Санкт-Петербургский университет
    1   2   3   4 - 5   6 - 7 
    8 - 9  10-11 12  С / В
   13-14  15-16  17 С / В
   18  19  20  21  22 - 23
   24 - 25  С / В   26  27
   28 - 29 30 
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 22-23 (3646-47), 16 октября 2003 года
журнал в журнале

Академическая гимназия –
«первая основа всех свободных искусств и наук»

Чем определяется элитарность школы? Конечно, профессионализмом преподавателей, успехами учеников и, несомненно, особенной индивидуальной атмосферой, присущей только этому учебному заведению. Что создает такую атмосферу в Академической гимназии? Можно назвать множество факторов, важнейшими из которых, на мой взгляд, являются творческое содружество учителя и ученика и стремление реализовать в рамках школьного образования идею всестороннего и гармоничного развития личности.

В разделе «Предположения об устройстве и уставе академии», посвященном Академической гимназии, М.В.Ломоносов к «обыкновенным» предметам школьных занятий («совершенно необходимым») наряду с арифметикой, геометрией, географией и логикой относил русский язык и латынь. Ломоносов считал, что «гимназия является первой основой всех свободных искусств и наук… Молодые люди должны приучаться там к правильному образу мышления и добрым нравам». Так первый русский академик и поэт обозначил путь воспитания подлинно культурного человека, истинного интеллигента, какое бы профессиональное поприще он в дальнейшем бы ни выбрал.

Б.В.Аверин, профессор СПбГУ, д.ф.н., ведет факультатив по литературе.

Б.В.Аверин, профессор СПбГУ, д.ф.н., ведет факультатив по литературе.

 Т.А.Кошемчук, преподаватель литературы, доцент филологического факультета СПбГУ; А.Н.Колосков, заместитель директора, доцент филологического факультета СПбГУ.

Т.А.Кошемчук, преподаватель литературы, доцент филологического факультета СПбГУ; А.Н.Колосков, заместитель директора, доцент филологического факультета СПбГУ.

Лето 2000 г. Выпускники гимназии – уже студенты СПбГУ

Лето 2000 г. Выпускники гимназии – уже студенты СПбГУ

 Последний звонок.

Последний звонок.

Академическая гимназия – специализированное учебное заведение, в котором обучение ведется по различным направлениям. Есть в гимназии старейшие физико-математические и химико-биологические классы, есть уже имеющие свою историю классы гуманитарного профиля, есть совсем недавно организованные классы геоэкологии.

Как правило, ребята не ограничивают сферу своих интересов изучением профильных дисциплин. Думается, что большое влияние в этом смысле на них оказывают замечательные знатоки своих предметов и в то же время удивительно разносторонние люди – преподаватели. Мне не раз доводилось обсуждать новинки литературы с преподавателем химии профессором А.А.Карцовой, преподавателями математики доцентами К.Э.Воеводским и Б.Б.Лурье, которые всегда восхищали меня эрудицией и удивительным чувством слова. Преподаватель математики А.Н.Петров на уроках обязательно делает экскурс в историю науки. Его коллега кандидат физ.–мат. наук Л.В.Слободчикова, замечательный знаток оперного искусства, в течение долгого времени ведёт факультатив по истории классической музыки. И такие примеры можно продолжить.

Культура ведения научных дискуссий, культура исследовательских подходов формируется «из первых рук» на спецкурсах и занятиях таких известных ученых, как профессор С.В.Востоков, профессор В.М.Маркович, профессор А.С.Виноградов, профессор И.Ю.Павловская,

ведущий научный сотрудник ИРЛИ РАН, д.ф.н. А.М.Грачева, профессор А.А.Курдюмов, профессор А.В.Ляпцев, профессор В.В.Шаманин.

Отдельно хочется сказать о внеклассных мероприятиях, в неменьшей степени формирующих культуру, вкус гимназистов.

Каждый год гимназисты и выпускники ждут традиционный День химика, чтобы в неформальной обстановке поговорить о проблемах науки, о жизни, да и просто почитать любимые стихи и спеть песни под верную спутницу студента – гитару.

Вот уже более десяти лет в гимназии проводится Рождественское шоу, которое готовится под руководством преподавателя английского языка Н.Б.Багровой. Интересно отметить, что все концертные номера исполняются на английском языке, но благодаря артистизму ребят и умелой режиссуре смысл происходящего на сцене понимает даже человек, плохо владеющий английским языком.

Традиционно ученики Академической гимназии (математики и химики, биологи и географы) представляют культуру России в песнях и танцах на Молодежном фестивале в Германии. Ребята регулярно участвуют в выпуске Вестника этого форума. В планах школьного Евроклуба, который является координационным центром таких общественных молодежных объединений в Санкт-Петербурге, создание совместной российско-шведской газеты, посвященной проблемам молодежи, проблемам экологии.

Нельзя не вспомнить интересные выставки и экскурсии, организатором которых является директор музея гимназии Н.К.Гуткова. Все поступившие в гимназию знакомятся с её историей и традициями, хранителем которых является Нина Кировна. С удивительным энтузиазмом и энергией эта обаятельная женщина находит материалы для музейных экспозиций. Только в этом году в музее были организованы совершенно уникальные выставки рождественских и пасхальных открыток начала ХХ века! Подобное отношение к делу, несомненно, высоко ценится и преподавателями, и учениками.

Стремление ребят к творческому самовыражению прослеживается как в исследовательских работах, так и в создании оригинальных сайтов, участии в конференциях, в творческих вечерах.

Следует отметить, что желание учеников получить универсальное образование обусловлено процессами, происходящими в обществе. Интенсивное развитие экономики, высоких технологий, интеграция в Европейское Сообщество требуют хорошего владения иностранными языками, компьютерной грамотности. С учетом этого в наши ближайшие планы входит компьютеризация гимназической библиотеки, предоставление дополнительных образовательных услуг по изучению иностранных языков, введение новых спецкурсов по информатике.

Однако и духовный, и нравственный, и эстетический аспекты образования не должны уходить на второй план. То, что ребята нуждаются в этом, подтверждает их неослабевающий интерес к лекциям по духовной культуре кандидата физ.-мат. наук, кандидата богословия, настоятеля университетского храма протоиерея о. Кирилла Копейкина. Вспоминаются слова академика Д.С.Лихачева, что культура движется вперед не путем перемещения в пространстве, а путем накопления ценностей. Второй путь нелегок, но разве у нас есть выбор? 

А.Н.Колосков,
канд. филол. наук, доцент,
зам. директора АГ СПбГУ

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2003 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков