Санкт-Петербургский университет
    1   2   3   4 - 5   6 - 7 
    8 - 9  10-11 12  С / В
   13-14  15-16  17 С / В
   18  19  20  21  22 - 23
   24 - 25  С / В   26  27
   28 - 29 30 
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 22-23 (3646-47), 16 октября 2003 года
от первого лица

Процесс пошел:
Европа стала ближе

Россия присоединилась
к Болонскому соглашению

Восемнадцатого–девятнадцатого сентября в Берлине состоялось совещание министров образования стран Европы, на котором Россия присоединилась к Болонской конвенции по высшему образованию. Итоговое коммюнике конференции министров образования европейских стран закрепило за нашей страной статус полноправного члена европейского образовательного сообщества. О том, что предшествовало процедуре подписания соглашения и что это может дать российскому образованию, рассказывает проректор СПбГУ Вадим Борисович Касевич..

—Вадим Борисович, кто представлял Россию в Берлине?

– Делегация в составе четырех человек: министр образования В.Н.Филиппов, начальник управления Минобразования по международному образованию и сотрудничеству Н.М.Дмитриев, председатель Комитета Госдумы по образованию и науке А.В.Шишлов и Л.А.Вербицкая как представитель вузовского сообщества России. Иными словами, были представлены все заинтересованные стороны.

В.Б.Касевич

В.Б.Касевич

– Как созрело решение о присоединении к Болонскому соглашению?

– Обсуждение повестки дня Берлинской конференции проходило на июльском предварительном совещании в Афинах. Тогда Министерство решило, что достаточно будет отправить в Грецию документы о плане наших действий с письмом за подписью министра образования. К счастью, вышло так, что даже при отсутствии наших представителей документы получили положительный резонанс. Кстати, параллельно с нами Украина и еще несколько стран отправили свои документы на рассмотрение, но после обсуждения их возвратили на доработку. Что же касается нашего плана действий, то было объявлено, что есть возможность рассмотреть его в Берлине. И вот после этого наше присутствие на сентябрьской конференции стало уже обязательным.

– Сколько стран составили Европейское образовательное сообщество после присоединения к нему России?

– Кроме России, на берлинской конференции к Болонской конвенции присоединились также Албания, Андорра, Ватикан, Босния и Герцоговина, Сербия и Черногория, Македония. Так что теперь в Европе насчитывается уже сорок стран, поддержавших Болонскую инициативу. Следующий этап расширения сообщества ожидается в 2005 году после проведения аналогичной конференции в Норвегии, в Бергене. И здесь надо заметить одну важную деталь. По правилам, на подобных конференциях все решения принимаются консенсусом. Так что если бы даже одна из стран в Берлине высказалась против присоединения России к образовательному сообществу, то рассмотрение нашей кандидатуры было бы перенесено до следующего съезда в Норвегии.

– Чем можно объяснить подобное единодушие европейцев?

– Принятию решения предшествовала большая подготовительная работа. С нашими коллегами мы вели переговоры по телефону, почте, когда получалось – встречались лично. Например, состоялись две очень важные встречи с экспертами Совета Европы. Кроме того, 11 сентября в Вене прошло ежегодное собрание членов Европейской ассоциации университетов, и там специально была выделена секция под названием «Расширение Болонского процесса». В повестке значилось всего четыре доклада: российский, руководства ассоциации, специалистов из Совета Европы. И в сообщениях наших европейских коллег тогда были высказаны довольно осторожные предположения касательно присоединения России: мол, страна такая большая, может оттянуть на себя финансовые потоки, да и вообще, зачем ей вступать в организацию, если она и так проводит реформы в том же духе? По этому поводу я ответил, что тогда имеет смысл просто распустить все Болонское сообщество: ведь и другие страны-участницы, по этой логике, могут двигаться в сходном направлении самостоятельно. В конце концов, нам все же удалось прояснить многие спорные вопросы, и в целом у меня создалось впечатление, что наши коллеги нас скорее поддерживают, чем встречают в штыки. Все эти встречи были очень важны, поскольку там присутствовали как люди, которые принимают решения, так и те, кто их готовит.

– Насколько я знаю, в европейском образовательном сообществе существует практика помощи в адаптации новым членам. Скажите, что нового мы можем ждать после вступления в Болонский процесс?

– Действительно, такая практика есть. В итоговом «Берлинском коммюнике» прямо говорится: «Министры решают оказать поддержку всем новым странам-подписантам в осуществлении реформ посредством организации обсуждений и помощи, как это предусмотрено Болонским процессом». Есть надежда и на финансовую помощь по программе Tempus и целому ряду других программ. Определенный интерес проявляет Всемирный банк.

Как известно, одной из основных целей Болонской декларации является стимуляция мобильности студентов и профессоров внутри Европейского Сообщества. И если для свободной работы наших специалистов в европейских библиотеках, университетах необходима финансовая помощь, то для обеспечения мобильности студентов помимо решения денежного вопроса требуется наличие сходной системы оценок у сотрудничающих сторон. И вот, буквально на днях, в СПбГУ мы проводим специальное собрание, посвященное тому, как разные факультеты представляют себе введение системы кредитов (зачетных единиц). Кроме того, важнейшим шагом на пути к интеграции в европейские образовательные процессы является введение специального приложения к диплому. С точки зрения Болонской декларации, это чрезвычайно важный документ, может быть, даже важнее самого диплома. В нем на английском языке максимально подробно должно быть расписано, какие курсы, сколько часов прослушал студент, все промежуточные оценки, которые он получал, и более того, рекомендуется даже кратко описывать систему образования соответствующей страны. Все это необходимо для того, чтобы как работодатель, так и представители университета, где вы хотите прослушать определенный курс, понимали, что ваш диплом занимает такое-то и такое-то место в иерархии образовательного сообщества. К примеру, бакалавр во Франции – это выпускник гимназии, а кандидат в Финляндии – это бакалавр в нашем понимании. Некоторые российские университеты уже начали вводить такие приложения, заказывая бланки в специализированном издательстве Испании, централизованно выпускающем их на все Европейское Сообщество. На мой взгляд, это не очень хорошо, поскольку и в России это должно происходить централизованно. Когда все это воплотится в жизнь, точно сказать сложно. Наши трудности – это наши масштабы, а работа предстоит огромная. Но, во всяком случае, все основные положения Болонской декларации должны быть реализованы до 2010 года, и я думаю, что мы справимся.

– Все вышеназванные изменения как-то отразятся на стратегии развития СПбГУ? Она будет детализирована и уточнена в соответствии с произошедшими изменениями?

– Поскольку мы и так двигались в этом направлении, то нашему университету ничего радикального в данной связи делать не придется. Мы были одним из главных инициаторов поддержки Болонской инициативы и потому просто продолжим начатую работу.

– И последний вопрос. Какие мероприятия в рамках Болонского процесса ждут нас в ближайшее время?

– Мы давно договорились с нашими западными коллегами и основными активистами российского движения о том, что после присоединения к Болонскому процессу в качестве равноправного члена мы вместе разработаем определенный план конкретных действий. В качестве первого шага 29–30 октября в СПбГУ будет проведен международный семинар «Россия и европейское пространство высшего образования: планы и перспективы после Берлинской конференции». К нам приедут представители российских университетов, кроме того, министр В.Н.Филиппов в Берлине пригласил в Петербург всех министров образования европейских стран, подписавших Болонскую декларацию. Так что на семинаре мы планируем подвести промежуточные итоги и наметить, что нас ждет впереди. Ну, а затем мы намерены провести серию семинаров по конкретным вопросам: например, по тому же приложению к диплому – как его вводить, как заполнять. Таким образом, аспектизировав проблемы, мы хотим выработать единые рекомендации по каждой из них с тем, чтобы в результате единая система была введена в разумные рамки. К сожалению, у нас по пальцам можно пересчитать людей, владеющих информацией и вжившихся в эти проблемы. Но участвовать в реализации Болонских соглашений будут, в итоге, самые широкие круги – фактически это затронет всех преподавателей и всех студентов, поэтому предстоит массовая «учеба».

Процесс пошел, и я думаю, что даже до истечения этого года нас ждет много новых событий. 

Беседовал Игорь Макаров

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2003 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков