Санкт-Петербургский университет
    1   2   3   4 - 5   6 - 7 
    8 - 9  10-11 12  С / В
   13-14  15-16  17 С / В
   18  19  20  21  22 - 23
   24 - 25  С / В   26  27
   28 - 29 30 
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 13-14 (3637-3438), 5 мая 2003 года

Цена нефти

Сегодня цена нефти по курсу войны в Ираке – человеческие жизни

Война в Ираке – это война за нефть. Сегодня об этом говорит практически весь мир, за исключением разве что самих США. Впрочем, даже последние уже все реже вспоминают о своих первоначальных мессианских целях: все внимание сейчас сосредоточено на разделе военных трофеев. Однако нужно сразу оговориться, скважины и контракты – не главное, к чему стремились США. Экономическая подоплека конфликта намного серьезнее.

Обратимся к истории. 14 сентября 1960 г. была создана Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК). До этого момента добычей и продажей ближневосточной нефти занимались несколько крупных западных компаний (так называемые «семь сестер»), которые платили странам-экспортерам не более 90 центов за баррель при рыночной цене 14 долларов. Кроме того, тенденции мирового рынка нефти были таковы, что цена барреля постоянно падала. После очередного снижения пять стран-экспортеров нефти собрались в Багдаде (!), где и был подписан договор об учреждении ОПЕК.

Смысл события состоял в следующем: отныне страны, не игравшие прежде сколь-нибудь значительной политической роли, получили возможность оказывать давление на Запад. Действительно, могущество ОПЕК заключалось в том, что члены картеля могли согласованно устанавливать квоты добычи нефти и тем самым контролировать цены в среднесрочном периоде. Вскоре после создания ОПЕК некоторые страны-члены национализировали свои месторождения, и к началу 70-х годов ОПЕК контролировала уже 80% мировых запасов нефти. Наиболее ярко могущество ОПЕК продемонстрировал 1973 г., когда в ответ на поддержку Израиля Соединенными Штатами в Войне судного дня ОПЕК наложила эмбарго на экспорт нефти в США и подняла цены на 400%, что привело к мировому энергетическому кризису.

На протяжении вот уже более 40 лет не прекращается противостояние ОПЕК и развитых западных стран. Логика этого противостояния лежит на поверхности: страны-экспортеры добиваются высоких цен на нефть, в то время как страны-потребители заинтересованы в низких или хотя бы стабильных ценах. Понятно, что на одном из полюсов этого противостояния находятся и США. Низкие цены на нефть, которые устанавливались несколько раз за последнюю четверть ХХ века, имели крайне важное значение для американской экономики. Так, в 1998 г. снижение цен на нефть привело к тому, что темпы инфляции сократились на 0,4%, а темпы роста увеличились на 0,2%. Такие колебания связаны с тем, что США являются крупнейшим потребителем нефти: из 26 млрд баррелей ежегодного мирового потребления на долю США приходится 6,8 млрд. Поэтому повышение мировых цен на нефть сразу сказывается на американской экономике, особенно на машиностроении и транспортной индустрии. Чтобы как-то защититься от нестабильности цен, США даже были вынуждены создать резервы сырой нефти, поддержание которых также требует существенных затрат.

Как на таком политическом и экономическом фоне выглядели действия режима Саддама Хусейна? 2 августа 1990 г. Хусейн вторгся в соседний Кувейт. Главной его целью было – захватить богатейшие нефтяные месторождения. В случае удачи этой операции Ирак превратился бы в крупнейшую нефтяную державу мира и смог бы диктовать цены на нефтяном рынке. Против такого развития событий взбунтовался весь западный мир и в особенности США. Незамедлительно была проведена мощная карательная операция, а на экспорт иракской нефти наложено эмбарго. С 1996 г. была инициирована программа «Нефть в обмен на продовольствие», не позволявшая предложению иракской нефти влиять на мировую цену. Однако Хусейн не собирался сдаваться: в обход этой программы он начал заниматься подпольной торговлей нефтью, на чем заработал 6–7 млрд долларов (ср.: общая сумма сделок по программе – 30 млрд). А в 2000 г. Ирак дважды полностью прекращал экспорт нефти, что хотя и не сильно, но влияло на мировую цену. Так продолжалось вплоть до 20 марта 2003 года.

Какие выгоды получают США сегодня, выиграв войну с Ираком? Самое главное: Соединенные Штаты выходят победителями в давнем противостоянии с ОПЕК. Новое правительство Ирака (наверняка лояльное по отношению к США) сможет в течение нескольких лет нарастить объем добычи до 8 млн бар./сут.(сегодняшний уровень Саудовской Аравии, занимающей первое место в мире по запасам и объему экспорта). Если же ОПЕК и теперь откажется учитывать мнение США, то, по словам некоторых экспертов, новое иракское правительство сможет настоять на выходе страны из этой организации, и тогда уже ничто не сможет помешать Ираку наращивать поставки нефти на мировой рынок. Иными словами, у США появится мощный рычаг воздействия на цену нефти.

В свою очередь, низкие цены на нефть позволят Соединенным Штатам оживить внутреннюю экономику. По мнению специалистов, американские производители уже исчерпали все возможности снижения себестоимости продукции, и единственное, что может существенно изменить ситуацию, – это получение доступа к более дешевому сырью. Снижение себестоимости позволит производителям либо снизить цену на свою продукцию, либо иметь больший объем прибыли. В первом случае это означает рост спроса со стороны населения, что стимулирует расширение производства. Во втором – экономический рост самих компаний, увеличение зарплаты, появление дополнительных рабочих мест и так далее. По подсчетам аналитиков, уже за 5 лет экономика США в лице только нефтяных компаний возместит стомиллиардные расходы на войну.

Подобный же стимулирующий эффект на экономику оказывают и военные расходы, причем здесь вступает в силу эффект мультипликатора. Смысл этого эффекта заключается в том, что приток денег в одном секторе экономики приводит к общему экономическому росту в стране, во много раз превышающему первоначальные вложения. В случае с США это происходит благодаря тому, что дополнительные военные заказы приводят к росту спроса со стороны ВПК на продукцию смежных и сопутствующих с ним отраслей, и дальше этот процесс идет по цепочке. Таким образом, можно предположить, что те 63 млрд долл., которые в начале апреля Пентагон получил от Конгресса США на военные нужды, увеличат ВВП страны на сумму гораздо большую.

Наконец, война под лозунгом борьбы с терроризмом и оружием массового уничтожения открывает США путь к другим странам Ближнего Востока. По словам аналитиков, следующей потенциальной «мишенью» является Иран, по запасам нефти лишь немного уступающий Ираку (Ирак – 10,32% мировых запасов, Иран – 9,11%). Так, по мнению американских спецслужб, уже сегодня Иран является не менее важным источником распространения исламского фундаментализма, чем Ирак. Так что в будущем этот факт может стать весомым поводом для новой войны и нового укрепления США на мировом рынке нефти.

Подводя итог, еще раз повторимся. В основе сегодняшнего конфликта вокруг Ирака лежит не просто борьба за скважины или прибыли нефтяных корпораций. На карту поставлено дальнейшее экономическое развитие США, путь которому преградили высокие цены на нефть, а также желание Соединенных Штатов диктовать цены на мировом рынке нефти. 

Дмитрий Фиалковский,
экономический факультет,
Игорь Макаров,
исторический факультет

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2003 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков