Санкт-Петербургский университет
    1   2   3   4 - 5   6 - 7 
    8 - 9  10-11 12  С / В
   13-14  15-16  17 С / В
   18  19  20  21  22 - 23
   24 - 25  С / В   26  27
   28 - 29 30 
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 15-16 (3639-3640), 26 мая 2003 года

Пойди туда –
не знаю куда

К истории потери в 1941 году коллекции художественной скульптуры
усадьбы Сергиевка (БиНИИ СПбГУ)

В драгоценном ожерелье дворцов и парков, окружавших столичный Санкт-Петербург, усадьба Сергиевка не была крупным “бриллиантом”. Парк, созданный еще в XVIII веке, и дворец, построенный в 1842 году архитектором А.И.Штакеншнейдером для великой княгини Марии Николаевны и ее мужа герцога Лейхтенбергского недалеко от Старого Петергофа, были, однако, в художественном отношении местом весьма примечательным. В истории нашего университета эта усадьба также занимает свое особое место. Именно здесь, в бывшем дворце Лейхтенбергских, с 1920 года размещается Биологический научно-исследовательский институт Петербургского университета (БиНИИ).

Вид дворца Лейхтенбергских (Сергиевская дача). Начало 
XX в. С оригинальной фотолитографии из собрания Д.А.Овчаренко.

ПодВид дворца Лейхтенбергских (Сергиевская дача). Начало XX в. С оригинальной фотолитографии из собрания Д.А.Овчаренко.пись

Многочисленные юбилейные даты последних лет (275 лет с момента основания университета, 200 лет со дня рождения А.И.Штакеншнейдера, 80 лет со дня основания БиНИИ) дали повод неоднократно говорить и писать о Сергиевке, о ее изначальном художественном убранстве и о прежних и нынешних ее обитателях – в частности, два выпуска университетского журнала были посвящены этому замечательному для нескольких поколений биологов (и искусствоведов) месту. Приведу лишь отрывок из интервью с директором БиНИИ профессором Д.В.Осиповым, опубликованного в прошлом, 2002 году: “…Во время войны дворец герцога (центральное здание БиНИИ) был основательно разрушен, сохранились только стены, да и то не везде… До дворца руки дошли только осенью 1959 года, когда университет нашел средства на восстановление… И вот на комсомольских субботниках универсанты-биологи расчищали завалы, вытаскивали тонны кирпича, обломков, мусора. И где-то осенью 1959-го или зимой 1960-го обнаружили бронзовую статую Венеры. Точную дату установить не удалось. Специально расспрашивали ветеранов института, никто не помнит!… Есть еще, тоже найденная в развалинах, чудом уцелевшая мраморная женская головка, чуть-чуть поврежденная (также был найден барельеф “Ночь” – С. Ф.)… Кроме того, известно, что значительная часть бронзовой скульптуры из дворца герцога Лейхтенбергского уже во время войны была закопана в парке. В том числе и статуя “Амазонка на коне, поражающая барса”. Но вся саперная команда, которая вела работы, погибла на барже. Мы искали несколько раз – с помощью лозоискателей, миноискателей, самыми современными средствами. Но пока безрезультатно. Земля в парке нашпигована металлом, в том числе и бронзой от боеголовок…”

Действительно, парк, существовавший к началу войны более 100 лет, сильно пострадал в период военных действий. Большая часть деревьев была вырублена, а остатки – покалечены во время обстрелов и пожара. Ландшафтные композиции оказались полностью уничтожены. Парк был изрыт блиндажами, ходами сообщения и воронками от снарядов. По сути, его первоначальная планировка была утрачена. Еще сильнее пострадал дворец Лейхтенбергских. Попробуем восстановить картину тогдашних событий, пользуясь воспоминаниями очевидцев.

Уцелевшие вещи из дворцового собрания. Выставка перед актовым залом БиНИИ, 1978 год. Фото Ю.П.Вербо. Архив автора.

Уцелевшие вещи из дворцового собрания. Выставка перед актовым залом БиНИИ, 1978 год. Фото Ю.П.Вербо. Архив автора.

Вот как описывал в воспоминаниях о войне свое появление на институтской территории в конце сентября 1941 года сотрудник БиНИИ, профессор С.В.Солдатенков (1896–1985): “В сентябре был сформирован Василеостровский отряд, и на баржах под огнем противника нас доставили в Ораниенбаум… Из Ораниенбаума в качестве комиссара одного из отрядов я был направлен через поселок Мартышкино на территорию Биологического института, около Китайского домика. Штаб 11-й стрелковой дивизии был расположен в подвале столовой. На другой день пошел осматривать здания. Здание дворца было разрушено от крыши до пола. Стены с огромными дырами. Никаких архитектурных украшений не сохранилось. Сохранился только левый павильон, близкий к оврагу...» Несколько иначе описывает размещение военных частей на территории Института другой участник обороны переднего края Ораниенбаумского плацдарма А.И.Селенков: “В сентябре-октябре 1941 года оборону в Старом Петергофе держала 41-я стрелковая дивизия, штаб которой размещался в подвале бывшего дворца герцога Лейхтенбергского... В дальнейшем она была переброшена непосредственно на защиту Ленинграда… Вплоть до решающих боевых действий весной 1944 года в районе Старого Петергофа держала оборону 168 пехотная дивизия…Здание дворца к этому времени было сильно разрушено, и штаб 260-го полка (168-й дивизии) находился южнее дворца в красном кирпичном здании (корпус №3 БиНИИ. – С.Ф.)».

Видимо, еще более раннюю картину состояния дворца описывает в своих воспоминаниях А.И.Пушкина в газете «Ленинградский университет» за 1961 г.: “…Помогала грузить машины с оборудованием лабораторий для перевозки их в Ленинград. Вдруг машина вернулась назад: в Стрельне уже был немец (15 сентября 1941 года. – С.Ф.). Стали думать, куда девать ценные приборы, микроскопы. Сложили все аккуратно во дворце, думали: может быть, не станет враг разрушать такую красоту – ведь их же соотечественник Штакен-шнейдер строил этот дворец. Подошли немцы поближе и прямой наводкой стали бить по дворцу. После 27-го снаряда ничего не осталось…”. Состояние дворца к зиме 1941 года упоминает в своем письме к одному из создателей БиНИИ, профессору В.А.Догелю (1882–1955), его ученица и сотрудница, пережившая блокаду Ленинграда, М.М.Исакова-Кео (1892–1981): “…Наш Петергофский дворец погиб в бомбежке и сгорел дотла. Остальные дома целы. Парк очень сильно пострадал... Словом, скверно с институтом...».

Несмотря на то что некоторые детали воспоминаний не совпадают, а другие (прямая наводка и 27 снарядов) кажутся плодом фантазии, картина вырисовывается вполне очевидная. Если что-либо и могло сохраниться во дворце, то только в подвале (что и подтверждают послевоенные находки). Однако именно подвал осенью 1941 года был занят штабом 41-й (?) дивизии Советской Армии. Его состояние сразу после снятия блокады описала Т.С.Фадеева, сотрудница института, побывавшая в Петергофе в июне 1944 года: “…Идем к дворцу. Поляна перед дворцом изрыта воронками. Дворец просматривается насквозь, остался остов, пробиты стены, сохранились перекрытия. Обходим дворец. Со стороны спуска к заливу обнаружили вход в подвал. Проникаем в подвал, здесь картина отступающей войны. Орудий, пулеметов, автоматов нет, но чувство такое, что бойцы где-то здесь, и мы сейчас услышим их голоса. Потолок подвала местами пробит, проникает свет, поэтому можно что-то прочитать. На стенах надписи, фамилии, фамилии…”. Никаких упоминаний об остатках скульптуры или других деталей интерьера…

Вид центрального зала дворца. Начало 30-х годов XX века. Архив автора.

Вид центрального зала дворца. Начало 30-х годов XX века. Архив автора.

Какой же могла быть судьба богатой коллекции скульптуры, находившейся к началу Великой Отечественной войны в главном корпусе (дворце) и в парке Биологического института? Версия о “захоронении” части коллекции на территории парка Института действительно хорошо известна, и представители старшего поколения сотрудников БиНИИ связывают ее появление с профессором В.А.Чесноковым (1905–1976). Перед началом войны Владимир Алексеевич работал заместителем директора БиНИИ (в то время обычно институт именовали Петергофский биологический – ПБИ), и в его функции входила эвакуация имущества института в конце августа–начале сентября 1941 года, когда фронт вплотную приблизился к Старому Петергофу. Естественно, что саперная команда, если она принимала участие в сохранении художественных ценностей, не могла закопать скульптуру без ведома и участия Чеснокова. Выходило так, что Владимир Алексеевич остался единственным человеком, которому было известно место “петергофского клада”.

После окончания войны профессор Чесноков, проведший всю блокаду в Ленинграде, возглавил восстановление родного института в качестве его директора (1954–1959). Его личный вклад в возрождение института огромен и всеми признан. Однако Чесноков полностью забыл обстоятельства эвакуации художественной коллекции, находившейся на территории института, и не смог после войны указать место ее захоронения. Как видно из интервью Д.В.Осипова, неоднократные попытки найти спрятанное “вслепую” успехом не увенчались. И не могли увенчаться, думаю я, так как никто не прятал парковую, а тем более дворцовую скульптуру в землю!

Большинство художественных ценностей дворца погибли в его подвале, а часть – на своих постоянных местах (вследствие обстрелов, пожара, а возможно и “вольного” обращения с ними военных). Что-то могло быть расхищено (пример – бронзовая собака,“возникшая” после войны в Ораниенбауме). Лишь три вещи: “Венера” Витали, “Весталка” Кановы и “Ночь” Торвальдсена воистину чудом пережили лихолетье в подвале ПБИ.

Документ, подтверждающий такой взгляд на судьбу художественных сокровищ Сергиевки, существует. Он пролежал 62 года в здании Двенадцати коллегий, в кабинете заведующего кафедрой зоологии беспозвоночных Ленинградского университета В.А.Догеля, где и был обнаружен мною совсем недавно. Валентин Александрович был в 1941 году директором ПБИ и сохранил в своих бумагах акт о размещении художественных ценностей института в том трагическом сентябре. Из него следует, что 33 предмета были снесены в центральное подвальное помещение дворца, которое 9 сентября 1941 года было закрыто на замок. Среди них были обнаруженные после войны барельеф “Ночь”, бюст весталки и одна из металлических скульптур сидящих собак. К сожалению, в акте не приведен полный список спрятанных в подвале дворца вещей, но указано, что список “подлежавших к переносу в подвальное помещение предметов” был более обширный. 26 единиц хранения, в том числе крупные скульптуры “Амазонка, поражающая копьем леопарда”, “Танцовщицы”, “Купальщицы”, “Принцесса, сидящая на скамье” были оставлены на своих местах. Распоряжение о срочной эвакуации института и недостаток сил и средств для транспортировки скульптур решили их судьбу.

Акт не подписан В.А.Чесноковым и К.Е.Перловой (зав. хозяйством ПБИ), которые по рангу должны были бы его подписать, но подписан представителем Ленинградского отдела охраны памятников В.В.Даниловым и имеет приписку, сделанную рукой Догеля: “За отсутствием по военным обстоятельствам тт. Чеснокова и Перловой настоящий акт подписываю: директор Петергофского Биол. и-тута проф. В.Догель. Ленинград 17/ IX 41”.

Найденный документ позволяет, на мой взгляд, не только уточнить, какие произведения искусства хранились к осени 1941 года во дворце Лейхтенбергских (и рядом с ним), но и достаточно уверенно сказать – к сожалению, в земле Сергиевки нет специально спрятанных в начале войны скульптур. Как и огромное количество других культурных и художественных ценностей пригородов Ленинграда, большая часть коллекции имения Сергиевка погибла в огне Великой войны. 

С. И. Фокин,
д. б.н., ведущий научный сотрудник БиНИИ СПбГУ Фото

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2003 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков