Санкт-Петербургский университет
    1   2   3   4 - 5   6 - 7 
    8 - 9  10-11 12  С / В
   13-14  15-16  17 С / В
   18  19  20  21  22 - 23
   24 - 25  С / В   26  27
   28 - 29 30 
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 12 (3634), 16 апреля 2003 года
мир и мы

Петербургский
авангард
выходит на сцену большой политики

В феврале В. Путин и Г. Шредер объявили 2003 год годом русской культуры в Германии. К началу отечественных сезонов в Берлине было приурочено несколько акций, одна из которых была организована совместно Центром русского языка и культуры Санкт-Петербургского университета, Российским домом науки и культуры и петербургской общественной организацией «Молодежное посольство». Результат — полный восторг немецкого зрителя, интернациональной молодежи и российских посольских работников, через Министерство культуры уже обратившихся к организаторам с просьбой повторить нечто подобное ко Дню независимости в начале июня. О том, как все это было, рассказывает один из главных авторов проекта Станислав Германович Еремеев.

С.Г.Еремеев

С.Г.Еремеев

– Отправляясь в Германию, мы решили показать, что в России существуют не только уже хорошо известное классическое искусство или набивший всем оскомину лубок. Поэтому монументальный комплекс Российского дома науки и культуры, построенный в Берлине еще в сталинскую эпоху, на неделю был превращен в Дом русского авангарда. Акция проходила под флагом фестиваля современной молодежной культуры «Энтузиазм», что очень точно соответствовало тому тонусу и мотивации, которые господствовали в эти дни в стенах Дома науки и культуры.

– Как родилось это название?

– Из концепции. Останавливая свой выбор на авангарде, мы мыслили примерно так. В сегодняшнем мире все мы, так или иначе, живем в пространстве мифов: «все пронизывают деньги или политика, СМИ всесильны» и т.д. Но ведь за занавесом этих часто надуманных представлений кроются реальные конфликты, вызовы, которые бросает нам наше время. Беда в том, что мы пытаемся решить эти проблемы традиционными, бюрократическими способами. Утрачен энтузиазм!

Например, главный вызов XXI века, на мой взгляд, будет состоять в том, чтобы суметь совместить свое «я» (и отсюда неизбежный индивидуализм) с реалиями все более расширяющегося мира и их прямым выражением – коллективным «мы» и умением работать в команде. Как результат – необходимость в коммуникации, культурном диалоге, подчас более важном, чем традиционные деловые встречи в застегнутых на все пуговицы пиджаках. Вот для того, чтобы разорвать бюрократическое пространство, нами и был выбран авангард.

– Кем и чем была представлена программа мероприятий?

– В Берлин приехали представители известного питерского центра независимой культуры «Пушкинская, 10» во главе со своим главным концептуалистом авангарда А.Хлобыстиным; кинорежиссер и актер Александр Баширов, помимо собственного фильма «Железная пята олигархии» демонстрировавший работы своих студентов по студии «Дебошир-фильм»; Сергей Бугаев (Африка) и Гермес Зайготт с разработками в области новой музыки. Что касается кино, то помимо уже авторитетного Баширова и его студии, на фестивале были представлены работы и молодых режиссеров (М.Берберашвили, Д.Фролова, Р.Рачева, М.Железникова и др.), и классиков – Сергея Эйзенштейна (фильм «Стачка» с живым саундтреком группы Tequilajazz) и Дзиги Вертова. Помимо этого проводились различные мастер-классы (тем же Башировым), читались лекции (А.Хлобыстин и др.) и проходили круглые столы.

История
«Пушкинской, 10»


«Пушкинская, 10» – старейший и крупнейший в России центр независимой культуры. С 1989 года художники, музыканты, литераторы вели борьбу за выживание этого сквота в самом центре Петербурга. В результате соглашения, достигнутого с властями в 1999 году, отремонтированная часть здания официально перешла к художникам. На выставке история «Пушкинской, 10» была представлена в снимках профессиональных и самодеятельных художников.

– Как реагировали немцы?

– Очень живо. На концерты группы Tequilajazz было просто не протолкнуться. А когда мы показывали «Стачку», к нам потянулась публика даже с Берлинского кинофестиваля. Остротой отличались дискуссии в рамках круглых столов. Немецкая молодежь жаловалась на неразвитость обменных программ с Россией, слабую включенность молодого поколения в идущие в наших государствах процессы, интересовалась возможностями контактов в условиях сетевого мира. Их вопросы позже мы передали в МИД. Вообще внимание к фестивалю было самое пристальное. Приходило и очень много русских. По данным ГИРСа (Германской ассоциации соотечественников), в одном Берлине сегодня насчитывается от 150 до 200 тысяч русских эмигрантов. Это целое «государство в государстве» – со своей прессой, телевидением, общественными организациями. Так что точек приложения для международного сотрудничества очень много.

– Вы сказали, что на фестивале было очень много иностранных гостей. Чем можно объяснить такой интерес к нашей культуре?

– Это характерно не только для немцев с их традиционным интересом к России. В целом вся Западная Европа сегодня переживает громадный структурный кризис, в том числе и кризис национальной идентичности. Не во всем однозначное объединение Европы породило глобальный процесс размывания культурных особенностей и традиций различных наций. Европа постепенно обретает единое лицо, что нравится не всем. Отсюда волны национализма и шовинизма, в наши дни захлестнувшие европейские страны (достаточно вспомнить успехи Ле Пена во Франции и Фортайна в Нидерландах). Так что сейчас очень многие на Западе если и не с надеждой, то, по крайней мере, с искренним интересом наблюдают за изменениями в культурной жизни России.

– Почему организацией и проведением подобной акции занялся именно Центр русского языка и культуры СПбГУ?

– Причина проста. Главными нашими целями были именно пропаганда русского языка и культуры, желание заинтересовать ими западную молодежную аудиторию. Кроме того, нужно учитывать и еще один момент. Сегодня образовательные услуги занимают очень важное место на международном рынке труда. В Европе идет Болонский процесс. Игнорируя происходящие изменения, мы многое можем потерять. Санкт-Петербургский университет должен занять определенную позицию, заявить о себе. Подобная акция – помимо прочего, еще и очень хорошая реклама. Нам бы очень хотелось, чтобы сегодняшние зарубежные школьники могли всерьез рассматривать возможность завтрашнего обучения в России.

– Университетские студенты принимали участие в акции?

– Да, но их было сравнительно немного. В основном это ребята трех факультетов – юридического, филологического и международных отношений – активно занятые в деятельности городской программы «Молодежное посольство». Проблема здесь та же самая – отсутствие энтузиазма. В целом в нашей молодежной политике существует очень характерное явление – студенческий бюрократизм. Мир меняется, появляются новые вызовы, но ответы на них (даже у молодежи!) остаются прежними.

– После февральского успеха представители МИДа просят вас организовать подобную акцию в начале июня. Что на этот раз вы повезете в Германию?

– Окончательно вопрос о программе молодежных сезонов русского языка в Германии пока не решен. Скорее всего, ко Дню независимости России мы подготовим молодежную конференцию и новую программу, знакомящую немецкую общественность с современным петербургским искусством. 

Записал Игорь Макаров

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2003 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков