Санкт-Петербургский университет
    1   2   3   4 - 5   6 - 7 
    8 - 9  10-11 12  С / В
   13-14  15-16  17 С / В
   18  19  20  21  22 - 23
   24 - 25  С / В   26  27
   28 - 29 30 
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 21 (3645), 26 сентября 2003 года
политическая сцена

Народ устал
от политики
и от массированной агитации


Сегодня (беседа с профессором В.Е.Семеновым состоялась 12 сентября.), за девять дней до выборов губернатора Петербурга, мы знаем вероятные результаты голосования – с достаточно большой точностью. Потому что 5-8 сентября ученые НИИ комплексных социальных исследований СПбГУ провели зондаж общественного мнения горожан. В ходе телефонного опроса более чем у 500 человек старше 18 лет они выясняли ответы на особо актуальные вопросы.

– В результате опроса прояснились некоторые тенденции отношения петербуржцев к политике вообще и к близким выборам в частности, – рассказал профессор Валентин Евгеньевич СЕМЕНОВ, директор НИИКСИ. – Главное: люди очень устали от бесконечной массированной агитации. Это было заметно еще год назад, во время выборов в Законодательное собрание. И сегодня картина та же, разве что ухудшилась: очень низкое доверие ко всем институтам власти.

За кого проголосуют петербуржцы на предстоящих выборах? Оказалось, что важен не столько сам ответ на вопрос, сколько сопутствующие ему эмоции и чувства наших респондентов.

Вспомним: на прошлых губернаторских выборах 14 мая 2000 года была установлена граница явки избирателей в 50% (а пришли, по разным округам, порядка 60-70% петербуржцев). В декабре прошлого года, при выборах в ЗС, эта планка была опущена до 20% – и сейчас избирательная комиссия тоже утвердила эту низкую цифру. Дальше уже опускать некуда! И так получается, что кандидату достаточно набрать лишь 10% плюс один голос для того, чтобы стать губернатором нашего города. То есть губернатора может выбрать не большинство, а колоссальное меньшинство (десятая часть) населения Петербурга выборного возраста... Таково своеобразие ситуации губернаторских выборов в Петербурге сегодня. Хотя, по данным нашего опроса, треть горожан (32–33%) собирается придти на избирательные участки. Но столь низкая планка в 20% говорит о многом.

Петербуржцы устали от выборов. Раздражены гигантскими рекламными щитами – типа “Народный контроль ЗА...”. Они видят: нет достоверной прозрачной информации о кандидатах. А вместо этого слышат лишь бесконечные славословия или обвинения кандидатами друг друга. Но самое главное: нет человека, нет такой кандидатуры, которая вызывала бы активные массовые симпатии! Если когда-то, во время выборов Ельцина, был лозунг: “Голосуй сердцем!”, то теперь мы видим: ситуация резко изменилась. Давно уже никто сердцем не голосует. Только умом. Избиратели делают выбор на основе прагматичного расчета.

Зондаж общественного мнения показал: если бы выборы проходили в ближайшее воскресенье, то победила бы Валентина Матвиенко – за нее собираются проголосовать 37% опрошенных. Причем победила бы с большим отрывом: Анна Маркова набирает лишь 6% голосов, Михаил Амосов – 3%, а остальные кандидаты – в пределах 1%.

Казалось бы: явная победа, можно только порадоваться за Валентину Ивановну. Но... Зондаж тем не менее показывает: у населения Петербурга сегодня нет фаворита – такого, как Собчак или Яковлев в свое время. Напомню: за Владимира Яковлева проголосовало 72,8% избирателей (а мы давали прогноз: 72%); вторая кандидатура, Игорь Артемьев, получил 14,3% голосов (мы говорили: 14%)... Сегодня и речи не идет о 70% – за Валентину Матвиенко проголосуют чуть ли не вдвое (в процентном отношении) меньше, а фактически – даже вчетверо меньше (поскольку придет не 60-70% избирателей, а только треть).

Таково мнение всех опрошенных. Но у нас есть методы исследования, которые позволяют судить о том, кто же из них реально придет на избирательные участки (нередко бывает так, что человек при опросе говорит: “Приду”, а сам и не собирается этого делать...). Так вот, среди этой категории респондентов процент проголосовавших у всех трех первых кандидатов выше: у Матвиенко – 49%, у Марковой – 8%, у Амосова – 3,5%.

Почему большинство готово проголосовать за Валентину Ивановну Матвиенко? Объяснение – весьма прагматичное: ее знают в Москве, поддерживает президент, она была вице-премьером по социальным вопросам, у нее опыт дипломатической работы. Поэтому для города она сможет сделать больше, чем другие кандидаты, у которых нет выходов на Москву. А губернатор должен иметь контакт с федеральным правительством, с высшей властью. Только еще один из кандидатов, Сергей Беляев, тоже работал в правительстве, в Москве, но его не так давно лишили директорского кресла в аэропорту Шереметьева.

Как видите, лидер в предвыборной гонке только один, это определилось сразу. И, на мой взгляд, не нужно было прилагать столько усилий, чтобы агитировать за кандидатуру Матвиенко. Зачем столь явно и мощно нужно было задействовать административный ресурс? Зачем такая массированная бомбардировка сознания избирателей? Это вызывает, как мы говорим, “эффект бумеранга”. Множество брошюр, листовок, газет, цветных постеров. Излишняя агитация и пропаганда вызывают усиление раздражения населения. И так было видно, что у Матвиенко – реальная сила и помощь центральной власти... Но из-за усталости, раздражения избирателей, неприятия политических игр населением города господин “Против всех” вышел на второе место после лидера: 15% опрошенных собираются проголосовать против всех, и еще 20% затруднились ответить, за кого они будут голосовать.

В проводившемся опросе мы также хотели определить общий политический фон в Петербурге. И спрашивали о том, какие из политических институтов вызывают наибольшее доверие. Безусловный лидер здесь – президент Владимир Путин, как и в прошлом году: ему полностью доверяют 46% опрошенных, и еще 33% скорее доверяют, чем нет. То есть доверяют ему 79%, а не доверяют в той или иной форме – лишь 14%. На втором месте, как это ни удивительно для некоторых, – церковь: ей доверяют 50% опрошенных (22% полностью и 28% скорее да, чем нет), а не доверяют 19%. На третьем – правительство: ему доверяют 41% (9% и 32%) и 41% не доверяют. Армия “съехала” с третьего (в прошлом году) на четвертое место: ей доверяют 36%. На пятом месте телевидение (27%), а на последнем (из девяти) месте – Госдума (17%).

Далее мы выяснили отношение петербуржцев к современным политическим партиям. Мы спрашивали: если бы выборы в Госдуму проходили сегодня, за какую партию или политическое движение вы бы стали голосовать? На первом месте – “Единая Россия” (она получила 13% голосов), на втором – господин “Против всех” (10%), на третьем – “Яблоко” (8%), дальше СПС и КПРФ (по 5%). Эти партии преодолели пятипроцентный рубеж, ЛДПР (4%) в Петербурге немного не дотягивает, но в принципе тоже может его перейти. Остальные партии отстают, в том числе новые (“Партия жизни” Миронова и «Возрождение России» Селезнева) – у них где-то по 1% голосов опрошенных.

И еще раз следует подчеркнуть: люди устали от политики! Многие отказывались отвечать на вопросы наших интервьюеров, едва узнавали, что опрос будет посвящен политическим проблемам. Лавина пиара, и черного, и белого, обрушившаяся на них в последнее время, привела к выводам: политика – дело суетное, циничное, лицемерное. Любая политическая агитация воспринимается как реклама по “продаже” очередного кандидата. А реклама в сознании нашего потребителя – это всегда неправда, поскольку очень сильно преувеличивает достоинства товара и ничего не говорит о недостатках.

Засилье рекламы в России чрезмерное, перехлестывает всякие рамки. Это элемент нецивилизованного общества неофитов. В европейских странах она, скажем, занимает гораздо меньшее место. Летом я проехал по шести европейским странам и нигде не видел рекламы сигарет или пива. А в Италии, например, провели референдум – и теперь фильмы по телевидению не прерываются там рекламными вставками. Не случайно и у нас большинство населения (в том числе молодежь) выступает за нравственный контроль над рекламой. Предвыборный пиар политтехнологов, на мой взгляд, – все-таки грубая работа, которая может давать хоть какой-то эффект только в нецивилизованной стране. Но таков общий климат перед выборами губернатора – нездоровая манипуляция общественным мнением. 

Записал Евгений Голубев

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2003 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков