Санкт-Петербургский университет
    1   2   3   4 - 5   6 - 7 
    8 - 9  10-11 12  С / В
   13-14  15-16  17 С / В
   18  19  20  21  22 - 23
   24 - 25  С / В   26  27
   28 - 29 30 
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 21 (3645), 26 сентября 2003 года
с младых ногтей

Со слета –
в университет

«Кто из любителей камня не слыхал об Ильменских горах? О них говорит любой учебник минералогии, перечисляя редчайшие минералы или отмечая красоту нежно-голубого амазонского камня. Кто из минералогов не мечтает посетить этот минералогический «рай», единственный на земле по богатству, разнообразию и своеобразию своих ископаемых недр», - писал академик Александр Евгеньевич Ферсман о первом в мире заповеднике минеральных богатств, устроенном в знаменитых Ильменских горах Южного Урала, около города Миасс Челябинской области. И далее: «В самих лесах… таятся знаменитые копи драгоценных камней – топазов и аквамаринов Ильменских гор… Я никогда не видел ничего более прекрасного, хотя много месторождений цветных камней приходилось видеть раньше – и на солнечном юге острова Эльбы, и в жилах угрюмой Швеции, и на Алтае, и в Забайкалье, Монголии, Саянах; нигде меня не охватывало такое чувство восхищения перед богатством и красотою природы, как на амазонитовых копях Ильменских гор…» Эта запись сделана в 30-е годы прошлого века. Нынче заповеднику уже более 80 лет, и он по-прежнему остается меккой для геологов. В заповеднике сохранилось около 70 горных пород, более трехсот видов минералов, открыто около двух десятков новых, работают естественнонаучный музей и научная библиотека. Стоит ли удивляться, что ребята из Миасса и близлежащих городов мечтают стать геологами и штурмуют лучшие вузы страны.

В этом году студентами геологического факультета Санкт-Петербургского университета стали выпускники нескольких уральских школ, в том числе из Миасса, Челябинска и Орска: Алексей Борисюк, Михаил Носик, Владимир Михайлов, Дмитрий Рыбин и Анастасия Холодова.

Каждый из этих ребят стараниями школьных учителей и руководителей кружков в домах творчества приобщился к участию в олимпиадах и научному поиску. Старшеклассниками практически все участвовали в экспедициях, организованных Институтом минералогии Российской Академии наук.

Михаил Носиков и Алексей Борисюк (г.Миасс) по приглашению учительницы стали посещать геологический кружок во Дворце пионеров. Правда, пришел туда весь их третий класс, а после нескольких занятий остались они двое. Потом были соревнования, олимпиады, слеты, и как финишная прямая – IV Всероссийский слет юных геологов (проходил в Лемболово), на котором команде сборной Миасса не было равных. Алексей и Михаил получили приглашение поступать на геологический факультет СПбГУ с одним вступительным экзаменом.

Руководителем геологического кружка Дома творчества в Орске была преподавательница-геофизик. Она готовила Анну Холодову и Дмитрия Рыбина к олимпиадам и Всероссийским слетам юных геологов. Она же познакомила как-то ребят с одним из бывших кружковцев, ныне выпускником геологического факультета СПбГУ. Правда, уж совсем достоверную информацию о своей будущей профессии Анна получала дома: ее отец-геолог часто приносил из экспедиции дочери то необычный камень, то красивую ракушку и сопровождал подарок интересным рассказом.

У Владимира Михайлова из Челябинска оба родителя – геологи; и в Миассе он был не раз, приезжая туда с геологическим кружком, и в олимпиадах участвовал, и во всероссийских слетах.

Пятеро уральцев знали друг друга еще до того, как стали однокурсниками, поскольку встречались либо как соперники на всероссийских слетах и олимпиадах, либо как сотрудники на изыскательских работах ….

А вот петербуржец Дмитрий Чербунин, тоже первокурсник геологического факультета, – их новый приятель, с которым познакомились уже здесь, в Петербурге. Он занимался в геологическом кружке городского Дворца пионеров. Попутно решил получить образование в Славянском лицее, а в 10-11 классе узнать анатомию и физиологию человека в медицинском классе Академической гимназии. С такими знаниями и закалкой участия в олимпиадах «Паруса науки» он и составил компанию уральцам.

Вот такая подобралась необычная команда. С юными геологами я встретилась в один из первых дней сентября, чтобы поговорить об «эксперименте», который предложила им редакция журнала «СПбГУ». В течение года журнал предполагает рассказывать о проблемах адаптационного периода первокурсников: новые научные предметы и преподаватели, новые друзья и новые традиции, первая сессия и первые разочарования….

Поскольку нашим знакомым не привыкать к научным наблюдениям и изысканиям, они согласились еще на один «научный» эксперимент.

Комментарий доцента кафедры минералогии геологического факультета А.А.Золотарева:

«В этом году Клубу юного геолога, созданному в городском Дворце творчества юных, исполнится 55 лет. Все эти годы он был одним из источников, поставлявших абитуриентов на наш факультет. Так же, как преподаватели нашего факультета все это время были источником знаний для юных геологов, занимавшихся во Дворце. Причем, как показывают мои собственные наблюдения (я преподаю там три года), часто в этот клуб школьники приходят не ради изучения, скажем, минералогии, а ради качественного общения. Безусловно, занимаются в кружках и ребята, увлеченные геологией, отлично разбирающиеся в минералах, владеющие навыками работы с картой, компасом.

Олимпиады, которые ежегодно проходят во Дворце, имеют статус всероссийских и проверяют подготовленность юных геологов как в теоретической части, так и в практической. Победители этих олимпиад имеют преимущество при поступлении на геологический факультет СПбГУ. Они сдают математику, пишут сочинение, а по географии получают автоматически пять баллов, не сдавая экзамен. Таким образом, если они успешно проходят испытания «математикой и русским языком», то имеют реальный шанс стать студентами университета. Аналогичными преимуществами обладают победители олимпиады «Паруса науки». Она проводится на базе петербургского Института внешнеэкономических связей, экономики и права (ИВЭСЭП), а преподаватели университета выступают в качестве арбитров. «Паруса» предъявляют к участникам несколько иные требования, чем «дворцовая» олимпиада. В первом туре рассматриваются письменные работы по геологии и экологии, отбираются лучшие, а их авторы приглашаются на собеседование к нам на факультет. Прошедшие собеседование получают право выступить в следующем туре – с докладом на 7–10 минут. На этом этапе тоже выбираются сильнейшие. Признаются лучшими не более 10% участников олимпиады. Они награждаются грамотами и дипломами. Помимо этих соревнований, геологический факультет проводит выездные олимпиады в Сургуте и Нижне-Вартовске, выступает организатором Всероссийских слетов юных геологов». 

Ирина Словцова

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2003 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков