Санкт-Петербургский университет
    1   2   3   4 - 5   6 - 7 
    8 - 9  10-11 12  С / В
   13-14  15-16  17 С / В
   18  19  20  21  22 - 23
   24 - 25  С / В   26  27
   28 - 29 30 
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 22-23 (3646-47), 16 октября 2003 года
журнал в журнале :: наши выпускники

Я сердце оставил
в Фанских горах

С первых лет существования ФМШ-45 при ЛГУ учащиеся стали активно участвовать в туристских походах, которые организовывали учителя школы. Например, Галина Васильевна Шалугина с 1965 по 1985 годы каждое лето организовывала группы туристов и учила их любить горы. Учащиеся интерната вместе с преподавателями и под их руководством прошли перевалами Главного Кавказского хребта по Западному и Центральному Кавказу. Им покорились не один раз Крымские горы, Карпаты и горы Армении. Ими проложены туристские тропы по Соловкам и Вологодчине. Подготовкой маршрутов этих путешествий занимались Юрий Иосифович Ионин, Наталья Васильевна Городецкая, Нина Кировна Гуткова и многие другие ветераны педагогического труда.

Последний перевал последнего похода 11-а класса выпуска 1992 года.

Последний перевал последнего похода 11-а класса выпуска 1992 года.

В Памиро-Алайских горах 1991 год.

В Памиро-Алайских горах 1991 год.

В ФМШ-45 родился удивительный вид похода, который сочетался с работой в археологической экспедиции от Государственного Эрмитажа: полмесяца одна группа работает на раскопках Херсонеса Таврического, другая группа учащихся в это время совершает категорийный горный туристский поход, например, по Центральному Кавказу. Через полмесяца туристы становились археологами, а археологи – туристами, покорителями горных перевалов.

Я со своими классами археологией не занимался в те годы – я шел в горы.

На фотографии, которую я извлек из своего архива, последний перевал последнего похода моего класса. Это были ребята, перешедшие в 11 «А» класс выпуска 1992 года. Это был последний год, когда государство отпустило по смете какое-то количество денег на летнюю оздоровительную кампанию (так тогда это называлось), БЗУ (База закрытых учреждений, где наш интернат получал продукты, в том числе и на летние походы) отпустила нам продукты по смете. А я, как всегда, занимался в научных залах Публичной библиотеки и составлял маршрут и культурную программу похода. Неоднократно занимался и в библиотеке Ленинградского туристского клуба.

Я как чувствовал, что это будет мой и наш последний поход, так как СССР трещал по швам. Вместо двух положенных перевалов 1А категории сложности я заложил в маршрут семь перевалов, не только 1А, но и такой сложный, как Казнок Восточный.

Итак, поход был следующий: Ленинград – Москва – Душанбе – озеро Искандеркуль – река Сарытаг – перевал Дукдон (1А, 3672 м над уровнем моря) – река Арчамайдан – река Сарымат – перевал Зурмеч (1А, 3200 м) – кишлак Яккахона – город Пенджикент – город Самарканд – долина реки Артуч – Куликалонские озера – перевал Алаудинской (1А, 3800 м) – Алаудинские озера (во время нахождения в Куликалонской котловине мы радиально преодолели еще несколько перевалов: Чукуран – 1А, 3150 м, Зиерат – 1А. 3200 м, Гуитан – 1А, 2660 м) – река Пасруд – пос. Зеравшан – Душанбе – Москва – Ленинград.

Подъем на перевал Казнок Восточный мы предприняли 16 августа 1991 года. В ночь с 16 на 17 августа мы прибыли в Душанбе 19 августа мы, проезжая Волгоград, хотели купить хлеба на вокзале, но дети вернулись ни с чем, сказали, что нигде ничего не продается, кажется, снимается какое-то кино: огромные толпы народа и плакаты «Путч не пройдет!». Когда наш поезд «Душанбе-Москва» проезжал последнюю стрелку на станции Волгоград, кто-то из пассажиров поезда бросил стрелочнице большую кисть винограда, и тут она стала плакать и причитать: «Да куда же вы едете!? В Москве путч! ГКЧП!»

Вот так впервые мы узнали о путче, о ГКЧП. Бросились по вагонам, нашли обрывок газеты «Труд» (я храню его в своем архиве) и прочитали обращение гекачепистов.

В Москву мы прибыли около 2–3 часов утра, разместили рюкзаки в одном из залов под присмотром дежурного, поехали на автобусную экскурсию по Москве и все узнали про этот самый путч...

А фотография, сделанная нами на последнем перевале моего последнего горного категорийного похода в Фанских горах Памиро-Алая, напоминает о тех многочисленных турпоходах, которые я провел с ребятами, обучавшимися в ФМШ-45.

Высота перевала Казнок Восточный 4060 метров над уровнем моря, сложность 1 Б. На фоне красивейшей горы Чимтарга на фотографии запечатлены слева направо: Саша Апрелев; руководитель похода А.Е.Бойцов; Миша Можаев; заместитель руководителя похода Тимофей Черкасов; Наташа Унина и Дима Матвеев. В архиве есть и другая фотография на этом перевале – там можно увидеть других участников этого замечательного похода. Так что я, да и все мы «сердце оставили в Фанских горах…»

Да, трудно, но, конечно, хорошо. 

А.Е.Бойцов

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2003 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков