Санкт-Петербургский университет
    1   2   3   4 - 5   6 - 7 
    8 - 9  10-11 12  С / В
   13-14  15-16  17 С / В
   18  19  20  21  22 - 23
   24 - 25  С / В   26  27
   28 - 29 30 
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 17(3641), 13 июня 2003 года
точка зрения

Университет – это хранитель единства знания



Универсанты –
о проекте «Стратегии развития Санкт-Петербургского государственного университета на период до 2012 года»

В № 13–14 журнала «СПбУ» был напечатан проект «Стратегии развития университета до 2012 года». Тогда же мы предложили нашим читателям принять участие в обсуждении этого документа. Первые отклики говорят о том, что нет равнодушных, когда речь идет о будущем образования и науки в нашем университете. Критические замечания, содержащиеся в откликах, свидетельствуют об искреннем желании универсантов сделать «стратегию развития Санкт-Петербургского государственного университета на период до 2012 года» по-настоящему университетским , продуманным и действенным документом.

Уточним Миссию

Профессор Константин Семенович Пигров, заведующий кафедрой социальной философии и философии истории философского факультета СПбГУ:

– Несколько лет назад я участвовал в разработке проекта Устава СПбГУ. И поэтому “Стратегия развития университета” представляет для меня особый интерес. В целом она производит хорошее впечатление. Это универсальная и конкретная программа жизнедеятельности университета на 10 лет.

Но вот в отношении миссии Санкт-Петербургского государственного университета мне хотелось бы внести некоторые добавления. Прежде всего, стоит подчеркнуть, что университет – это хранитель единства знания, которое в современном мире, увы, распалось на отдельные дисциплины, не находящие порой общего языка для сообщения друг с другом. Обеспечить единство социальных, гуманитарных и естественных наук – вот одна из фундаментальных миссий университета. Для этого необходима, с одной стороны, гуманитаризация точного знания, а, с другой стороны, проникновение идей и методов естественных наук в гуманитарную сферу знания.

Необходимо подчеркнуть, что университет является культурным центром Санкт-Петербурга и России. Нужно обозначить диалог науки и Русской Православной церкви. В Петербурге есть Александро-Невская Лавра, есть Духовная академия – и есть университет. Мы развиваемся не в одиночестве, а в единстве, наука и вера не противоречат друг другу... Необходим также диалог университета с художественными институтами, музеями, театрами, Филармонией. Культура и наука тоже развиваются в едином русле.

На мой взгляд, очень важен девиз университета, который не нашел пока отражения в “Стратегии...”. А это желательно подчеркнуть в таком программном документе, чтобы сотрудники университета чувствовали себя защищенными. Это касается и студентов (у которых возникают порой нелады с военкоматом), и престарелых профессоров (которых не должны выгонять на улицу, если они желают продолжать работать в университете). В университетском девизе “Hic tuta perennat” заключена великая гуманистическая идея. Она реализуется на практике, университет защищает своих сотрудников, и это хорошо. Вспомним: ведь еще в средние века университеты были той “крепостью”, которая защищала. И сегодня это чувство важно поддерживать: ведь если университет меня защищает, то и за него – горой, и я его не предам...

И естественно, университет – это лучший вуз в Петербурге для людей, которые хотели бы жить духовной жизнью. И если молодой человек выбирает, где он найдет наилучшие возможности для развития, прежде всего он обратит внимание на университет. 

Записал Евгений Голубев

На двух страницах не скажешь обо всем

Ирина Николаевна Гагаринова, начальник отдела социальной защиты:

– Рядовому универсанту правильно прочитать этот документ будет непросто. Для него этот текст – набор лозунгов и тезисов, в которых говорится обо всем и, как это ни парадоксально, ни о чем. Каким образом стратегия развития такого крупного университета может состоять всего из двух страничек! Насколько мне известно, на этапе разработки этот документ был гораздо объемнее. И каждый из пунктов, приведенных в журнальном варианте, ранее был расписан конкретно и подробно.

В пункте 6.1 упоминаются три составляющие системы выплат, одна из которых – социальные выплаты. Какие именно? Это непонятно.

Пункт 6.2, о Положении о дифференциации в оплате труда преподавателей и сотрудников в зависимости от результатов их производственной деятельности. Кто и по каким критериям будет оценивать эти результаты?

Пункт 6.3, об инвестициях. Сегодня мы не получаем никаких инвестиций и неизвестно, кто будет – и будет ли? – нам их направлять.

Пункт 5.4 и вовсе вызывает недоумение. Здесь говорится о «разработке и реализации концепции единого консолидированного бюджета, обеспечении прозрачности бюджетного процесса». Сразу возникает логичный вопрос: какой же тогда у нас сейчас бюджет? Ведь по закону он и обязан быть «прозрачным» и «единым», а не каким-нибудь «теневым» и «раздробленным». «Прозрачность бюджета»… Перед кем?

Я считаю, что на сегодняшний день хорошо зарабатывающие факультеты имеют большое количество платных студентов во многом благодаря марке университета. Ведь люди идут учиться в университет, а не на отдельно взятый факультет. Если отнять у них марку университета, что останется? Да, они централизованно отчисляют 17 процентов в общий бюджет, но это проблемы не решает. У нас абсолютно искривленное представление о независимости и самостоятельности факультетов. Деньги зарабатывает университет, и распределять их должен университет, в соответствии с установленной стратегией развития, направленной на объединение учебного и научного процессов. Сегодня сотрудникам с одинаковой категорией один факультет платит, условно говоря, тысячу долларов, а другой – две тысячи рублей. Оплата труда на всех факультетах и в НИИ должна быть единообразной, достойной, без «пиков» и «падений». Если декан распределяет фонд зарплат по своему усмотрению, становится возможным влияние декана на ученый совет факультета.

Перебороть ситуацию, при которой каждый факультет отстаивает свои финансовые интересы, очень трудно. Но иначе небогатым факультетам выживать будет все сложнее, и развивать социальную сферу в масштабах всего университета станет практически невозможно. 

Записала Венера Галеева

Самое важное осталось ненаписанным

Иосиф Владимирович Романовский, профессор, заслуженный деятель науки РФ:

– Я восхищен Стратегией развития и с грустью признаю, что сам писать таких документов так и не научился.

Мне особенно понравились пункты раздела 4, особенно то, что не забыта Научная библиотека. Впрочем, здесь меня немного настораживает фраза о создании компьютерной сети, охватывающей все библиотеки университета. Мне казалось, что речь должна бы идти отдельно о компьютерной сети университета и отдельно о полноценном участии библиотек в этой сети. А кроме того, очень важным должно быть участие университета в создании и использовании мировых компьютерных информационных ресурсов, хотя в документе такого уровня многие важные детали, разумеется, опущены.

Если говорить об издательской деятельности, мне кажется, что работу издательства нужно реорганизовывать с учетом новых ресурсов не только экономических, но и технических.

Казалось бы, самое важное, что мне хочется добавить, должно сейчас придти в голову каждому универсанту. Мы празднуем 300-летие великого города. Наш университет – далеко не последнее среди его сокровищ. Стратегия развития должна не только подразумевать это обстоятельство, но и явным образом подчеркивать его, планируя дальнейшее развитие многообразных связей Санкт-Петербурга со своим главным университетом. Не знаю, нужно ли перечислять? Надеюсь, что такие связи сами собой подразумеваются. Но мне кажется невозможным, чтобы во всем документе город Санкт-Петербург a per se не был ни разу назван. 

Записала Венера Галеева

Студенты предоставлены сами себе

Алена Соколова, студентка исторического факультета:

– Если наш университет претендует на то, чтобы занимать первое место в табели о рангах среди вузов России, то, безусловно, университету нужен собственный стандарт высшего образования, требования которого были бы выше министерских (пункт 2.1.) Пока же, несмотря на заверения руководства университета, качество образования зачастую оставляет желать лучшего. Абсолютно не развита система контроля этого качества. По сути дела, студенты предоставлены сами себе. За исключением общих лекций (опять же не всегда высокого уровня), факультет не предлагает своим студентам каких-либо специальных занятий. Семинары проводятся в основном «для галочки». Интерес в том, чтобы слушать подготовленные за одну ночь доклады своих однокурсников, прямо скажем, – небольшой. А больше времени у студентов просто нет. Им приходится распылять силы на многочисленные общеобразовательные предметы, не дающие для развития практически ничего. Конечно, можно говорить после, что я-де «прослушал курс» социологии или философии, но ведь это фикция! Физически невозможно хорошо изучить десять-двенадцать предметов за семестр. Все оканчивается сдачей легковесного реферата и очередным проставлением «галочки». Наконец, сама система проверки знаний, на мой взгляд, заранее скомпрометирована. Оценка работы студента в течение целого семестра выводится только на основании результата экзамена, а последний во многом зависит от предыдущих отметок в зачетной книжке. Если первокурсник получил тройку в первой сессии, то избавиться от реноме «троечника» в дальнейшем ему будет очень непросто. Поэтому необходимость «зачетки» для объективной оценки деятельности студента, мягко говоря, спорна. Таким образом, эти и многие другие замечания студентов стоило бы учесть при разработке специального университетского стандарта образования.  

Записал Игорь Макаров

Нужно обеспечить безопасность иностранных студентов

Аристид Мбайрам (Республика Чад), чернокожий студент факультета журналистики:

– Если, согласно стратегии развития университета, одной из перспективных задач признано «увеличение доли студентов-иностранцев в общей численности обучающихся в СПбГУ» (пункт 2.4.), на мой взгляд, нужно обеспечить безопасность приезжих. За четыре года учебы в России и я сам, и многие мои друзья сталкивались и со скинхедами, и с грабителями, и просто с презрительным к себе отношением. Далеко за примером ходить не надо. Каждый день рождения Ленина или Гитлера мы не выходим из дома. Бритоголовые ждут нас прямо у выхода из общежития, открыто «дежуря» перед тремя корпусами студенческого городка на Кораблестроителей. То же самое происходит по всему городу в дни, когда играет «Зенит». Вообще любой городской праздник чреват для иностранцев большими неприятностями. Вот и в течение юбилейных торжеств, посвященных трехсотлетию Петербурга, не только я, но и все мои друзья на улице не показывались. Это очень больная тема, и пока что подобный имидж «культурной столицы» России отнюдь не привлекает сюда студентов из-за рубежа. Во-вторых, неплохо было бы улучшить и сами условия проживания студентов. Сегодня всего-навсего приличные комнаты в «гостиничном комплексе» студгородка обходятся их съемщикам в 15 долларов в день, то есть дороже, чем номера в отдельных гостиницах города. Кроме того, в большинстве стран мира студенты вне зависимости от гражданства имеют равные скидки на проезд в транспорте или при покупке билетов в музей. В Петербурге же это правило, к сожалению, не действует. Например, если реальная стоимость единого проездного билета – 150 рублей (русские студенты платят 75), то я готов был бы платить даже эту сумму, но мне как иностранцу этого никто не разрешает. Наконец, в ходе учебного процесса можно было бы организовать лекции на иностранных языках или же просто подготовить основное содержание, резюме самых значительных авторских курсов на английском. Студенту, имеющему под рукой подобный текст, слушать саму лекцию на русском было бы не только проще, но и намного полезнее в плане освоения языка.  

Записал Игорь Макаров

Подумали и об учебе, и о здоровье

Наташа Андреева, студентка факультета социологии, 4 курс:

– Я считаю, что пункт 4.1, про библиотеки и единую компьтерную сеть в них, это просто классно придумали! Обычно, если нужна какая-то книжка, а ее нет на твоем факультете (честно говоря, в факультетских библиотеках вообще мало чего есть), то надо ехать в «Горьковку», тратить время на дорогу, заказывать, потом опять ехать, а если будет единая сеть, то, наверное, все станет проще. Исчезнут очереди в библиотеках, и вообще никаких таких проблем не будет.

Пункт 4.3 об издательской деятельности я не совсем поняла, что имеется в виду. Хорошо бы стали выпускать методички, содержащие краткий курс лекций по разным предметам!

Насчет пункта 2.4 я целиком за. Если будут чаще читать лекции на иностранных языках, то мы получим сразу два в одном: язык и специальность. Есть очень много студентов, которые с удовольствием посещали бы эти лекции.

Что касется сервисной инфраструктуры (пункт 4.4.), если это не пустые слова и действительно построят спортивный комплекс, то это будет великолепно. Так часто хочется куда-нибудь пойти, а все кругом дорого! То же самое касается лечебно-профилактического комплекса – если качество там будет нормальное, все будут там лечиться и подвергаться профилактике. Наше здоровье – это не менее важно, чем наша учеба!  

Записала Ника Шерман

Студента надо поощрять и словом, и делом

Лия Кабищер, выпускница филологического факультета ЛГУ 1967 года (английское отделение):

– Мне было очень интересно узнать о том, как развивается мой университет, и какие у него есть перспективы. Я считаю, что мне очень повезло учиться именно в этом учебном заведении, сохраняющем свои лучшие традиции и непрерывно развивающемся, совершенствующемся, невзирая на трудности многочисленных переходных периодов.

Сейчас я живу в Германии, где так же, как во многих других странах, дипломы советских и российских вузов почти не подтверждаются. А если подтверждаются, то с бесконечной бюрократической волокитой и только избранных вузов. Мой диплом ЛГУ был подтверждён удивительно быстро и безоговорочно. Это – свидетельство престижности СПбГУ в мире!

О Проекте. Мне он понравился, и я его полностью поддерживаю.

Прочитав пункты Проекта о модернизации материально-технической базы и об информатизации учебного процесса, я сразу вспомнила нашу допотопную лингафонную лабораторию, которая считалась верхом совершенства. Но я хочу добавить, что в 60-е годы английский язык не был так необходим и популярен, как сейчас. Для нас каждая новая книга в оригинале, каждая встреча с носителем языка были событиями, которые потом долго обсуждали и с удовольствием вспоминали. Английскому нас обучали потрясающие преподаватели (Амосова, Славина, Каневская, Поздранкова и другие), а ведь большинство из них никогда не были в англоязычных странах! Об этом тогда никто не смел мечтать, лишь избранные. Сейчас, в этом смысле, – благодатное время, и поэтому, мне кажется, было бы особенно актуально обратить усиленное внимание на иностранные языки. Это могло бы быть, например, введение на разных факультетах расширенных курсов английского и других языков для лучшей интеграции в общеевропейскую систему образования.

Что касается пунктов о социальной политике, то она, на мой взгляд, непосредственно связана с учебным процессом. Посему дифференцированный подход должен быть, как к преподавателю, так и к студенту. Фиксированная зарплата – порождение социалистической системы, где та самая гребёнка всех причёсывает одинаково, – должна остаться в прошлом. А студентов следует поощрять и словом, и делом. Ведь результатом деятельности преподавателя, вложившего всего себя в свой предмет, является достигший высокого творческого уровня студент, который в будущем обогатит отечественную науку. 

Записала Ника Шерман

Истинная цель – привить человеку любовь к мудрости

Андрей Аствацатуров, филологический факультет, доцент кафедры истории зарубежных литератур:

– Некоторая ориентация современного российского университета на требования времени и рынка кажется мне не вполне верной. Я придерживаюсь иного взгляда на образование. Существует множество моделей образования, в частности, консервативная, либеральная, и та, что была принята в СССР, то есть радикальная. Жестко-репрессивный политический режим всегда заставляет образовательные структуры обслуживать свои сиюминутные потребности. В тридцатые годы, когда страна лихорадочно индустриализировалась, власти необходима была наука, ориентированная на практическую пользу. Фундаментальная наука в такой ситуации объявляется чем-то второстепенным. Впрочем, даже в 30-е годы власть ею так не пренебрегала, как пренебрегает сейчас. В программе, все положения которой я искренне разделяю, цель образования обозначена как «духовное развитие личности». Однако в действительности дело обстоит гораздо сложнее. Общая направленность университетского образования (я могу говорить только о филологическом факультете) в целом со всей очевидностью преследует функциональный характер. Идея полезности образования становится приоритетной. И об этом говорят, как о каком-то значительном достижении. Вопрос, который задают, это вопрос не о «духовном развитии человека», как говорится в программе, а вопрос, куда пойдет работать выпускник. А «духовное развитие» отодвигается на второй план. Нет, о нем не забывают, но оно не является ПРИОРИТЕТНЫМ. Человека стремятся сделать не мудрым, не свободным, не «духовно развитым», а полезным. Но Академия или Университет ни в коем случае не должны обслуживать сиюминутные потребности политического режима. Я не призываю изолировать их от жизни. Но для меня, может, это и пафосно звучит, истинная цель университетского образования заключается в том, чтобы привить человеку любовь к мудрости. Именно это позволит сформировать свободную личность, способную мыслить самостоятельно, а не человека-функцию, натасканного секретаря-референта с продвинутым знанием иностранных языков и с вечным вопросом в глазах «чего изволите?».

Даже если говорить с позиции потенциальной востребованности выпускника университета (а об этом надо обязательно говорить), то стратегия каждого факультета должна быть связана в первую очередь с духовной жизнью общества. С какой стати филфаку ориентироваться на пространство бизнеса? Бизнес, куда уходит работать 90 процентов наших выпускников, к филологии не имеет никакого отношения. Когда речь заходит о том, куда пойдут наши выпускники, нужно думать не о бизнесе, а о гуманитарном пространстве, о журналах, газетах, издательствах, вузах.

Мы на своей кафедре учим литературе. Сразу возникает вопрос, кем станут наши студенты. Да хоть литературными критиками! Труд критика достаточно творческий и, кстати, не так уж плохо оплачиваемый. В них потребность не меньшая, чем в переводчиках. Я сотрудничаю с московскими и питерскими журналами и издательствами. И им часто не найти критиков или рецензентов. Их работа поручается иногда случайным людям, зачастую не имеющим даже филологического образования.

Не каждый выпускник филфака обязан быть Лотманом, но каждый должен худо-бедно уметь написать рецензию. К сожалению, на сегодняшний день подавляющее большинство выпускников филфака сделать это не в состоянии.

Я сторонник иных стратегий образования.

Мне не нравится, что нами обслуживается рынок, и не самый хороший рынок, рынок полукриминальный. Университет не должен ориентироваться на сиюминутные потребности власти. Курс на «полезность», и полезность неверно понятую, может привести к снижению уровня преподавания. Если эта тенденция будет дальше преобладать, а она преобладает последние 50 лет, то все закончится печально. Университету не будут требоваться великие ученые, им попросту будет нечего дать студентам, они лишь внесут суматоху в их тщательно продуманную функциональную жизнь. Для преподавания гораздо лучше подойдет просто средний профессионал, легко заменяемый другим точно таким же.  

Записала Венера Галеева

Экономия на книгах недопустима

Н.Г.Мацнева, зав. библиотекой юридического факультета СПбГУ, лауреат Премии Президента Российской Федерации в области образования за 2001 год:

– Опубликованный проект «Стратегии развития СПбГУ на период до 2012 года» является важным шагом в перспективном планировании развития университета. В целом документ охватывает, на мой взгляд, основные направления совершенствования деятельности университета. Пункт 4.1 посвящен развитию Научной библиотеки им.М.Горького. Создание подлинно современной научной библиотеки – одна из главных задач, стоящих перед университетом. НБ им. М.Горького является одним из крупнейших в стране хранилищ научной информации. К сожалению, в настоящее время библиотека не может предоставить читателям нормальные условия пользования этой информацией. Библиотека находится в трудном положении в связи с отсутствием нормальных книгохранилищ, читальных залов, необходимой компьютерной и другой техники. Следует обратить внимание на отраслевые отделы НБ им. М.Горького – библиотеки факультетов. Многие из них находятся в крайне сложном положении, а ведь подавляющее большинство студентов пользуются, в основном, факультетскими библиотеками. Научная библиотека крайне нуждается в современно оборудованных помещениях достаточной площади и в технической модернизации. Необходимо проведение электронной рекаталогизации фонда, внедрение компьютерного учета и компьютерной системы книговыдачи, диджитализации наиболее ценной части фонда. И уж конечно, библиотека – это, прежде всего, книги (печатные и электронные). Экономия на книгах и научных журналах недопустима. Неполнота комплектования очень трудно восполняется, а иногда пробел вообще невозможно восполнить. Мне кажется, что первым шагом на пути модернизации должно быть создание и утверждение конкретной комплексной программы развития и модернизации, охватывающей все стороны деятельности Научной библиотеки СПбГУ, включая деятельность библиотек факультетов. Комплексная программа позволит не только планомерно осуществлять необходимые изменения, но и даст возможность определить очередность осуществления работ с учетом имеющихся материальных и организационных возможностей. Предлагаю внести изменение в формулировку п.4.1, изложив его следующим образом: «Создать и реализовать комплексную программу развития и модернизации Научной библиотеки СПбГУ на основе использования информационных технологий», далее по тексту. Разработка и широкое открытое обсуждение программы развития Научной библиотеки привлечет внимание к этой проблеме широкой научной и студенческой общественности и явится основой для соответствующего формирования расходной части бюджета университета на предстоящие годы.  

Записала Ирина Словцова

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2003 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков