Санкт-Петербургский университет
    1   2   3   4 - 5   6 - 7 
    8 - 9  10-11 12  С / В
   13-14  15-16  17 С / В
   18  19  20  21  22 - 23
   24 - 25  С / В   26  27
   28 - 29 30 
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 13-14 (3637-3438), 5 мая 2003 года
университетская весна

Физфаковская баллада

«На физфаке живем — интегралы жуем»
Физфаковская «Дубинушка»

После пятичасового сидения ноги, разумеется, затекли. Поэтому из конференц-зала, где разворачивался Challenge, я выходила слегка пошатываясь. Зрелище, которое меня ожидало за кулисами, по своей динамичности, искренности и масштабам разрушения сравнимо только с одним моим воспоминанием – утро на Невском проспекте первого января. Кто был, тот поймет. Посреди сваленных в кучу парт, щедро облитых пивом, валяются пустые бутылки, обрывки материи, бумаги, плакаты и физические приборы непонятного мне назначения. И в центре всего этого безобразия – радостные люди, которые прыгают и лезут с объятьями и поцелуями ко всем без разбора. Моя подруга, которая очень хотела поехать на День физика в Петродворец, но не смогла, позвонила мне на следующий день с вопросом: “Ну что там, было весело?”. Ключевое слово – “было”. Потому что, только глядя на весь этот закулисный разгром, можно было понять, НАСКОЛЬКО здесь БЫЛО весело.

О законах, которые и так есть

А сначала я попала на «Конференцию по метафизике». Торжественность названия оказалась обратно пропорциональна сути мероприятия. Юмор был милый и непритязательный, но чуть-чуть ниже пояса.

Первым прозвучал доклад под названием «Физика мягкого места». Профессора серьезно внимали таким тезисам, как то:

1. В результате взаимодействия атомы мягкого места меняют свои свойства.

2. Вся физика покоится на мягком месте.

Потом они задавали вопросы, а докладчик выкручивался, как мог. Например, на вопрос о том, какие различия можно обнаружить на мягком месте в абсолютном вакууме и реальных условиях, докладчик глубокомысленно сказал, цитирую: «В широком диапазоне условий мягкое место представляет собой твердое тело!». Вопросы же из зала носили скорее риторический характер: «Возможны ли черные дыры в центре мягкого места?» и «Правда ли, что мягкое место является не объектом исследований, а инструментом, с помощью которого эти исследования проводятся?»

Следующий доклад «Матанализ или анализ мата» читала барышня Ксения. Она рассказала, что при исследовании любимых мозолей обнаружилась некая положительная связь между мозолью и испытуемым. Организовывалось вербальное воздействие на испытуемых с целью войти в резонанс и продлить реакцию. А мат, как оказалось, измеряется этажами!

И профессора, среди которых был сам декан А.С.Чирцов, и студенты откровенно наслаждались псевдонаучной обстановкой.

Не помню в какой момент, но кто-то из зала посетовал: «Все приносят миру что-то новое: историки – новые факты, лингвисты – новые слова. Только мы, физики, открываем законы, которые есть и так».

Завершением конференции были вопросы, так сказать, с подподвыподвертом, для профессоров. Сначала аудитория робела, застенчиво глотая пиво, но прозвучал призыв: «Студенты! Вспомните! Эти профессора мучают вас на экзаменах!» – и понеслись клочки по закоулочкам.

Брожение

Бродя по коридорам физфака, можно было увидеть и турниры в шахматы, где призом было пиво – пенистая, но твердая валюта физфака. И различные конкурсы с зазывалами-грузчиками, которые призывали поставить на мисс Физику, а если ты возражал, грузили тебя по полной, невзирая на то, что ты орал и упирался. И плакаты-ребусы, блестяще нарисованные местным художником на тему ДФ, с которых глазела симпатичная эмблема физфака – Аш-нюшка.

Можно было видеть блуждающего организатора-гида Виталия Янко в сопровождении группы молодых журналисток. (И я была в числе этой группы. Спасибо Виталию за подробную экскурсию, подаренную газету «Сачок» и билеты на Challenge Cup!) Повсюду вызывающе пахли лотки с плюшками и пирожками, к которым выстраивался длинный хвост из вечно голодных. В общем, День физика немного напоминал базар или ярмарку, в самом хорошем смысле этого слова. Весело, шумно – толпа ждет, когда ее впустят на КВН. Ярко, оживленно – мальчики-организаторы в желтых майках что-то бегают и что-то все устраивают. Если ты не пьяный, то хотя бы сытый, а если не сытый, то либо встретил друзей, либо с билетом на Челендж кап!

Торможение

«Да они билеты только первый час проверяют, а потом охране надоедает, и она сама убегает смотреть», – прошептал какой-то «заяц» своей подруге.

На практически самое значимое событие ДФ народ запускали порционно. А это значит, что открыли всего одну створку двери, как в час пик на станции метро «Василеостровская», и люди буквально вдавливались в желаемый зал напором себе подобных. Рядом с дверью стоял большой стол, который постепенно под воздействием живой силы сместился и перегородил тот единственный проход. Людей прибывало, примитивные механизмы сработали: «раз не пускают, значит, надо поднажать» – и дело кончилось выбитым стеклом в злополучной двери, которая, несомненно, прониклась за это время ненавистью ко всему человеческому роду.

А удовлетворенный человеческий род занимал места, устраивался поудобнее и готовился несколько часов подряд получать радость от жизни.

Места для прессы были на непрестижных и твердых ступеньках. Акулы пера набились, как сельди в бочку, и я оказалась стиснута со всех сторон. Но за халяву надо платить, как это ни парадоксально.

Под потолком летал огромный красный шар, из динамиков неслась «Хава нагила».

Физфак-чемпион!

Затянули «Дубинушку». Торжественно, прочувствованно, стоя, воодушевленно…

«Эй, дубинушка, ухнем! Может, физика сама пойдет, подучим, подучим, да скинем!…Только физика соль, остальное все ноль, а юрист и философ – дубина.

Месяц в окна глядит, а студент все не спит. Над конспектом согнул свою спину. Сто экзаменов – сдал, сто зачетов – столкал, а остался дубина – дубиной!»

Да, «Дубинушка» – редкая политкорректная песня. В ней сам декан называется большой дубиной. Говорят, даже от Вербицкой получено разрешение на еще один куплет, про ректора.

На сцену вышли традиционно соревнующиеся команды Любителей (студентов) и Профессионалов (профессоров). Люби, во главе с капитаном Георгием Шорниным, и Профи с капитаном Иваном Григорьевым.

Тема Challenge Cup на этот раз называлась «загадки мироздания».

Не бойтесь, пересказывать все, что говорилось, шутилось, пелось и танцевалось четыре с половиной часа я не буду. Но мне понравился номер на мотив популярной Belle. «И после сессии не обрести покой…». Хотя Belle звучало несколько раз, и у Люби, и у Профи (у Профи: «Студент отверженный с проклятьем на челе...» и от лица профессора: «Судьбы насмешкою я в галстук облачен, зачет до ночи принимать я осужден»). Удобная песня, видать. Триптих.

А еще: «Круто ты попал на ДФ» – ну, этот хит только ленивый не переделает.

Вынесли стилизованные плакаты: «Физика-мать зовет!» и «Лектор! Не болтай!».

После приветствия, которое окончилось вничью, ведущий посожалел, что Вербицкая не приехала и ей веселее с Путиным и Шредером. Однако оказалось, что Людмила Алексеевна не забыла о физиках, прислав видеозапись с поздравлением.

Разминка

Вопрос: В этом году в честь 300-летия Санкт-Петербурга налажены культурные связи не только между физфаком и матмехом, но и между Россией и Ираком.

Ответ: Город-герой Санкт-Петербург переслал городу-побратиму таблички с надписью: «При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна».

Вопрос: Почему так высоко ценятся украинские физики?

Ответ: Если не сгрызут гранит науки, то понадкусывают.

Вопрос: Что общего у преподавателя и муравья?

Ответ: Преподаватель, как и муравей, может грузить в десять раз больше собственного веса (вариант: вынести).

Вопрос: Какая дурь в нашей стране самая сильная?

Ответ: Армия. Дурь-то дурь… а как забирает!

Вопрос: Почему Путин, Шредер и Ширак не заехали на Challenge Cup?

Ответ: Билеты кончились!

Музыкальный конкурс

Ну, у Профи, кроме вышеупомянутой Belle, муссировалась тема зачетов. «Помнишь, ты зачет мне обещал…ла-ла-ла…за четыре раза!»

И запомнилось вдохновенное: «Над седым от пены пива, Люби головы склоняют…каждый Люби – выйдет в Профи!» (Хотя, судя по результатам игры, Люби и сами с усами.)

Спели беспринципную (они ее сами так назвали) песню: «А здесь физфак, Сашка, и это значит…»

У Люби музыкальный конкурс превзошел все ожидания – это было остроумно и ярко. Песня про стипендию: «Мне понятна твоя вековая печаль, утешает одно, на матмехе не лучше…»

Песня аристкратически-физическая про студентку Машу де ля Фер. «...И в честь студентки де ля Фер отчислен курс второй… Чирцов-то был мастак и вот, Аш-нюшка там цветет!»

Домашнее задание

Каждой команде надо было выдвинуть свою версию о сотворении мира.

«Каждой твари дал Бог по паре. И стали ходить на пары…» – предположили Люби.

«Нет, – возразили Профи, – сначала сотворил Бог небо и землю. Так появилась физика земли и атмосферы.»

Подытожу. Любители выиграли, чем остались, кажется, очень довольны.

Miss Физика

Благословляя меня в дорогу на “Miss Физика”, в редакции мне рассказали старую байку о том, что примерно раз в три года кому-то из мужского населения физфака приходит в голову удивительно “свежая” мысль переодеться девочкой и с блеском конкурс выиграть. Поэтому я ехала с уверенностью, что увижу некое трансвестит-шоу в факультетских интерьерах. Но на этот раз все участницы были натуральными. Хотя дефицит женских особей определенно сказывался: где-то ближе к середине шоу на сцену вышли четыре мальчика и принялись изображать из себя девочек. К слову сказать, так себе изображали, без души и явно не испытывая пожизненной склонности к этому занятию.

Вообще же вчерашний Челлендж и количество выпитого пива давали о себе знать. Народу было намного меньше, сидеть уже можно было не на ступеньках, публика была расслаблена, благодушна и не вполне трезва, так что даже многочисленные технические накладки принимала благосклонно и с пониманием.

Сама по себе идея – замечательна. Это самый лучший и почти единственный способ для умных, красивых и энергичных девушек показать всему миру (его лучшей части), какие они умные, красивые и энергичные. Для девушек здесь возникает только одна проблема – найти себе подходящего партнера, потому как выступление парное и требует привлечения мужского ресурса. Мужскому ресурсу за это тоже отваливается некоторое количество ништяков: в случае победы его признают президентом физфака.

Чтобы качественно самоутвердиться, девушке и юноше на пару приходится выполнять ряд нехитрых заданий: спеть песню, сплясать танец, приготовить кулинарное блюдо, ответить на ряд вопросов, по ходу которых предполагается демонстрация всевозможных навыков, талантов, чувства юмора, здравого смысла и артистизма.

Явным фаворитом в этот раз была пара №6, представлявшая деканат факультета. Публика ревела от восторга, когда видела своих преподавателей в таком необычном ракурсе. По результатам этого рева чудо-прибор, названный “шумометром”, выставлял оценку каждой паре. Еще для выставления оценок использовалось жюри, состоящее из прошлых победителей конкурса “Miss Физика”. Это жюри после многоступенчатого отбора и присудило победу шестой паре.

«Ах, душка-ядерщик!»

Так мысленно восклицают женщины, очарованные физиками. Они волнуют женщин так, как в свое время их волновали гусары. Вся фишка, видимо, в существовании малодоступной для женщин области. Будь то война, или будь то наука.

Интересно, какое мнение о ДФ сложилось у так называемых «гусаров в отставке», то есть у выпускников:

«Для меня это 17-й ДФ, – говорит один из них. – А если учесть, что в студенческие годы я постоянно крутился в этих кругах, многое воспринимается уже по-другому. Я ушел из зала где-то через час – стало немножко скучновато. В основном толкался по тусовочным местам, встречался со старыми знакомыми, коих осталось уже совсем немного. Со многими из них мы пересекаемся по бизнесу. Сейчас для меня ДФ – это, во-первых, возможность встретиться со старыми друзьями и приятелями (надо сказать, что каждый год приезжают одни и те же люди). А во-вторых, – возможность послушать старые добрые песни и немножко поностальгировать под них.

Сам День физика этого года мне не очень понравился. Но, может быть, просто уже было увидено столько, что все приелось. Профи были не на высоте, а меня все-таки в большей степени всегда интересует именно их выступление. Именно потому, что среди них теперь гораздо больше знакомых лиц... Что же касается Дня физика вообще – я считаю, эта вещь крайне полезная. Мне очень трудно судить, как это происходит сейчас, но вообще-то раньше нигде не было такого единения, такого чувства общности, как на физфаке. ДФ был чем-то почти мистическим, а тайны его организации сродни сакральным».

Мне хотелось бы поблагодарить коллектив организаторов ДФ и Виталия Янко лично за благожелательное отношение и бесплатную возможность присутствовать на всех мероприятиях, кондукторов Октябрьской железной дороги за то, что в течение этих двух дней они ни разу не проверили у меня билеты (которых не было) и чудного молодого человека Михаила, которого по девичьей глупости я пообещала упомянуть в материале. 

Ника Шерман, Лилиана Тера

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2003 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков