Санкт-Петербургский университет
    1   2   3   4 - 5   6 - 7 
    8 - 9  10-11 12  С / В
   13-14  15-16  17 С / В
   18  19  20  21  22 - 23
   24 - 25  С / В   26  27
   28 - 29 30 
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 17(3641), 13 июня 2003 года
новые формы обучения

Компьютерные технологии –
в учебный процесс

В соответствии с «Положением о вузах», каждому преподавателю предоставлено право выбора методов и средств обучения, наиболее полно отвечающих его индивидуальным особенностям и обеспечивающих высокое качество усвоения студентами учебного материала, развитие их самостоятельности, творчества и инициативы. Современный уровень развития информационных технологий позволяет существенно расширить традиционный спектр методических средств учебно-воспитательного процесса. Одним из доступных направлений активизации процесса обучения является направление, связанное с возможностями организации диалоговой системы с компьютером, в процессе которого компьютер выступает в качестве обучающего и контролирующего субъекта.

С этой целью на кафедре экономической кибернетики экономического факультета университета проводится работа по нескольким направлениям:

  • моделирование на компьютере и хранение в компьютерной сети индивидуальных заданий студентам для выполнения домашних заданий и контрольных работ по курсам дисциплин, определяющих специальность «математические методы в экономике»;
  • фронтальное компьютерное собеседование в ходе практических занятий по понятийному аппарату изученных тем дисциплин, определяющих фундаментальную подготовку студентов по современным информационным технологиям;
  • периодическое фронтальное тестирование студентов по пройденному учебному материалу для промежуточной аттестации, для оценки уровня готовности к семестровым экзаменам и степени подготовленности к комплексному выпускному экзамену.
Доцент А.А.Бабаев руководит процессом учебного взаимодействия с компьютером.

Доцент А.А.Бабаев руководит процессом учебного взаимодействия с компьютером.

По первому направлению показательным примером является опыт заместителя заведующего кафедрой П.В.Конюховского. Им разработана программная система АСТ (автоматизированная система тестирования), нацеленная на внедрение в учебный процесс прогрессивных форм обучения и контроля знаний учащихся. Основными чертами разработанной системы являются универсальность (применимость для широкого круга дисциплин) и ориентация на работу в многопользовательском режиме (в сети) в условиях реального времени.

В системе АСТ реализованы несколько функциональных интерфейсов: студента, преподавателя, администратора. В частности, преподавателю предоставляются широкие возможности по разработке тестов, организации учебных и контрольных занятий на их основе, а также анализу статистики их выполнения. Широкие возможности существуют при конструировании типов вопросов, входящих в тест. Они могут иметь как тип «выбор одной правильной альтернативы из нескольких», так и «выбор из многих». При необходимости текст тестового вопроса может быть дополнен графическим объектом.

Тот факт, что в основе АСТ лежит достаточно известная и распространенная система управления базами данных MS Access, делает ее доступной с точки зрения скорости освоения для широкого круга преподавателей. При работе с программным обеспечением АСТ студент также имеет возможность не только непосредственно пройти контрольное задание, но и в последующем ознакомиться с подробными результатами своей работы. Дополнительно присутствует возможность организации «тренировочных» тестов, которые студент проходит индивидуально в режиме самостоятельной подготовки.

К настоящему моменту на базе программного обеспечения АСТ разработаны программы обучения и тестирования по курсу «Математические методы и модели исследования операций». Они автоматически генерируют домашние задания для студентов по таким темам, как «Решение задачи линейного программирования стандартным и модифицированным симплекс-методом», «Решение параметрических задач линейного программирования», «Решение транспортных задач в матричной и сетевой постановке», «Решение задачи коммивояжера» и других.

На основе системы АСТ было организовано проведение в автоматизированной форме зачета по данному курсу. В настоящее время преподаватели кафедры активно работают над содержательным наполнением системы АСТ. В частности, Д.Н.Колесов и А.А.Кротова разрабатывают методический материал для тестов по курсам «Финансовая математика» и «Финансовый менеджмент», А.А.Дмитриев – по курсу «Микроэкономика». Помимо этого ведется работа по развитию комплексного теста по специальности, который, начиная с 2002 года, в экспериментальном режиме предлагается студентам пятого курса перед государственным экзаменом (итоговой аттестацией).

Второе направление на кафедре осваивается по инициативе доцента А.А.Бабаева на основе программного комплекса «Система изучения и компьютерного собеседования по учебному материалу» (СИКСУМ). Этот комплекс предназначен для предоставления возможности изучения учебного материала, извлекаемого из памяти компьютера, и проверки уровня знаний студентов после прослушивания лекций, закрепления материала на практических занятиях и самостоятельного его изучения по различным дисциплинам. Наполнение СИКСУМ учебным материалом осуществлено в соответствии с программами изучаемых на факультете дисциплин «информатика» «управление базами данных», «информационные системы в экономике». В процессе работы с СИКСУМ студент имеет возможность работать с учебным материалом в режиме изучения, в режиме самоконтроля знаний и в режиме зачета с оценкой.

СИКСУМ позволяет проводить фронтальный индивидуализированный контроль усвоения студентами пройденного учебного материала и оперативное подведение итогов контроля как в целом за учебную группу, так и индивидуально по каждому студенту с выставлением оценок по отдельным частям темы, по изучаемой теме и общей текущей оценки по дисциплине в целом. Информационно-справочная часть системы компьютерного собеседования после накопления необходимых данных об успешности освоения студентами учебной дисциплины может быть использована преподавателями кафедры и деканатом факультета для оперативного воздействия на ход учебного процесса.

Ю.Б.Васенев и А.А.Бабаев обсуждают со студентами экономического факультета перспективы развития систем компьютерного тестирования.

Ю.Б.Васенев и А.А.Бабаев обсуждают со студентами экономического факультета перспективы развития систем компьютерного тестирования.

В СИКСУМ реализованы следующие функции: выдача на экран монитора соответствующих разъяснений, комментариев и рекомендаций для ведения диалога с компьютером; допуск в систему и обеспечение работы в различных режимах; предоставление учебного материала по тематике изучаемой дисциплины; постановка каждому студенту контрольных вопросов по соответствующим частям учебного материала; хронометраж ответов на контрольные вопросы; проверка правильности ответов; оказание помощи при неправильных ответах и выдача подсказок; оперативная обработка статистики ответов и выставление оценок.

По структурному составу СИКСУМ условно делится на три составные части: обеспечивающую, организующую и функциональную. Обеспечивающая часть предназначена для ввода в систему учебно-методических материалов: наименования дисциплин, перечня тем по дисциплинам, списочного состава студентов, перечня предлагаемых вопросов, перечня возможных ответов, количества частей в теме и количества вопросов в каждой части темы. Организующая часть позволяет преподавателю оперативно взаимодействовать с системой: осуществлять просмотр вопросов и ответов по теме, анализировать оценочную ведомость, производить в случае необходимости удаление записей в оценочной ведомости или корректировать в ней оценки студентов. Функциональная часть обеспечивает работу студента в режимах изучения, самоконтроля знаний и зачета с оценкой. При работе с системой в режиме изучения осуществляется допуск в систему и предъявление учебного материала для его изучения или повторения по соответствующей теме дисциплины.

В режиме самоконтроля знаний выполняются следующие действия: последовательный выбор частей по заданной теме и постановка предлагаемых вопросов для ответа; вывод оценки после окончания ответа на вопросы по одной части и переход к следующей части; вывод оценок за все части и итоговой оценки по теме с указанием количества заданных вопросов, количества правильных ответов и затраченного времени; вывод графической секторной диаграммы, показывающей уровень знаний по теме.

При работе с системой в режиме зачета с оценкой, кроме того, выполняется запись оценки знаний студента по конкретной дисциплине и теме в оценочную ведомость, хранящуюся в отдельном файле. На один сеанс в режиме зачета каждым студентом по одной теме затрачивается при отличной подготовке – до двух минут, хорошей – до пяти, удовлетворительной – до 10 минут. При правильном ответе на каждый вопрос для определения оценки используются временные нормативы, которые в зависимости от затраченного на выбор правильного ответа времени автоматически могут корректировать оценку в меньшую сторону.

 

Такое компьютерное собеседование, в частности, было проведено со студентами учебных групп ФК-11 и ФК-12 по дисциплине «информатика» и со студентами группы МОЭ-31 по дисциплине «управление базами данных». Результаты компьютерного собеседования рассмотрены и одобрены на заседании кафедры 25 декабря 2002 года. Здесь же было принято решение об использовании системы СИКСУМ при проведении конкурса по информатике со студентами 1-го курса экономического факультета после зимних каникул. Такой конкурс был проведен 19 февраля 2003 года.

Наибольшую ценность, на наш взгляд, представляет третье направление – периодическое фронтальное тестирование студентов по пройденному учебному материалу для промежуточной аттестации, для оценки уровня подготовленности к семестровым экзаменам и степени готовности к комплексному выпускному экзамену. Инструментальной основой для системы тестирования, разработанной заместителем заведующего кафедрой П.В.Конюховским, является СУБД Microsoft Access.

Эксперимент фронтального тестирования для промежуточной аттестации, проведенной на факультете 12 ноября 2002 года, показал его достаточную эффективность. Результаты эксперимента были рассмотрены на заседании кафедры, получили одобрение коллектива, и уже сделаны рекомендации педагогам для дальнейшей работы в этом направлении по другим учебным дисциплинам.

Перед приемом зачета у студентов групп ЭММ-21 и ЭММ-22 по курсу «Математические методы и модели исследования операций» было проведено аналогичное тестирование. В данном случае тестирование, с одной стороны, позволило оценить уровень подготовленности студентов к семестровому экзамену, а с другой стороны, явилось определяющим элементом при решении вопроса о зачете и допуске к экзамену каждого студента. На кафедре подготовлены методические материалы и в марте 2003 года проведено тестирование студентов 5 курса специальности «математические методы в экономике» для оценки степени готовности к комплексному выпускному экзамену.

В заключение отметим, что опыт использования современных компьютерных технологий в учебном процессе на кафедре экономической кибернетики заслуживает внимания и всяческой поддержки. В результате планомерной и целенаправленной работы коллектива кафедры повысилась активность учебной работы студентов, а процесс усвоения ими знаний стал более систематическим и глубоким. Этот опыт может быть рекомендован другим кафедрам для изучения и практического использования в учебном процессе. 

А.А.Бабаев, доцент кафедры экономической кибернетики,
Ю.Б.Васенев, начальник учебно-методического отдела

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2003 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков