Санкт-Петербургский университет
    1   2   3   4 - 5   6 - 7 
    8 - 9  10-11 12  С / В
   13-14  15-16  17 С / В
   18  19  20  21  22 - 23
   24 - 25  С / В   26  27
   28 - 29 30 
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 13-14 (3637-3438), 5 мая 2003 года
с младых ногтей

Хогвартс
по-университетски

Попав в стены Академической гимназии при Санкт-Петербургском университете, невольно вспоминаешь сказочную школу чародейства и магии из популярной книжки про мальчика-волшебника. В сознании масс она стала эдакой мечтой-утопией об идеальной форме среднего образования с научным уклоном. Эта форма, укорененная на почве реальности, появилась в нашей стране, по одной версии, 16 октября 1963 года, по другой – 28 января 1724 года (когда достопамятным указом Петра Великого были учреждены Университет, Академия наук и Академическая гимназия). В любом случае, задолго до появления книжного сиквела.

Догадайтесь, как они это сделали?

В 1997 году ученые Бойер и Уокер выяснили строение фермента АТФ-синтазы и механику его работы. За свое открытие они получили Нобелевскую премию. АТФ-синтаза, универсальный энергоноситель, образуется в митохондриях из двух отрицательно заряженных частиц. Человек, успешно (в смысле – уже) закончивший среднее образование, вряд ли вспомнит, что такое митохондрия (конечно, исключение составят те, кому эти специфические знания необходимы в силу профессии). Но то, что две отрицательно заряженные частицы по законам физики объединяться не должны – очевидно. И тем не менее, вот те раз, – объединяются! Почему?

Каждый год ученики Академической гимназии пытаются разгадать эту задачку раньше, чем учитель объявит правильный ответ. Для гимназистов миг творческого озарения сравним с самой высокой наградой. Но уже в пятнадцатилетнем возрасте они осознают, что наука – это не только озарение, но и систематический труд.

«Эффект научного поиска и последующего открытия на уроке очень полезен, – рассказывает Наталия Назаровна Соколова, директор Академической гимназии, до девяносто первого года известной как школа-интернат №45. – Важно не пожалеть академического часа на дискуссию, и терпения, чтобы выслушать и, если надо, опровергнуть предположения ребят. Но такая затрата времени себя оправдывает».

Учителя Академической гимназии одновременно являются преподавателями университета. Доцент Наталия Назаровна Соколова читает курс современной биологии на физфаке и методику преподавания биологии в школе – на биолого-почвенном факультете. Ей и ее коллегам приходится работать в двух регистрах. Ведь в университете не предусмотрено закрепление материала во время лекций, которое в школе просто необходимо. Стоит об этом забыть, и после самой интересной и подробной лекции полкласса напишут контрольную работу на «двойки». Кроме того, «переключение регистра» для многих преподавателей означает еще и значительные перемещения в пространстве – с Васильевского острова, где находится большинство факультетов университета, в Петергоф, к своим ученикам. У гимназии есть еще одно здание в Петербурге, на улице Каховского. Но несмотря на то что адресов два, Академическая гимназия одна. Ведь школа – это прежде всего ее учителя. Учителя, которые умудряются сочетать два процесса – подготовки узких специалистов и, одновременно, эрудитов, владеющих знаниями во многих областях. Эти, казалось бы, несовместимые процессы соединяются так же органично и вопреки стереотипам, как одноименно заряженные частицы, из которых получается молекула АТФ-синтазы.

Музыка Моцарта, механизм лунного затмения и ни слова о химии

«Специалист в области естественных наук без высокого культурного уровня – это технический вуз, профессиональное училище, но не университет», – говорит Наталия Назаровна. – Мы не просто готовим талантливых подростков к поступлению в университет. Мы отбираем людей, у которых есть вкус к исследованию. Для этого у нас очень много устных экзаменов. Единый экзамен, который проходит в стандартизованной тестовой форме, совершенно стирает столь важный элемент собеседования. В 1936 году, когда моя свекровь поступала на химический факультет, экзаменатор, Эрванд Шамирович Айрапетьянц, на собеседовании спросил ее о музыке Моцарта, о механизме лунного затмения и… не задал ни одного вопроса по химии! В этом был глубокий смысл – так экзаменатор выявлял уровень способностей к интеллектуальной деятельности, к умственному труду».

Учеба в гимназии дается не просто. По коридорам и лестницам ребята передвигаются чаще всего бегом – успеть надо многое, а резерв времени ограничен всего двадцатью четырьмя часами в сутки! Они учатся добиваться знаний самостоятельно, осваивают недра Библиотеки имени Горького, куда их пускают по специальным спискам. Из 360 человек к концу учебного года выбывают порядка шестидесяти. Две трети из них отчисляют за неуспеваемость (при том, что в «родных» школах эти ребята учились на «отлично»). Остальных забирают родители. Причина – нежелание портить аттестат зрелости лишними четверками и даже трояками. Формальное отношение к учебе – расхожее заблуждение родителей, «пекущихся» о будущем своих отпрысков.

От обычной школы Академическую гимназию отличает еще и то, что многие ученики живут здесь, в интернате: как в старые добрые времена, в гимназии учатся талантливые ребята со всего Северо-Запада. Выучи конспект, подготовь доклад и познай самое себя

Смена обстановки, насыщенный график, огромный объем информации – все это приводит к стрессам и снижению успеваемости. Чтобы помочь детям адаптироваться и избежать возможных проблем в общении, существует лаборатория психолого-педагогической поддержки учащихся. Психолог Александра Петровна Капустина ходит на работу исключительно в брюках. Специально, чтобы во время «лабораторных» занятий садиться верхом на стул – такая поза располагает к неформальному общению. «Одаренность рассеяна в человеческой популяции вне зависимости от благосостояния родителей, – говорит Александра Петровна. – У нас учатся и дети бизнесменов, и ребята из неблагополучных семей. Не все приучены к самостоятельной жизни и тяжело переживают разлуку с родителями; некоторые, наоборот, не хотят ехать домой на каникулы. Наши занятия в небольших группах сопряжены с курсом физиологии человека. В девятом классе я веду курс, который называется «Познай себя». На занятиях по антропометрии ребята не только измеряют себя, но и проводят самотестирования. Надо отметить, что они очень любят разные тесты. В десятом классе начинается новый курс – «Познай других». С помощью этих занятий мы можем ненавязчиво контролировать состояние ребенка и вовремя помочь ему. Весь воспитательный процесс в нашей гимназии подчинен психологии. Одиннадцатый класс – переходный, и нам важно подготовить ребят к выходу из нашей теплицы во взрослую жизнь. В социально-тренинговой группе они учатся компетентно общаться, правильно реагировать на провоцирующее поведение, в игровой форме прорабатывают различные житейские ситуации».

Эволюция интеллекта

Выход «во взрослую жизнь» – это рубеж, пересечь который бывает сложнее, чем кажется на первый взгляд. Вне стен гимназии ребята могут рассчитывать на поддержку старших выпускников. Существует даже неофициальное «интернатское землячество». Несколько лет назад, когда у мальчика из многодетной семьи погиб отец, тоже выпускник 45 интерната, одноклассники отца сообща вносили плату за содержание ребенка в интернате.

Несмотря на то что все воспитанники Академической гимназии – ребята талантливые и одаренные, здесь нет такой проблемы, как борьба за лидерство в группе. Некоторые приходят в гимназию со «звездной болезнью», «подцепленной» в прежней школе, но сама по себе она не является предпосылкой к претензиям на лидерство. Большинство гимназистов – интроверты, которые ценят одиночество и собственную независимость. Наверное, не-стремление к лидерству – характерное свойство российского интеллигента, который никогда не станет самоутверждаться в группе в силу самодостаточности характера (а не слабости, как считают иные «хозяева жизни»). Со временем представления о «социальных добродетелях» сместились, и успешным чаще всего признают лишь того, кто владеет навыками менеджмента или делает вид, что владеет. Проще говоря, манипулирует окружающими.

Лаборатория психолого-педагогической поддержки появилась в гимназии в начале девяностых годов по решению Сената. Дело в том, что на смену так называемому «социальному» интеллекту (носители которого превыше всего ставят командную работу) пришел более успешный «эмоциональный». Люди, в которых воспитан «эмоциональный» интеллект, умеют управлять своими эмоциями и видеть отсроченную награду. На бытовом уровне это означает умение справляться с собой и самостоятельно организовывать свою деятельность. Ведь интуитивных инсайтов (озарений, если по-русски, а не по-научному) недостаточно. Творчество без рутинной работы невозможно. Такая установка помогает человеку лучше реализоваться в современных условиях. 

Венера Галеева

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2003 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков