Санкт-Петербургский университет
    1   2   3   4 - 5   6 - 7 
    8 - 9  10-11 12  С / В
   13-14  15-16  17 С / В
   18  19  20  21  22 - 23
   24 - 25  С / В   26  27
   28 - 29 30 
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№19 (3643), 1 сентября, 2003
конференц-зал

Наука и прогресс
человечества

В безмерном углубя пространстве разум свой,
Из мысли ходим в мысль, из света в свет иной.
М.В.Ломоносов

Справка

И теперь существуют многие международные и высоко престижные премии за достижения в различных областях науки. Однако необходимо отметить, что именно Нобелевская премия стала в XX веке высшим мерилом значимости научных или творческих достижений ее лауреатов...

Премии даются таким ученым, которые своими исследованиями придали принципиально новые направления развитию науки и техники и революционизировали общественное производство. А это удается сделать далеко не каждому, будь ты хоть семи пядей во лбу. Недаром существует понятие: ученый нобелевского уровня. Однако далеко не каждому из исследователей этой категории достается удача – получить прижизненное признание, став Нобелевским лауреатом.

К.Н.Зеленин, А.Д.Ноздрачев, Е.Л.Поляков.
Нобелевские премии по химии за 100 лет. СПб, 2003.

Событие

«Подумаешь! – скажет иной удачливый и талантливый бизнесмен, занимавшийся в прошлом не менее удачно наукой, физикой или химией, подававший надежды и ушедший в нынешние тяжелые времена в предпринимательство. Подумаешь! У меня сейчас в тумбочке три нобелевские премии лежат, и я не знаю, как ими распорядиться!» Не верьте ему, он лукавит. В его тумбочке лежит не премия, а всего только деньги. Деньги, если и приносящие некое удовлетворение их обладателю, но все же неспособные сравниться с радостью, когда творческие достижения в науке получают признание Нобелевского комитета.

«Наука и прогресс человечества» – так называлась петербургская встреча двадцати одного лауреата Нобелевской премии, проходившая 16–21 июня этого года, в дни юбилейных торжеств города. Программа включала в себя чтение публичных лекций и круглые столы, где, кроме нобелевцев, приняли участие ведущие российские ученые-естественники и экономисты.

Лекции читались в конференц-залах Санкт-Петербургского научного центра РАН (в здании Академии наук по соседству с университетом), круглые столы проходили там же, а также в Доме ученых и Научно-образовательном центре ФТИ им. А.Ф.Иоффе.

Это была идея одного из недавних нобелевских лауреатов, Ж.И.Алферова, – собрать ученых в Петербурге в дни его 300-летия, как мы выяснили в беседе с академиком А.Д.НОЗДРАЧЕВЫМ, заведующим кафедрой общей физиологии СПбГУ, директором Дома ученых и Е.Л.ПОЛЯКОВЫМ, кандидатом медицинских наук, старшим научным сотрудником Института физиологии им.И.П.Павлова, принимавшими деятельное участие в организации этой встречи. Многие из лауреатов никогда прежде не бывали в нашем городе и в России, многие никогда не виделись друг с другом. Здесь они посещали лекции своих коллег, принимали участие в дискуссиях, задавали друг другу вопросы. На круглых столах химики и физики встречались с биологами и экономистами. Большого ученого всегда отличает широта интересов и открытость новым идеям. На встрече с журналистами звучала тема ответственности ученых перед миром

Евгений Львович ПОЛЯКОВ рассказал нам о научной и культурной программе встречи, о ее подготовке и организации. Гости, многие из которых приехали с женами, ездили в пригороды, совершили прогулку по Неве на теплоходе. Но стержнем встречи были, безусловно, лекции и круглые столы.

А.Д.НОЗДРАЧЕВ: Атмосфера была самая доброжелательная. Я был на всех почти без исключения нобелевских лекциях, и это действительно было чрезвычайно интересно. Одни лауреаты продолжали, особенно те, что помоложе, рассказ о своей профессиональной деятельности, другие уходили в философию, третьи говорили совсем не по своей специальности, но тем не менее и то и другое было чрезвычайно интересно, неординарно, необычно. Кто-то принимал, кто-то не принимал эти мысли, но самое главное – то, что они заставляли думать. А это, в конечном счете, самое главное для любого мыслящего человека. Была очень хорошая, разумная культурная программа, где гостям были показаны восстановленные достопримечательности города, как, например, Янтарная комната и Константиновский дворец в Стрельне, была прогулка по Неве, и балет, и Эрмитаж. Все удалось. В оргкомитете, куда я входил, ни разу не возникало никаких недоразумений.

Состоялось семь круглых столов: «Проблемы энергетики», «Методы физической интроскопии в медицине», «Экономика качества жизни», «Наноструктуры в химии и физике», «Проблемы космологии», «Белковая наследственность. Новая парадигма в биологии» и «Регулирующие системы организма». Я могу рассказать о последнем, ибо физически невозможно было присутствовать везде. Тема регулирующих систем чрезвычайно широка. Мы решили сосредоточиться на последних достижениях нашей науки.

Обычно круглые столы – это ограниченная аудитория, человек 40-50. На наш круглый стол в Белом зале Дома ученых пришли более 120 человек, и большая часть присутствующих были молодежь, студенты и аспиранты, не только из нашего университета, но и из других учебных заведений города.

С первым докладом выступил академик Р.В.Петров, вице-президент Академии наук, иммунолог. Речь шла об иммунных процессах и иммунных сыворотках. Его сменил академик В.А.Челюстнев, специалист в области иммунологии, глава Уральского центра Академии наук. Он показал механизмы формирования иммунных реакций при целом ряде инфекционных заболеваний. Это был неожиданный подход, мы привыкли к положению: такая-то доза вызывает такой-то эффект; он же показывал тот же процесс, но с другой стороны: как мобилизуются иммунные структуры, как иммунные элементы взаимодействуют с другими системами, и как организуется защитный барьер, мобилизуются защитные силы организма. Он показал, как иммунная система вместе с гормональной организуют заслон. Следующим докладчиком был академик И.И.Дедов, возглавляющий Эндокринологический центр Академии медицинских наук в Москве, глава эндокринологии. Я знаком с его работами, поскольку выдвигал его в действительные члены АН, он человек, сумевший совместить фундаментальные аспекты эндокринологии с клиническим аспектом. Аудитория сидела с открытым ртом, когда он показывал, чего может достичь клиническая эндокринология, вооруженная теорией. Потом был доклад академика А.И.Григорьева, члена президиума АН, директора Института медико-биологических проблем. Его темой были механизмы невесомости. Он показал, как эндокринная система, как другие регулирующие системы прямой и обратной связи участвуют в поддержании функционального состояния организма в таком экстремальном, таком непривычном для земных условий состоянии невесомости. Это было тоже необычно. На диапозитивах мы увидели многие моменты тренировки космонавтов, то, что широкая публика раньше не видела. И, наконец, последний доклад – доклад члена-корреспондента Академии медицинских наук В.Х.Ховенсона. Он объяснял механизмы старения организма.

Вечером, когда был дан ужин на Крестовском острове в «Русской рыбалке» в честь нобелевских лауреатов и докладчиков, гости с восторгом отмечали наши российские научные достижения и удивлялись, как много у нас интересующейся молодежи. Как это хорошо! Какой резерв!

По большому счету, мы для них и собрались, а не только чтобы выяснить и обсудить собственные позиции. Я здесь на кафедре третий десяток лет, хотя мы с Евгением Львовичем и родились, и состоялись в Академии наук, и я обратил внимание вот на что: в эти сумасшедшие годы, когда самая предприимчивая публика кинулась в ларьки, в бизнес, в разбой, обычного отсева не было. Пришло на кафедру десять-двенадцать человек – они спокойно прошли и бакалавриат, и магистратуру, и практически все поступили в аспирантуру. Понимаете, нет отсева. Отсев, селекция начинается раньше. А сюда пришли уже те, кто действительно хочет получить знания. Без приобщения молодежи к настоящей, большой науке нет полноценного образования.

Я не сторонник превращения университета в коммерческую организацию. Мы должны учить всех тех, кто желает учиться и кто способен учиться. 

Александр Шумилов

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2003 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков