Санкт-Петербургский университет
    1   2   3   4 - 5   6 - 7 
    8 - 9  10-11 12  С / В
   13-14  15-16  17 С / В
   18  19  20  21  22 - 23
   24 - 25  С / В   26  27
   28 - 29 30 
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 12 (3634), 16 апреля 2003 года

Письмо
Елене Николаевне Устюговой


Глубокоуважаемая Елена Николаевна!

Приношу Вам искренние извинения за огорчение, испытанное Вами при прочтении моей работы. Оно, по-видимому, вызвано моим неумелым цитированием Вашей докторской диссертации, которая явилась основным трудом и отправной точкой для моего исследования. Может быть, причиной огорчений послужила и моя наивная попытка следовать той схеме изложения, которая была использована Вами. Однако я считала это плюсом своей работы, так как это позволяло последовательно, по пунктам сопоставлять выводы своего исследования с выводами, сделанными Вами, где-то подтверждая их, где-то развивая в русле своей темы – стилеобразования. Быть может, я слишком увлеклась Вашей работой и где-то неправильно использовала проделанную Вами огромную работу по обработке и интерпретации предоставленного мне Вами материала (в, к сожалению, уже напечатанной работе). Как я понимаю, главной моей ошибкой является то, что не указано впрямую, что именно Вами проведена философская типология парадигм «закрытой субъективности», «открытой субъективности» и «межсубъективности» и даны их определения, хотя, описывая их, я также ссылалась на Вас.

Меня может извинить только моя неопытность в написании такого рода работ, это был фактически только второй мой опыт в написании одного из разделов в огромной работе моего отца, первый был посвящен стилеобразованию художественных стилей (до знакомства с Вашей диссертацией), второй во многом основан именно на Вашей общефилософской интерпретации проблемы стиля.

К сожалению, моя неопытность в оформлении ссылок, в использовании литературных источников привела к данному недоразумению, но, видит Бог, я сделала это не нарочно. Я считала, что множество цитат и ссылок на Вашу работу, а их в последней работе более двух десятков, покажут именно значение Вашей работы по раскрытию специфики проблем стиля и формирования понятия стиль в истории науки о стиле от древних времен до настоящего времени и продемонстрируют, что я положила именно Вашу философскую теорию о формировании понятия «стиль» в истории науки о стиле в основу уже собственной разработки модели стиля.

Однако, как я понимаю, Вы посвятили свою работу философскому аспекту в освещении проблемы стиля (диссертация на соискание степени доктора философских наук) и сделали это благодаря разработанному Вами междисциплинарному подходу, показав, в основном, разницу в интерпретациях стиля самыми разными специалистами, и осветили различные подходы к изучению этой проблемы. При этом сквозным выводом из Вашей работы явилось заключение, что разработать общую теорию стиля почти невозможно из-за неуловимости феномена стиля (полемика по этому поводу на стр.642 в кн. «Искусство невозможного»). Как вы пишете, «найти формулу сущности стиля, по-видимому, задача столь же безнадежная, как сформулировать сущность красоты». В моих же искусствоведческих работах (включая дипломную работу) в основном упор сделан, наоборот, на выяснение общих закономерностей стилеобразования в западноевропейском искусстве и приводится огромное количество таблиц, схем (их более двадцати), а в Вашей работе схемы вообще отсутствуют, ибо Вы являетесь, как я понимаю, противником схематизации, так как это действительно упрощает понимание столь сложной проблемы стиля. Основной целью моей работы было облегчить понимание проблемы стиля в искусствознании при интерпретации произведений искусства, относящихся к различным художественным стилям. Работа должна облегчить понимание проблемы стиля как учащимся специальности искусствоведения, так и заинтересованному потребителю произведений искусства и зрителю. Разработанные схемы были положены в основу доказательств предложенной мной модели стиля, наглядно демонстрирующей всю сложность системы стиля как открытой, гибкой, сложной саморегулирующейся системы в единстве системно-синергетического подхода. При этом, ссылаясь в своей работе на тех же, что и Вы, авторов, я попыталась построить схемы, которые облегчили бы понимание общих закономерностей именно стилеобразования при переходе одного стиля в другой, о чем Вы упоминаете лишь вскользь, без определения фаз, периодов, стадий и состояний развертывания процесса стилеобразования при переходе одного стиля в другой, так как направление Вашей работы было иным. При этом Вы не схематизируете модель стиля и в большинстве случаев не используете терминологию именно системно-синергетического подхода, о котором Вы лишь вкратце упоминаете как о возможности подхода к разработке проблем стиля, но вовсе не в оценке процесса стилеобразования при смене одного стиля другим, а ведь именно этому посвящены все мои студенческие работы, моя дипломная работа, написанные до знакомства с Вашей работой, и последняя обсуждаемая здесь публикация. Получается, что литература одна, а задачи, цели исследования и выводы из нее – различные, ибо аспект, ракурс и уровень рассмотрения механизмов стилеобразования в наших работах не совпадают...

...Мне, действительно, казалось, что обилия ссылок и цитат будет вполне достаточно для того, чтобы показать, что именно Ваша философская концепция легла в основу уже моих разработок процесса стилеобразования при переходе одного стиля в другой во всей сложности взаимодействия разных тенденций и системообразующих факторов при оценке стиля именно как открытой, гибкой, сложной саморегулирующейся системы во взаимодействии с другими системами, стоящими выше и ниже на иерархической лестнице и взаимодействующими со стилем как системой, и что моя работа является развитием Ваших философских разработок проблемы стиля, но уже в искусствознании.

Мои руководитель и оппонент разъяснили мне мою ошибку в неадекватности использования предоставленного Вами материала, и я приношу публичные извинения за некорректность в использовании проделанной именно Вами работы по разработке проблемы стиля. В своей диссертационной работе я уже внесла соответствующие изменения, подчеркнув еще раз приоритетность Ваших философских и методологических разработок, а также дополнительно подчеркнула, что Ваши материалы во многом стали основой для исследования, проведенного мной.

Еще раз прошу Вас извинить меня за то, что можно принять за некорректность использования Вашего труда. Клянусь Вам, что сделала это только по своей неопытности, не имея ни малейшего желания доставить Вам огорчения. Это будет мне урок на всю жизнь, и впредь я не допущу подобных ошибок. 

С огромным уважением
Наталия Елинер

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2003 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков