Санкт-Петербургский университет
    1   2   3   4 - 5   6 - 7 
    8 - 9  10-11 12  С / В
   13-14  15-16  17 С / В
   18  19  20  21  22 - 23
   24 - 25  С / В   26  27
   28 - 29 30 
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 12 (3634), 16 апреля 2003 года
событие

Каким будет
наш
университет
спустя десятилетие?

Главной темой очередного заседания Совета ректоров вузов Северо-Запада стала стратегия развития Санкт-Петербургского государственного университета до 2010 года. Принципы стратегии могут повлиять на будущее высшего образования во всем регионе. Поэтому собравшиеся уделили много внимания миссии Санкт-Петербургского университета как головного вуза Северо-Запада. Политическую власть представлял Евгений Иванович Макаров, заместитель полномочного представителя президента РФ в СЗФО. На заседании присутствовал Александр Владимирович Шишлов, председатель Комитета по образованию и науке Государственной Думы.

По традиции ректор СПбГУ Людмила Алексеевна Вербицкая начала свое выступление с первооснов, вернее, с основания нашего университета указом Петра от 28 января 1724 года. Видимо, эта дата положила начало отсчету не только истории высшего образования в российских условиях, но и проблемам, связанным с его стратегическим планированием.

«На фоне перехода современной цивилизации к постиндустриальному информационному обществу и сопряженной с этим эволюцией в мировой системе высшего образования перед нами встает необходимость обновления стратегии развития университета, – сказала Людмила Алексеевна. – В условиях известных ресурсных ограничений обозначилась опасность отставания России от мировых процессов экономического и технологического развития. Санкт-Петербургский государственный университет с его вековыми традициями и инновационным потенциалом должен сохранить свои позиции лидера российского образования как один из ведущих университетов мира».

Стратегия развития создается в нашем университете не в первый раз. В результате реализации предыдущей программы действий за последние десять лет были открыты факультеты менеджмента, международных отношений и медицинский факультет. Со следующего учебного года появится новый факультет искусств, который «дозревает» внутри филологического факультета.

Людмила Алексеевна зачитала проект документа перед Советом ректоров, в частности, раздел, отведенный тенденциям высшего образования в целом:

«Возрастает роль собственника, потребляющего образовательные и научные услуги, что потребует изменений как в структуре образовательных учреждений, так и в структуре подготовки кадров для научно-исследовательских программ. Но мы, безусловно, уверены в том, что государство должно сохранить регулятивную функцию системы образования, прежде всего за счет целевой поддержки ведущих государственных университетов и научно-педагогических школ».

Возможно, изменится не только отношение к «образовательным услугам», но и внешний вид дипломов. В России три тысячи высших учебных заведений, из них около шестисот государственных. Диплом государственного образца получают выпускники всех вузов без исключения. И только открыв этот документ, можно априорно оценить качество специалиста, судя по названию оконченного им вуза. Людмила Алексеевна Вербицкая и Виктор Антонович Садовничий, ректор МГУ, объединившись в этом аспекте, поставили перед министром образования Филипповым вопрос о введении разных дипломов для каждого конкретного вуза. Поначалу Владимир Михайлович Филиппов был категорически против, но Людмила Алексеевна полагает, что в этом случае вуз будет чувствовать большую ответственность за качество знаний своих выпускников.

В апреле текст стратегии развития будет опубликован в журнале «СПбУ», и университетское сообщество получит около полутора месяцев на то, чтобы высказать свое мнение по поводу заявленных там принципов.

Кроме стратегии, собравшихся интересовал вопрос: присоединится ли Россия к Болонской конвенции. По словам Людмилы Алексеевны, такое решение уже принято. Следующий шаг за министром образования: на заседании правительства Владимир Михайлович Филиппов заявит о том, что Россия должна направить официальное представление председателю так называемого Болонского комитета. Но не все «болонские» позиции приемлемы, если учитывать специфику российского образования. Людмила Алексеевна подчеркнула, что важно установить четкую связь бакалавриата и магистратуры по «формуле» четыре плюс два, и не спешить отказываться от аспирантуры. Важно также сохранить двухуровневую систему присвоения ученых степеней, тем более что в Англии и Германии успешно практикуется ее аналог – хабилитация. Будет жестко определен срок обучения и программы, которые обязательно должны быть усвоены учащимися. «В Болонье я видела студента, который двадцать четвертый год учится в университете», – прокомментировала последнюю позицию Людмила Алексеевна. Ясно, что ни одному университету не выгодно создавать благоприятную среду для существования разновидности паразита, именуемого «вечным студентом».

В.Н.Васильев, ректор Петербургского государственного института точной механики и оптики.

В.Н.Васильев,
ректор Петербургского государственного института точной механики и оптики.

Александр Иванович Михайлушкин, ректор Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета, в своем выступлении высказался о миссии СПбГУ. По мнению Александра Ивановича, она заключается в роли научного центра, где ведущие специалисты из разных областей науки разрабатывали бы стратегии образования в России. «Сегодня понятно, что нельзя было с такой легкостью регистрировать негосударственные вузы, – сказал Александр Иванович. – Существуют вузы, в которых всего десять-пятнадцать процентов штатных преподавателей, вузы, которые представляются высшими учебными заведениями, находясь в старых зданиях профессиональных технических училищ. Вместо учебного процесса идет продажа дипломов. Все это объясняется отсутствием научного подхода к высшему образованию в стране. Сколько вузов нужно России? Евгений Ясин, будучи министром экономики, выдвинул программу «Сто вузов России». Сразу возникла масса вопросов: почему сто, а не сто пятьдесят, какие вузы закрывать? Но вместо сокращения числа вузов открылось множество негосударственных, при этом было допущено немало ошибок. Еще одна существенная проблема: утрачена пропорция между высшим и средним специальным образованием, сегодня у нас нет рабочего класса, некому подметать улицы, некому стоять у станка. Миссия университета заключается в поиске научных подходов к решению этих проблем».

Александра Ивановича поддержал ректор Санкт-Петербургского государственного института точной механики и оптики Владимир Николаевич Васильев: «Санкт-Петербургский университет – это национальное достояние. Поэтому мне кажется, что он просто обязан стать научным и методическим центром Северо-Запада».

Алексей Михайлович Ельяшевич, ректор Института биологии и психологии человека, рассказал, что собирается внедрять на практике функцию негосударственных вузов, которая прежде почти не использовалась: «Это функция экспериментальной площадки для отработки новых методов обучения. Потому что пробовать новшества сразу на государственном вузе рискованно. Например, одно из наших новшеств – введение русского языка как обязательного предмета с первого по четвертый курс. Тот, кто показал свою грамотность, платит за обучение на двести рублей меньше, но каждые полгода проходит тест. В результате мы надеемся изменить ситуацию, в которой формируются специалисты «с высшим, но без среднего образования».

Александр Владимирович Шишлов в своем выступлении назвал некоторые причины противоречивой ситуации, сложившейся вокруг негосударственных вузов в нашей стране: «Мы сами создали искусственный рынок негосударственного высшего образования. Во-первых, это отсрочка от армии. Огромное количество людей идет в вузы, где обучение стоит сто-двести долларов, специально, чтобы получить отсрочку. Такие вузы сохраняют аккредитацию, и никто не предпринимает решительных действий. Искусственный рынок обусловлен еще и тем, что в ряде должностей государственные служащие должны иметь базовое высшее образование по специальности юриспруденция. Я не хочу предлагать какие-то хирургические меры, но проблему надо решать последовательно и настойчиво».

Евгений Иванович Макаров, заместитель полномочного представителя президента РФ в Северо-Западном федеральном округе, отметил, что дистанции между политическими властями и ректорским сообществом существовать не должно: «Вы сами видите, что в обществе идет мучительный поиск различных концептуальных взглядов на развитие страны. Когда мы начинаем прогнозировать социальные последствия экономического развития, мы сталкиваемся с наличием огромных трудностей. Необходимо изучение демографической и миграционной ситуации, изменения этнической конструкции социума на Северо-Западе. В том, что Санкт-Петербургский университет выносит на обсуждение ректорского сообщества свою собственную стратегию, я вижу попытку призвать все высшие учебные заведения Северо-Запада к такому же шагу. В результате появится стратегия экономического развития всего Северо-Западного региона в сфере высшего образования, с учетом тех факторов, о которых я говорил: демографических, этнических, миграционных».

Ректор Людмила Алексеевна Вербицкая сдержанно ответила на лестные пожелания, высказанные выступавшими: «Мы чувствуем свою ответственность и перед нашими партнерами, и перед вузами Северо-Запада. Но самим взять на себя какую-то особую роль в масштабах страны, тем более прописать ее в стратегии, было бы, как мне кажется, не совсем в традиции Санкт-Петербургского университета. Потому что скромность и интеллигентность – это те черты, которые характеризуют университетский дух».

Совещание проходило в живописном здании факультета менеджмента в Волховском переулке. После обсуждения стратегии развития Санкт-Петербургского университета для гостей была устроена ознакомительная экскурсия. Затем декан Валерий Сергеевич Катькало прочитал доклад «Концепция многоканального финансирования государственного вуза: опыт факультета менеджмента», в котором поделился с участниками совещания некоторыми секретами коммерческого успеха этого молодого, но эффективного факультета. 

Венера Галеева

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2003 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков