Санкт-Петербургский университет
    1   2   3   4 - 5   6 - 7 
    8 - 9  10-11 12  С / В
   13-14  15-16  17 С / В
   18  19  20  21  22 - 23
   24 - 25  С / В   26  27
   28 - 29 30 
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 15-16 (3639-3640), 26 мая 2003 года

Университет и город:
пейзаж на фоне двух столетий

К истории иконографии СПбГУ

Во время работы в Москве в Военно-историческом архиве в 1946 г. я случайно обнаружила в описи заинтересовавшее меня название, хотя и не имевшее прямого отношения к моим тогдашним исследованиям. На принесенном мне деле №22450 значилось: “Собрание видов Санкт-Петербурга в царствование Павла I”. Надпись сделана чернилами, по ряду признаков – относительно недавно, а по предположению сотрудников архива – кем-то из их коллег.

Внутри большой папки оказалось семь акварельных рисунков:

1. Общая перспектива Главного здания университета (12 коллегий) от набережной до конца его вдоль нынешней Менделеевской линии.

2. Изображение старого Гостиного двора со стороны Малой Невы.

3. Университетская набережная и набережная Лейтенанта Шмидта в перспективе от Кунсткамеры и главного академического здания до Морского корпуса (Училища им. М.В.Фрунзе).

4. Архитектурный ансамбль Александро-Невской лавры.

5. Адмиралтейская набережная.

6 и 7. Два разных вида Михайловского замка.

Никаких пояснений и ссылок обнаружено не было. Не оказалось также ни имен авторов, ни дат создания акварелей. Отсутствовал даже намек на то, почему эти сугубо петербургские виды оказались в Москве, да еще и в Военном архиве.

Рис.1. Перспектива здания Двенадцати коллегий (Главное здание СПбГУ вдоль нынешней Менделеевской линии).

Рис.1.
Перспектива здания Двенадцати коллегий (Главное здание СПбГУ вдоль нынешней Менделеевской линии).

Попытки установить хотя бы источник происхождения этих рисунков не увенчались успехом. Сотрудники архива любезно откликнулись на мою просьбу установить по своим каналам наличие подобных акварелей в архивах Ленинграда. Ответ оказался отрицательным. Я была уже наслышана, как скудна иконография Васильевского острова, в особенности Стрелки.

Преданно влюбленная в свою альма-матер – ЛГУ и родной город, я, естественно, сочла необходимым перевезти копии этих рисунков в Ленинград.

Надо представить себе условия послевоенного времени, тогдашнюю фототехнику, а главное, отсутствие у меня жизненного опыта, чтобы понять, каких неимоверных трудов стоило осуществить эту затею. На помощь пришли ученые. Особенно заслуживают благодарности академик Б.Б.Полынов и профессор А.И.Андреев: именно они связали меня с фотолабораторией АН. До сих пор с признательностью вспоминаю сотрудников этого учреждения, которые с большим тщанием и профессионализмом сумели произвести в неприспособленном помещении архива великолепные снимки (размером 40х35 см).

Рис.2.
Вид Старого Гостиного двора на Стрелке Васильевского острова со стороны Малой Невы.

Рис.3.
Вид правого берега Большой Невы в перспективе от Кунсткамеры вдоль нынешних Университетской набережной и набережной Лейтенанта Шмидта.

Рис.4.
Архитектурный ансамбль Александро-Невской лавры.

Рис.5.
Адмиралтейство (арх. Коробов) и Сенатская площадь с «Медным Всадником».

Рис. 6.
Вид Михайловского замка и памятника Петру I.

Рис. 7.
Вид Михайловского замка с перспективой строений по р.Фонтанке до Невского проспекта.

С гордостью и радостью привезла я в Ленинград эти драгоценные фотографии и тяжелую пачку негативов, которые в то время производились только на толстых стеклах.

В родном городе, к моему удивлению, этими материалами заинтересовались многие специалисты, знатоки и любители старого Петербурга, к которым я, не будучи ни живописцем, ни архитектором, ни искусствоведом, обратилась за консультацией.

Активное участие в обсуждении приняли историки, художники, архитекторы, градостроители, картографы, искусствоведы. Среди них такие известные ленинградские ученые, как Л.М.Тверской, С.С.Бронштейн, В.И.Кочедамов, В.В.Хаврайский, В.А.Бриллиант, Ф.А.Шибанов, Л.А.Медерский, П.В.Корнилов и др.

С особым вниманием отнеслись к нашей работе профессора университета историки В.В.Мавродин и

А.В.Предтеченский.

Поначалу мнения и оценки расходились.

По рекомендации все тех же специалистов, я принялась за поиски аналогов приведенных рисунков или хотя бы похожих изображений названных территорий. Прототипы были найдены только для двух акварелей (см. рис.1 и 2). Сравнение с графическими и литературными источниками позволяет определить время их написания, школу, а также место, которое они занимают в ряду иконографических материалов по старому Петербургу.

Среди найденных прототипов наиболее значительным оказался известный альбом с гравированным планом Санкт-Петербурга 1753 г. на девяти листах [“План столичного города Санкт-Петербурга с изображением знатнейших оного проспектов, изданных трудами Императорской Академии Наук и Художеств в Санкт-Петербурге в 1753 г. (Чертил Академии наук адъюнкт

И.Трускот)”].

В названном альбоме имеется несколько гравюр с видами СПб, подписанных: “Под смотрением Валериани снимал подмастерье Михайло Махаев”.

Сходство наших акварелей с указанными гравюрами оказалось несомненным. Неизвестный автор, изобразив на рисунках основные черты существовавшей тогда современной ему планировки района, дополнил их деталями с гравюр Махаева, слегка модернизировав.

После долгих обсуждений все консультанты, наконец, пришли к единому мнению.

Во-первых, не вызывало сомнения, что акварели писаны с натуры одним и тем же лицом.

Во-вторых, они действительно относятся к периоду царствования Павла I, то есть к концу XVIII – самому началу XIX веков. Об этом свидетельствует наличие на рисунках некоторых зданий того периода, в то время как более поздние постройки отсутствуют.

В-третьих, автором мог быть один из многочисленных учеников школы Махаева, что подтверждается неопровержимым сходством стиля письма наших акварелей с вышеназванными гравюрами из альбома.

Что касается происхождения рисунков, по чьему заказу они выполнялись и как они могли очутиться в московском Военно-историческом архиве, остается загадкой, которую едва ли удастся когда-либо раскрыть.

Итак, дискуссия закончилась общим мнением, что находку следует обнародовать. И с благословения консультантов я, после долгих размышлений, на это решилась.

В 1948 году вышла в свет моя статья “Старинные виды района Ленинградского университета” (Вестник ЛГУ. Серия геологии и географии. №8. Изд. ЛГУ, 1948; раздел “Из истории ЛГУ”) с фотографиями первых трех акварелей и обширным комментарием к ним.

Воспроизводить сейчас эту работу нецелесообразно, но обратить внимание на нее мне кажется необходимым.

Со времени первой публикации названных фотографий прошло немало лет. За это время в печати могли появиться новые материалы об этих акварелях и их аналогах. Но я не задаюсь целью заниматься поисками данных по рассматриваемой теме.

Это проблема будущего. Важно не упустить уже имеющиеся иконографические источники рубежа XVIII–XIX веков, касающиеся университета, и воскресить их в памяти.

Сегодня считаю уместным привести заново описанные акварели (рис.1–3) и добавить, быть может впервые, изображения оставшихся четырех, ранее мной не опубликованных (рис.4–7) без каких-либо комментариев. Полагаю, что некоторым специалистам, занимающимся историей СПб, они могут оказаться полезными.

С увлекательной работы над акварелями, возможно, и начались мои многолетние сборы рукописных карт и планов старого Петербурга и Ингерманландии. Часть моей коллекции явилась основой для создания Историко-географического атласа “Петербург–Ленинград” (Часть I. Изд. ЛГУ, 1957 г. – см. предисловие).

Некоторые карты коллекции также опубликованы мною в ряде изданий Всероссийского географического общества (ныне РГО).

Работа над коллекцией продолжается. Надеюсь, что она привнесет существенный вклад в юбилейные издания о нашем городе в год его 300-летия. 

Р.Л.Золотницкая

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2003 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков