Санкт-Петербургский университет
    1   2   3   4 - 5   6 - 7 
    8 - 9  10-11 12  С / В
   13-14  15-16  17 С / В
   18  19  20  21  22 - 23
   24 - 25  С / В   26  27
   28 - 29 30 
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 15-16 (3639-3640), 26 мая 2003 года
детская комната

Галопом по Европам

Началось всё с путаницы. Целую неделю Маргарита старалась — сочиняла по-французски стихи про Париж. А когда отдала учительнице, оказалось, что... стихи нужны, но про Петербург, к 300-летию. Чего-то она не то услышала. Но процесс пошел... Про Питер она тоже сочинила, и тоже по-французски. И в этом самом процессе ну очень напряженного творчества девочку осенило: «Напишу-ка я стихи обо всех европейских столицах – на языке их жителей!..» Благо, две столицы уже охвачено... Мы с супругой прикинули, сколько в Европе стран (а языков ведь еще больше), но отговаривать дочь не стали. Вот, говорю, здорово – заодно и языки подтянешь, а то я не всегда понимаю, на каком языке ты говоришь, уча уроки – по-французски или уже по-английски...

Полдня она изучала путеводитель по Афинам, радуясь, насколько греческие буквы похожи на наши – или, наоборот, наши на греческие. Чуть позже, после недолгих размышлений, Маргарита прежнюю идею отложила – и решила составить огроме-е-енное стихотворение, где француз, англичанин, грек, испанец и немец (ее любимые народы) говорили бы о своих странах и о Европе, каждый по-своему. Понемножку, по две строки, но грек по-гречески, француз – по-французски и так далее по принципу «всяк кулик свое болото хвалит». Уже легче – одну фразу (хоть и в стихах) сочинить можно. Тут же выплыл вопрос: а что они скажут? Какое у них мнение о родной части света?.. Так, step by step, и возникла идея опроса – узнать характер европейцев (пока – с нашей точки зрения, а потом рванем по Европам, если сыщем богатенького дядюшку на «Антилопе»...).

Месяц, а то и больше (для нее – сроки немыслимые), Маргарита расспрашивала своих друзей, одноклассников, родственников, знакомых (а также родственников одноклассников и друзей знакомых), студентов и моих коллег по университету – о Европе и ее жителях. В итоге получилась прелюбопытная картинка... Впрочем – судите сами, насколько она вам близка.

Е.Г.

Европа далеко? Европа рядом!..

«В опасное путешествие я бы, в первую очередь, взяла с собой англичан. Люблю Британию – и язык их мне нравится, и литература, и образ мышления... А вот насчет покупок посоветовалась бы с немцами – они прагматичные и основательные...». А вот еще: «Французам втемяшится чего-нибудь в голову, и они придумают, как выбраться с необитаемого острова...» Или: «Русские способны подстраиваться под любой народ и под любую ситуацию...» Так говорили взрослые, школьники, студенты, которым я целый месяц задавала каверзные вопросы. Мне хотелось понять, какими петербуржцы представляют англичан, французов, немцев и других жителей Европы.

Немцы практичные,
а французы веселые...

Словно отвечая на вопросы нашей анкеты (еще в XVIII веке), Михайло Ломоносов заметил, что о любви он будет говорить с итальянцами, а о делах – с немцами... Школьники, студенты и взрослые люди, с которыми я беседовала, с Ломоносовым в принципе согласны. Но кроме того, сообщили мне много интересного и о других народах. Например: «На необитаемый остров я возьму англичан, чтобы узнать – что это такое...», «Шведы не принимают американского, у них все свое...», «В опасное путешествие я бы пригласил итальянцев, потому что они машут руками. Буду надеяться, что по делу...».

Две любопытные детали: во-первых, когда я в школе подходила к одноклассникам и учителям со своей анкетой, они говорили, что им некогда, а вопросы, дескать, трудные, отвечать долго. Но когда я им же звонила домой, то время находилось, а вопросы тут же становились легкими и интересными. А во-вторых, насчет характера народов Европы приходилось спрашивать не прямо, а окольными путями. Например, о путешествиях и жизни на необитаемом острове, о защите и нападениях, о воспитании детей, о покупках и продажах, о днях рождения и прочих пикниках.

В ходе опроса мои собеседники назвали 25 народов – от немцев (они получили 157 голосов), французов (125) и итальянцев (100) до чехов (3), португальцев (2) и цыган (1 голос). Немцы, самые «популярные» в опросе, оказались практичными (так считают 24,2% их сторонников), педантичными (19,1%), умными (17,2%), дисциплинированными (12,1%), надежными (10,8%), бойцами (5,0%) и спокойными (3,2%)... И еще, как отметил один мой собеседник, «они врать не умеют».

Французы, догоняющие их по популярности, – люди веселые и жизнерадостные (46,4% «проголосовавших» за них), сообразительные и творческие (20,8%), галантные, изящные и воспитанные (15,2%), хорошо готовят, но мало едят и любят вино (7,2%)... Затем идут итальянцы – эмоциональные (33%), музыкальные и талантливые (22%), солнечные и приветливые (18%), темпераментные (17%), хорошо готовят (6%)... Да, кстати, именно «с итальянским мафиози надо советоваться насчет покупки или продажи недвижимости» – так предложил самый бесстрашный из опрошенных.

Англичане – благородные и воспитанные (37,1%), рациональные и умные (16,5%), ответственные и работящие (15,5%), дружные и уживчивые (8,2%), смелые и сильные (5,2%)... А к тому же, «все они зануды, но брать их с собой надо, больше некого...», как сказала одна из опрошенных. И особенно «на необитаемый остров, чтобы перевоспитать...», – заметил другой. Испанцы – жизнерадостные и энергичные (33,3%), музыкальные и хорошо танцуют (22,9%), а также страстные (22,9%)... Для сравнения приведу мнение о русских: как выяснилось, мы с вами (представляете?!) находчивые (40%), надежные (25,7%), отзывчивые и душевные (25,7%)...

Скрещенные мечи, компьютер
и песочные часы

Ответы на вопрос «Какой образ у вас возникает при слове «ЕВРОПА»?» были очень разные. И единого образа Европы никак не складывалось. Однако наметились два направления, по которым можно разделить все образы.

Во-первых, это что-то древнее: старинный замок, музей (раньше здесь создавались ценности, а теперь – нет) или средневековый город с булыжными мостовыми и ратушей с часами, картина «Похищение Европы», архитектурный памятник в готическом стиле, собор, костел, Пизанская башня. Во-вторых, символ Европы – это нечто современное: новейшая техника, компьютер, фабрика, лагерь отдыха или просто – евро. И в-третьих, в ответах встречались образы типа «другая цивилизация», «культурная область мира», «экономически развитое государство». Мне кажется, что эти три ветви можно объединить в один «ствол», который связан со временем. Был даже такой образ: «Холм, на котором хорошо думается о времени, и песочные часы на холме (как символ времени)...»

Но есть и другой «ствол», другая группа образов, которая вне времени. Ее можно разделить на две ветви. Во-первых, Европа – это нечто, состоящее из множества частей, пытающихся соединиться. Например, кубик Рубика, гранат или ткань из сотни ниточек, политическая карта, рука с пятью пальцами, семья. А во-вторых, были образы цельные, поэтические: карта, покрытая зеленью и изрезанная дорогами. Скажем: «Обширные большие равнины, леса, озера, красивые пейзажи...» Или: «Уютная маленькая страна», «красота и обеспеченность, как в Париже». Можно и так: «Голубое небо, белые облака, яркое солнце. А внизу – улыбка...» Или: большая розовая капля, театр, воздушный шарик, красивая девушка, зеленая трава, песня. А можно совсем глобально: «Европа – это жизнь...»

Преподаватель вуза объяснила с исторической точки зрения: «Европа – это старинный союз государств, между которыми сейчас развиваются взаимоотношения...» Мнение школьницы было куда более радикальным: «На гербе Европы я бы нарисовала мечи, скрещенные, как серп и молот, компьютер и атомную бомбу...» А мой дедушка-моряк сказал: «Европа всегда слева...» И объяснил: куда бы они ни плыли, Европа всегда была по левому борту. «А когда вы возвращались, она же справа?..» – «Так тогда мы домой идем, причем тут Европа?!»

Одна шестая идеала

В «Женитьбе» Гоголя купеческая дочка вздыхала с тоской: «Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазаровича, да, пожалуй, прибавить к этому еще дородности Ивана Павловича, я бы тогда тотчас же решилась…» Агафье Тихоновне Купердягиной, пожалуй, было куда легче выбрать себе жениха, чем моим собеседникам ответить на труднейший вопрос: «Представьте, что мы создаем ИДЕАЛЬНОГО ЕВРОПЕЙЦА из разных народов Европы. Какие качества и у кого вы возьмете для этого?» Но они блестяще справились с задачей.

Самым идеальным европейцем является француз (за его качества, подходящие для идеального европейца, было отдано 22 % голосов). В том числе назвали: сообразительность (7% голосов), веселость (6%), а также галантность (4%). Однако самое «идеальное» качество – у немца: деловитость, практичность, работоспособность (17 из 19% голосов, отданных за все качества немцев!).

А если смотреть в целом, то идеальный европеец должен получить работоспособность немца (17%), воспитанность англичанина (12% голосов), эмоциональность итальянца (8%), разум француза (7%), фантазию русского (3%), музыкальность испанца (2%)... Но вообще-то, как сказала одна из опрошенных: «Все совершенны. Хотя если присмотреться, то у всех есть недостатки...» Увы, что поделать.

Не разговаривал, но знаю...

Критики, хваля романы о Гарри Поттере, говорили, что Джоан Ролинг удалось невозможное – она заставила оторваться детей от компьютеров и опять, как в старину, взяться за книги... Любопытно, что книги, и правда, больше всего влияют на наше мнение о жителях европейских стран. Так показал опрос: 40,6% человек получили свое впечатление о европейцах из книг, 31,9% – из фильмов, и 27,5% – из личного общения. А одна моя подруга сказала, что на ее мнение о европейцах «повлияла фантазия...»

Случались во время опроса и казусы. «С кем из европейцев вы будете советоваться о покупке или продаже космического корабля?» – интересовалась я. И в ответ слышала: «С американцем. Нет, лучше с консалтинговой фирмой...» Отвечая на мои вопросы, многие хотели взять с собой в качестве европейцев – американцев, иногда – чукчей, евреев, китайцев, африканцев и даже запорожцев. Некоторые (кстати, довольно часто) говорили, что Америка находится в Европе, а один из опрошенных считает наоборот: «Европа – это культурная область мира, сконцентрированная в Америке...»

Кто-то из моих собеседников, обосновывая свое мнение, ссылался на книги: «Мэри Поппинс была англичанкой и хорошо воспитывала детей...» Или: «В книге Дж.К.Джерома «Трое в лодке, не считая собаки» есть слова о том, что отправляясь в путешествие, не нужно брать ничего лишнего... Поэтому насчет покупки или продажи я посоветуюсь с англичанином...» Нередко ответы были смешные: на остров предлагали взять «каких-нибудь долгожителей...», «того, кто повкуснее...» или, наоборот, «людей с моральными устоями – чтобы не съели!» А один из опрошенных заявил: «На необитаемый остров я отправлюсь один – иначе остров перестанет быть необитаемым...»

Опрос подтвердил, что стереотипы восприятия европейцев нами, петербуржцами, существуют. Мы ждем, что немцы будут обязательно деловыми, французы – веселыми, англичане – чопорными, итальянцы – всегда споют и станцуют... Но если я попаду в одну из европейских стран, уверена, что не все ее жители будут соответствовать моим ожиданиям. И наверное, среди немцев кое-кто окажется лентяем, среди французов найдутся грустные, а среди итальянцев – безголосые. Стереотипы восприятия, которые были выявлены в опросе, похожи на полупрозрачное стекло, через которое мы смотрим на Европу. Что-то мы видим довольно точно, а в чем-то сильно заблуждаемся... Как сказал один мой взрослый знакомый, «национальный характер – это миф». Однако многие в этот миф верят, и их не переубедишь.

А главное, я поняла: далекая Европа – совсем рядом с нами. Настолько близко, что каждый день мы по ней ходим – не замечая того...

Маргарита ГОЛУБЕВА, 7-б класс гимназии №171

...Греков, немцев и французов Маргарита так и не опросила. Пока. И мнения их не знает. Но, благодаря опросу, проявились три возможности для развития. Первая: по этим данным все же можно составить представление о европейцах и о Европе, хоть и с оговорками. И задуманное огромное стихотворение о Европе написать теперь будет легко – осталось только подождать вдохновения. Второе следствие, совершенно неожиданное: профессор В.Е.Семенов, директор НИИКСИ, с которым мы советовались насчет методики опроса (те ли вопросы, как нужно их задавать, как обрабатывать ответы), в целом одобрил вопросы, которые Маргарита задавала респондентам. Но заметил, что трудно будет обрабатывать неформализуемые данные насчет образа Европы (впоследствии так оно и оказалось). И еще... предложил Маргарите провести подобный опрос – насчет отношения петербуржцев к войне в Ираке... И наконец, третье: нам может не понадобиться мотаться по Европам. Совсем скоро все флаги в гости будут к нам, на юбилей Петербурга. Вот где будет раздолье – и для опросов, и для стихов. 

Е.Г.

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2003 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков