Санкт-Петербургский университет
    1   2   3   4 - 5   6 - 7 
    8 - 9  10-11 12  С / В
   13-14  15-16  17 С / В
   18  19  20  21  22 - 23
   24 - 25  С / В   26  27
   28 - 29 30 
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 22-23 (3646-47), 16 октября 2003 года
журнал в журнале

Уроки химии
на стыке наук

Химическое отделение 45-й физико-математической школы-интерната при ЛГУ стало прообразом будущих профильных химических классов нашей страны. Первая модель, подтвержденная удачным экспериментом. У истоков химического отделения стояли такие асы-преподаватели, как Андрей Владимирович Суворов и Алексей Самсонович Днепровский, Алексей Борисович Никольский и Анатолий Алексеевич Потехин. Как-то так уж сложилось, что химический факультет с самых первых дней существования 45-го интерната всегда знал, что у него есть эта школа.

А.А.Карцова, профессор химического факультета СПбГУ

А.А.Карцова, профессор химического факультета СПбГУ

Выпуски разных лет чем-то очень похожи. Некогда оглянуться назад, но оглянувшись, поражаешься: как много вместилось в прекрасной и непростой судьбе интерната. Возвращаясь в прошлое с «контрабандой настоящего», пытаешься осознать, что произошло, и что можно было бы предсказать, прогнозировать в судьбе тех, кто учил и учился, а значит, и в судьбе интерната. Удивительное дело память: извлекает детали, подробности (как заметил М.Мамардашвили: «Память – это наличие всего в одном моменте»), в которых находишь вдруг ответы на главные вопросы.

Ученики и Учителя – содружество, на котором держится эта школа. Пока интересны друг другу, такой союз возможен и необходим. Ученики становятся коллегами, соавторами, друзьями. Уезжая на конференции, свой урок я могла доверить, в первую очередь, своим ученикам.

Несмотря на выбор класса химической специализации при поступлении в Академическую гимназию (45-й интернат), по-настоящему судьба будущей профессии для каждого решалась уже здесь, в стенах этой университетской школы. Не обреченность, а осознанный выбор профессии. Темы будущих дипломных и диссертационных работ многими выбраны еще в интернате.

Уроки, работа в лабораториях химического факультета, первая научно-исследовательская работа (многие выпускники гимназии, поступая на химический факультет, уже имеют публикации), уроки химии «не по плану» – на стыке наук. Например, совместно с преподавателем биологии Наталией Васильевной Городецкой или с учителем литературы Наталией Павловной Соболевой.

Да, химия и литература. На уроке химии в 10 классе – тема «Альдегиды, альдольная конденсация», работы Бородина в этой области. На уроке литературы – «Отцы и дети» Тургенева. Базаров. А наши ученики – в основном, будущие естествоиспытатели. Этот совместный урок было трудно закончить. Аудитория протестовала.

Вспомнилось многое: и уроки химии на английском языке перед международной экологической конференцией, и уж совсем не «программный» открытый урок химии: «Вопросы, на которые мы не нашли ответа», и первый (самый запомнившийся) КВН между командами учителей и учеников, где капитанами были коллеги-химики, и Всероссийские научно-практические конференции, где зал стоя приветствовал победителей конференции – учеников Академической гимназии, а счастливые победители не могли сдержать слез: пусть знают, какая у нас школа.

Неделя химии в университете. Праздник для маленьких

Неделя химии в университете. Праздник для маленьких

Рейтинг химической науки здесь достаточно высок, так же, как и рейтинг профессии учителя. Несколько лет назад в двух самых крупных городах России прошло тестирование старшеклассников, цель которого – выяснить их отношение к учебным дисциплинам. Выборка опрашиваемых была весьма представительна – 2000 учащихся из каждого города. К удивлению тех, кто проводил этот опрос, на последнем месте оказалась химия. Но среди тех, для кого столь невысок престиж этой науки, нет учеников, которым преподают химию наши выпускники.

После школы, закончив успешно химический факультет, некоторые выпускники интерната «ушли в школу». Ушли с головой. Хотелось по образу и подобию повторить, продолжить и создать свою школу. Когда на международном конгрессе в Тарту декан химического факультета мне с гордостью говорил о призерах международной олимпиады по химии из Эстонии, слышать это было довольно приятно, поскольку призерами оказались ученики Тани Третьяковой (Ладейкиной).

Присуждая Наташе Симоненко звание «Учитель года», ее спросили: «Что такое хороший урок?». И она ответила: «Хороший урок – это когда ученик просит: «Вызовите меня к доске, потому что я ничего не понял»». А на вопрос, как ей, выпускнице университета, а не педагогического вуза, удалось стать таким Учителем, Наташа сказала: «…Учить по-другому, не так, как учили нас, я не хотела, а так – в начале своей учительской деятельности я не могла. Только сейчас я научилась «любить своих «специализированных и одаренных», помогая им отличить главное от второстепенного. Это как в давно прочитанной книге – передай добро по кругу». Ее ученики поступали (и поступили) и в Академическую гимназию, и на химический факультет СПбГУ. Наташа первая в стране стала проводить уроки химии во втором классе, да так, что дух захватывало. Ее книга «Химия во втором классе. А почему бы и нет?», как и наша совместная статья «Когда изменяемся мы, изменяется мир» (Журнал «Химия в школе») вышла, когда Наташи уже не было. В известие о трагической гибели невозможно было поверить. В Мурманской гимназии №50, где так вдохновенно и красиво работала Наташа (Наталия Геннадьевна), в вестибюле висел огромный плакат: «Неправда, друг не умирает, он рядом быть перестает».

Заканчивая Академическую гимназию, выпускники класса химической специализации почти в полном составе поступают на химический факультет СПбГУ.

В этом году впервые первокурсники из интерната собраны в одну группу на химическом факультете. И, наверное, это правильно. Так хочется, чтобы тот запал, который был в школе, не потерялся на факультете.

В здании школы (Старый Петергоф) на втором этаже в коридоре есть доска и, как и полагается, мел. Кто-то к кому-то обратится, или обратится ко всем сразу. Кто-то ответит. Недавно появилась запись: «Все плохо, очень плохо! «Зенит» проиграл». Как хотелось бы, чтобы это и было самым плохим в их жизни.

Ну, и вместо эпилога.

Мне часто приходится слышать: «Вам-то хорошо! С такими детьми работаете!».

Да, трудно, но, конечно, хорошо. 

А.А.Карцова,
профессор химического факультета СПбГУ,
доктор химических наук,
засл. учитель России,
куратор и преподаватель химического отделения Фото

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2003 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков