Санкт-Петербургский университет
    1   2   3   4 - 5   6 - 7 
    8 - 9  10-11 12  С / В
   13-14  15-16  17 С / В
   18  19  20  21  22 - 23
   24 - 25  С / В   26  27
   28 - 29 30 
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 24—25 (3648—49), 1 ноября 2003 года
новые специализации

Практикам – скоростные трассы,
теоретикамгорные тропы

На физическом факультете СПбГУ открыта новая специализация «Прикладные математика и физика». О первых результатах программы корреспонденту журнала рассказали заместитель декана факультета И.М.Григорьев и заместитель заведующего кафедрой радиофизики по направлению «Прикладные математика и физика», профессор Ю.К.Стишков.

…В электричке на Петергофском направлении в соседнем купе шла довольно оживленная дискуссия. Суть ее сводилась к тому, что уровень первокурсников довольно низок, и преподавателю приходится тратить время на объяснение базовых понятий, которые должна была дать школа. Преподавательский КПД может быть значительнее при внимании к успешным студентам, а не к «должникам»… Одни с этим постулатом соглашались, другие нет…

– У вас такие же проблемы? – поинтересовалась я у Юрия Константиновича Стишкова, куратора новой специализации, вкратце изложив содержание экспресс-дискуссии.

– У нас таких проблем не существует, поскольку на специальность, которую мы предложили, с самого начала держится высокий проходной балл и конкурс. В этом году, например, конкурс был более трех человек на место, и полупроходной балл 10 из десяти возможных.

– А что привлекает в этой специальности? Вы провели хороший маркетинг и рекламу, или абитуриентов вдохновляют радужные перспективы?

– Мы это направление открыли не от хорошей жизни. На специалистов в области фундаментальной физики, к сожалению, в настоящее время большого спроса нет. Современные наукоемкие технологии и производство, как известно, невозможны без использования компьютеров. Поэтому мы и предложили специализацию «Прикладные математика и физика». Студенты получают у нас не только базовые курсы физики и математики, но и навыки владения новейшими компьютерными технологиями в области моделирования физических процессов. Научившись использовать компьютер как инструмент обработки информации о физических процессах различной природы, человек может применить себя в достаточно широком спектре практических дисциплин и рассчитывать на достойное вознаграждение.

– Как я поняла, вашим будущим выпускникам гарантировано трудоустройство.

– Мы заключили договор с промышленной группой «Таврида Электрик», имеющей более 20 филиалов в России и за рубежом. Базовая группа предприятий находится в Крыму. Продукцию выпускают сложную, наукоемкую: устройства контролируют состояние энергосистем, чтобы предотвращать аварии и сбои, вроде тех, что произошли этим летом в США и Великобритании. Продукция конкурентоспособна на мировом рынке.

Кадровый потенциал в Крыму ограничен, а приглашать специалистов откуда-то со стороны невыгодно, так как их все равно нужно переучивать. Директор фирмы принял мудрое решение: готовить нужных фирме специалистов в бакалавриате физического факультета СПбГУ по направлению «Прикладные математика и физика».

– Каким образом проходит набор?

– На первом этапе фирма отбирает старшеклассников-выпускников (медалистов и участников олимпиад) по всему Крыму, а на втором этапе подключаемся мы: предлагаем справиться с нашими тестами. Конечно, происходит еще один отсев, поскольку и мы, и фирма заинтересованы в выпуске качественных специалистов.

В наши образовательные программы фирма не вмешивается, так как считает, что это дело профессионалов. Факультет учит с ориентировкой на те научные и практические задачи, которые придется решать нашим выпускникам.

Мы учли следующие тенденции. Физики-теоретики работают абстрактно, а инженеры-практики зачастую не могут их исследования применить, поскольку они не «укладываются» в необходимые геометрические параметры и сложные внешние воздействия. Современные информационные технологии позволяют преодолеть путь от исходных уравнений, описывающих сложный физический процесс, до конечного результата в условиях, необходимых на практике. В новой специализации мы совместили и умение работать с современными программными продуктами, и профессиональное знание физических законов и процессов.

…Юрий Константинович предлагает мне взглянуть на экран монитора, чтобы познакомиться с фрагментами студенческой курсовой работы. Используя пакет конечно-элементного анализа, автор смоделировал распределение электрического поля в вакуумной дугогасящей камере. ...Графический объемный рисунок и анимации сопровождают ряд расчетов… Подобные расчеты и моделирование можно использовать в различных областях науки и техники: в электростатике и электродинамике – чтобы рассчитать распределение электрических полей в сложных высоковольтных конструкциях, в теплофизике, чтобы определить места возможного перегрева токонесущих конструкций, гидродинамике – чтобы определить конвективный теплоотвод, в строительстве – чтобы определить, например, предельно допустимые нагрузки на металлические опоры… (Кстати, один час работы специалиста, владеющего такими программными продуктами, на Западе оценивается примерно в 20 наших стипендий.)

На экране монитора возникают другие кадры – в аудитории идет защита курсовых работ студентов первого курса, в обсуждении участвуют и преподаватели, и студенты. Таких курсовых в программе бакалавриата предусмотрено шестнадцать: по четыре в год. Сделали это сознательно, так как, по мнению большинства преподавателей, студентам необходимо научиться публично защищать результаты своей работы. Соответственно, и общение первокурсников этой специализации со своими научными руководителями начинается значительно раньше, чем это принято на факультете.

Наиболее успешные студенты младших курсов участвуют в рабочих проектах, имея возможность получать не только практический опыт, но и финансовое вознаграждение. Появились и первые студенческие публикации в трудах научных конференций по программным продуктам.

Фирма, решившая вкладывать деньги в обучение своих будущих специалистов, помогла оснастить компьютерные классы и аудитории современным оборудованием, приобрести учебные версии программных продуктов, помогает созданию новой лаборатории физических основ обработки и передачи информации.

Хорошее техническое оснащение позволяет максимально насытить информацией учебные часы: в преподавании используются компьютеры, оснащенные мультимедиа-проекторами, необходимые учебные материалы проецируются на экран, а мел, доска и тряпка времени и внимания не отнимают. Лекции выполнены в электронном виде и сопровождаются видеофильмами, а также демонстрациями приемов работы в современных программных продуктах.

Начав в прошлом году с набора договорных студентов, в новом учебном году факультет увеличил число бесплатных мест, не снизив предъявляемых требований к «конкурсантам».

Знакомлюсь со студентами в компьютерном классе, обещая занять минимум их времени:

Второкурсник Александр Наконечный из г.Ломоносова выдержал конкурс прошлого года в 6 человек на место. Сегодня «вкушает» плоды усилий: освоение программ моделирования, углубленный курс информатики, физика, математика, углубленный курс физики и теоретической механики.

Дмитрий Гомозов из Крыма, участник республиканских олимпиад по физике, уже сегодня знает, где будет работать и чем заниматься. Поэтому особо тщательно выбирает спецкурсы и темы курсовых работ.

Александр Буянов, аспирант II курса, учился на факультете, когда идеи новой специализации еще только витали в воздухе. «Я проводил с ребятами семинар, – рассказывает Александр Буянов. – По-моему, они часто увлекаются внешней стороной дела. А надо, чтобы они на компьютер не надеялись, а, получив данные, умели с точки зрения физических законов осмыслить результаты, выдаваемые компьютером. На конференции по проблемам компьютерного моделирования я встречался со специалистами, которые профессионально используют эти программные продукты в своей практической деятельности. Они говорили, что при самых точных, казалось бы, данных компьютерного моделирования результат реальных испытаний не всегда точно совпадает с расчетными данными, из-за того что в реальности могут влиять факторы, не учтенные в процессе моделирования. Поэтому задача нашего выпускника – научиться анализировать и критически оценивать результаты расчетов.

Первые шаги программы новой специализации комментирует заместитель декана физического факультета Иван Михайлович Григорьев.

– Для модернизации цикла общего образования эта программа – своего рода полигон. Эксперимент на 200 студентах проводить не будешь, а на 15 можно попробовать. Оплата обучения договорных студентов позволяет нам тратить деньги на модернизацию, на перестройку базовых курсов.

Доминирующей педагогической идеей является то, что компьютерная форма подачи материала не должна заслонять содержание курсов. Человек, сидящий за компьютером, должен понимать, что он делает, владеть физическим содержанием модели, и такому специалисту должен быть доступен высокий уровень абстракции. Если же главенствующим сделать только обучение рисованию красивых картинок, то не вырабатывается должный уровень абстрактного мышления. У специалиста, которого мы готовим, должны быть способности порождать новые технологии. Он должен продумать, чего можно избежать (в опытах), а что делать необходимо.

На данный момент накоплен материал для обсуждения на факультете, есть предмет для разговора. Аналогичную специализацию предлагают МФТИ и Ростовский университет, но наш инженер-физик будет, пожалуй, уникальным.

– Я слышала, что не все преподаватели однозначно относятся к этим программам…

– Представьте себе, что вы ехали на лошади, а потом пересели на скоростной автомобиль… Но ведь и в этом случае важно знать, куда ехать.

– Если продолжить ваше сравнение, то есть горные тропы, на которые ни один автомобиль не заберется…

– А горные тропы остаются для физиков классического образца. Кто-то должен быть первопроходцем. 

Материал к публикации подготовила Ирина Словцова

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2003 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков