Санкт-Петербургский университет
    1   2   3   4 - 5   6 - 7 
    8 - 9  10-11 12  С / В
   13-14  15-16  17 С / В
   18  19  20  21  22 - 23
   24 - 25  С / В   26  27
   28 - 29 30 
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 12 (3634), 16 апреля 2003 года
продолжаем разговор

Университетскую «военку»
не реформировать,
а укреплять

До недавнего времени во мне присутствовало убеждение, что университет не только готовит высококвалифицированных специалистов в различных областях знаний, но и выпускает в большую жизнь граждан нашей страны, получающих соответствующее военно-патриотическое воспитание. Особую роль в этом, конечно, играет военная кафедра, через которую прошли многие тысячи студентов, получив звание офицеров запаса.

Вопрос сам по себе, казалось бы, совершенно очевиден, тем более что проблемы, связанные с военной подготовкой в высших учебных заведениях, решены уже давно на государственном уровне, что подтверждено соответствующими предписаниями российского Министерства высшего образования. Но вот совсем недавно на одном из заседаний Совета ветеранов прозвучали очень тревожные сигналы о неблагополучном положении в университете с военной подготовкой. Вслед за этим в университетском журнале (№4–5 февраль 2003 г.) под рубрикой «Ставится важный вопрос» выступил начальник военной кафедры, полковник В.В.Давыдов.

Ознакомившись с положением дел в этом вопросе, приходишь к убеждению о необходимости подключения университетской общественности к решению данной проблемы и принятию неотложных мер.

Суть поднятой проблемы заключается в ослаблении внимания к ней и даже к сведению некоторыми руководителями факультетов почти на нет военной подготовки, высвобождению таким образом часов для спецпредметов.

Иными словами, по их мнению, военное обучение совсем необязательно для молодого человека, и потому они ставят эти занятия в разряд факультативных. Если кому-то это по душе, пожалуйста, посещайте, и к тому же только в вечерние часы.

Категорически отвергая факультативную форму военного обучения, которую, кстати сказать, к настоящему времени пытаются взять на вооружение некоторые факультеты, следует напомнить в этой связи простую истину, что они ставят под угрозу аттестацию своих студентов по военному обучению. Такую ситуацию, к сожалению, уже создал для себя юридический факультет.

Подобная позиция неизбежно ведет к отрицанию государственного заказа на подготовку в стенах университета офицеров запаса. Хотя известно, что его никто не отменял. В нашей стране уже давно сложилась традиция готовить для армии офицерский состав запаса, а в настоящее время участие высшей школы в этом процессе тем более важно.

В этой связи уместно напомнить, что за последние десять-пятнадцать лет нашу армию до того дореформировали, что Вооруженные силы находятся, как сказал в прошлом году начальник Генерального штаба Российской армии А.Квашнин, в «закритическом состоянии».

Учитывая нынешнюю международную обстановку, глобализацию по-американски, направленную на установление в мире «нового порядка» любой ценой, вплоть до развязывания новой мировой войны, тем более необходимо со всей решительностью укреплять армию, всесторонне обучать ее, делать духовно богатой, всегда способной защищать родное Отечество.

Немалую лепту в это общенародное дело вносит и наш университет, ежегодно выпуская сотни квалифицированных офицеров запаса. Факультет военного образования (ФВО), созданный в 1997 г., имеет все необходимое для решения этой задачи. И главное, он укомплектован специалистами высокого класса, имеющими большой опыт работы в вузе и в войсках.

Отработанный годами процесс военной подготовки студенческой аудитории в современных условиях нельзя ослаблять, устраивать ему различные препоны, и тем более доводить его до положения факультатива.

Выразив свое отношение к вопросу об университетской «военке», хотелось бы высказать ряд конкретных предложений.

Первое. Если мы заинтересованы в надежной военной подготовке студентов, что предусмотрено государственным законом, необходимо твердо установить каждому факультету специальный день для военных занятий. Недопустимо, на наш взгляд, проводить занятия во второй половине дня. Как может студент после четырех-шести часов занятий по специальности ехать на военную кафедру во второй половине дня и полноценно заниматься там. Это нереально. Тут можно посоветовать деканатам учесть рекомендацию Минвуза о сокращении аудиторных часов и увеличить количество часов на самостоятельную подготовительную работу студентов с помощью разработки методик дистанционного обучения. И еще. Вполне реально 3-4 пары часов по специальности распределить на пять учебных дней, добавить по два часа к стационарному графику. Высказанные предложения и рекомендации дадут возможность полностью исключить своеобразный «перегрев» студентов, заставлять их заниматься на ФВО до 22 часов.

Второе. Учитывая появившееся стремление ряда факультетов отодвинуть военную подготовку на задний план, сделать ее необязательной, факультативной, следует безотлагательно решать этот вопрос на высшем университетском уровне. Просить ректора вынести его на Ученый совет или на специальное совещание деканов всех 20 факультетов, пригласив ФВО.

Третье. Сейчас много внимания в СМИ уделяется реформированию вооруженных сил страны, которое, как известно, не привело ни к чему радикальному, но зато нашло своеобразный отклик в стенах университета в виде чуть ли не бойкота военной подготовки. Здесь не может быть, как нам представляется, двух мнений. Университет обязан готовить офицеров запаса. И уж если говорить о реформаторстве, то оно должно касаться главным образом учебных программ, характера и качества самой военной подготовки.

Четвертое. Следует всемерно поощрять спецучебу на военной кафедре девушек, студенток университета. Сошлюсь на опыт моих дочерей, которые в свое время успешно закончили военную кафедру, были аттестованы и сейчас решают медицинские проблемы на семейном уровне. А разве военная, медицинская подготовка девушек помешает им в случае необходимости выполнить патриотический долг в условиях чрезвычайной ситуации?

Мы, ветераны, хорошо помним, какую роль играли медсестры и врачи на фронтах войны. Специальная подготовка женского студенческого персонала – важный фактор укрепления армии и в настоящее время.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что поднятые на страницах журнала вопросы военного обучения необходимо решать безотлагательно с учетом высказанных соображений и важности дальнейшего военно-патриотического воспитания студенческой молодежи. 

К.А.Кузнецов,
доктор историч. наук, профессор,
член Совета ветеранов СПбГУ

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2003 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков