Санкт-Петербургский университет
    1   2   3   4 - 5   6 - 7 
    8 - 9  10-11 12  С / В
   13-14  15-16  17 С / В
   18  19  20  21  22 - 23
   24 - 25  С / В   26  27
   28 - 29 30 
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 15-16 (3639-3640), 26 мая 2003 года
конференц-зал : точка зрения репортера

Cамоуправление
или
самоуправство?

Каюсь: в связи с «устоявшимся» финансовым положением, свойственным многим универсантам, у меня появилась идиосинкразия ко всякого рода конференциям, собраниям, круглым столам... на которых говорят много, красиво, пафосно, но — имея в виду слишком дальнюю перспективу.

Я стала напоминать самой себе героя одного стародавнего анекдота, который спрашивал приехавшего с лекцией в советскую деревню интеллектуала: «Ну, полеты в космос, ракеты – это понятно… А вот как в подушечки повидло попадает?..»

Мне же хочется сегодня знать, когда моя зарплата будет выше стоимости потребительской корзины, почему ежемесячно муниципальный совет повышает плату за жилье, тепло, вывоз бытовых отходов и уборку территории.

Вот с такими примерно мыслями я искала аудиторию философского факультета, где должно было состояться заседание одной из секций Гражданского форума – «Качество жизни населения, муниципальная политика и эффективность деятельности органов местного самоуправления».

Словно подслушав мои мысли, руководитель секции профессор Л.В.Сморгунов предопределил исход обсуждения: «Конечно, коллеги, мы ничего не решим, но свои рекомендации, замечания внесем в общий итоговый документ форума для законодательной власти».

После первого же доклада (М.Н.Архиповой из Санкт-Петербурга), довольно подробного, насыщенного фактами и цифрами о выборах и действенности работы районных муниципальных органов в Санкт-Петербурге, один из участников секции попросил: «Мы все знаем, как не надо. Вы лучше расскажите, как надо».

И.В.Степанов, депутат Законодательного собрания Вологды, подвигнутый побудительной репликой и сраженный числом избирателей, участвовавших в выборах районной муниципальной власти в Санкт-Петербурге, оставил свой доклад на столе и решил рассказать о хорошем: о том, как в Вологде проходят выборы и повышается качество жизни населения.

«В городе более 300 тысяч человек, 30 депутатских округов – 30 депутатов Городской думы. У меня примерно – 8200 избирателей. Стаж моей депутатской деятельности – 10 лет. Нет сегодня человека в моем округе, который бы меня не знал, да и я знаю всех по именам-отчествам. Я не случайно предыдущего выступающего спросил о нижнем пороге явки на выборы. Власть, избранная всего 10–15 процентами избирателей, не легитимна, это я как юрист говорю. Мы в Вологде установили нижний порог – 25% и приурочили выборы в муниципальный совет к выборам мэра города. На избирательные участки пришло более 70% избирателей. Случайные люди у нас депутатами стать не могут.

А вот если говорить о проекте нового закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления», – то вот он-то как раз такие лазейки и предоставляет. Я встречался – на научной конференции с одним из создателей нового закона и поинтересовался, чем они руководствовались в своем законотворчестве. Он ответил: «…Целесообразностью при реализации норм конституционного права».

Как человек с места, я твердо убежден, что если этот проект будет внедряться, то он поставит крест на местном самоуправлении. Старый закон несовершенен, его нужно просто подправить. А местному самоуправлению ничего не надо от государственной власти, кроме норматива бюджетных отчислений на постоянной основе. У нас 43 категории льготников, однако государство поддерживает только две: ветеранов и чернобыльцев. Бесплатный проезд представителей других льготных категорий обеспечивает местный бюджет.

На мой взгляд, создатели закона честнее бы поступили, если бы предупредили, что в данный момент экономического развития муниципальное самоуправление России не подходит, и что местное самоуправление – это третий, нижний уровень государственной власти. Что сегодня, на мой взгляд, и выстраивается. Губернаторов, депутатов Законодательного собрания можно «просчитать» и ими манипулировать: их не так уж много. А вот представителей местного самоуправления слишком много, всех их трудно проконтролировать»…

Дискуссия после этого выступления развивалась энергично и стремительно.

Профессор Иветта Михайловна Вульфович:
«Если говорить о местном самоуправлении, нужно определить, какова роль местного самоуправления, где его место в формировании качества жизни населения. Вологда – не Санкт-Петербург, и не потому, что меньше по численности населения, а по другой причине. Города федерального значения нужно выводить из-под действия закона «Об общих принципах организации местного самоуправления».

Противоречия с Конституцией (о которых говорил И.В.Степанов – ред.) – это сложная коллизия, ею должны заниматься юристы, так как в проекте закона новые положения формулируются таким образом, чтобы они в прямое противоречие с Конституцией не вступали. С этой точки зрения делается попытка, исходя из целесообразности, не нарушать нормы конституционного права. Но это юридическая проблема, не наша. А вот обеспечение качества жизни на территории, независимо от ее параметров, чтобы качество жизни было единообразным – проблема, которую нужно решать. Но как всегда, мы пытаемся решить ее сверху, а следовало бы попытаться начать работу снизу. Но если двигаться снизу, то я скажу, к чему мы придем: окажется, что федеральный закон не нужен, что его не должно быть вообще как такового. Мы его пытаемся совершенствовать, а он мешает развитию местного самоуправления в России».

Владимир Александрович Гладкий (Санкт-Петербург). «Я с уважением отношусь к выступившим коллегам. Знаю, что Иветта Михайловна занимается проблемами управления мегаполисами. Но я не согласен с только что услышанным.

Я считаю, что без федерального закона и без того, чтобы все было прописано четко и жестко, система местного самоуправления вообще не сформируется. Надежда на то, что в провинции будут избраны самые замечательные депутаты, и они наймут себе самых замечательных чиновников – не более чем фантазия. Чтобы основы публичной власти были созданы, нужны федеральные законы, и как в Германии – как можно подробнее. Это потом можно отпускать вожжи.

Мнение о том, что создается нижняя ветвь государственного управления, ошибочно. Мы уже договорились до того, что местное самоуправление, как и церковь, отделено от государства. А по сути, нужно вести разговор о власти, которая имеет три уровня.

Если Питер и Москву выделим за рамки этого закона, давайте скажем, что в этих городах совсем не будет местного самоуправления. Либо должен быть Федеральный закон об управлении в Москве и Петербурге, но все должно быть взаимосвязано.

…В Санкт-Петербурге у меня местное самоуправление ассоциируется с группой массовиков-затейников, главная задача которых – использовать народные средства на подкуп избирателей, чтобы в очередной раз победить на выборах.

Что нужно делать? Депутаты должны формировать нормативно-правовые акты, позволяющие эффективно, грамотно и в равной степени для всех использовать имеющиеся ресурсы. Когда же вместо нормы, которая публикуется, и гражданин имеет право на получение чего-то, депутаты утверждают списки, кому дать, а кому не дать, – это не самоуправление, это самоуправство».

Михаил Васильевич Евдокимов, депутат муниципального совета города Ломоносова, пролил «бальзам на душу», как в перерыве прокомментировала его выступление профессор И.М.Вульфович. В ведение муниципалитета Ломоносова перешли детские сады, в результате у каждого дошкольного учреждения появился свой расчетный счет, специалисты «увидели» родительскую плату и, наконец, сами смогли распоряжаться этими деньгами. Муниципалитет провел тендер среди фирм на поставку молочной продукции в дошкольные учреждения, и все эти процедуры позволили сэкономить приличную сумму денег, которая, опять же, пошла на необходимое оборудование детских садов. Долгожданный пример того, как местное самоуправление может зарабатывать деньги и оказывать влияние на качество жизни.

Далее обсуждались такие проблемы, как гражданские требования к качеству жизни в современном обществе, виды социальной политики и проблема качества жизни, местные сообщества как среда жизни человека…. Качество, качество, качество….Дискуссия шла полным ходом. 

Ирина Словцова

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2003 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков