Санкт-Петербургский университет
    1   2   3   4 - 5   6 - 7 
    8 - 9  10-11 12  С / В
   13-14  15-16  17 С / В
   18  19  20  21  22 - 23
   24 - 25  С / В   26  27
   28 - 29 30 
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 20 (3644), 13 сентября 2003 года
1 сентября — День знаний

Gaudeamus igitur…
Будем
радоваться!

Первого сентября под звуки фанфар оркестра Военной Академии тыла и транспорта наш университет пополнился новым поколением студентов. На площади академика Сахарова 5337 первокурсников присягали на верность alma mater и Отечеству, вслед за университетским хором подпевали вагантовскому гимну студентов и заслушивали приветствия от именитых гостей.

На праздник с пожеланиями успехов универсантам приехали полномочный представитель президента Российской Федерации по Северо-Западному федеральному округу Валентина Ивановна Матвиенко, спикер Законодательного собрания Санкт-Петербурга В.А.Тюльпанов, председатель Комитета по образованию и науке Государственной Думы РФ А.В.Шишлов, и.о. губернатора Санкт-Петербурга А.А.Беглов и многие другие. Ректор СПбГУ Л.А.Вербицкая напомнила молодому пополнению, что они поступили в университет накануне его 280-летнего юбилея, в год многих знаменательных для жизни города и страны событий. Наконец, после всех приветствий, под развевающимися на ветру флагами России, Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургского университета два студента-первокурсника – кандидат в мастера спорта по легкой атлетике Лев Айстур и чемпионка Европы по международным шашкам среди юниоров Настя Краснова зажгли огонь в символической чаше знаний. Грянул уже традиционный гимн Леонида Тихомирова «Наш Университет», а в галерее здания Двенадцати коллегий открылась выставка рисунков на асфальте «Город моей мечты», подготовленная первокурсниками всех факультетов накануне торжеств.

Стоп-кадр в обрамлении вопросов и ответов

Еще в выходные дни было заметно, что независимо от социальной принадлежности и размеров кошелька, трудящиеся готовятся к началу учебного года почти так же напряженно, как это делают накануне Новогоднего праздника. Правда, акценты в покупках несколько смещены: атаковались больше магазины, специализирующиеся на продаже канцелярских товаров, цветов, обуви, сумок, рюкзаков. И уж затем все дружно шли выбирать торт.

Первого сентября торты остались в холодильниках до вечернего семейного торжества, а многие семейства отправились к «месту приписки» чад-школьников или первокурсников. К месту сбора наших, университетских первокурсников вели традиционные приметы: музыка духового оркестра; ручеек нарядных молодых людей и (чаще в отдалении) – родственников; некоторая напряженность на дорогах вокруг перекрытой площади имени Сахарова; «ярмарка» разновозрастных и разномарочных автомашин, оставленных «где получилось»; и веселое разноцветное облачко воздушных шаров над головами универсантов...

Будем считать, что это был панорамный снимок мероприятия: посвящения в первокурсники. Теперь выберем героев дня: минуем ряды родителей с кинокамерами и фотоаппаратами, духовой оркестр, взявший тайм-аут для отдыха, заметим плотные ряды первокурсников с кое-где виднеющимися табличками «геологический», «филологический», «медицинский», «юридический» и так далее… Теперь увидим лица крупным планом… Делаем стоп-кадр… знакомимся:

Иван Мельников, философский факультет, первый курс; Егор Сысоев, философский факультет, первый курс; Вера Захаренкова, юридический факультет, первый курс; Татьяна Михальчук, юридический факультет, первый курс.

Маленькое обобщающее примечание: оказалось, что все четверо посещали занятия на подготовительных курсах СПбГУ.

Мои вопросы для первого знакомства не отличались «экзотичностью»: чем руководствовались при выборе факультета, как могут оценить сложность экзаменов для себя, и какие планы молодых людей связаны с учебой в университете.

Иван Мельников – выпускник петербургской гимназии № 652 с углубленным изучением китайского языка. Ни один факультет СПбГУ не заинтересовал Ивана так, как философский. Абитуриент Мельников сдавал экзамены на отделение культурологии философского факультета, как видим, успешно. «Маленькая» уточняющая деталь: активное участие в период подготовки Ивана к экзаменам среди прочих родственников принимала бабушка, выпускница филфака, снабдившая внука необходимым количеством нужной литературы и советами о том, как готовиться в университет и отвечать на вступительных экзаменах.

Егор Сысоев в советах родственников вряд ли нуждался, поскольку его решение поступать на философский факультет «выстрадано» тремя годами учебы в Политехническом университете. Теперь, построив надежный технический «фундамент», он намерен постигать науки обществоведческие и общечеловеческие. На мой взгляд, должна получиться хорошая и «негремучая смесь». Если чуть-чуть заглянуть за горизонт, то в его планах – учеба в одном из университетов Германии по студенческому обмену.

Вера Захаренкова – выпускница уже известной нам гимназии № 652, только в отличие от Ивана Мельникова выбрала юридический факультет.

Татьяна Михальчук – выпускница гимназии № 587. Обе девушки считают, что юридическое образование не только престижно, но и дает такую же широкую палитру знаний, как и философское. В любом случае, оно не помешает, даже если придется работать не по специальности. Обе достаточно хорошо осведомлены о том, чем знаменит юридический факультет («президент Путин – его выпускник»; «…студенты работают в юридической клинике?.. знаем-знаем» и т.д.)

Вера Захаренкова сегодня думает о карьере адвоката.

Иван Мельников на свое будущее смотрит философски: «Ну кто сегодня работает по специальности?» (При этой фразе трое других собеседников согласно закивали головами.) Иван продолжает не без ноток приобретенного китайского умения ждать: «Время покажет… может быть, и я буду востребован».

Все четверо решили, что без дополнительных занятий вряд ли бы преодолели требования вступительных экзаменов и отметили доброжелательность университетских экзаменаторов.

У нас все получится

Аня Фролова, математико-механический факультет.

– Аня, традиционно считается, что математика – дело мужское. Чувствуешь ли ты себя человеком, который ломает стереотипы?

– С одной стороны, да. Из моего класса, из 261-й гимназии, на матмех поступило семь человек – шестеро парней и я. Все они пошли на математическое обеспечение.

Я очень люблю математику. И поступила сразу в три места, где учеба связана с математикой. И только потом подумала: а вдруг это не совсем то, чего я хочу в жизни? И поэтому сделала выбор в пользу матмеха, там появилась новая специальность – прикладная информатика в гуманитарной сфере в области международных отношений. Наверное, это, как и всякая техническая специальность, больше подходит для молодых людей. Выпусков по этой специальности еще не было, и я даже не знаю наверняка, кем именно я стану. Совершенно определенно – программистом. Возможно, это будет очень интересная и престижная специальность. У меня был выбор между ПМ-ПУ и матмехом, но, прислушавшись к советам близких людей, я решила идти на матмех. Я сделала выбор, и я надеюсь, что я сделала его правильно.

– А почему именно математика?

– Я училась в физико-математической школе, и с пятого класса моя учеба была связана с математикой. А в Большой университет я решила поступать потому, что многие меня убеждали: Санкт-Петербургский государственный университет – это классическое образование, и если есть выбор, надо выбирать университет.

Поступив на матмех, я хочу стать программистом с классическим математическим образованием и, в силу моей специальности, знанием иностранного языка, смогу стажироваться за границей.

– А чего ты ждешь от первого семестра?

– Я надеюсь, что у меня все получится, я успешно сдам экзамены. Очень надеюсь, что в моей группе окажутся хорошие ребята, с которыми будет легко общаться, ведь это тоже очень важно. А еще хочется, чтобы не было разочарований.

– Каких, например?

– Разочарованием будет, если учеба окажется чересчур сложной. Или наоборот, слишком легкой.

Денис Ушаков, математико-механический факультет:

– Почему именно Санкт-Петербургский государственный университет?

– В Большой университет я стремился давно, о других вузах даже не думал. А на матмех решил поступать по совету своей учительницы математики из гимназии № 261, Нелли Набиевны Удальцовой. Она – настоящая патриотка матмеха, и всех своих учеников «устремляет» в этом направлении.

– Насколько мне известно, с тобой будут учиться шестеро твоих одноклассников.

– Да, я думаю, вместе нам проще будет адаптироваться на факультете. Так получилось, что большинство однокурсников – люди, знакомые между собой. Ведь в основном это те, кто учился на подготовительных курсах.

– Чего ты ожидаешь от первого семестра – напряженной работы или настоящей студенческой жизни?

– Я думаю, найдется время для всего. У меня почему-то всегда получается так: чем больше работы, тем больше свободного времени. Наверное, потому, что если работы мало, я растягиваю ее на целый день… А если много – наоборот, стараюсь рационально распоряжаться своим временем. 

Подготовили
Венера Галеева, Игорь Макаров, Ирина Словцова

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2003 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков