Санкт-Петербургский университет
    1   2   3   4 - 5   6 - 7 
    8 - 9  10-11 12  С / В
   13-14  15-16  17 С / В
   18  19  20  21  22 - 23
   24 - 25  С / В   26  27
   28 - 29 30 
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 13-14 (3637-3438), 5 мая 2003 года
бытие определяет

Медицинская помощь
переходного периода

Сотрудники университета с 1 октября 2002 года обслуживаются в районных поликлиниках по месту жительства», — табличка с примерно таким незатейливым содержанием повергла в шок многих пациентов Городской поликлиники №1, в житейском обиходе именовавшейся университетской.

По данным статистики, только за прошедший год зарегистрировано 21 555 посещений поликлиники сотрудниками университета.

Проверено: к хорошему привыкаешь и не ценишь. Так было и с медицинским обслуживанием в СПбГУ: рационально, удобно и квалифицированно. В воспоминания углубляться не будем по нескольким причинам: во-первых, о том, что было, знают все; во-вторых, эти воспоминания еще более усугубят отрицательное восприятие реальности. Напомню лишь, что наш журнал неоднократно возвращался к теме медицинского обслуживания универсантов. Один из материалов – «Как «вылечить» поликлинику?» Е.Голубева (№28 от 9 декабря 2002 г.) стоит выборочно процитировать, поскольку в нем излагалось несколько точек зрения на то, что нужно делать с «медицинской отраслью» в университете.

1. Нужно использовать такую форму финансирования, как добровольное медицинское страхование (ДМС). «…Если университет застрахует всех по договорам ДМС, мы станем принимать всех сотрудников по-прежнему. Мы будем отчитываться каждый месяц и оформлять счета за конкретную работу врачей».

(Т.И.Балабан, и.о.главного врача поликлиники №1).

«По системе ДМС организация может оплачивать лечение своих сотрудников. В этом случае университет выплачивает определенную сумму поликлинике, например, раз в квартал, – и на эту сумму поликлиника будет оказывать медицинские услуги сотрудникам университета» (И.Н.Гагаринова, начальник отдела социального страхования СПбГУ).

2. «Либо город передает нам поликлинику, либо мы создаем новое структурное подразделение университета в тесном взаимодействии с медицинским факультетом. Новое лечебное подразделение позволит оказывать медицинскую помощь студентам и консультативную – сотрудникам». (М.В.Кротов, проректор СПбГУ по правовым и экономическим вопросам).

…На дворе апрель. Возобладала радикальная точка зрения, соответствующая университетским амбициям: создать Медицинский лечебно-профилактический, учебно-научный центр Санкт-Петербургского государственного университета (Медицинский центр СПбГУ). 17 февраля сего года Ученым советом было принято решение об организации этого Центра, а 17 марта, согласно приказу ректора, он начал свое существование.

По Уставу, Центр объединяет медицинский факультет и автономную некоммерческую организацию «Поликлиника СПбГУ». В него могут также входить научно-исследовательские институты, другие учебные и вспомогательные подразделения университета. Предполагается, что на базе Центра будет проходить не только обучение студентов, подготовка в интернатуре, клинической ординатуре, аспирантуре и докторантуре по профильным специальностям, но и будут осуществляться программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров.

Главные задачи Центра: учебно-методическая работа, организация учебного процесса, научно-исследовательская и лечебно-профилактическая деятельность.

Основной целью лечебно-профилактической работы Центра его Уставом заявлено обеспечение охраны здоровья обучающихся и работников Санкт-Петербургского университета.

Предполагается также, что Центр будет осуществлять предпринимательскую деятельность: оказывать платные медицинские услуги, диагностические и консультационные, торговать медицинскими препаратами, в том числе и собственного производства.

Управление Центром возложено на Ученый совет Центра – Ученый совет медицинского факультета, а руководство – на декана факультета. По сути, они станут первопроходцами в столь сложном деле, как создание целостной системы медицинского обслуживания именно в университетской структуре. Пока, насколько известно, таких примеров мало.

«Центр создавался изначально для решения образовательных задач, – рассказывает декан медицинского факультета Сергей Викторович Петров, – потому что для полноценного учебного процесса нам обязательно нужно иметь свои клинические базы. Заниматься лечебной практикой в подразделениях, которые никакого к нам отношения не имеют, лишь на основе договоров, как мы это сейчас делаем, – можно, но это сопровождается рядом трудностей. Кроме того, возможности профессорско-преподавательского состава факультета не используются во благо сотрудников университета. Мы планируем наладить консультационный прием таким образом, чтобы любой работник университета мог прийти в поликлинику, где ведет прием кто-то из молодых докторов факультета. А этот молодой сотрудник при необходимости проконсультирует своего пациента у профессора факультета. В принципе, мы и сейчас так поступаем, но пока в единичных случаях, в ответ на обращение наших коллег».

Лечебная, профилактическая и консультативно-диагностическая помощь сотрудникам университета и студентам будет оказываться на базе поликлиники университета – на трех ее площадках: одной в Петергофе, а двух в Петербурге – на ул.Кораблестроителей, 20, и на Менделеевской линии.

Такой видится организация медицинского обслуживания универсантов в будущем.

Что в реальности? По словам С.В.Петрова, новая поликлиника существует только на бумаге, поскольку еще не зарегистрирована. Городская поликлиника №1, на базе которой планируется рождение университетской, до сих пор находится в ведении города, и процесс ее «реструктуризации» может занять 3-4 месяца. Так же, как и получение лицензии на лечебную деятельность новой структуры – некоммерческой организации «Поликлиника СПбГУ», займет не один месяц.

Новое поликлиническое здание в Петергофе должно быть сдано в мае. Далее последует оснащение его современным оборудованием.

Сегодня в Петергофе студенты (а их порядка семи тысяч) могут рассчитывать на помощь трех специалистов: невропатолога, отоларинголога и гинеколога, работающих на полставки.

Помещение в Петербурге, на улице Кораблестроителей, 20, тоже еще не готово.

Что же касается здания на Менделеевской линии, то оно, как и работающие в нем сотрудники, находится в стадии затянувшегося ожидания. Здание нуждается в ремонте, а сотрудники, не дождавшись зарплаты, увольняются. Они, верные клятве Гиппократа, принимали все-таки универсантов (была устная договоренность между поликлиникой и руководством СПбГУ, о том, что работу врачей оплатят, хотя вот двойственность ситуации поликлиника еще не является университетской). Т.И.Балабан представила отчеты за январь, февраль и март, но деньги от университета поступили только 22 апреля.

В поликлинике теплится жизнь, поскольку помимо универсантов она обслуживает студентов и сотрудников Горного института и Северо-Западной академии государственной службы (вузы заключили с поликлиникой договоры о дополнительной медицинской помощи сотрудникам еще несколько лет назад и ежегодно их продлевают). Даже слышна из-за двери стоматологического кабинета работа бормашины. Хотя радоваться тут нечему: раз слышна, значит, машина устаревшая. И не для всякого она будет «жужжать»: либо для заплатившего наличными, либо для того, чье посещение предусмотрено договором.

Сотрудник СПбГУ может попасть к стоматологу, но только для получения консультации – «здесь у вас кариес, а здесь пульпит». На этом пребывание универсанта в стоматологическом кресле закончится, поскольку для его лечения нет денег на медикаменты и расходные материалы. Вы можете сдать кровь на анализ, но она останется в холодильнике, поскольку ее не на чем отвезти в лабораторию. По словам Тамары Ивановны Балабан, университетский гараж не всегда способен выделить транспорт, поскольку это уже из графы «любезность», оказываемой некогда «нашей» поликлинике.

…Уходят санитарки и медрегистраторы, уходят специалисты… Декан медицинского факультета С.В.Петров считает, что «…если бы процесс организации Центра начался на полгода раньше, он, возможно, не был бы таким болезненным…»

По мнению председателя профсоюзного комитета сотрудников СПбГУ А.Н.Ключарева, решая «медицинские вопросы», в университете увлеклись юридической стороной, забыв о реалиях жизни.

Конечно, можно было бы рассуждать иначе: все сотрудники имеют медицинские полисы, следовательно, университетом как работодателем вопрос о социальных гарантиях своим работникам решен. Они получат медицинское обслуживание по месту жительства. Наверное, для молодых кадров (а их, судя по статистике, не так и много) процесс перехода в районные поликлиники не столь болезнен. А вот для тех, кто посвятил университету не один десяток лет и привык пользоваться «университетской поликлиникой», удар ощутимый и физически, и нравственно. Довольно часто в университетском сообществе позиционируется утверждение, что главная ценность университета – его кадры. Но кадры эти, к сожалению, не молодеют. И чем почтеннее возраст, тем длиннее список сопутствующих ему заболеваний. Представим два варианта развития событий. Профессор приходит в университетскую поликлинику: он уважаем, потому что его трудами прирастала слава университета. Профессор занимает очередь в районной поликлинике – он всего лишь «следующий больной».

В связи с этим рискнем высказать предположение, что факультеты, в современных рыночных условиях имеющие возможность зарабатывать больше, чем, например, естественные, могли бы смягчить ситуацию “переходного периода”, выделив на медицинское обслуживание универсантов необходимую сумму.

Если использовать модную ныне терминологию, то можно сказать, что известный всему миру брэнд “Санкт-Петербургский государственный университет” “разрабатывался и позиционировался” не один десяток лет, в основном теми факультетами (и, соответственно, их учеными), которые сегодня, владея огромным научным потенциалом, используют его, по большей части, в преподавательской практике и не имеют возможности сделать его стартовым капиталом для доходного бизнеса – в силу известных экономических обстоятельств. Разработанный же брэнд мирового уровня позволяет получать дивиденды тем, на кого нынче существует спрос.

Наши сомнения в близости светлого будущего несколько поколебались после беседы с недавно назначенным главным врачом новой структуры – АНО «Поликлиника СПбГУ» – Валерием Юрьевичем Шигаевым. Он кандидат медицинских наук, врач высшей квалификации. Завершив службу в Военно-Медицинской академии, работал в городском Комитете здравоохранения.

Он уточнил, что новое здание поликлиники в Петергофе будет сдано 20 мая, а к сентябрю оснащено современным оборудованием (даже визиографом для стоматологического кабинета) и новой офисной мебелью. А на Васильевском острове, тоже осенью, откроются: на улице Кораблестроителей, 20, – клинико-диагностический центр (совершенно новая структура для университета) и поликлиника на Менделеевской линии, тоже оснащенные современным оборудованием. Конечно, такой роскоши, как томограф, не будет. Но самое необходимое – рентгенодиагностика, клиническая лаборатория, УЗИ предусмотрены. Там же будут физиотерапевтическая, психологическая службы, прием специалистов по массажу. Центр ориентирован не только на обслуживание универсантов, но и оказание платных услуг населению микрорайона.

В перспективе – организация университетской клиники на базе одной из больниц СПб.

Наш скепсис по поводу сроков ввода в строй новой поликлиники Валерий Юрьевич не разделяет: «Первого сентября медицинский персонал начнет работу. Ректором поставлена задача, и мы ее выполним».

Что остается нам?

Воспользоваться советами коллег Валерия Юрьевича – преподавателей медицинского факультета, которые неоднократно выступали в нашем журнале: вести здоровый образ жизни, заботиться о хорошем настроении, принимать витамины, дышать свежим воздухом и не болеть… до сентября. А там, глядишь, и в дальнейшем появится устойчивый иммунитет, и нам понадобятся только массаж, релаксация и профилактический прием у психолога.

Ирина Словцова, Лилиана Тера

P.S. Один из наших собеседников выразил также опасения, что данный материал не выявляет причину современного состояния медицинского обслуживания универсантов, а вот появлению нежелательных эмоций поспособствует. Нам же кажется, что наша задача состояла в том, чтобы предоставить читателям журнала максимум имеющейся в распоряжении редакции информации, чтобы читатели смогли составить собственное мнение о сложившейся ситуации. 

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2003 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков