Санкт-Петербургский университет
    1   2   3   4 - 5   6 - 7 
    8 - 9  10-11 12  С / В
   13-14  15-16  17 С / В
   18  19  20  21  22 - 23
   24 - 25  С / В   26  27
   28 - 29 30 
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 21 (3645), 26 сентября 2003 года
официальный отдел

Работать
рационально
для достижения максимальных результатов



Отчет ректора СПбГУ Л.А.Вербицкой
об итогах работы в 2002/2003 учебном году

Ректор университета Л.А.Вербицкая

Ректор университета Л.А.Вербицкая

Первого сентября по традиции ректор университета Л.А.Вербицкая выступила с отчетным докладом на расширенном заседании ученого совета. Собравшиеся почтили минутой молчания память коллег, ушедших из жизни в минувшем учебном году. Затем ректор выступила перед собравшимися с отчетным докладом.

Глубокоуважаемые коллеги!

Прошедший учебный год стал знаменательным не только для Санкт-Петербурга, всей страны, но и для всего мирового сообщества.

300-летие нашего любимого города стало символом современной России. На берегах Невы впервые собрались главы ведущих государств, определяющих на обозримый период ход развития мировой истории.

Мне кажется, что это событие еще не получило объективной оценки, еще не полностью осознаны его масштабы и последствия, слишком много спекуляций и мелкого политиканства вокруг подготовки и проведения праздника.

Хочу еще раз поздравить всех универсантов с юбилеем города и поблагодарить от имени президента России, администрации города всех принимавших участие в подготовке и проведении праздника. Петербуржцы продемонстрировали всему миру, что наш город по праву является культурной столицей России и одним из лучших городов на Земле.

Университет внес достойный вклад в подготовку и проведение праздника. Наши студенты, работавшие в юбилейные дни, показали, что они настоящие универсанты, студенты лучшего вуза России, Петербургского университета. Юбилейные мероприятия продолжаются. До конца года на базе университета будет проведено более двух десятков конференций и симпозиумов. Будем надеяться, что и они пройдут успешно.

Текущий год насыщен крупными политическими событиями. 21 сентября состоятся выборы губернаторов города и области, а в декабре мы будем участвовать в выборах депутатов Государственной Думы. Университет всегда активно принимал и будет принимать участие в формировании органов власти страны, понимая, что наша текущая и перспективная деятельность во многом зависит от компетентности власти. Но юбилей города и предстоящие выборы не освобождают нас от решения собственных проблем, как текущих, так и перспективных. В университете в каждый момент решается множество разнообразных вопросов. Но именно для того, чтобы за повседневностью не утратить видения перспектив, в прошлом году была активизирована деятельность университетской общественности по разработке стратегии развития университета на предстоящее десятилетие.

Очередной отчет построен с учетом основных положений концепции стратегического развития. Вполне понятно, что выбор стратегии нашего развития, прежде всего, определяется нашим сегодняшним состоянием, нашим потенциалом. А главная задача – реализовать наши возможности наиболее эффективно, внести необходимые коррективы в нашу деятельность – для достижения максимальных результатов, работать рационально.

Я считаю, что разработка стратегии сегодня стала возможной прежде всего потому, что в нашем обществе наметилась тенденция устойчивого развития. Государство определило в основных чертах свое отношение к образованию, науке и культуре.

Экономическое развитие страны при всех очевидных проблемах набирает темп. Но задачи, поставленные президентом России в ежегодном послании Федеральному собранию в части повышения продуктивности общественного производства как главного условия развития, не могут быть решены без эффективной подготовки кадров и развития научных исследований. Именно поэтому разработка нашей стратегии не только своевременна, но и необходима. Стратегия развития университета на период до 2012 года опубликована. Я надеюсь, что вы смогли с ней ознакомиться и выскажете свои замечания и предложения по ее совершенствованию, о путях и способах реализации поставленных задач. Я обращаюсь к вам с убедительной просьбой все свои предложения и рекомендации подавать в Ученый совет. Комиссии важно мнение каждого универсанта.

В стратегии мы лишь обозначили основные цели, отдавая себе отчет в том, что правильная их постановка есть необходимое условие нашего развития. Надеюсь, что к концу года стратегия будет принята. Для ее реализации нужно создать комиссии, которые бы обеспечили разработку программ по отдельным направлениям стратегии развития и их взаимной увязке по ресурсам, срокам и результатам. Я уверена, что нашим ученым, разрабатывающим планы экономического и социального развития, стратегии управления для городов, регионов и трудовых коллективов, это вполне по силам.

Среди предстоящих задач, уже перешедших в практический план, – празднование 280-летия нашего университета; и в числе прочих необходимо уделить особое внимание вопросам подготовки юбилейных мероприятий в этом учебном году. Я надеюсь, что опыт празднования 275-летнего юбилея не утрачен, и мы достойно отметим очередную круглую дату.

В стратегии развития университета определена его миссия как ведущего российского исследовательского университета. Действительно, университет стал мировым центром образования, науки и культуры. Свою роль международного центра он подтверждает своими инициативами в успешном проведении крупнейших форумов, таких как “Петербургский диалог”, “Гражданское общество”, “Болонский процесс” и Х конгресс МАПРЯЛ, собравший более тысячи участников, из них более половины иностранных. Каждое из этих мероприятий не только дает возможность согласовать различные позиции, привлечь внимание российской и международной общественности к современным проблемам – это новый способ общественной жизни, в котором научная интеллигенция получает право и возможность активно влиять не только на текущие события, но и на разработку перспектив мирового развития.

В представленной стратегии, на мой взгляд, определены основные направления развития университета.

Естественно, приоритетной является образовательная деятельность. Наша гордость, наше основное достояние – преподавательские кадры. Сегодня в университете численность профессорско-преподавательского состава – 4 063 человека. За пять последних лет число преподавателей увеличилось на 858 человек, а с 1 сентября этого года еще на 100 человек. Количество докторов наук в университете, возросшее за последние 5 лет на 231 чел., составляет 1018 человек. Это более половины всех докторов наук города. Численность кандидатов наук в университете увеличилась на 455 человек, и в настоящее время составляет 2 176 (рис. 1).

В университете работают 25 действительных академиков и членов-корреспондентов Российской Академии наук, 2 академика Российской Академии образования, 2 академика и 1 член-корреспондент Академии медицинских наук, более 50 членов других академий.

Мне представляется, что высокий интеллектуальный потенциал нашего университета оценен недостаточно, что показали и последние выборы в Российскую Академию наук.

Рис.1.

Сегодня на 20 факультетах обучаются 27710 студентов. За последние пять лет динамика студенческого контингента выглядит следующим образом (рис. 2).

На дневном отделении за 5 лет число студентов, обучающихся на бюджетной основе, увеличилось на 2973 человека, на договорной – на 2115 человек; на вечернем отделении – на 472 человека.

По заочному отделению произошло уменьшение численности на 135 человек.

Из 28 тысяч студентов, поступивших в вузы Петербурга, в этом году около 6 тысяч приняты в наш университет, бюджетный прием на I курс за 5 лет увеличился на 375 человек (рис. 3).

Сегодня студенты осваивают 113 основных программ высшего профессионального образования.

Важным направлением учебной работы в университете стали дополнительные образовательные программы на базе высшего образования. Они позволяют динамично реагировать на запросы рынка, обеспечивать высокую мобильность кадров, повышать эффективность использования рынка труда. Названные программы реализуются в основном факультетами менеджмента, международных отношений, экономическим, социологии, психологии, юридическим, ПМ-ПУ, а также четырьмя центрами дополнительного образования и РГИ.

За пять лет число слушателей по дополнительным образовательным программам существенно выросло, что свидетельствует о перспективах развития этого направления. В прошедшем учебном году обучение велось по 12 дополнительным образовательным программам, и число слушателей составило 1855.

Рис.2.

За пять лет в университете было создано 26 новых кафедр, например, в этом году – кафедра психологии поведения в кризисных ситуациях (факультет психологии) и кафедра информационных систем в экономике (экономический факультет).

Университет активизировал деятельность по подготовке кадров для стран СНГ. Это важная работа, которая имеет не только академическое, но и большое политическое значение. 23 апреля 2003 года главы правительств стран СНГ приняли решение о придании СПбГУ статуса базовой организации по подготовке кадров в области гуманитарных и социально-экономических наук. Для нас это не только высокое доверие, но и большая ответственность.

Укрепляется деятельность Учебно-методического объединения, открытого на базе университета в 2000 году, по направлениям: конфликтология, искусство и гуманитарные науки, математическое обеспечение и администрирование информационных систем с четырьмя специализациями (математические основы информатики, информационные системы, технология программного обеспечения, архитектура вычислительных систем и сетей). Всего в Совет УМО на базе нашего университета входит 31 вуз.

На межведомственном экспертном совете, который состоялся 7 июля 2003 года в Москве, были представлены проекты госстандартов по направлению “Прикладная этика” и специальности “Страховое дело”. Приказы об открытии этого направления и специальности должны быть подписаны в ближайшее время.

Рис.3.

Междисциплинарное направление “Сложные системы в природе и обществе” было одобрено на Совете УМО по классическому университетскому образованию.

Это важные направления учебной работы, выводящие университетское образование за пределы города на региональный и общероссийский уровень.

Следует отметить, что многие наши начинания поддерживаются Советом ректоров вузов Северо-Западного региона, который берет на себя координацию деятельности вузов по подготовке кадров.

Сделано немало. Но нужно иметь в виду, что процессы изменения образовательной системы России, включение ее в мировое образовательное пространство, изменение потребностей общества в образовании ставят новые задачи. Напомню, что Минобразования подготовило пакет документов по формированию государственного заказа на подготовку специалистов, в котором учитывается не рейтинг вуза в целом, а фактически рейтинг выпускающей кафедры.

Мы знаем складывающуюся демографическую ситуацию, которая характеризуется ожидаемым сокращением выпускников средней школы.

Известна и проблема единого государственного экзамена. В 2005 году, как считает Минвуз, все регионы России войдут в эксперимент. 29 августа этого года состоялось первое заседание Совета по образованию при правительстве РФ, на котором М.М.Касьянов заверил, что результаты эксперимента будут обсуждены на Совете в августе 2004 г., а после этого – на Госсовете.

СПбГУ был инициатором включения России в Болонский процесс. 19 сентября в Берлине будет приниматься окончательное решение. В состав делегации из четырех человек включен ректор Петербургского университета. Понятно, что сегодня высшая школа России не может эффективно развиваться вне мирового образовательного пространства.

Рис.4.

Но вместе с тем, мы не хотели бы снижать свой уровень подготовки, и именно поэтому в качестве стратегической цели было предложено полноправное участие России в Болонском процессе, чтобы мы смогли дать свои предложения, позволяющие использовать наш опыт в подготовке высококвалифицированных кадров.

Позитивные изменения в последнее время не могут полностью решить всех проблем.

Во-первых, экономическое положение университета. Несмотря на то что заработная плата преподавателей в 2003 году по сравнению с 1998 выросла более чем в 2,5 раза (а ассистентов – почти в 3,5 раза), она остается явно недостаточной. Конечно, и в США заработная плата бизнесмена выше, чем у профессора. Но у нас она ниже, чем у квалифицированного рабочего.

Хочу немного порадовать присутствующих: 5 сентября можно получить дополнительную зарплату в объеме 70%, за сентябрь – дополнительно 65%. С 1 октября планируется повышение в 1,33 раза (законодательно пока не установлено, но в бюджет РФ заложено, и надеюсь, что до конца года удастся дополнительно выплачивать не менее 0,5 оклада ежемесячно).

Рис.5.

Труд работников высшей школы по-прежнему остается недооцененным государством, хотя образование и наука провозглашены приоритетными направлениями деятельности правительства.

Большую озабоченность вызывает положение студентов и аспирантов. Стипендия практически утратила свое значение. Введено новое понятие – социально-компенсационное пособие, которое составляет сегодня 300 рублей (обещано 600 руб.). Стипендия с 1 сентября – 400 рублей. Но и этого недостаточно. Студенты и аспиранты вынуждены зарабатывать себе на жизнь, отвлекаясь от учебы, что негативно сказывается на результатах, и в первую очередь – на сроках защиты диссертаций и дипломных работ. Приведу лишь сведения о выпуске 2003 года – пять лет назад на 1 курс было принято 2455 человек, в этом году дипломные работы защитили 2048 студентов. Потери составляют 407 человек (среди них те, кто переведен в магистратуру, часть ребят будут защищаться до конца календарного года).

Результаты работы аспирантуры мы многократно обсуждали на Сенате и Ученом совете. Скажу лишь, что они нас не удовлетворяют. Очевидно, без коренных изменений в самой системе образования мы не получим высоких результатов. Как все знают, с большим трудом удалось уговорить министра не сокращать прием в аспирантуру в этом году, но прием следующего года в наших руках. Он зависит от процента защиты диссертаций в срок.

За прошедший период произошли определенные изменения в материально-техническом обеспечении учебного процесса. В 2002 году введено в строй 10 новых отремонтированных аудиторий общеуниверситетского фонда в здании на Среднем проспекте, 41. Но этот фонд эффективно используется лишь в вечернее время, а в дневное всего на 25%. В 2003 году введено еще 10 новых аудиторий.

Рис.6.

Компьютерный парк университета сегодня составляет 3336 единиц, действуют 79 компьютерных классов. Обеспеченность компьютерами гуманитарных подразделений составляет 74%, в том числе современной техникой – 52%. Они оказались даже в более выигрышном положении, чем естественнонаучные подразделения, где уровень обеспеченности составляет всего 60%, в том числе – 42% современной техникой (рис.4).

Существенно улучшить учебный процесс на базе практики “Белое море” позволит полученное от ЦНИИ им.Крылова исследовательское судно.

По-прежнему остаются проблемы обеспечения естественнонаучных факультетов современным оборудованием. Остается слабой оснащенность учебного процесса средствами ТСО, современными мультимедийными средствами. Хотелось бы, чтобы у каждого преподавателя был портативный компьютер и цифровой проектор. У нас по-прежнему главный инструментарий – мел и доска.

Для того чтобы нам реализовать стратегические установки, потребуется привести в соответствие с мировыми стандартами не только учебные программы, но и техническое оснащение учебного процесса.

И здесь я возлагаю надежды на разработку и принятие консолидированного бюджета. Образована комиссия, которой поручено разработать предложения по консолидированному бюджету и механизмам его реализации.

Хочу обратить ваше внимание на то, что сегодня основные фонды университета в стоимостном выражении составляют более 10,7 млрд рублей, то есть на одного преподавателя приходится 2 млн 854 тыс. рублей основных фондов.

За пять лет прирост основных фондов составил почти 3 млрд рублей. В расчете на одного преподавателя основные фонды увеличились на 122 тыс. рублей. Это огромное богатство, но главное – как его эффективно использовать.

Рис.7.

Финансовое состояние университета, то есть текущее финансирование и капитальные вложения, обеспечивается за счет бюджетных и внебюджетных поступлений.

Общее финансирование университета в 2003 году – 2 млрд 168 тыс. рублей, из них бюджетное – 1 млрд 128 млн (с инвестициями на капитальное строительство) (рис. 5).

В дополнение к этому 257 млн рублей – финансирование науки, 1 млрд 40 млн рублей составляют внебюджетные поступления за счет платных форм обучения, 28 млн 600 тыс. рублей – поступления от аренды.

Централизованный фонд за 5 лет увеличился почти в 6 раз и составляет сегодня 77842 тыс. рублей. Принципы его расходования определяет финансовая комиссия Ученого совета, которая тщательно изучает все заявки и коллегиально принимает решения о структуре бюджета централизованного фонда и финансировании конкретных проектов (рис. 6).

Следует обратить внимание на то, что основные фонды имеют свойство стареть, изнашиваться не только физически, но и морально. Нам необходимо научиться вести нашу экономическую деятельность более рационально. От латания прорех надо переходить к комплексной программе экономического развития, к инновационной политике в хозяйственной деятельности. Я верю в ее реальность, и как главное условие, считаю необходимым сделать прозрачной всю финансовую деятельность как подразделений, так и центральных служб в целом, и особенно – Управления материально-технической базы. Сегодня к этой службе много претензий, и вполне обоснованных. Причем главная – в отсутствии перспектив и ясной стратегии.

Повышение эффективности учебного процесса непосредственно связано с методическим обеспечением, с работой издательства, научной библиотеки.

Вам известно о тех мерах, которые были приняты по совершенствованию издательской деятельности. Нам пришлось принять кардинальные решения не только по руководящим кадрам издательства, но и по изменению его юридического статуса в университете. Университет учредил автономную некоммерческую организацию. Как учредитель он несет по отношению к издательству ряд обязательств, но, на наш взгляд, сегодня это оптимальная форма хозяйственно-правовых отношений. Издательство теперь непосредственно несет ответственность за выполнение договорных обязательств, что вовсе не означает отсутствие контроля со стороны учредителя. Надеюсь, что принятые меры позволят разгрести многочисленные завалы и обеспечить быстрое издание работ.

Сегодня ряд подразделений уже приобрели издательские комплексы и сами выполняют полиграфические работы. Эту деятельность также стоит приветствовать, хотя имело бы смысл рассмотреть возможности межфакультетской кооперации, чтобы повысить эффективность полиграфического производства в целом в университете.

Рис.8.

Научная библиотека – наша гордость и наша боль. В 2001 году был открыт титул на реконструкцию бывшего здания НИФИ под научную библиотеку. Сделаны лишь первые шаги. Финансирование поступает нерегулярно и в малых объемах, и задача служб университета – активизировать этот процесс. Несмотря ни на что, библиотека становится признанным информационным центром, как это и принято в крупнейших университетах мира.

Наша библиотека заключила с Библиотекой РАН соглашение, которое позволяет создать единую информационную сеть, то есть фактически объединить библиотечные фонды. Отрадно, что на ряде факультетов сегодня существуют современные системы информационного поиска, и наиболее продвинутой в этом отношении является библиотека юридического факультета. Напомню, что библиотечный информационно-компьютерный комплекс юридического факультета в 2001 году был удостоен премии президента РФ в области образования.

Информатизация учебного процесса позволяет объединить ресурсы ведущих вузов и крупнейших научных организаций. В настоящее время реализуется ряд проектов по формированию Единой образовательной информационной среды, в которых СПбГУ играет ведущую роль. Общее количество телекоммуникационных узлов инфраструктуры СПбГУ – 29. К нашей сети подключены 65 организаций культуры, науки, образования.

Положение университета как исследовательского, как ведущего инновационного центра подтверждается высоким интеллектуальным потенциалом. Сегодня кадровый состав научно-исследовательских подразделений – 2091 человек. Отрадно, что за последние годы наметилась тенденция к омоложению научных кадров. Мне думается, что мы прошли опасный период, грозивший ликвидацией наших научных подразделений. Сегодня финансирование исследований по сравнению с 1998 годом увеличено более чем в 2,5 раза, в том числе растет доля финансирования исследований за счет зарубежных источников (в то время как тематический план дает только 7%) (рис. 7, 8, 9). Это показатель мирового признания, нашей конкурентоспособности в мировой науке (рис. 10).

Рис.9.

Очень важным моментом является то, что в последние два года Министерство образования выделяет средства не только на заработную плату, но и на техническое обеспечение научных подразделений. Так, на базе БиНИИ создан центр коллективного пользования “Хромос”. Более 1 млн рублей выделено на оснащение криогенной лаборатории. Значительные средства затрачены на оснащение научно-образовательного центра “Молекулярно-биологические основы здоровья человека и окружающей среды Северо-Западного региона России” за счет гранта CRDF и Министерства образования. Техническое оснащение – это показатель и гарантии того, что мы имеем долговременную перспективу (рис.11).

Вместе с тем, в науке остаются нерешенными проблемы оплаты труда и самого статуса научных работников. Мы приняли целый ряд мер, чтобы сохранить нашу университетскую науку. Напомню, это – создание Центра сопровождения образовательных программ, где задействовано 500 научных сотрудников, программа постдоковских стипендий. Но мы понимаем, что это лишь временные меры. В стратегии развития особое внимание уделяется статусу научных сотрудников, включению их в единый научно-педагогический штат. Я считаю это главной задачей и надеюсь на ее положительное решение.

Результаты научной деятельности университета значительны (рис. 12, 13). Ежегодно универсанты участвуют более чем в 1700 конференциях (из них половина международных), публикуют до 6 тыс. научных статей. За 5 лет более 1000 универсантов стали лауреатами многих премий, в том числе 264 сотрудника получили стипендии РАН выдающимся ученым, 67 – выдающимся молодым ученым. В конкурсе грантов президента РФ победили 30 ведущих научных школ, 2 молодых доктора и 8 кандидатов (за предыдущие годы – 24 ведущие научные школы СПбГУ и 3 молодых ученых).

Зарегистрировано за 3 года 25 патентов на изобретения, в работе – 55.

Вместе с тем, мы понимаем, что материально-техническая база науки быстро устаревает. Нам нужна комплексная программа развития науки в университете с учетом потребностей в модернизации оборудования и технического оснащения.

В стратегии развития университета предусматривается создание позиций приглашенных профессоров, введение курсов на английском языке, увеличение постдоковских стипендий, создание условий реальной мобильности ученых. В университете имеется положительный опыт международного сотрудничества – большое количество совместных научных грантов (INTAS, INCO-Copernicus, CRDF и др.) и реализации совместных образовательных программ. Так, например, математико-механическим факультетом заключены долгосрочные соглашения о сотрудничестве в области подготовки специалистов по программированию с компаниями Microsoft и Motorola. В рамках соглашений поставлен учебный компьютерный класс на 20 мест с программным обеспечением компании Microsoft. Компаниями оплачивается работа по подготовке учебных курсов и программ, обеспечивается прохождение учебных практик на своих предприятиях. Выпускники факультета занимают ключевые административные позиции в офисах этих компаний в России и СНГ.

Рис.10.

На факультете ПМ-ПУ организованы четыре новых учебных курса по актуальным (и исключительно востребованным рынком) направлениям информационных технологий при активной (консультационной, технической и финансовой) поддержке компаний Digital Design («Технологии компонентного программирования», «Технологии разработки программного обеспечения», «Стандартное программное обеспечение») и Quantum Communications («Информационная безопасность, обзор практики»).

Этими же компаниями были предложены несколько исследовательских грантов, поддерживающих проекты по разработке программного обеспечения с открытым кодом (open sourse).

На факультете географии и геоэкологии совместно с северными университетами Германии с 2002 г. реализуется магистерская программа “Полярные и морские исследования”. Программа поддерживается грантом немецкой службы академических обменов.

За пять прошедших лет заключен 41 договор с зарубежными партнерами на уровне университета, 61 – факультетский. Но число студентов из разных стран, обучающихся в университете, выросло лишь на 240 человек. Недавно мы открыли подготовительное отделение для иностранных студентов, которое должно обеспечить приток большого числа студентов из-за рубежа, в первую очередь из Китая.

Образование и наука – это две базисных функции университета. На их эффективное выполнение должна быть нацелена деятельность всех университетских подразделений – от бухгалтерии до хозяйственных служб. Это кажется само собой разумеющимся. Но в реальной жизни часто все оказывается наоборот. В стратегии развития университета имеется раздел по развитию системы управления университетом. Оптимизация эффективного управления университетом является чрезвычайно важной задачей.

Конференция трудового коллектива 22 июня внесла существенные изменения в Устав университета, необходимость которых вызвана не только изменениями в нормативно-правовой базе, но и нашим собственным опытом работы. Деканам факультетов известны многочисленные обращения студентов и других категорий обучающихся в суды по разным вопросам, в том числе в связи с отчислениями. В новой редакции Устава условия отчисления детализированы. Но еще остается целый ряд проблем, которые должны быть разрешены разработкой конкретных положений, определяющих права и обязанности аспирантов, докторантов и слушателей различных образовательных программ.

Рис.11.

Юридическое управление Минобразования России при утверждении изменений в Устав убрало принятое нами включение юридических лиц в состав университетского комплекса (см. Типовое положение о вузе, утвержденное постановлением правительства РФ от 17.09.2001).

Мне представляется, что нужно организовать постоянно действующий семинар (или курс) для сотрудников деканатов и служб ректората по правовым и экономическим вопросам. Нужны разработанные методические рекомендации для сотрудников разного уровня. Следует сделать доступными для всех преподавателей, сотрудников и студентов основные университетские документы, в первую очередь Устав и правила внутреннего распорядка. Они должны быть в каждой факультетской библиотеке.

А управление нам нужно совершенствовать постоянно в зависимости от изменяющихся условий, используя различные инструменты, в том числе и компьютеризацию самого процесса управления. Сегодня у нас более или менее налажена система бухгалтерского учета, управление научными исследованиями, но по остальным подразделениям дело обстоит отнюдь не лучшим образом.

К сожалению, не сокращается документооборот. И даже там, где имеются элементы компьютеризации, параллельно сохраняются большие потоки бумаг. Я надеюсь, что информатизация системы управления позволит повысить его оперативность.

Университет располагает обширным и сложным хозяйством. Сегодня в штате ГУМТБ числится 1499 работников, по штатному расписанию – 2413. При стопроцентном наполнении штатов средняя зарплата была бы 790 рублей (с ОЦО). На поддержание материально-технической базы в прошлом учебном году израсходовано 267,1 млн рублей, в том числе за счет средств подразделений и спонсорской помощи – 66,0 млн. рублей. Для того чтобы обеспечить поддержание нормального состояния университета, нам этих средств недостаточно. Я хочу подчеркнуть, что этот год для города был особый. Мы получили возможность отремонтировать фасады зданий только потому, что были в центре юбилейных мероприятий, и за счет того, что получили деньги раньше. В обычный год финансирование капитального ремонта обеспечивается на уровне 40%, а текущего ремонта – 5%. В этих условиях факультеты и другие подразделения изыскивают способы проведения ремонтных работ за счет зарабатываемых ими средств. Так, например, юридический факультет отремонтировал здание по Большому пр., 71, полностью за свой счет. Много средств вкладывают и другие факультеты.

Рис.12.

В то же время ГУМТБ необходимо в кратчайшие сроки разработать перспективный план мероприятий по полной инвентаризации всех имеющихся на балансе университета зданий и сооружений, определить очередность проведения капитального и косметического ремонта с подготовкой необходимой финансовой документации. Это позволит наиболее эффективно использовать имеющиеся здания при ограниченных финансовых возможностях университета. Я уже говорила, что претензий к его работе много, и они основательные. Нам нужно найти механизм согласования интересов всех подразделений, потому что проблемами эксплуатации зданий занимается ГУМТБ. И ответственными здесь должны быть прежде всего наши хозяйственные службы. Но они должны иметь четкую картину хозяйствования, опираясь на перспективную программу действий.

За прошедший год юридическое управление университета участвовало в 95 судебных разбирательствах. Экономический результат этих процессов – 1 090 640 руб. в пользу университета. По результатам судебных дел и споров – 1 232 000 руб.

Университет, несмотря на территориальную разобщенность факультетов, представляет собой единый живой организм. Университет – это студенты, преподаватели, сотрудники. Здесь они проводят большую часть своего времени, и от того, как организовано рабочее место каждого, питание, досуг, зависит результативность деятельности коллектива.

К сожалению, в области развития необходимой инфраструктуры у нас еще непочатый край работы. О комфорте на каждом рабочем месте можно только мечтать. У нас 2 столовых, 29 буфетов, этого явно недостаточно. Пересмотрена арендная плата (22 арендатора). При этом поставлены условия обеспечения нуждающихся бесплатным питанием. Надеемся, что в результате принятия этих мер питание станет лучше.

Важным элементом университетской инфраструктуры являются студенческие городки. В нашей стратегии этому вопросу следовало бы уделить особое внимание, и прежде всего – в хозяйственно-правовом отношении. Оговорюсь, что в деятельности студгородков много положительного, но реально за счет бюджетного финансирования мы их содержать не можем. В то же время перевести все общежития в статус гостиниц нельзя. Нам нужно найти рациональное сочетание бюджетных и внебюджетных источников и зафиксировать их в соответствующей организационно-правовой форме.

Введено в строй общежитие повышенной комфортности на Шевченко, 25.

Рис.13.

В прошедшем году произошли коренные изменения в положении поликлиники № 1. Многие преподаватели и студенты считают ее нашей, поскольку она на нашей территории. Но организационно-правовой статус ее до недавнего времени был иной. Поликлиника № 1 не была структурным подразделением университета. В прошлом году руководство медицинского факультета вышло с инициативой создания Университетского медицинского центра, куда, помимо медицинского факультета, войдет поликлиника СПбГУ.

Ученый совет эту инициативу поддержал, и сегодня ведется работа, чтобы Центр стал реально действующим.

Санаторно-курортное лечение сегодня может быть гарантировано только в том случае, если оно необходимо по медицинским показаниям, в остальных случаях средства на санаторно-курортное обслуживание необходимо брать из внебюджетных фондов университета. Думается, что основное бремя расходов должны в этом случае взять на себя подразделения (они уже и берут), а университет гарантировал бы санаторно-курортное лечение для почетных профессоров университета.

В организации летнего отдыха приоритетом нашего развития должно стать расширение использования наших собственных университетских объектов. Во-первых, университетская база в Рощино, в которой уже сегодня обеспечен и полноценный отдых детей, и сотрудников, и студентов; кроме того, на базе реконструирован медицинский корпус, получена лицензия на оказание медицинской помощи. Во-вторых, университет может более активно использовать для организации отдыха наши учебные базы практик на Белом море, в Нижне-Свирском заповеднике и другие, где имеется и инфраструктура, и возможности для полноценного отдыха. В-третьих, нуждается в повышенном внимании вопрос о развитии спортивных сооружений университета (Кавголовской базы и т.д.), где могли бы быть организованы базы выходного дня. Вообще, вопрос о состоянии и перспективах развития и использования спортивных сооружений университета заслуживает специального рассмотрения и, видимо, должен быть поставлен в повестку дня Ученого совета на текущий учебный год. Подготовлен проект спортивного комплекса на Крестовском острове, в настоящее время он находится на рассмотрении в правительстве Санкт-Петербурга.

Что же касается приобретения путевок в дома отдыха, санатории и т.п., этот вопрос должен решаться совместно с расширением участия подразделений в расходах по социальной поддержке своих работников.

Я хочу отметить произошедший сдвиг в жизни университета. Обратите внимание на то, что все более отчетливо проявляется устремленность к духовности, к прекрасному. Факультеты организуют в своих аудиториях художественные выставки, делают свои территории просто красивыми, устанавливают памятники во дворах. Это и есть влияние университета, выполнение им своей миссии как культурного центра.

Университет сегодня располагает определенными возможностями в области организации досуга и отдыха студентов. В частности, деятельность Университетского клуба (Центра музыкального и театрального общества). В его состав входят 8 коллективов. Администрацией клуба организовано 20 концертов, в том числе в Актовом зале – концертный цикл “Мариинские музыкальные вечера” и цикл абонементных концертов Государственной филармонии “Музыкальные вечера в Университете”. Лучшие коллективы города выступают перед университетской аудиторией, а университетские коллективы выступают на самых престижных площадках города. Камерный оркестр под управлением Андрея Алексеева хорошо известен петербургским любителям музыки.

Вместе с тем, изменение условий финансирования социальной сферы не снимает остроту проблемы. Не случайно в плане стратегического развития университета социальный блок структурирован как отдельный и содержащий конкретные цели.

В университетской жизни самодеятельные общественные организации играют важную роль. Их у нас немало. Конечно, наиболее активной является профсоюзная организация. Я бы сказала, что она не только активная, но и ответственная. Существующее базовое законодательство определяет права профсоюзов в заключении коллективного договора от имени трудового коллектива с администрацией и в дальнейшем осуществляет контроль за соблюдением его положений.

Установлены рабочие контакты с членами Госдумы по вопросам регулирования оплаты труда в бюджетной вузовской сфере.

Профком был инициатором проведения круглого стола “Развитие науки в СПбГУ”, парламентских слушаний в Госдуме по совершенствованию законодательных основ научной деятельности в РФ.

Признанной общественной организацией, играющей очень важную роль в жизни университета, является Совет ветеранов войны и труда. Он является хранителем университетских традиций, за что мы ему всегда благодарны.

В университете 11 общественных организаций, среди которых Общество естествоиспытателей, Общество психологов, Русское социологическое общество, Ассоциация выпускников, Философская ассоциация и др.

Ассоциация выпускников существенно активизировала свою работу. В последнее время создан Клуб выпускников университета.

Буквально два слова о студенческих организациях. Традиционно успешно работает Совет молодых ученых. Создается Ассоциация студентов.

Мне кажется, что нам нужно при разработке программ реализации стратегии развития более детально прописать блок, посвященный студенчеству, его самодеятельности.

Стало традицией чествование выпускников, окончивших университет с отличием. В этом году их было 842. Но меня огорчает, что сами студенты в организации этого праздника участия не принимают.

Уважаемые коллеги!

У большинства из вас закончился отпуск. С новыми силами мы начинаем учебный год, с надеждами на то, что он принесет новые крупные научные результаты, что количество выпускников-отличников будет еще больше, что все выпускники найдут любимую и высокооплачиваемую работу. Я на это надеюсь уже потому, что в университет поступает лучшая российская и петербургская молодежь. Прием этого года – яркое тому подтверждение. Общий конкурс по университету по дневной форме обучения составил 3,2 человека на место (для сравнения в 2002 году – 3,1 человека на место). Возросло и число поданных заявлений. 60% поступавших – петербуржцы. Среди подавших заявления 20% составили медалисты. Наиболее высокий конкурс на факультетах: юридическом – 7,3 (в 2002 г. – 4,1), медицинском – 6,4 (6,8), журналистики – 5,3 (4,2), психологии – 4,5 (4,6).

Число подававших заявления: по дневной форме – 9032 человек, по вечерней форме – 1734 человека, по договорной – 1656 человек.

Я хочу поблагодарить весь состав приемной комиссии за ответственную, слаженную работу, за хороших студентов первого курса.

Хотелось бы в самые ближайшие годы реализовать два крупных проекта: Наукоград и “Васильевский остров – университетский город”.

В заключение еще раз поздравляю вас с началом учебного года и хочу вас всех искренне поблагодарить за ваш труд во имя процветания университета.

Я надеюсь, что принятие стратегии развития университета позволит всем подразделениям и кафедрам эффективно реализовать свой потенциал.

Благодарю за внимание. 

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2003 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков