник любого курса бодро отчеканит: «Международные отношения – это совокупность дипломатических, экономических и социальных мер, направленных на укрепление взаимопонимания и партнерства между Россией и США».

Для составления более подробного портрета и проведения тщательного анализа автор отправился на поиски студентов обоих факультетов как в места их непосредственного размещения, так и в места их культурного досуга.

Понедельник. Знаменитая и, похоже, недоступная ветру галерея исторического факультета заполнена взволнованной молодежью, пытающейся скрасить табачными парами последние минуты перед парой. Много знакомых лиц. Подхожу к первой же группе и напрямую задаю вопрос: «Ребята, чем отличается студент-историк от студента любого другого факультета, особенно от своего коллеги и собрата с международных отношений?»

Виталий, 2 курс, исторический факультет:

Я думаю, что студент-историк вынослив и сообразителен, впрочем, и как любой другой нормальный студент. Выносливость студенту-историку нужна, чтобы хоть изредка появляться на парах, а сообразительность потребуется на сессии, где ему придется вспомнить то, чего он совсем не знает. И еще студент-историк должен быть быстрым, чтобы на доп-сессии успеть поймать всех профессоров и доцентов. А чем историк отличается от международника – я не знаю. Давно уже их не видел.

Максим, 1 курс исторического факультета:

Прошел только сентябрь, и я еще не успел понять, что такое вообще быть студентом, но кажется, это здорово. А с какого факультета студент – мне кажется – дело десятое.

Ольга, 3 курс, исторический факультет:

Историк, не важно, студент или профессионал, никогда не переступает определенных морально-этических норм или границ. Практически все русские и западные историки были и остаются людьми порядочными. Поэтому порядочность я бы назвала основной чертой студента-историка. Конечно, при такой порядочности не помешало еще бы и зарплату историкам поднять до порядочного уровня! Что касается факультета международных отношений, то он – супер! Год назад я ходила туда на курс лекций, все очень понравилось. Народ там, правда, немного зажатый, но это своя специфика, как-никак – будущие дипломаты.

Вторник. Кругом дождь, и я не могу (за неимением шляпы) закрыть зонт и воскликнуть, как один итальянец в последней четверти XVIII века: «Вот это церковь!». Я приехал на факультет международных отношений. Как гласит история Смольного Новодевичьего монастыря, в стенах которого сегодня располагается факультет, Растрелли-сын не успел довести декор внутренних помещений до разумного соответствия с барочным фасадом, и сия нелегкая задача пала на плечи студентов и студенток-международников. Господа, я не стану спорить, пальма первенства в СПбГУ по количеству девушек принадлежит филфаку, но каждый, предъявив заветные синие корочки на вахте, сможет воистину воочию убедиться, что МО с достоинством занимает второе место. Кстати, здесь же вы сможете увидеть, куда же именно попадает одежда из самых дорогих магазинов города. В целом факультет международных отношений достойно прикрывает шаткий материально-базовый тыл СПбГУ во время визитов заморских гостей.

Нисколько не робея, но уже порядочно стесняясь, что не побрился, подхожу к первой стайке-компании девушек-международниц и задаю свой вопрос: «Девушки, не будете вы так любезны ответить мне на вопрос: в чем заключается отличительная черта студентов факультета международных отношений по сравнению со студентами других факультетов, а особенно со студентами-историками?»

Ксения, 3 курс, факультет международных отношений:

Студент с МО абсолютно ничем не отличается от студентов других факультетов, разница лишь в том, что перед нами открыта более широкая перспектива.

Юлия, 2 курс, факультет международных отношений:

Честно говоря, я не знаю, чем мы отличаемся от историков или от других студентов.

Дмитрий, 2 курс, факультет международных отношений (проходил мимо, заинтересовался):

Различие есть, но оно станет ясным только если посетить наши занятия или посмотреть на наше расписание. Оно переполнено чисто практическими предметами, которые потребуются дипломатам или специалистам-международникам. Поэтому я думаю, что МО отличается от всего СПбГУ четкой направленностью знаний.

Пятница. По дороге из университета звонит мой мобильный телефон. Один приятель приглашает разделить свое приятное общество в разливочной под красноречивым названием «Окоп» в Тучковом переулке. Захожу, спускаюсь. Тут же замечаю одного из своих недавних респондентов с исторического факультета, Виталика, уютно примостившегося за защитного цвета сеткой с кружкой янтарного напитка. Я спрашиваю Виталика, как должен отдыхать настоящий студент- историк.

Виталий, 2 курс, исторический факультет:

Историк не должен отдыхать – это идет вразрез с его планами, ведь историк всегда в движении. Главное – это быть, а не казаться, а еще главнее – ощущать. Например, я ощущаю себя историком, когда сижу здесь, в «Окопе».

Суббота. 3 часа дня. Прогуливаюсь с девушкой по Летнему саду. Встречаю Юлию с факультета международных отношений. Спрашиваю ее, как должен отдыхать студент-международник. Юлия невесело вздыхает и говорит.

Юлия, 2 курс, факультет международных отношений:

Студент-международник должен отдыхать, иначе просто не выжить.

Подытоживая все вышесказанное, можно сказать, что основным различием между студентами исторического факультета и студентами факультета международных отношений является тип мышления. Историкам, в силу широты их натуры, которая определяется широтой и древностью изучаемой ими науки, можно со смелостью присвоить так называемый горизонтальный тип мышления. Студенты с факультета международных отношений в своем большинстве обладают вертикальным мышлением. В чем, собственно говоря, разница? Горизонтальный тип мышления подразумевает постановку целей и задач только на одной, видимой плоскости, решение задач происходит по мере достижения поставленных целей. Вертикальный тип строит свои замыслы в перспективе и уже сейчас принимает точные решения, которые помогут ему выполнить их. Таким образом, можно сказать, что предмет изучения имеет решающее влияние, и студент-историк будет пристально всматриваться в прошлое, в то время как студент международник примется создавать будущее. 

Дмитрий Фадеев

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2003 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков