Санкт-Петербургский университет
    1   2   3   4 - 5   6 - 7 
    8 - 9  10-11 12  С / В
   13-14  15-16  17 С / В
   18  19  20  21  22 - 23
   24 - 25  С / В   26  27
   28 - 29 30 
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 17(3641), 13 июня 2003 года
здоровый образ жизни

Физическая культура в университете –
не падчерица?


Чтобы сохраняться и развиваться, общество должно не только потреблять, но и производить и воспроизводить материальные и духовные ценности, а для этого необходимо, чтобы новые поколения, приходящие на смену, усваивая и используя опыт предшествующих поколений, вносили свой вклад в развитие материальной и духовной культуры.

XXI век коренным образом меняет социальный заказ общества высшей школе. Во главу угла ставится задача подготовки подлинных специалистов, истинных профессионалов и деловых людей, способных (интеллектуально и физически) реализовать себя в условиях жестокой конкуренции.

Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры человека, его здорового образа жизни, во многом определяет поведение человека в учебе, на производстве, в быту, в общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач. В ведущих университетах мира в экономически развитом обществе физическая культура является базовой областью образования. Это единственный учебный предмет, который формирует и реализует грамотное отношение к укреплению и совершенствованию дарованного природой здоровья. Сейчас нет практически ни одного показателя здоровья и социального благополучия, который не претерпел бы известного ухудшения. На протяжении последнего десятилетия Россия переживает демографический кризис, который охватил все основные показатели: рождаемость, смертность, продолжительность жизни, старение населения и так далее. Все эти процессы, несомненно, связаны со здоровьем, образом жизни населения. Коэффициент жизнеспособности населения, по данным Всемирной организации здравоохранения ЮНЕСКО, составляет в России 1,4 балла по 5-балльной шкале (в Сомали, Гаити, Бирме – 1,6). В сложившейся ситуации необходимо остановить ухудшение здоровья нации и тенденцию депопуляции населения, принять радикальные меры по качественному улучшению человеческого ресурса, формированию здорового образа жизни, новых ценностных ориентиров, включающих высокий уровень гражданственности и патриотизма. Из совокупности понятия «здоровый образ жизни», объединяющего все сферы жизнедеятельности личности, коллектива, социальной группы, нации, наиболее актуальной и универсальной составляющей является физическая культура.

Учитывая связь воспитательного процесса с изменением общественных отношений, необходимо отметить, что в современных условиях при возрастающем росте негативных тенденций в развитии молодого поколения роль воспитательной работы становится приоритетной в деятельности вуза. Поэтому время требует изменений целевой направленности физической культуры, суть которой должна сводиться к формированию физической культуры личности. Традиционный подход к физическому воспитанию на деле лишь декларирует единство в развитии духовной и физической сфер студентов, тем самым существенно обедняющий его возможности, в конечном итоге приводит к разрыву образования и культуры. В учебном процессе необходимо отказаться от «командно-строевых» методов обучения и воспитания и обратиться к личности студента, его интересам и потребностям в сфере физического и духовного совершенствования. Необходимо подчеркнуть, что если учебная дисциплина «замкнута» на двигательной деятельности и целенаправленно не воздействует на духовное развитие и чувственную сферу молодого человека, то она наряду с положительными качествами может формировать асоциальное поведение и эгоистические устремления личности. Преобладание телесного компонента в содержании физической культуры в ущерб социокультурному приводит к деформации ценностей культуры личности.

В то же время, при правильном, научно обоснованном построении педагогической системы в физкультурно-спортивной сфере через многообразие ее организационных форм максимально сбалансированы и приближены личные и общественные интересы, она способствует долголетию человека, сплочению семьи, формированию здорового морально-психологического климата в различных социально-демографических группах и в стране в целом, снижению травматизма, заболеваемости. Это наименее затратные и наиболее эффективные средства форсированного морального и физического оздоровления нации.

Надо признать, что в университете в последние годы сложилась негативная обстановка вокруг предмета «физическая культура», это подтверждается фактами: а) на развитие физической культуры и спорта выделяется менее 0,1% бюджетного финансирования университета и практически не выделяются средства из внебюджетных источников. В то же время с каждым годом в университете увеличивается прием студентов на внебюджетную форму обучения; б) состояние материально-технической базы не соответствует даже санитарным нормам (вместо положенного минимума 1 кв.м на одного студента у нас приходится 0,25 кв.м), то есть в 4 раза меньше нормативных показателей. При этом большинство спортивных объектов требует либо капитального, либо текущего ремонта. С 1991 года в университете почти на 61 процент сократилась сеть физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений. Большая часть факультетов университета вообще не располагает спортивными объектами для занятий физической культурой своих студентов; в) отсутствие спортивного клуба не позволяет объединить интересы в занятиях физической культурой студентов дневного отделения в свободное от учебы время, студентов вечернего и заочного отделений, аспирантов и сотрудников университета.

Регулярно физической культурой в университете студенты занимаются в основном благодаря учебным занятиям на 1 и 2 курсах. На старших курсах число студентов, регулярно занимающихся физической культурой, составляет менее 1%. Наибольшее количество занимающихся физической культурой на математико-механическом, физическом и восточном факультетах, наименьшее число занимающихся – на юридическом, географическом и на факультете журналистики. В последнее время значительно ухудшилось состояние здоровья студентов, до 30% студентов университета имеют серьезные отклонения в состоянии здоровья и могут заниматься физической культурой только по специальным программам (в специальных медицинских группах).

Государственный образовательный стандарт по физической культуре и приказ ректора университета от 31.01.2000 г. №79/1 об организации учебного процесса по физической культуре на 4 курсах выполнен только на физическом факультете.

Для реализации государственной программы развития физической культуры необходимо создать на 5 лет комиссию во главе с первым проректором университета, которая примет решение, будет ли кафедра физической культуры только обеспечивать учебный процесс на факультетах или будет преобразована в факультет физической культуры, что обеспечит вывод этой сферы культуры из условий выживания в условия эффективного включения в стройную университетскую педагогическую систему.

Преобразование кафедры физической культуры и спорта в факультет физической культуры на основе современного понимания структуры понятия «физическая культура», включающего такие социальные явления, как физкультурное образование, спорт, физическая рекреация и реабилитация, позволит университету формировать осознанный здоровый образ и спортивный стиль жизнедеятельности студентов – будущей элиты нашего общества, готовить специалистов массовой физической культуры, получить бюджетное и внебюджетное финансирование. Такие направления учебной дисциплины «физическая культура» существенно повышают ее социокультурообразующие функции и придают ей истинно педагогический характер. Развитие способности личности ощущать, понимать и принимать физическую культуру человека, осознавать свою телесность в ней через поступки и знания, почувствовать себя во взаимодействии со всем культурным пространством – в этом кроется образовательный потенциал и ориентиры преобразований. Обновление физкультурного образования может произойти в том случае, если социокультурный компонент образования будет занимать приоритетное место, изменяя смыслы и принципы образовательного процесса, способы его осуществления преподавателями, влияя на уровень включенности в него студентов.

Факультет физической культуры (ФФК), включаясь в систему классического университетского образовательного процесса, впитает в себя общие положения демократизации, гуманизации, интеллектуализации и гармонизации образования.

Структура ФФК должна состоять из кафедр физкультурного образования, физической рекреации и реабилитации, спортивного клуба, центра спортивно-оздоровительных технологий. Созданные кафедры в рамках специальности 022305 позволят готовить специалистов по редкой специальности – массовая физкультурно-оздоровительная работа и туризм; организовать курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов; открыть Ученый совет, аспирантуру с подготовкой в результате специалистов высокой квалификации.

Кафедра физкультурного образования

В соответствии с вышеизложенным понятием «физическая культура», с появлением возможности социокультурной ориентации физической культуры относительно главных социальных сфер жизни общества: образования, труда, досуга, необходимо скорректировать учебный процесс для дальнейшего систематического и последовательного проведения его на практике. Введение в цикл лекций разработанной преподавателями кафедры физической культуры и спорта учебной дисциплины «культура здоровья» вместе с другими дисциплинами гуманитарного и социально-экономического цикла составит естественнонаучную основу здорового образа жизни, а в целом и профессиональных знаний любого специалиста.

Кафедра проводит учебные занятия на основном и спортивном отделении. С учетом основополагающего принципа образования, заключающегося в свободе выбора образовательного пространства, распределение по видам спорта осуществляется координаторами (преподавателями кафедр ФФК) по физической культуре каждого факультета после ознакомления с учебной программой и начального анкетирования студентов с максимальным учетом их интересов. Все занимающиеся в учебных группах имеют возможность через участие в соревнованиях на Приз 1 курса и спартакиаде университета совершенствоваться в дальнейшем в спортивных секциях Спортивного клуба.

Кафедра физической рекреации и реабилитации

В рамках специальности 022305 кафедра готовит специалистов по редкой специальности – массовая физкультурно-оздоровительная работа и туризм, а также проводит учебные занятия по прикладным (туризм, альпинизм, ориентирование и так далее) видам спорта и со студентами специальной медицинской группы. Наибольшей популярностью у граждан пользуется физическая рекреация – процесс использования физических упражнений, игр, общедоступных видов спорта, естественных сил природы с целью активного отдыха, развлечения, переключения на другие виды деятельности, отвлечения от процессов, вызывающих физические, интеллектуальные, психические переутомления, на получение удовольствия, наслаждение от физкультурной деятельности. Чем лучше качество туристского отдыха, чем шире его социальная база, тем выше сознательность и культура людей, включая культуру быта, поведения и потребления. Развитие и реализация стремления народов к взаимному общению способствует интернационализации духовной жизни, вызывает интерес к жизни, вследствие чего получают развитие национальный и международный туризм – составные части межнационального и культурного международного сотрудничества людей. Таким образом, конечным продуктом педагогического процесса на этой кафедре выступит новое качество: здоровье и образ жизни, мера познания и информированности, уровень культуры студента.

Центр спортивно-оздоровительной технологии обеспечивает функциональную диагностику и методические рекомендации по здоровому образу жизни и профилактике заболеваний, проведение этапных тестирований студентов. После сдачи на 4 курсе экзамена по учебной дисциплине «физическая культура» каждому универсанту будет вручаться Паспорт здоровья. Разработанная на кафедре программа «Здоровье» предполагает организационную деятельность с целью расширения возможностей целенаправленного воздействия средств физической культуры на здоровье и использование современных оздоровительных технологий, на формирование здорового образа жизни студентов и сотрудников университета.

Спортивный клуб в перечень задач своего назначения включает: спортивно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу для абитуриентов, студентов, аспирантов, сотрудников университета-членов спортивного клуба, а также всех желающих граждан, вступивших в спортивный клуб; подготовка и проведение соревнований, спартакиады университета; подготовка и участие студентов-спортсменов университета в городских, всероссийских и международных соревнованиях; возрождение международного обмена между спортивными командами университетов Европы; обеспечение лучших спортсменов формой, питанием и прочим; организацию материальной поддержки физкультурно-спортивным структурам университета и спортсменам-ветеранам; содействие в развитии спортивного движения и так далее.

В деятельности спортивного клуба вуза нефизкультурного профиля приоритетным и основным является не принцип профилактики на словах давно известных бичей молодежи, таких как социальная пассивность, алкоголизм, наркомания, а принцип создания здоровой социально-культурной атмосферы в молодежных кругах, она должна стать основой возрождения и развития массового студенческого спорта, а вовлечение в этот процесс сотрудников университета и членов их семей может не только радикально изменить отношение к физкультурной активности, но и в целом возродить корпоративный (университетский) дух и спортивный стиль жизнедеятельности.

В спортивном клубе совместными усилиями с преподавателями кафедр ФФК необходимо подготовить программу рекреационной физической культуры, которая позволит студентам, аспирантам в свободное от учебного процесса время, дополнительно к имеющимся на вооружении ФФК видам спорта, выбрать вид физической активности, которым бы они хотели заниматься. Все занятия в группах спортивного клуба проводятся вне сетки учебных часов факультета. Студенты выбирают одну из программ обучения и приходят на занятия в удобное для них время.

Первокурсники в сентябре посещают учебные занятия по физической культуре на арендованном стадионе, занимаясь легкой атлетикой. С октября первокурсникам разрешено (по их желанию) посещение спортивного клуба с условием, что они сдают все зачетные и контрольные нормативы. Количество тренировочных часов в группах спортивного клуба соответствует или превышает количество учебных часов на кафедрах ФФК в семестр. То есть, студент может посещать как учебные занятия во время сетки учебных часов кафедры согласно расписанию своего факультета, так и группы спортивного клуба. Условие получения зачета по предмету ФК регламентировано учебными программами по видам спорта ФФК. Студентам 2 курса с первых занятий разрешено посещать группы спортивного клуба по согласованию с преподавателями кафедр ФФК.

Занятия в спортклубе проводятся по учебным программам, утвержденным ученым советом ФФК, и при успешной сдаче нормативов засчитываются как занятия по учебной дисциплине «физическая культура». Может возникнуть подозрение, а не заставляем ли мы студентов платить за образование? Это не так. С созданием спортивного клуба у студентов появилась возможность выбора, что очень важно. Это значит, что сегодня студент не должен бегать по территории лыжной базы, если он хочет заниматься, к примеру, лаун-теннисом, к тому же в удобное для него неучебное время. То есть у ребят есть альтернатива традиционным урокам физкультуры. Мы не принуждаем заниматься именно в спортклубе, поскольку есть альтернатива – традиционные «пары» на кафедре. Поэтому студенты, занимающиеся в спортклубе, сдают все необходимые нормативы, как это предусмотрено учебными планами. На мой взгляд, такая система принесет только пользу: с одной стороны, – здоровью студентов (если учебные планы предусматривают занятия физкультурой на первых двух курсах 2 раза в неделю, а на 3–4 – один раз в неделю, то в спортклубе занимаются старшекурсники, желающие заниматься чаще 1 раза в неделю, аспиранты, студенты вечернего и заочного обучения, сотрудники), материальной базе спорта в университете – с другой. Все средства, поступившие на счет спортивного клуба, используются на проведение спортивно-массовой, оздоровительной и спортивной работы, а также на развитие материально-технической базы спортивных сооружений.

Для того чтобы студент мог посещать занятия в группах спортивного клуба, ему необходимо написать заявление о приеме в члены спортивного клуба и заплатить вступительный и членский взносы (членский взнос платится ежемесячно за каждую программу в отдельности). Член спортклуба получает скидки на взносы и право на бесплатное изготовление футболки с логотипом спортивного клуба университета. Членские взносы для студентов не собираются во время каникул (январь, июнь, июль, август).

Еще хотелось бы отметить, что создание спортклуба закладывает систему спортивных клубов западного образца. Ведь там любой университетский городок чуть ли не наполовину состоит из спортивных площадок. Когда и у нас будет так, тогда мы почувствуем, наконец, что физическая культура занимает соответствующее место и в нашей университетской жизни.

Данная программа совершенствования структуры университета дает возможность претендовать на грант международной программы сотрудничества в сфере высшего образования ТЕМПУС.  

А.М.Леонтюк,
доцент кафедры физической культуры
и спорта, кандидат философских наук Фото

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2003 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков