Санкт-Петербургский университет
    1   2   3   4 - 5   6 - 7 
    8 - 9  10-11 12  С / В
   13-14  15-16  17 С / В
   18  19  20  21  22 - 23
   24 - 25  С / В   26  27
   28 - 29 30 
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№19 (3643), 1 сентября, 2003
первокурсник-2003

Правда
о первокурсниках

Мы – студенты социологи. Квалификационная характеристика выпускника вуза по специальности 351400 «Прикладная информатика» предполагает освоение применения профессионально ориентированных информационных систем в своей предметной области. Сегодня такие системы создаются на основе компьютерных технологий. Как правило, при этом используются лицензионные программные продукты, корректный доступ к которым в силу их высокой стоимости затруднен для студентов-исследователей.

Прослышав на одной из научных конференций о проводившемся в 2002 году в ряде технических вузов компьютерном социологическом обследовании студенческого контингента, мы (пятеро студентов: Алексей Аврутин, Андрей Клименко, Ирина Лукина, Инна Овчаренко и автор этих строк Нелли Фассахова) задались целью провести аналогичный эксперимент на своем факультете. Программный комплекс «Социологическое сопровождение образовательного процесса» разработан в Санкт-Петербурге. Нам повезло, что удалось заключить с его создателями (Академией информационных технологий) соглашение о сотрудничестве. Таким образом, мы получили ограниченную лицензию на право использования этого программного продукта.

Инициативная исследовательская студенческая группа у разработчика программного комплекса А.И.Ходакова.

В начале прошедшего учебного семестра на факультете социологии было проведено эмпирическое исследование. В рамках исследования было опрошено 36% студентов первого курса, представители 6 учебных групп, четырех специализаций.

Студенческая жизнь это не только лекции, семинары и научно-исследовательская работа, но и общий психологический настрой со всеми его проблемами и трудностями, привычками и увлечениями. Поэтому для усиления «благотворного воздействия» вуза разумно было бы знать и помогать студентам в разрешении жизненно важных для них проблем. Заложенная в программный комплекс социологическая анкета дает возможность получить такую информацию. Исследуемым было предложено ответить на 22 вопроса, затрагивающие различные аспекты их жизни: от социального статуса до вредных привычек.

Охарактеризуем предварительные результаты, полученные в ходе нашего эксперимента.

Оказалось, что соблюдается тенденция преемственности высшего образования, так как большая часть опрошенных студентов выходцы из семей специалистов, руководителей и предпринимателей.

Таблица 1. Социальный статус опрошенных студентов 1 курса факультета социологии.

1.

Из семей руководителей и специалистов

66 %

2.

Из семей предпринимателей

16 %

3.

Прочие (из семей рядовых работников, в том числе пенсионеров и безработных)

18 %

Вместе с тем, для большинства студентов выбор специальности – это их личный выбор. Собственный интерес к специальности и призвание по рейтингу выше советов родителей.

Радует то, что в жизненных планах студентов значится дальнейшее продолжение образования и особенно – поступление в аспирантуру.

Этот факт, безусловно, свидетельствует о целеустремленности, определенном творческом потенциале и желании карьерного роста. Немаловажно и то, что многие молодые люди уже сегодня определились со своими намерениями. Ответ «жизненная неопределенность» – на последнем месте.

Таблица 2. Жизненные планы.

1.

Буду трудоустраиваться, продолжу собственное дело

56 %

2.

Продолжу образование, поступлю в аспирантуру

28 %

3.

Уеду за границу

10 %

4.

Не знаю, не определился

7 %

Для большинства опрошенных (45%) выбор факультета определился интересом к данной профессиональной сфере и желанием работать в ней. Не намереваются работать по специальности всего лишь 9%.

Как показывают результаты нашего исследования, для студентов вуз является не только учебным заведением, но и местом общения, обретения друзей и единомышленников. На эту позицию обратили внимание 38% наших респондентов. Большинство из них считают, что вузовская среда помогает научиться самостоятельно мыслить и лучше разбираться в жизни.

Это поистине светлая тенденция, говорящая о том, что университет – это жизненный ориентир, авторитетный наставник.

Среди мотивов своего поступления в СПбГУ большинство (54%) поставили на первое место известность вуза. Это объясняется тем, что престижный диплом может серьезно помочь в начале карьеры, а статус выпускника СПбГУ будет дополнительным плюсом для работодателя.

Увлечения студентов и занятия в свободное от учебы время характеризуют: традиционное чтение – на первом месте, музыка – на втором, а вот на третьем месте в списке предпочтений – любовь к «ничегонеделанью». Хочется думать, что такое расточительство – дань возрасту!

Достаточно большой процент наших первокурсников (25%) подрабатывают, в том числе занимаясь коммерцией. Таким студентам приходится тяжелее остальных, ведь учебное расписание не рассчитано на возможность работы. Отсюда – пропуски занятий и проблемы во время сессий. Однако в современных экономических условиях многим студентам просто не обойтись без этого. Может быть, оказалась бы полезной некоторая коррекция расписания занятий с учетом интересов вынужденно работающих студентов. (Как мы слышали, подобный опыт есть в МГУ.)

Интересно представление студентов-первокурсников об идеальном преподавателе. Это человек, который может превосходно объяснить и доступно изложить материал, обладающий прекрасным чувством юмора, глубоко знающий свой предмет. Вместе с тем, как ни странно, увлеченность преподавателей наукой первокурсниками не ценится.

Спустя полгода абсолютное большинство опрошенных первокурсников (поступивших в СПбГУ сразу после школы) не изменили бы своему выбору, будь у них возможность повторить все с начала. Только четверо из всех нами опрошенных усомнились в правильности своего выбора.

Жизненные ценности и профессиональные устремления характеризует следующее. Идеальным вариантом большинство первокурсников считают интересную работу, которая обеспечивала бы достойный заработок и высокий социальный статус. Вместе с тем высоко оцениваются душевное спокойствие, верные друзья и чистая совесть.

В завершение – о вредных привычках. Этот блок вопросов мы ввели в программный комплекс дополнительно. Оказалось, что большинство наших студентов достаточно лояльно относятся к алкоголю, по случаю сами его употребляя. 66% считают употребление алкоголя праздничной традицией. Всем ли традициям нужно следовать?!

С одной стороны радует то, что царит практически полное единодушие в вопросах с наркотиками – их признают социально опасными и большинство их ни разу не пробовали. Однако все же настораживает, что 6% опрошенных их пробовали и не один раз, а 22% не против их легализации.

А вот курение стало опасной привычкой. Хотя 80 % опрошенных не курят вообще, большинство курящих курят потому, что не могут от этого отказаться.

Настораживает и то, что большинство студентов (59%) не удовлетворены своим здоровьем, а вот спортом занимаются только иногда, хотя и осознают необходимость этого. Может стоит заняться спортом не «иногда», а систематически?!

Проведенное нами инициативное исследование – наш первый опыт.

Работа показалась нам интересной, ее результаты, как представляется, могут быть полезными, в том числе и в рамках студенческого самоуправления.

Еще одним направлением подобного рода исследований может стать социологический мониторинг контингента учащихся общеобразовательных школ. Мы планируем принять участие в эксперименте по апробации и доработке программного комплекса для такого исследования. Двое из нас по итогам конкурса 2003 года получили студенческие гранты для выполнения такой научно-исследовательской работы. 

Нелли Фассахова,
студентка факультета социологии

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2003 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков