Санкт-Петербургский университет
    1   2   3   4 - 5   6 - 7 
    8 - 9  10-11 12  С / В
   13-14  15-16  17 С / В
   18  19  20  21  22 - 23
   24 - 25  С / В   26  27
   28 - 29 30 
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 17(3641), 13 июня 2003 года
новые формы обучения

Не отходя от компьютера

Данная статья посвящена использованию информационных технологий в процессе обучения в немецкой высшей школе и уровню преподавания данных техно- логий на примере европейского университета «Виадрина» в городе Франкфурт-на-Одере, Германия, в котором я в период с октября 2002 по март 2003 года обучался по программе сотрудничества между экономическими факультетами.

Должен заметить, что уровень автоматизации процессов в Германии значительно выше, чем в России. Это касается всех сфер быта, начиная от Интернет-магазинов, оплата в которых осуществляется при помощи банковских карт, вплоть до услуги Electronic Banking, которая позволяет управлять счетом в банке: переводить денежные средства, оплачивать определенные услуги, покупать иностранную валюту и так далее.

Естественно, успешное использование данных технологий требует определенного уровня подготовки пользователя. Определенные навыки потенциальный пользователь получает в процессе пользования Internet, специальные же знания уже преподаются в вузе.

Вначале я коротко опишу систему и процесс обучения в немецком вузе. Система образования несколько отличается от нашей. Во-первых, в вуз не нужно сдавать вступительных экзаменов, приемная комиссия принимает решение о приеме на основе резюме и аттестата о среднем образовании.

Уже на этом уровне можно судить о степени внедрения информационных технологий в организацию данного процесса: вся информация о количестве претендентов на место, популярности и необходимых требованиях для зачисления для конкретного вуза находится на сайте www.zvs.de.

Обучение построено по принципу свободного выбора дисциплин в рамках предложенного набора. Каждый студент должен изучить конкретный набор обязательных дисциплин (Grundstudium). Дисциплина считается зачтенной, если по ней был сдан экзамен в конце семестра (иногда обучение некоторой дисциплине длится 2 семестра).

Для получения диплома о высшем образовании студент должен также пройти некоторое количество предметов по выбору (Hauptstudium). Именно существование предметов по выбору и определяет специфику обучения: теоретически студент может ни разу не появиться на лекциях или семинарах, прийти на контрольную в конце семестра, которая проводится сугубо письменно, и сдать данный предмет.

Структурно статья разделена на 2 части: в первой части описывается степень внедрения информационных технологий в процесс обучения в вузе, во второй – уровень преподавания дисциплин данной тематики.

Информационные технологии в процессе обучения

Назначение информационных технологий становится очевидным хотя бы вследствие их названия: они служат для обеспечения информацией потенциальных ее потребителей. Если это постараться описать вкратце, то «чтобы задавали меньше вопросов». В случае с вузом это особенно актуально. Существует масса организационных вопросов, которые для их решения требуют того, чтобы определенная информация была донесена до «масс». Наличие, к примеру, иностранных студентов, для которых немецкий не является родным языком, может сильно осложнить этот процесс.

Непосредственно для решения подобных вопросов существует сайт факультета.

На данном сайте представлена информация о структурных подразделениях вуза: общая информация, выполняемые функции, имена контактных лиц, их e-mail, приемные часы. Например, для того чтобы подать заявление на поступление в вуз, нет необходимости звонить или приезжать лично, достаточно зайти на сайт и прочитать всю нужную информацию, скачать необходимые анкеты и отправить требуемые бумаги по адресу, указанному там же.

На сайте вуза есть ссылки на факультеты. Каждый факультет состоит из кафедр, которые руководятся одним профессором. Каждая кафедра представляет список дисциплин, которые читаются преподавателями кафедры в текущем семестре, их краткое описание и список вспомогательной литературы. Уровень проработанности представляемой информации характеризуется тем, что мне не потребовалось задавать ни одного вопроса, чтобы определиться со списком дисциплин, которые я хотел бы изучить. Многие преподаватели составляют конспект курса, который они читают. Если такой конспект существует, то он тоже доступен на сайте. Хочу заметить, что не все профессора делают такой конспект. На сайте кафедры может также быть представлена информация о тех заданиях, которые студент должен выполнить для зачета, или любая другая вспомогательная информация на усмотрение преподавателя (например, перенос лекции или смена аудитории).

Особый интерес представляют сайты кафедр экономической информатики (Wirtschaftsinfomatik) и экономической информатики в банковском деле (Wirtschaftsinformatik, Finanz- und Bankwirtschaft). На данных сайтах существует возможность регистрации (только для студентов) и доступа к базам данных определенной тематики: темы дипломных работ, статьи преподавателей кафедр. Существует также возможность выполнения домашних заданий on-line.

Наличие качественного проработанного сайта значительно упрощает процесс обучения. Бюрократические же сложности сильно упрощаются другой технологией.

При зачислении каждый студент регистрируется в общей базе данных, ему присваивается номер (Matrikelnummer) и выдается магнитная карта (Chipkarte). Далее идентификация студента осуществляется сугубо по этому номеру. Профессор не интересуется номером, дабы избежать обвинения в предвзятости при проверке итоговой контрольной. Любой документ, который может потребоваться студенту, например, подтверждение того, что он обучается в данном вузе, может быть распечатан в специальном аппарате (Terminal) при наличии магнитной карты и знании пароля. Данная карта является также единым проездным билетом и может служить средством платежа.

В университете существует также определенное количество аудиторий, в которых студенты могут пользоваться Интернетом и ПК. Коренное отличие от подобных аудиторий на экономическом факультете в СПбГУ заключается в том, что они доступны с 8.00 до 20.00 каждый день кроме воскресенья.

Библиотека университета также оснащена универсальной поисковой системой OPAC, которая осуществляет поиск по различным критериям.

Подводя итог обзору информационных технологий в процессе обучения, хочу заметить, что практически 100% организационных вопросов, перед решением которых встает студент, могут быть решены, не отходя от компьютера, имеющего доступ в Интернет. В случае же возникновения непредвиденных вопросов студент может отправить e-mail контактному лицу, занимающемуся такими проблемами. Существенное отличие от аналогичной процедуры в стенах экономического факультета состоит в том, что на e-mail в Виадрине точно ответят.

Хотелось бы отметить, что преподавание предметов по специализации «экономическая информатика» носит скорее описательный характер. Совсем немного внимания уделяется ознакомлению студента с Hardware, также небольшой объем лекций посвящен алгоритмам и изучению языков программирования. Основное внимание уделяется приемам работы в широко используемых программных пакетах и принципам создания Интернет-ресурсов, включающих в себя возможности взаимодействия с серверами (эта тема проходит нитью практически в каждом курсе). 

А.Угрюмов,
студент 4 курса экономического факультета

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2003 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков