Санкт-Петербургский университет
    1   2   3   4 - 5   6 - 7 
    8 - 9  10-11 12  С / В
   13-14  15-16  17 С / В
   18  19  20  21  22 - 23
   24 - 25  С / В   26  27
   28 - 29 30 
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 15-16 (3639-3640), 26 мая 2003 года
школа для гражданина

Современное студенчество:
инновационные подходы к обучению

В наше время из осознания потребности общества в хорошо образованных людях приходит понимание важности поддержки и воспитания студенчества. Студенту необходимо научиться реализовывать свой индивидуальный потенциал, принимать на себя ответственность за научные решения, повышать свою общую и специальную компетенцию. Между тем пока студенты ориентированы лишь на приобретение теоретических знаний, получение диплома и статуса специалиста, остальное откладывается на дальнейшие годы. В связи с этим сегодня дискутируется вопрос о восстановлении и усилении традиционной организованности студентов в многообразных формах студенческих объединений (союзы студентов, научные студенческие общества и др.).

Зовут меня Практикой...

Зовут меня Практикой...

Санкт-Петербургский государственный университет изначально создавался как образцовая школа не только научной мысли, но и общественной деятельности; в его стенах формировалось научное сообщество, реализующее высокую гражданскую позицию – служение народу России, поэтому и сегодня в его стенах обращается пристальное внимание на становление студентов, их научное и нравственное воспитание.

Задача воспитания будущих специалистов через профессиональную подготовку особенно важна для высших образовательных учреждений социального профиля, на которые возлагается ответственность за реализацию государственной политики в профилактике асоциальных явлений в подростковой и студенческой среде.

Ректор СПбГУ Л.А.Вербицкая, учитывая, что факультет социологии СПбГУ помимо образования уделяет особое внимание ориентации студентов на массовую работу с населением, поддержала идеи, развивающие внедрение практико-ориентированных методов обучения.

В мае 2002 г. работа со студенчеством в стенах университета получила новое оформление: на факультете социологии создан Центр научно-практической социальной работы и студенческих инициатив, рассчитанный в первую очередь на студентов отделения социальной работы. Центр сотрудничает как с государственными, так и с негосударственными организациями города, работающими в социальной сфере.

Основная задача Центра заключается в реализации потенциала студентов еще в период обучения путем расширения научно-практической сферы применения их знаний в социально ориентированных проектах. Особое внимание к организации практики в учебном процессе объясняется необходимостью высокого уровня профессионального мастерства социального работника при работе с различными группами населения.

...а это сестра моя – Теория.

...а это сестра моя – Теория.

27 ноября 2002 г. Центром при поддержке и участии ректора Л.А.Вербицкой была подготовлена и проведена встреча студентов факультета социологии с первым заместителем министра труда и социального развития Российской Федерации Галиной Николаевной Кареловой (ныне вице-премьер правительства РФ по социальным вопросам). Тема встречи: «Социальная политика в области защиты семьи и детей. Роль студенческих инициатив в решении социальных проблем». В рамках встречи Г.Н.Кареловой была подготовлена специальная лекция для студентов, в которой были отражены последние статистические данные и программные установки правительства в области реализации государственной социальной политики. Студентами была представлена программа «Студенческие инициативы – безнадзорным детям и подросткам Санкт-Петербурга», реализуемая на базе Центра научно-практической социальной работы и студенческих инициатив факультета социологии СПбГУ.

Не случайно именно в рамках этой встречи студенты вручили Людмиле Алексеевне Вербицкой сказочную версию истории создания Центра научно-практической социальной работы и студенческих инициатив, с искренним выражением благодарности в следующем посвящении: «Горячо любимому ректору…».

 

СПбГУ. Факультет социологии.
Центр научно-практической социальной работы и студенческих инициатив.
История создания: сказочная версия

В недавние дни довелось жителям Санкт-Петербурга увидеть в Центральном районе его двух дам необычайной наружности. У Смольного собора, рядом со входом на социологический факультет, у крыльца расписного стояли они, друг от друга отвернувшись. Одна в летах, интеллигентная, в очках, хотя и они ее внешность не портили, с книгой в руках, а корешок с позолотой, только надписи не разобрать. Вторая моложе, почти юная, красивая, живая, пейзажем вечерним любуется, нетерпеливо на часы поглядывает. Вроде бы обе ждут кого-то. А необычны они были тем, что как посмотришь на них, кажется, что лет им много-много, и что живут они давным-давно, с тех времен, когда еще живы были наши деды и прадеды, и еще тем, что когда поближе к ним подойдешь, все знания, что есть, все, что когда-то учил, вспоминается и в стройную систему выстраивается. Вот зеваки, в том числе из числа студентов, их и заприметили. Наблюдают: что, дескать, происходит.

А это Фея в розовом платье.

А это Фея в розовом платье.

Спустя некоторое время подошли к дверям факультета несколько женщин – похоже, сотрудниц. И одна из дам, которая помладше, к ним обращаясь, говорит: «Мы ведь вас ждем, уважаемые леди, зовут меня Практикой, а рядом сестра моя – Теория, сегодня были мы у Университета, покровителя нашего, на приеме, жаловались, что разлад между нами, так он нас к вам отрекомендовал…». И вошли все вместе на факультет, только одно успели наблюдающие горожане заметить, что на корешке той книги, что старшая из дам в руках держала, было написано «социальная работа». А надо сказать, что именно на факультете социологии и учили студентов этой науке.

О чем речь шла меж нашими персонажами дальше, никому из тех, кто пытался подслушать или подсмотреть, узнать не удалось, да и мы не ведаем. А знаем только, что те дамы, с которыми Теория и Практика беседовали, были: преподаватель кафедры теории и практики социальной работы, студентка с той же кафедры, психолог, преподаватель по совместительству и даже бывший сотрудник администрации города.

Далее долго ли коротко время шло, сколько раз день сменял ночь, – того мы не скажем, а скажем, что вскоре на факультете произошло еще одно странное событие.

В один день солнечный, весенний встретились те самые леди с феей – произошло то все как будто и случайно, на первый взгляд. Пришла женщина, вроде как и все другие, только в одеянии необычном, как из старых сказок, платье длинное – до полу, на плечи накидка расписная наброшена, ручной работы, и на плече сумочка. «Здравствуйте, – сказала, – наслышана я про вас от добрых коллег и соседей ваших, пришла спасибо сказать, да помочь, чем могу, потому как все, что делаете, и в моих интересах. Знаю, что вы с моими подругами, Теорией и Практикой, побеседовав, многое обдумали. И совет мой таков: идите теперь к батюшке Университету, да просите поддержки в ваших начинаниях, уж он будет рад. Словам моим не удивляйтесь, моя работа – общественным наукам покровительствовать, я ведь часто у вас появляюсь, всем делам нужным, что по моей части, помогаю». И уже в дверях, обернувшись: «Увидимся еще», – обронила.

Батюшка Университет, господин видный, ученый...

Батюшка Университет, господин видный, ученый...

А задумали они создать вот что – Учебный центр, да такой, чтобы и науку, и практику социальной работы соединил, и студентам помог, и всем тем, кто в социальной поддержке нуждается – кому что надобно, – а особенно положили детям помогать – ведь и Центр сам будет еще молоденьким, хоть и статным – и детство свое вспомнит, и ребят малых поймет.

Посудили-порядили, да и заключили, что надо всем вместе к батюшке Университету идти – как фея сказала, – советоваться и поддержки просить. Он господин видный, ученый, всегда доброе подскажет, да и не начать такое дело без него. Принял батюшка Университет в своем дворце, дворец тот на Васильевском острове еще в давние времена отстроили – красавец, и во дворце том книг ученых хранится видимо-невидимо, и говорят, что все их и за десять жизней прочесть нельзя. Хотя сам он, как вам любой студент сообщит, прочел, а как же иначе.

«Да, – говорит, – ждал вас. Знаю давно, что придете. Взялись вы за дело хорошее, предчувствую добрый результат, однако хвалить прежде времени не буду – постарайтесь, поработайте. Творите – словом, делом, мудрым советом. И тогда Центр наш и родится, и господину факультету в помощь, и изучающим науки общественные на радость».

Обрадованные, они начали работать, и пошло дело – многие студенты стали помогать – были и из числа тех, кто сестер Теорию и Практику в самый первый день видел. Им ведь всячески хотелось помочь помириться – такими они были приятными и симпатичными.

Правда, суета поднялась поначалу – ни в сказке сказать, ни пером описать, – все вокруг заохали, заахали: чем занимаются – толком непонятно, и с чего, и почему – неясно тоже. А в работе-то, представьте себе, то там сядут, то сям, шумят, чуть не песни поют – мешают. А то еще в неурочное время соберутся, а то и к себе пригласят – только, представьте, отдохнуть спокойно, кофейку попить соберешься, а эта компания тут как тут. А студентам каково – и так зачеты, лекции, семинары, рефераты, а вдруг собственные однокурсники еще про какой-то новый Центр рассказывают – так было в первое время.

Мало-помалу попривыкли все, и сами пришли, и помогать стали, и всячески содействовать. За что вам от всех наших сказочных героев благодарность – ведь иначе могло ничего и не получиться, такой уж и в Жизни, и в Сказке закон – общее дело быстрее спорится.

А потом… Потом на факультете появился Центр – молодой, галантный, с лица красавец, статный, добрый и вежливый. И одним из первых подарков ему от батюшки Университета была новая одежа – розовый кафтан с окантовкою – да не простой, а обладающий свойством чудесным: был он создающим тепло и уют домашний, да создающим мир и лад, только кто нехорошее что сказать задумает, тут же и язык прикусит – вот так то.

А новоселье справляли во дворце – том самом. Много народу в гости пригласили, и нет-нет, да и покажется, что женщина та – фея, в длинном розово-золотистом платье пропорхнула, то будто Теория и Практика прошли, наконец-то за руки держась и улыбаясь.

* * *

На настоящий момент 97 студентов с первого по пятый курсов факультета социологии в рамках работы Центра приняли участие в тех или иных видах деятельности, социально значимых проектах.

А потом на факультете появился Центр – молодой, галантный, с лица красавец...

А потом на факультете появился Центр – молодой, галантный, с лица красавец...

Основная тематика занятий студентов в Центре – работа с семьей и детьми, практическая деятельность преимущественно направлена на профилактику асоциальных явлений в семье. Социально-педагогическая деятельность в ее непосредственной направленности на человека всегда оказывала и оказывает существенное влияние на формирование нравственных ориентаций молодежи. Поэтому именно наше прогрессивное студенчество может сыграть роль наставника для подрастающего поколения, положительно повлиять на духовное развитие детей и исключить из их жизни беспризорность. Помимо этого, данные навыки важны для профессионального и личностного роста студентов.

В связи с усилением роли профилактики в государственной политике по отношению к крайне неблагоприятной ситуации в подростковой среде студентами и специалистами Центра разработана и в настоящее время внедряется программа «Студенческие инициативы – безнадзорным детям и подросткам Санкт-Петербурга». Девиз программы: «Студенты – детям, государство – студентам». Программа реализуется на базе различных социальных учреждений и организаций Санкт-Петербурга (государственных и негосударственных). Студенты факультета уже участвовали в работе таких структур, как подразделения по делам несовершеннолетних (ПДН) УВД Санкт-Петербурга, социально-правовые отделы муниципальных образований, общеобразовательные школы, школы-интернаты, детские дома, социально-реабилитационные центры, общественные благотворительные организации города, работающие с детьми и семьями группы риска.

В 2002–2003 гг. Центром реализовывалась программа Международной организации труда (МОТ) «Уличные дети Санкт-Петербурга». В процессе работы мы ощущали постоянное внимание и поддержку Регионального координатора МОТ по проблеме детского труда в Восточной Европе и Средней Азии Клауса Гюнтера, университет надеется и на дальнейшее плодотворное сотрудничество с МОТ.

Сегодня студенты под руководством специалистов продолжают работу с семьями и детьми, находящимися в сложной жизненной ситуации или социально-опасном положении – в рамках практики или на волонтерской основе. 24 студента стали авторами научных публикаций по социальной тематике, многие направили заявки на конкурс студенческих проектов, объявленный Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

В рамках сотрудничества с Министерством труда и социальной защиты и с Министерством образования РФ для достижения поставленных в рамках встречи от 27 ноября задач по распространению указанного опыта и обеспечению практической занятости студентов в сфере их профессиональной деятельности предложено: 1 - реализовать идею конкурса студенческих проектов; 2 - придать Центру научно-практической социальной работы и студенческих инициатив факультета социологии СПбГУ статус федеральной экспериментальной площадки с организацией практической базы в виде приюта для безнадзорных детей.

Подобная организация деятельности студентов позволит им еще в процессе обучения приобрести навыки практической работы и увидеть свою профессиональную перспективу.  

Е.А.Воронова, С.А.Васильева, Д.Б.Одинцова, В.Е.Смирнова,
сотрудники Центра

Рисунки предоставлены авторами материала

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2003 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков