Санкт-Петербургский университет
    1   2   3   4 - 5   6 - 7 
    8 - 9  10-11 12  С / В
   13-14  15-16  17 С / В
   18  19  20  21  22 - 23
   24 - 25  С / В   26  27
   28 - 29 30 
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 22-23 (3646-47), 16 октября 2003 года
журнал в журнале

Академическая гимназия
как школа преподавания биологии

Биологическая специализация в школе-интернате N45 была создана несколько позднее, чем физико-математическая и химическая. Ее выпускники составляют около 10% от общего числа, в силу чего результаты работы на первый взгляд выглядят относительно скромными. Однако данное поверхностное суждение абсолютно не соответствует действительности. Академическая гимназия сыграла выдающуюся роль в развитии современного биологического образования в масштабах не только Петербурга, но и всей России. Судьба распорядилась так, что автору настоящей статьи довелось наблюдать за тем, как это происходило, в различных ролях: как школьнику в 1969-71 гг., как учителю биологии в 1975-86 гг., и много позднее, в 1994-95 гг., при апробации учебного пособия «Основы общей биологии», написанного по заказу муниципального фонда «Учебная литература» на основе гимназической программы.

Организация углубленного изучения биологии в университетском интернате происходила в то время, когда эта область отечественного естествознания едва начала восстановление после тотального разгрома, которому она подверглась в 1940-е – 1950-е годы. К этому времени выросло целое поколение специалистов, в том числе школьных учителей, не имевших представления о современных достижениях генетики, биохимии, физиологии. Начинать приходилось практически с нуля – с составления программ и подготовки учебных пособий. Это хорошо понимали профессора А.С.Данилевский (декан биолого-почвенного факультета), А.А.Ниценко и Ю.И.Полянский, взявшие на себя основную работу по организации учебного процесса. Эти задачи были сформулированы и в официальных документах, касающихся организации биологической группы.

Лабораторные занятия по биологии

Лабораторные занятия по биологии

Интернат стал опытной площадкой апробации новой программы по общей биологии и учебника под редакцией Ю.И.Полянского, которые в переработанном виде используются школами России до настоящего времени (аналогичная программа и учебник, впоследствии изданный в качестве альтернативного, подготовленные под руководством академика Д.К.Беляева, испытывались в школах-интернатах при Московском и Новосибирском университетах).

Работа по испытанию новых учебных материалов легла на плечи приглашенных в интернат молодых преподавателей – ботаника Л.А.Поповой, зоологов Ю.В.Широкова и пришедшего несколько позднее Е.А.Нинбурга. Им активно помогали сотрудники университета – зоологи А.А.Добровольский и С.И.Сухарева, генетик Н.С.Ростова и другие. Работа шла в двух направлениях. Учебный процесс в физико-математических классах стал прообразом методики преподавания биологии в российских массовых школах. Благодаря биологической группе интернат длительное время был едва ли не единственной в стране школой с углубленным изучением этого предмета. Накопленный здесь опыт, особенно во внеклассной работе (летние практики, экспедиции) и в организации спецкурсов, был уникален и считается классическим в профессиональной среде.

С самого начала интернат воплощал концепцию принципиально нового для нашей страны среднего учебного заведения, где образование опирается не на гуманитарно-идеологическую, а на естественнонаучную мировоззренческую базу. Абсолютно не свойственная советской педагогической традиции теоретическая строгость изложения и отработанная с годами система межпредметных связей создавали условия для понимания целостной картины мироздания. Углубленные программы практически по всем предметам и солидная для своего времени лабораторная база сочетались, однако, с подчеркнутым консерватизмом формы преподавания. От учителя требовали умения объяснить любой материал, если нужно, без фильмов и слайдов, при помощи только мела и доски. Это, кстати, делало интернат превосходной школой лекторского мастерства. Все эти годы он являлся базой педагогической практики студентов биолого-почвенного факультета, во время которой в нем довелось поработать десяткам будущих учителей.

Период с 1975 по 1990 год был тяжелым временем для школы. В системе народного образования торжествовали агрессивная серость и уравниловка. По всей стране шло массовое закрытие специализированных школ и реорганизация обычных десятилеток в профессионально-технические училища. Так пытались реализовать неподготовленый и не обеспеченный ресурсами переход ко всеобщему обязательному среднему образованию. Опытной площадкой для этого стал Ленинград. И тут уже университетский интернат с его самым низким в городе средним баллом и самым высоким процентом отсева стал просто портить отчетность. Само существование подобных школ было вызовом всей доктрине советской средней школы, отрицавшей какую-либо элитарность и подменявшей качество обучения играми в его научно-методическую оснащенность. Руководство университета той поры, бдительно следившее за конъюнктурой, стало терять к интернату интерес. Не миновало это и биолого-почвенный факультет, чему способствовали смерть А.С.Данилевского и А.А.Ниценко, а также уход из университета Ю.И.Полянского.

Педагогический штат интерната к этому времени пополнили бывшая выпускница, генетик Н.В.Городецкая, а также зоолог и палеонтолог Л.А.Несов. В условиях травли со стороны органов народного образования и почти не получая поддержки от университета, интернатские биологи обратились к помощи молодых ученых из научно-исследовательских институтов, а руководство школы смогло обеспечить совместителям относительно сносный по тем временам уровень почасовой оплаты. В эти годы со школьниками работали ботаники А.В.Каратыгин и Г.С.Ландсберг, биохимик А.П.Козлов, биофизик А.Ю.Сунгуров, энтомологи А.В.Князев и С.В.Ягодин, зоологи О.Н.Пугачев и Р.А.Сагитов, палеоботаник С.В.Чебанов, физиологи И.А.Горлинский (будущий декан биофака), А.Ф.Якимовский и автор этих строк. Многие из перечисленных специалистов в прошлом сами закончили интернат. Привлечение к учебному процессу биологов различных специальностей позволило ввести дополнительно к обязательным спецкурсам систему факультативных курсов по выбору учащихся. Руководство самостоятельными работами школьников часто закладывало основы совместной научной работы на многие годы вперед.

К этому же времени относится и плодотворное сотрудничество интерната с открытой олимпиадой МГУ – прообразом всероссийских биологических олимпиад. В виде исключения к нам приезжали на учебу победители этих олимпиад из центральных и южных регионов страны, не входивших в традиционную «сферу влияния» интерната. Эти яркие, одаренные ребята усилили потенциал биологической группы.

Очередной удар школе нанесло вынужденное и поспешное переселение в Старый Петергоф. Была нарушена связь с городскими академическими институтами, тяжело пострадали учебные коллекции и оборудование кабинетов. Возрождение интерната началось только после реорганизации его в структурное подразделение университета – Академическую гимназию. С этого времени учебный процесс в биологической группе ведется в соответствии с требованиями, принятыми на биолого-почвенном факультете. Однако гимназия по-прежнему остается своеобразной лабораторией по разработке прогрессивных методов обучения. Одна из актуальных задач – распространение накопленного опыта на преподавание биологии во вновь организованных гуманитарных классах. Другая – дальнейшая отработка системы межпредметных связей, изучение вопросов биоэнергетики с привлечением знаний, полученных на уроках физики, включая элементы термодинамики неравновесных процессов, электростатики и физической химии, вопросов биохимии и цитологии – с использованием знаний по общей и органической химии, эволюционных и генетических закономерностей – с учетом положений теории вероятностей и математической статистики. Помимо прочего, это позволяет избежать бездумной «гуманитаризации» учебного процесса, которая на практике часто сопровождается вытеснением из учебных планов незаменимых в мировоззренческом отношении дисциплин – от физики и химии до астрономии и географии. Подобный распространенный перекос противоречит не только системе приоритетов современной мировой науки, но и традициям отечественной, в том числе петербургской средней школы.

Практическое освоение опыта, накопленного в стенах Академической гимназии, происходит при активном участии ее выпускников. В этой связи необходимо вспомнить работу заведующего кафедрой медицинской биологии СПбГМУ им. акад. И.П.Павлова В.С.Михеева по организации специализированных медико-биологических классов в ряде школ Петербурга, а также деятельность известных в городе учителей биологии Е.В.Лутовой и И.Ю.Черепанова. В Кандалакшском заповеднике – традиционной базе учебных практик – работает заместителем директора А.С.Корякин.

«Сочетание сильной подготовки по биологии, математике, физике и химии для биологов, как правило, не характерно, – говорит заместитель директора Зоологического института РАН, выпускник 1971 года О.Н.Пугачев, – благодаря этому выпускники гимназии получили большое преимущество во внедрении новых методов в практику исследований – например, компьютерных технологий, статистических и других математических и физических методов. Люди с такой подготовкой среди выпускников университета встречаются весьма редко». У него собеседника имеется обширный материал для сравнения: в руководимом им институте успешно работают более тридцати выпускников гимназии разных лет. Основатели университетского интерната правильно оценивали перспективы развития науки. Такая, наперекор повседневным трудностям, устремленность в будущее остается главным мотивом и в работе выросшего из интерната нового учебного заведения – Академической гимназии Санкт-Петербургского государственного университета. 

А.П.Пуговкин,
кандидат биологических наук
(выпуск 1971 г.)

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2003 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков