Санкт-Петербургский университет
    1   2   3   4 - 5   6 - 7 
    8 - 9  10-11 12  С / В
   13-14  15-16  17 С / В
   18  19  20  21  22 - 23
   24 - 25  С / В   26  27
   28 - 29 30 
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 22-23 (3646-47), 16 октября 2003 года
память

Отряд «Ингрия»
в поиске

лето–осень 2003 г.

Двадцать восьмого июня первая партия из 13 добровольцев отправилась в очередную поисковую экспедицию (всего участие в ней приняли 19 человек). Для нас стало традицией проводить после летней сессии внеочередную Вахту памяти на «Невском пятачке». Цифра «13» уже не пугала, напротив, это счастливое для отряда число. Отправились в путь на рейсовом автобусе. Шутки, смех, груда вещей заполнили автобус, кондуктор была поначалу ошарашена и не могла понять, кто мы такие и будем ли платить за проезд... Автобус как черепаха полз вдоль Невы, но это никого не волновало, ребята не виделись больше полутора месяцев, разговоры не прекращались всю дорогу. Наконец показался Рубежный Камень, здесь мы выгрузились, по традиции сфотографировались. Заключительные слова на Камне пронизывают насквозь: «Мы погибли, чтобы жили Вы». Мы не забыли, пока есть силы, возможности, будем ездить, искать, чтобы стало меньше безвестных солдат, погибших за Отечество.

Прибрежная полоса «пятачка» производит очень сильное впечатление даже на нас, успевших кое-что повидать. Вода отступила от берега метров на 10-12, обнажив следы войны: котелки, остатки амуниции, россыпи гильз и осколки, осколки, осколки... В отдельных местах они лежат так густо, что образуют своеобразный панцирь. Выжить здесь было почти невозможно. В 1941-1942 гг. эта прибрежная полоска «пятачка», глубина которого достигала 600–800 м, считалась тылом. Здесь рылись землянки, блиндажи, здесь жили люди. Они хорошо знали, возврата назад, на правый берег Невы, у них нет и не будет. Только вперед! Этого ждет Ленинград, умирающий от голода. В неистовых атаках поднимались цепи солдат, отвоевывали сантиметры, метры земли и таяли под ураганным огнем врага... Морские пехотинцы, солдаты войск НКВД, бойцы коммунистических полков, истребительных батальонов, стрелковых дивизий... сколько их погибло здесь, точно не знает никто. Зато хорошо известно – железа на квадратном метре земли здесь больше, чем самой земли.

Лагерь поставили быстро в расчете на милость погоды. Счет отряда открыли вечером. В деревне Арбузове (ее нет, она стерта войной) «поймали» на щуп останки «верхового» бойца. Эта удача всех окрылила, поиск вели до сумерек.

Как хорошо ночью на Неве! Белые ночи еще не прошли, вверх по реке идут белоснежные теплоходы с туристами, вниз – караваны барж, ласково плещет вода... Уходить спать не хочется, но надо выспаться, иначе сил на полный рабочий день не хватит.

С утра похолодало, заморосило, пришлось в экстренном порядке ставить тент, решать самую острую для отряда проблему дров. В очередной раз погода оказалась не на нашей стороне. По-настоящему летних дней за всю экспедицию было всего 4. Поиск повели вдоль левой стороны дороги Кировск – Павлово. Холодно, идет мелкий противный дождик, но это мало кто замечает. У нас «идут» бойцы: два матроса, лежащие на дне окопа, метрах в 15 от них ячейка бронебойщика. Наверное, это был исправный, знающий свое дело солдат: в правом углу окопа – ниша для котелка и кружки, рядом гранаты, на дне окопа горка (12 штук) стреляных гильз ПТР, сам боец, изрешеченный осколками мины, привалился к стенке окопа. Вечная память! Вечная слава! Самое главное теперь – найти медальоны. Увы, их нет. Собираем котелки, кружки, ложки, ремни, все, где может быть их владельцами сделана надпись. Предметы надо будет отмыть, отскрести, просушить, еще раз внимательно просмотреть. Замечу, таким способом нам удалось прочитать фамилии трех погибших военнослужащих. К вечеру удача улыбнулась Жене Мирясову, он нашел бойца с медалью «За боевые заслуги» с номером 18621. Имеется шанс узнать фамилию ее владельца. К 1 июля мы сумели найти останки 15 военнослужащих Красной Армии.

Большую помощь в поиске оказывают технические средства. Бойцы лежат на глубине 150-170 см, «поймать» их на щуп сложно, но благодаря металлоискателю мы добиваемся успеха.

Из-за придирок милиции и связистов вынуждены оставить левую сторону дороги Кировск – Павлово. Поиск перенесли в район бывшей деревни Арбузово. Здесь, как и везде на «пятачке», все перекопано. На успех отряд не надеялся. Выручил в очередной раз «слоник» (так ласково мы называем металлоискатель). С его помощью удалось зацепиться за кусок траншеи. «Подняли» до обеда трех бойцов, у них есть все, включая оружие. Нет одного – медальонов. Пропустить их мы никак не могли, выборка погибших ведется очень тщательно. Видимо, солдаты их не имели или выбросили. Только в последний день на берегу Невы удалось найти военнослужащего с медальоном. Увы, здесь нас тоже ждала неудача, медальон оказался испорчен.

Всего за 12 дней экспедиции были найдены останки 34 военнослужащих Красной Армии. Каждый третий из них имел оружие, которое было сдано сотрудникам милиции. Прощай, «пятачок», мы встретимся с тобой снова в будущем году!

25 августа. Мы снова в пути. Десятая Вахта памяти проводится отрядом в хорошо известной Роще Круглой. Разговорам нет конца, через полтора месяца мы снова вместе. На веселый лад настраивает и другое: нам выделили грузовую машину, которая доставит отряд прямо в Круглую. Не надо будет тащить на себе 6 километров по дороге, превратившейся из-за дождей в кашу, наши грузы. А их немало: палатки, продукты, снаряжение, к тому же все бойцы отряда получили приказ брать с собой максимальное количество вещей. В пункт назначения въезжали через Гайтолово. Дорога настолько разбита и залита водой, что казалось, в этой огромной луже мы обязательно застрянем. Но Виктор Спартакович (наш водитель) уверенно вел машину. В 15.30 выгрузились, мелкий противный дождик настроения не портил. Здравствуй, Круглая, мы прибыли сюда в пятый раз! К вечеру добровольцы отправились в поиск, нашли отдельные фрагменты красноармейца, разнесенного взрывом. Официальное открытие Десятой Вахты памяти состоялось уже в темноте при свете костра и фонариков. Разговорам нет конца, глубокой ночью расходимся по палаткам, но еще долго слышится в них приглушенный говор. Подъем утром сопровождался шутками, смехом. Хорошее настроение не портил дождь, зарядивший с утра.

В лесопосадках сумели «зацепить» на металлоискатель двух бойцов, погибших осенью 1941 г. во время первой попытки прорыва блокады Ленинграда. Очень много грибов. Такого обилия их мы не видели здесь никогда. Решили перейти на подножный корм: на первое готовить суп из белых, на второе – жареные лисички с картошкой, на третье – компот из брусники. 27 августа подъехала группа бойцов во главе с Алексеем Яковлевым. Идут дожди. Работать в таких условиях в болотистой низине невозможно. По ходу поиска вносятся коррективы в диспозицию, разработанную раньше.

Ждем приезда ректора. В отряде разгорелись споры: приедет или нет? Если приедет, то сумеет ли прорваться через шестикилометровое море грязи и воды? Л.А.Вербицкая, проректор по учебе Л.П.Громова, председатель Совета ветеранов И.П.Зиновьев прибыли точно в назначенное время. Льет проливной дождь. Людмила Алексеевна невозмутима, гостей угощают нашим фирменным обедом из грибов, завязывается серьезный разговор о деятельности отряда, жизни университета, факультетов. Гости познакомились с бытовыми условиями жизни отряда, посетили места раскопов, памятные знаки, установленные нами на местах гибели военнослужащих Красной Армии. Встреча продолжалась около двух часов, все это время дождь лил не переставая. Как они вернутся обратно?

Продолжаем работать в трудных условиях непогоды. Захворали Ольга Никитина, Ваня Пономарев, в город ехать отказались, вылечились здесь. Количество найденных бойцов медленно растет, но такой рост никого не устраивает. Волнений по этому поводу не испытываю, мы находим столько бойцов, сколько можем. Плохо, что крайне затруднено применение технических средств поиска. Волнует иное, в условиях дождей многое зависит от умения работать щупом, а здесь, как показывает практика, нам еще многому следует поучиться. В то же время интуитивно мы чувствуем: погибшие солдаты здесь есть. Это доказали Слава Тихомиров, Ксения Обухова, которые сумели найти по бойцу всего в 10–15 метрах от лагеря. Наш «женский батальон» выше всяких похвал, ни нытья, ни уныния.

Дожди пошли на спад после 1 сентября. За оставшуюся неделю необходимо было наверстать упущенное. К 8 сентября отрядом были найдены 28 погибших военнослужащих Красной Армии. Как всегда, отличился Алексей Яковлев, на счету которого 11 человек. Четверо павших воинов имели медальоны. 2 медальона оказались испорчены, 2 удалось прочитать (счастливцами, которым удалось их найти, стали Иван Пономарев, Василий Петров). Владельцами медальонов оказались:

1. Морозов Павел Федорович, уроженец г. Тулы;

2. Сычев Роман Федорович 1909 г.р., уроженец Московской обл., г. Воскресенск.

В настоящее время идет поиск родственников погибших солдат. Помимо этого были найдены две именные вещи (ложки) с надписями: «П.Т.Е.», «Л.В.Ф. 1 февраля 1942 г.» На месте гибели военнослужащих Красной Армии установили еще два памятных знака. В районе бывшего Рабочего поселка №7 восстановили сбитый (или упавший от ветхости) крест. 18 сентября отряд принял участие в торжественно-траурных меро-приятиях на Синявинском мемориале, проводил в последний путь бойцов и командиров Красной Армии, погибших за Родину. За поисковый сезон 2003 г. нами найдены останки 148 воинов. За 10 экспедиций отрядом найдены останки 471 солдата.

Сейчас в поиске наступила пауза. Необходимо проанализировать деятельность отряда за сезон, наметить новые районы поиска, провести в них разведки. Этим уже занимается Центр по изучению военной истории, созданный приказом ректора весной этого года на историческом факультете. Ближайшими задачами Центра являются: организация и проведение круглого стола, музея поискового отряда, фотовыставки, конференции.

Мы открыты для всех, кто неравнодушен к истории Отечества, готовы принять всяческую помощь и совет. Для участия в деятельности нашего отряда требуются личное желание и заинтересованность, соблюдение законодательства, нравственных и этических норм, уважение к прошлому России. 

Е.В.Ильин,
командир поискового отряда «Ингрия»,
доцент исторического факультета

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2003 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков