Санкт-Петербургский университет
    1   2   3   4 - 5   6 - 7 
    8 - 9  10-11 12  С / В
   13-14  15-16  17 С / В
   18  19  20  21  22 - 23
   24 - 25  С / В   26  27
   28 - 29 30 
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 15-16 (3639-3640), 26 мая 2003 года
песня летит над Невой

...И, конечно,
припевать лучше хором!

«Хор выпускников университета имеет богатый репертуар, включающий в себя более ста произведений, в том числе и такие масштабные полотна, как опера Глюка «Орфей и Эвридика», «Реквием» Форе, Stabat Mater Львова, Misericordias Моцарта, Месса №2 соль мажор Шуберта. В 2000 году коллектив стал лауреатом Конкурса русской духовной музыки, где жюри особо отметило глубокое понимание русской духовной классики».

(Выдержка из аннотации)

Издалека-долго течет река Волга, …а мне семнадцать лет…» – под сводами Большой Физической аудитории сильно и одновременно тихо зазвучала эта мелодия. И я увидела, что всем им, поющим выпускникам 50-х годов, действительно по семнадцать лет. Для всех них это не работа, не хобби, а, скорее, то, что можно назвать любимым делом. Доброжелательные, наполненные светом люди… Как они собрались вместе, что их держит?

Лев Иосифович Тывин, директор хора выпускников: «Хор вообще заразная штука. Для выпускников толчком к тому, чтобы снова собраться, послужила смерть Сандлера. Мы вдруг поняли, что за нами долг. Долг совершить что-то серьезное, а не просто возложить ему цветы на могилу»

* * *

Осенью 1994 года бывшие хористы Г.М.Сандлера в память о своем учителе дали концерт. После него они поняли, что не хотят, не могут, а главное, не будут расставаться. Так возник Хор выпускников. Сначала хормейстером там был Г.Е.Терацуянц, но через какое-то время к нему присоединился Ю.В.Евстратов. Года четыре они руководили хором вдвоем, вернее, параллельно (Терацуянц жил в Петрозаводске и приезжал несколько раз в месяц). Что поразительно, это не вызывало никаких противоречий. А ведь обычно кто-то старается первым задавать правила…

* * *

Но как сказал сам Юрий Васильевич Евстратов, «обычно» – не годится для этого коллектива. «Каждый из нас, хормейстеров, делал свою музыку. И в этом уникальность хора. Он в каждых руках начинал петь по-разному». За девять лет существования в хоре не было ни одной склоки. Все понимают, что ни одна мелкая личная победа не стоит потери хора. Тем более, что в нем уже создалось много прочных семейных пар. «Хор – это не просто певческий коллектив, а государство, – говорит Лев Иосифович, у которого в хоре тоже поет жена, – в нем есть все, от семейных ячеек до высокой политики».

* * *

Новые люди, конечно, приходят в хор. Но не часто. Да и определенный уровень интеллигентности не всегда позволяет всем людям прижиться в хоре. Кроме того, что участники хора (ученые, преподаватели, инженеры) обладают высоким уровнем знаний, специфика церковной музыки, которой очень много в хоровом репертуаре, требует непрекращающейся работы эмоции и души. Состояния духовного напряжения. И дело не в религии: большинство участников хора люди достаточно светские. Просто руководители хора стараются, чтобы репертуар отвечал самым высоким требованиям хорового искусства, а не ультрамодным течениям и новациям. К тому же тексты церковных песен, по больше части, жизненны и глубоко философичны. «Они пронизаны совестью», – сказал Ю.В.Евстратов.

* * *

Юрия Васильевича чуть было не выгнали в свое время из Консерватории. Он на экзамене исполнил «Молитву Богородицы» со словами. (Духовная музыка в советские времена не приветствовалась, и ее пытались петь под другими названиями или исполнять музыку без слов.) Исполнение произвело эффект. Эффект разорвавшейся бомбы. Это чуть было не стоило ему диплома. Но все же он доказал комиссии, что с текстом эта музыка звучит намного сильнее. Хор – собрание поющих. Задача хормейстера сделать из этого музыку. «Почему нас так тянет на репетиции? – спросил один из хористов. – Вот вы ходите раз в месяц в Филармонию и получаете удовольствие от слаженности, гармоничности звуков. А мы такое удовольствие получаем несколько раз в неделю».

* * *

Я не люблю пустые слова про ауру и энергетику. Но, честно говоря, все участники хора, все, с кем я поговорила, все, кого я увидела и услышала – создали у меня ощущение, что они под защитой. Под защитой своего дела, своей музыки, своего хора. Они выглядят, как глубоко верующие люди. Возможно, они просто верят в себя, друг в друга, в свой голос. Человеческий голос самый лучший инструмент, ничего искусственного, ничего лишнего. Главное поверить, что он способен выразить то, что невыразимо. И тогда он зазвучит. 

Ника Шерман

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2003 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков