Санкт-Петербургский университет
    1   2   3   4 - 5   6 - 7 
    8 - 9  10-11 12  С / В
   13-14  15-16  17 С / В
   18  19  20  21  22 - 23
   24 - 25  С / В   26  27
   28 - 29 30 
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 18 (3642), 27 июня 2003 года

Один маленький
образец

Универсальный студент, о памятнике которому так много говорят — какой он должен быть? Чей образ взять за основу? Может быть, именно пятикурсника, уже насквозь пропитавшегося университетским духом? Но ведь все они тоже такие разные...

Светлана Образцова

Светлана Образцова

Передо мной пятикурсник, он же выпускник, он же без двух недель молодой специалист. Отступать некуда, впереди защита, позади… Не Москва, но Петергоф: пять лет гранитно-научного хрумканья, шпаргалки, зубрежки, лекции, сессии, друзья-студенты, — серьезный пласт жизни, чью немаловажность переоценить трудно, а недооценить еще сложнее.

Некоторые люди считают, что университет — это нечто вроде фирмы, а студенты — клиенты этой фирмы. (Хм… тогда вопрос: всегда ли прав клиент? В смысле, студент?) Что получают «клиенты университета» от университета, какими становятся, закончив его, какие они сейчас? Из всего многообразья образов, простите за тавтологию, попробуем выловить один маленький, но симпатичный образец.

Светлана Образцова, математико-механический факультет, 5-й курс.

— Света, для начала вопрос стандартный: почему ты выбрала именно этот факультет?

— Да я, в общем, ничего особенно не выбирала. В восьмом классе пошла в математический кружок. Закончила 239-ю физико-математическую школу. И то ли по итогам совмещенных экзаменов, то ли по диплому матмеховской олимпиады была зачислена на матмех. Честно говоря, уже не помню, как именно.

— Но в математические кружки ты же попала не просто так?

— Не просто так. Когда я была маленькая, я была очень талантливая! И меня туда (в кружки) активно звали. Кроме того, я люблю математику, хотя не очень люблю говорить об этом громкие фразы — так что мне оставалось просто следовать своему желанию.

— А сейчас ты не такая талантливая? Куда же делся талант?

— Его съела лень. А может быть, я просто еще не до конца самореализовалась. Посмотрим.

— Когда тебе было легче учиться — сейчас или на первых курсах?

— Ну, сейчас я пишу диплом (точнее, его правлю), и слово «легко» здесь неуместно — правка уже шестая или седьмая. А легче всего было, конечно, на первом курсе — там преподавали то, что я быстро понимала и кое-как помнила по математическим кружкам. На следующих курсах все было не так просто. А кроме того, первый курс был давно, и я помню только, как там было хорошо! (Улыбается.) А пятый курс есть сейчас — и я вижу, что в нем кроме того, что хорошо, еще и сложно.

— А интереснее учиться когда сложно или когда легко ?

— Сейчас сложно для меня во многом именно потому, что скучно. Я хотела бы окончить университет с красным дипломом. А для этого приходится пересдавать экзамены, которые находятся вдали от моей довольно узкой специализации. Хотя, пожалуй, я несколько преувеличила сложности — все же я постаралась выбрать самые интересные из своих четверок и по большей части занимаюсь с удовольствием. Но есть места, которые приходится именно выучивать. Но самый неприятный для меня семестр — это предыдущий. Из-за педагогической практики, во время которой я и моя группа не слишком полюбили друг друга.

— Почему так получилось?

— По разным причинам. Надеюсь, что свою часть вины я осознала достаточно полно.

— А вообще, практика дала тебе больше, чем теоретическое обучение?

— Честно говоря, мне педагогическая практика была не нужна. Во-первых, потому что опыт преподавания у меня и так есть. Во-вторых, меня в университете прекрасные люди очень хорошо учили — этого достаточно для чистого математика.

— В каком смысле «чистого»?

— На матмехе есть много отделений: астроотделение, механика… А есть отделение математики. В народе ее зовут «чистой».

— Значит, в дальнейшем ты планируешь ее и изучать? Какой ты видишь себя лет через пять?

— Я тихо надеюсь, что пойду в аспирантуру… Лет через пять я хотела бы видеть, что у меня уже защищена диссертация, и я спокойно работаю в каком-нибудь банке, получив высшее экономическое образование.

— Экономическое?

— Университетское образование тем и хорошо, что оно академическое. Из него можно сделать все что угодно, максимум за полгода. К сожалению, за чистую математику у нас не платят. Я не хочу активно карабкаться по административной лестнице, меня больше привлекает «портфельный карьеризм». Надеюсь быть профессиональным высокооплачиваемым наемным работником, без начальственных амбиций. Так что в ближайшее время я собираюсь получить еще и экономическое образование. Кроме того, мне нравится учиться — я получаю удовольствие от процесса.

— Но у тебя нет особенных карьеристских планов?

— Нет, если под карьеристскими планами подразумевается заветная мечта править миром. Тем более что лет через пять я, может, буду детей рожать — из всех карьерных устремлений мне будет доступно только самообразование! В смысле традиционной карьеры я очень рассчитываю на мужа (улыбается).

— А муж у тебя тоже с матмеха?

— Да, там очень большой выбор. Буквально на любой вкус (улыбается). Познакомилась я с ним, правда, на ирландских танцах, на матмехе ими некоторые увлекаются. К сожалению, я очень избалована тем, что большую часть сознательной жизни провела в по преимуществу мужских коллективах. Да еще таких, где джентльменство является чем-то совершенно обыденным, вроде привычки здороваться при встрече.

— Чем ты занимаешься в свободное от математики время? Ирландские танцы…

— Если уж быть точной, то я увлекаюсь кельтскими, а не только ирландскими танцами. Люблю «легкую» классическую музыку. Моцарта, Вивальди. Сейчас читаю Дансейни «Благословение Пана». До этого я читала «Россию в 1839 году» Астольфа де Кюстина — недавно меня почему-то потянуло на историческую литературу. А последние два года в дополнение к учебе я пытаюсь подрабатывать. Еще есть математический кружок, где я занимаюсь с детьми, на это уходит два вечера в неделю — я этих детей взяла шестиклассниками и занимаюсь с ними на добровольных началах, так же, как раньше учили меня. И, конечно же, часть свободного времени занимает муж.

— Семейная жизнь мешает учебе?

— Удивительно, но мне не мешает. А вот моему мужу она стоила красного диплома. Жаль, ведь если работаешь во всяких советских учреждениях — такой диплом достаточно полезен.

— Какие у тебя преподаватели, что бы ты хотела о них сказать?

— Отличные! Большинство из них, слава богу, сами интересуются тем, чему учат других. Практически все — действующие ученые и хорошо представляют то, о чем рассказывают. Недостатки в лекциях — достаточно редкий, можно сказать, музейный случай. А так, преподаватели великолепные, их лекции слушать и интересно, и приятно.

— Что тебе дал, точнее, что ты взяла от университета?

— Ну, кроме качественного высшего образования и престижного диплома, на который я рассчитываю, университет дал мне много полезного — например, возможность в течение пяти лет не менять образ жизни, который меня устраивал. А также — приятный круг общения, который тоже практически не изменился после моего поступления на матмех. У меня замечательные однокурсники, многих я знаю еще со школы. Большинство из них отличаются неординарными способностями в математике, и, к счастью, не только ими. Они неплохо разбираются в литературе и с ними интересно разговаривать. Разбираются в самой разной музыке, мы часто попадаем вместе на какие-то концерты. Ездим вместе в математические лагеря. Только вот пьянки, как-то так повелось, не приняты. Разве что распить на всех кастрюлю «компотика», в смысле, глинтвейна. У нас свой юмор и свой достаточно специфический лексикон. Например, вспомню легендарную шутку: за утверждение «да уж как-нибудь поместимся, девушка-то компактная», зашипеть и обидеться могут только на матмехе.

— Почему???

— Потому что слово «компактна» в некоторых случаях (к которым окружающий нас трехмерный мир относится) означает «замкнута и ограничена»!

— Подводя итог нашей беседы: что ты можешь сказать о периоде своей учебы в университете?

— Университет дал мне возможность заниматься увлекательным и важным для меня делом, с помощью и под руководством фантастических преподавателей. Возможность систематизировать уже имевшиеся знания и массу знаний новых. Университет подарил мне хорошую студенческую жизнь, единственным недостатком которой являлась необходимость каждый день ездить в ужасную даль. Особенно на первом курсе: к первой паре надо было вставать в полседьмого утра. В общем, эти годы — отличный период жизни, единственным недостатком которого являлись сессии. Сессии и Петергоф. 

Беседовала Ника Шерман

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2003 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков